Пушкин Чернь Толки

В ноябре 1825-го Пушкин из заточенья в Михайловской губе написал князю Вяземскому письмо, в котором есть такая формула жития:

<...Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении.
Он мал, как мы, он мерзок, как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе…>

Толпа…

Через три года он находит имя всенародной родной толпе:  в 1828 г Пушкин написал сердито-капризно-спесивое стихо-творение Чернь, которое перед Уходом своим в Вечность переименовал в  «Поэт и толпа»

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?

      Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры глас!
 
Народ  непосвященный и бессмысленный  + Чернь земли тупая + Толпа развратников
 (это все синонимичные черты того, что в быту зовется просто НАРОД)

 противопоставлены Поэту = избраннику богов + сыну небес + гордому  мирному небожителю

Как-то веет вирусом или бак-терией Вседозволенности, небожительства и исключительной избранности а ля еврейство

***

Толкователи:

(0)
Шевырев С.П.
Толкование было основано на понимании "черни" как "народной массы"

(1) Белинский
Стихотворение это = суть поэтический символ веры Пушкина…  Белинский  незаметно  и искусно  перетолковывает  обозначенный в  стихотворении  конфликт.  Существо же проблемы толкуется  Белинским  в духе понимания  искусства  как  формы  служения  обществу.  «Кто  поэт  про  себя  и  для себя,  презирая  толпу,  тот  рискует  быть  единственным  читателем  своих  произведений».  Публика  вправе  была  искать в поэзии  Пушкина  более нравственных  и философских  вопросов, нежели  сколько находила  их  (и  это,  конечно,  была  не  ее  вина)».  Поэтическое  кредо Пушкина,  истинность  которого  как  бы  санкционирована  его  гением,  вступает  в противоречие с предназначением искусства

(2) Писарев
«Чернь» как поэтическое credo Пушкина. Критик  обрушивается  на  Пушкина  с  градом  обвинений  и  оскорблений.  Он  обвиняет  Пушкина  в неискренности  и  эгоизме,  уверяя,  что  поэт  прекрасно  разбирался  в своей  пользе и  выгоде,  а  «неизлечимую  рассеянность»  напускал  на  себя  только  тогда,  когда речь  заходила  о  пользе  и  выгоде  читателей;  в том,  что  он  «гонит  от  себя  чернь задним  числом,  т.  е.  тогда,  когда  она  сама  удалилась  от  него и  когда  он  увидел свою  неспособность  воротить  ее  назад»,  и  т.  д.  Но  самое  главное:  разбирая  все претензии  «черни»,  Писарев  доказывает,  что  они  совершенно  разумны  и  справедливы,  а  все  возражения  поэта,  которого  он  именует  «кретином»  или  «возвышенным  кретином»,  вздорны,  нелепы  и  оскорбительны

(3) Катков М.
Это исповедь Поэта, вызвавшегося на подвиг исправления сердец. Исповедь красноречивая и сильная! основной смысл этих стихов, что бы кто ни говорил, очень верен. Да! мы не имеем никакого права требовать чего-либо от искусства свыше того, что высказывается этими немногими словами, определяющими призвание художника. Если вдохновение не есть пустое слово, то что же иное может означать оно здесь, как не творческое созерцание жизни и истины?

(4) Иванов Вяч. И.
в стихотворении изо¬бражен конфликт как олицетворение трагиче¬ской разобщенности Поэта и народа: «Пушкинский Иамб впервые выразил всю трагику разрыва между художником нового времени и народом.»: (в рукописи сти-ние назыывалось Ямб») явление новое и неслыханное, потому что в борьбу вступили рапсод и толпа, протагонист дифирамба и хор;—;элементы немыслимые в разделении. Раскол – Поэта и Наорода.

(5) Блок А.
«.Нужно быть тупым или злым человеком, чтобы думать, что под чернью Пушкин мог разуметь простой народ. Пушкинский сло¬варь выяснит это дело — если русская культура возродится. Пушкин разумел под именем черни приблизительно то же, что и мы. Он часто присоединял к этому существительному эпи¬тет «светский», давая собирательное имя той родовой придворной знати, у которой не осталось за душой ничего, кроме дворянских званий, но уже на глазах Пушкина место родовой знати быстро за¬нимала бюрократия. Эти чиновники и суть наша чернь; чернь вче¬рашнего и сегодняшнего дня...»
«вряд ли когда бы то ни было чернью называлось простонародье», что под чернью следует подразумевать представителей «родовой знати» и высшего чиновничества2.

(6)
Соловьев Вл.
«…его вражду к этой “черни” пытаются истолковать в смысле антиаристократическом, разумея под “чернью” — “светский круг” общества, будто бы преследовавший Пушкина. Но если поэт не мог иметь враждебного столкновения с простым народом из-за поэзии, этому народу неизвестной, то он не мог враждовать и против того общественного слоя, к которому принадлежали его лучшие друзья и самые восторженные ценители его поэзии. Значит, враждебная поэту толпа вовсе не имеет, да и не может иметь, сословных или вообще социальных признаков. Это есть не общественная, а умственная и нравственная чернь, — люди формально образованные и по тому могущие вкривь и вкось судить о поэзии, но по внутренним причинам неспособные ценить ее истинного значения, требующие от нее рабской службы практическим целям»
На вопрос "черни": какая польза нам от твоей песни? - поэт гневно отвечает: Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот!  О Пушкине разные люди бывали разного мнения. Но, кажется, никто никогда не признавал за ним безвкусия и слабоумия. Но какая высокая степень безвкусия нужна была бы для того, чтобы бранить "поденщиками" действительных поденщиков и укорять людей, материально нуждающихся, за эту их нужду, и какая высочайшая степень слабоумия потребовалась бы для того, чтобы изобразить поэта пререкающимся с действительными поденщиками о статуе Аполлона Бельведерского! А ведь именно такое беспредельное безвкусие и такое беспредельное слабоумие пришлось бы приписать Пушкину, если только его "народ" признать за действительный простой народ, и в презрительно гневном отвращении и вражде поэта к этому народу видеть проявление "аристократизма". Но вот с каким холодно-надменным, лицемерно наглым издевательством обращаются к поэту эти мнимые "поденщики";
На лживый, лицемерно наглый вызов "черни" отвечает благородный и правдивый гнев поэта: Гнев поэта правдив и понятен: не так возмутительна прямая вражда к доброму и прекрасному, как притворное к ним уважение, делающееся лукавым средством вражды. Гнев поэта правдив, язык поэта безгрешен, свободен от празднословия и лукавства, но... похожа ли его прямолинейная правдивость на "жало мудрыя змеи"? Если гневному красноречию поэта дать сжатое и простонародное выражение, не сойдет ли оно на ту фразу: "ах вы подлецы, подлецы!" - которая была выше приведена как образчик элементарной правдивости, способной только огорчить, но не пронзить зло насквозь? "Ах вы подлецы, подлецы!" - эта элементарная истина приняла в устах поэта благородную форму, сохранив, однако, всю свою элементарность.
Вдохновенье - вот начало и конец этой поэтической исповеди. Вся она - только борьба за безусловные права вдохновения. Что значат все лукавые приставания "черни" к поэту, как не покушения на верховность его вдохновения? "Пой нам не то, что внушает твое вдохновение, которое кажется нам бесплодным, а то, что нам нужно, и чего ты также должен хотеть, - ведь должен же ты быть альтруистом, должен желать нам блага!"
- "Подите прочь!"

(7)
Вл. Мирзоян
Чернь – это грешники, или не пожелавшие, или не догадавшиеся  или не сумевшие пройти ритуал омовения. Или Бог не принял их покаяний и жертв и не отпустил им грех…  и они почернели от ужаса черной пасти Ада – их души стали черными от Зла – их покинул Белобог

(8)
Меньшиков О.М.
«Чернь» — сильное по форме, но одно из самых загадочных по замыслу стихотворение Пушкина с риском невыясненности и построения ложного  духовного образа Пушкина, его отношения к человечеству. Пушкин — душа огромная; это была не одна жизнь, а как бы тысяча жизней, сплетенных в одну ткань. Пушкину были доступны все миры страстей человеческих и увлечений, вся прав да и вся ложь бытия. Пушкин искренно переживал и язычество, и христианство, вмещал в себе все человеческое. Как поэт — он был эхом жизни, «ревел ли зверь» в его сердце, «гремел ли гром» или слышался голос «девы» — на все давал он отклик. Поэзия — упоенье, и он искал его всюду — и в трогательной любви, и в героизме, и «в дуновении чумы».
Когда Пушкин утверждал, что народ подл, то относительно он был столько же прав, как тогда, когда утверждал, что народ благороден. Народ одновременно и подл, и благороден, смотря по тому, какие струны его души приведены в действие. Но Пушкин был бы абсолютно не прав, утверждая что-нибудь одно из двух; но он этого и не делал.
Что Пушкин питал презрение к профанам — это несомненно, но профаны и народ — не одно и то же. Толпа, окружавшая поэта, была не народная — и отнюдь не простонародная.  Примеры «хладного и надменного» отношения к поэту Пушкин видел не среди народа, а в светской толпе, а критика на тему «О чем звучно он поет, напрасно ухо поражая?» была именно тогдашняя литературная критика в лице Булгарина и иных.
Но  «гнусно лицемерные слова "черни" странным образом показались Меньшикову  "благородными", и он называет ответ поэта "крайне грубым и злобным"

(9)
Майков Л.Н.
В Москве объявил он свое живое сочувствие тогдашним молодым литераторам, в которых особенно привлекала его новая художественная теория Шеллинга, и под влиянием последней, проповедывавшей освобождение искусства, были написаны стихи «Чернь». Это одно  из замечательнейших стихотворений Пушкина, появившихся на страницах Вестника (1829 г., № 1). По словам Шевырева, Пушкин написал эту пиесу под влиянием художественной теории Шеллинга, проповедовавшей освобождение искусства, и с которою Пушкин познакомился в кружке Веневитинова. Мнение Шевырева было принято Анненковым и положено в основу его суждений о позднейшей поэтической деятельности Пушкина. Следует ли однако считать это мнение безусловно справедливым?

О «Черни» у нас было много писано; ее толковали на разные лады. Но кажется, главною ошибкой большинства критиков было то, что они (в числе их, очевидно, и Шевырев) искали в Пушкинском стихотворении того, чего и не думал давать автор, именно искали цельной художественной теории, и, объяснив по-своему найденное, одни одобряли мысль поэта, другие осуждали ее.

В рукописи эта пиеса была названа «Ямбом», - это влияние А. Шенье, обрушившего укоры и обличения своим обезумевшим современникам.  Пушкин изображает два различные взгляда на поэзию: один - принадлежащий людям, не посвященным в тайны творчества, и другой - свойственный самому художнику.
Пушкин обращался не к народной черни, а к пустой толпе светской и говорил о призвании и назначении поэта.
Восторженных похвал пройдет минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

(10)
Тынянов Ю.Н.
Чернь надо рассматривать в комплексе: 1824 г. появляются у Пушкина стихотворения, тема которых социальная позиция поэта. Таковы "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824), "Пророк" (1826), "Поэт" (1827), "Чернь" (1828), "Ответ анониму" (1830) и др. "Чернь" есть звено в целом цикле пушкинских стихотворений, связанных между собою общим вопросом о позиции поэта. Уже в "лицейском" языке - толпа и чернь - определенные понятия, неравнозначные понятию народ, простонародье, а означающие нечто совершенно противоположное, - чернь и толпу аристократическую. Ср. выписку из Вейсса в "Словаре" Кюхельбекера. Многочисленное собрание правящей аристократии близко по своим качествам к понятию "чернь", - таков смысл периода. (Вспомним, что впоследствии Пушкин собирался назвать свое стихотворение яснее: "Поэт и толпа" - несомненно с тем, чтобы до конца вытравить возможный в тогдашнем читательском восприятии оттенок слова "чернь" - "простонародье").
«К Евгению» (т.е. к Абрамовичу,  к Баратынскому):
"Все в жизни суета, и наш удел - терпенье!"
Впросонках говорит жиреющий Зенон.
И дураку толпа приносит удивленье,
Для черни прорицатель он!
А я пою тебя, страдалец возвышенный,
Постигнутый судьбы железною рукой,
Добыча злых глупцов и зависти презренной,
Но вечно пламенный душой!..
Ср. также стихотворение "Поэты":
И что ж? пусть презрит нас толпа:
Она безумна и слепа.
У него не просто "народ", а "народ непосвященный" - прямой перевод выражения "profani" из эпиграфа Горациева стиха - и "народ бессмысленный".  Характеристика этого "народа" "хладный и надменный" - подчеркивает социальный смысл словоупотребления
Чернь" правильнее всего считать полемически направленной не только против "светской черни", но и против официозной журналистики последекабрьского периода.
Служенье муз не терпит суеты.
Прекрасное должно быть величаво.

(11)
Полевой Н.
Обвинил Пушкина в спесивом высокомерии и аристократизме

(12)
Томашевский Б.В.
В настоящее время может считаться общепринятой его Черни трактовка, предложенная им в собрании сочинений Пушкина, изданном под его редакцией: «Стихотворение является ответом на требования дидактического морализма, какие предъявлялись Пушкину. Еще в начале 1828 г. в «Московском вестнике», к редакции которого тогда был близок Пушкин, отмечались обращенные к Пушкину советы «строгих Аристархов» преподавать уроки нравственности». Но не столько на страницах журналов, сколько в самом обществе, особенно в кругах, близких правительству, было заметно стремление «направить» перо поэта для служения практическим целям и интересам, далеким от тех идеалов, какие ставил себе Пушкин в своем творчестве…»
(поэтическое творчество не совместимо с какими-либо общественными обязательствами поэта, он повинуется только своему вдохновению)

(13)
Есипов В.М.
Суди, дружок, не свыше сапога!
Небезынтересно отметить, что и высоко ценимый Пушкиным Гораций в «Науке поэзии» (пер. М. Дмитриева) не останавливается перед тем, чтобы противопоставить грубому восприятию простолюдина утонченный вкус просвещенного аристократа… Пушкин как поэт нового времени расходится со своим древним собратом по искусству в самом существенном вопросе:

(14)
Меламед И.
Чернь есть нечто, противоположное всякой обособленности. Это образование не арифметическое, а метафизическое, в котором всякая единица, если бы ее можно было вычленить, не являлась бы личностью. Чернь — не сумма Иванов и Петров, а мистический монолит. Если некий Иван «выйдет» из нее, Чернь не станет меньше на единицу.
у Пушкина в знаменитом стихотворении («Поэт и толпа») диалог с Поэтом ведет сразу вся Чернь, а не какой-либо ее представитель, обладающий индивидуальным голосом, как раз и иллюстрирует онтологическую цельность и безликость Черни.
Чернь как метафизическое образование, разумеется, не есть очевидное скопление народа, это — не обязательно толпа, собравшаяся на площади. В пушкинском стихотворении Чернь лишь для наглядности персонифицирова-на, в действительности она находится везде и голоса ее раздаются отовсюду.
у Пушкина Чернь не имеет сословного статуса. Внутри нее в какой-то момент может оказаться и Бенкендорф, и Булгарин, и обыватель, для которого печной горшок дороже Бельведерского кумира, и, — цитирую Ходасевича, — «любознательный кузнец, дуреющий над просветительной брошюрой». Чернь — это «народ непосвященный», сборище профанов (не зря ведь стихотворению предпослан эпиграф из Вергилия «Proculeste, profani»), для которых утилитарный или какой-либо иной интерес выше «вдохновенья, звуков сладких и молитв» и которые смеют судить Поэта и требовать от него служения собственным нуждам. Чернь — образование метафизическое (о чем уже говорилось выше), ее нельзя вычленить из какой-либо социальной группы.

(15)
Скляров О.Н.
В большинстве из известных нам интерпретаций стихотворения достаточно много места уделяется вопросу о том, кого подразумевал автор под «чернью тупой» и под «хладным», «надменным», «не¬посвященным» и «бессмысленным» «народом». Над попытками истолковать в буквальном, социально-сословном ключе изображенный конфликт можно иронизировать … но … если б не знаменитая двусмысленность Пушкина и его привычка к оздоровляющей иронии и мистификации
Пушкин лучше многих сознавал уязвимость сугубо эстетического восприятия вещей, роковую непредсказуемость вдохновения, неизбежное присутствие духовного риска там, где никогда
«не дано предугадать, как наше слово отзовется» (Тютчев).
Но он понимал также и то, что решимость оставаться художником предполагает готовность к этому риску. Да, художество непременно содержит в себе мораль (добрую или злую), неизбежно несет тот или иной урок, но не как что-то готовое и очевидное, а как возможность (среди других возможностей), как некую «потенцию» истолкования. Форма и степень реализации этой «возможности» целиком зависят от воспринимающего искусство.

***
https://gufo.me/dict/dal?letter=

Чернь Ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный), сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Большая советская энциклопедия
чернь ЧЕРНЬ — сапротрофные сумчатые грибы сем. Capnodiaceae, развивающиеся на поверхности листьев за счет медвяной росы, выделяемой тлями, и покрывающие лист темным войлочным налетом темноокрашенного мицелия и спороношений. Ботаника. Словарь терминов
чернь Простонародье, народ, улица, масса, плебс, плебеи; отребье, подонки общества ср. !! простолюдин см. >> толпа Словарь синонимов Абрамова
чернь • Лицемерная (Пушкин). • Презренная (Пушкин, Ясинский). • Простодушная (Лермонтов). • Слепая (Баратынский, Пушкин). • Темная (Хомяков). • Тупая (Пушкин). Словарь литературных эпитетов
чернь сущ., кол-во синонимов: 22 быдло 52 воронь 1 город 2765 лес 165 масса 96 мрак 33 народ 200 ниелло 3 отребье 20 плебс 8 подонки общества 4 простонародье 13 сплав 252 тайга 4 толпа 59 тьма 57 хамово отродье 6 хамово племя 4 чернолесье 6 чернота 25 черный народ 9 чернядь 4 Словарь синонимов русского языка
чернь 1. ЧЕРНЬ1, и, ж. (устар.). 1. В дворянском обществе, в высокопарно-презрительной речи: люди, принадлежащие к непривилегированным классам. 2. Люди, далёкие от духовной жизни, высоких идеалов. Светская ч. 2. ЧЕРНЬ2, и... Толковый словарь Ожегова

***
Толковый словарь Даля онлайн
ЧЕРНЫЙ
кровь, черножильная, обратная или венозная. - мысли, дума, мрачные, печальные. - крыльцо, лестница, задний ход. - глаз, недобрый, завистливый. - концы, что прячут, таят. - тук, удобренье из отхожих мест; лопаточный, густой; леечный, жидкий; пудрет, сухой. Не все то цыган, что черно. Береги (или: паси) денежку про черный день. В черный день не мирись, не кумись - ссора будет. Черный день придет, приятели откинутся. Черна коровка, да бело молоко. Работа черна, да денежка бела. Черен, да задорен, бел, да не смел. Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза. С черным в лес не ходи, с рыжим бани не топи. Напился, чернее матушки грязи (чернее государевой шляпы). Черен, как сажа, как уголь, как смоль, как ворон, как ночь, как земля; чернее грязи, сажи, угля и пр. Черная одежда не спасет. Черная (ряса, одежда) не спасет, белая не клянет. Черненький, маленький, а колодой ворочает (блоха)? Черненько, маленько, в платье вскочило, царя разбудило (блоха)? Черненько, маленько, на всех садится, царя не боится (блоха)? Ворон, да не конь; черен, да не медведь; шесть ног без копыт, рогат, а не бык (черный таракан)? Черная трава, Orobus niger, укладник, цыганка или железная трава, черные черевички, она ж. Черный папоротник, растен. Struthiopteris germanica. Черноватый пск. чернотный, темный, исчерна, или весьма смуглый. Черноватенькая девочка. Пшеница черновата, не хороша. Черноватость, качество по прилаг. Черновой, о письме, чертеже, написанный начерно, для поправки и перебелки. Оставь черновое письмо у себя, на случай справки. Чернить что, вычернить, окрасить черною краской. Чернить волоса, подкрашивать. Чернить кожи. | Марать, грязнить, пачкать. Не трогай, не черни рук! Подкладка эта чернит, марает белье. Не все то белит, что бело; не все то чернит, что черно. | Зачернять, о письме, вымарывать, херить; | начернить, написать, набросать начерно. | *- кого, очернить, марать, обносить, клеветать, злословить. Она всех чернит. Он поведеньем своим чернит весь полк. Черниться, страдат. | Чернить себя. Заставляют арапом рядиться, а ему черниться неохота. На гребцах шляпы чернеют, кушаки на них алеют, песня. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют, Пушкин. Вишня дочернела. Пашня издали зачернелась. Кожа вся исчернела и потрескалась. Небо почернело. На ветру все дети перечернели, загорели. | Чернота ж. черность церк. свойство черного. Чернота арапа поражает. Он известен чернотою рук своих, грязен. Чернота этого поступка неоспорима. Одеяние черность имущее, Акты. Чернота, смол. зап. грязное черное белье, в стирку. Пересчитай и дай прачке черноту. Чернь ж. чернота. | Донск. чернолесье; | зап.-сиб. густой, непроходимый лес, в вост. сиб. тайга. | Род черной финифти по серебру, черное серебро. Табакерка, ложка с чернью, встарь устюжской работы. Ходить в черни, зап. в жали, в печали, в трауре или в черном. | Чернь, черный народ, простолюдины, особ. толпа, ватага их. Чернь бушует - о чем, не знает! Из черни вышел, да пообчистился. | перм. чернь, народ; | Черняй, чеглок. Чернец м. черница ж. монах, монахиня; черничище (черничаща), стар. говор. смиренно, о себе; черничка, умалит. Чернец молодец, по колена в золоте? горшок в печи. Чернецовы, черницыны рясы. От беды (не) в чернецы. Не всем чернецам в игумнах быть. Пришло чернецу к одному концу. Чернец чернеца осуждает. Есть чернцы, да на Симонове. Ловец да чернец и по ночам мало спят. Господь умудряет слепца, а дьявол искушает чернеца. Чернец и черница всякую свадьбу портят. Чернильник, кто делает чернила, торгует ими. Чернитель м. чернительница ж. чернильщик, чернильщица, обносчик, клеветник, злоречивый человек. Черничие ср. церк. лесная смоква, фига. Уби градом винограды их, и черничие сланою (обледеницей), Псалтирь. Чернеина ж. арх. ручейки, по белой, от ягеля, тундре, и ёрник около ключей. Составные слова, с нареч. черно-, б. ч. понятны по себе. Черно-багровый дым венчал их (огненных дерев) вершины, Жуковский. Чернобокий корабль, Гнедич. Чернобольцы, старый раскольничий толк стародубщины, весьма близкий к беспоповщине. Черноболеский вологодск. шалун и проказник? Черноборец, стар. сборщик подушного или черной дани, черной куны, черного бора, взимавшегося по разу, при каждом новом князе. Чернобородый персиянин.
Черный день
образное выражение, которым русские люди именуют самое трудное время своей жизни, время нужды, безденежья, несчастья. «черный день» - это война  и голод, болезнь  и смерть близких, безработица и нищета.   Это дни бессилия,  безнадежности, власти внешних факторов над человеком. В русской культуре сложился обычай всегда быть готовым к таким нелегким дням: откладывать деньги «на черный день», иметь запас продовольствия, хранить старые носильные вещи.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
Черный день — (иноск.) день несчастный (б;да, нужда). Ср. Черный день придетъ, пріятели откинутся. Ср. Вообще на деньги она смотритъ, какъ на что то исключительное, волшебное, долженствующее придти на выручку въ черный день. Салтыковъ. Пестрыя письма. …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

***

Черный человек — это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии.

***

Выводы

Итак, что в сухом остатке толкований?
А ничего. Один словесный блуд  и всегдашнее стремление обмундировать Пушкина в белые одежды святоши.

И потому мы сами себя уверовали в следующем:
1) в народе черный – цвет Зла, беды, горя и погибнли
2) в народе черный день – день несчастий
3) в народной демонологии – черный человек – это сатана, обернувшийся чертом
4)    по словарю Даля чернь - черный народ, простолюдины, особ. толпа, ватага их.

Пушкин, конечно, был среди тех новаторов слова, которые мастерили русский литературный язык. Но ему не было нужды из слов  «чернь =  народ = толпа»  лепить нечто иное, кроме всем понятного.

Прекрасное должно быть величаво

 Кому кто  на хрена и что должен?  Всё!?   Богу всё по … фигу… 
Ему нужны только жертвы … И самые безумные

19 октября (1825)

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
 
И тут же (1828)

«Подите прочь!
Какое дело Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас.
Душе противны вы, как гробы: Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры.
Довольно с вас, рабов безумных!»
(Пушкин. Чернь. Переименовано незадолго до смерти в Поэт и толпа – ибо замучили автора до смерти толкователи, хулители и уморители…)

А все ж = где дефиниция = НАРОД, ТОЛПА, ЧЕРНЬ

Народ = это скоп, это все – и черные исходно, и белые с желтыми эволюционно
Толпа – это кучки частей народ. Народ любит кучковаться, чтобы быть окученным и страдать столпотворением, удобным для усмирения. Вот слет вожжей БРИКС – цари идут толпой … А вот некогда на Болотной толпа … А вон и плаха с топорами. А вон и мгла, тюрьма и зона. М-да …
Чернь.  Это кто-то один, в толпе, или многие бесконечных размытых (нечетких) мнжеств – с черной душой, гнилой мозгой, съехавшей крышей и мутью черных мыслей и жутких целей раскольничества. Спец черни может быть и гением, и с двумя дипломами вышки, и доцентом или кандидатом (были и академики, и профессора–душегубы, и писатели и  их жописы).   А вот, Зин,   глянь, в такую рань такая срань:
- Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Рот - хоть завязочки пришей...
Ой, до чего, Вань, размалеваны,
И голос - как у алкашей!
Каждый внутри каждой своей видовой родо-племенной социальной сословной бомондной бомордной системы себе подобными прекрасен
В ноябре 1825-го Пушкин из заточенья в Михайловской губе написал князю Вяземскому письмо, в котором есть такая формула жития:

<...Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении.
Он мал, как мы, он мерзок, как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе…>
У Пушкина все понятно сказано:

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?

      Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры глас!
 
Исходное имя творения = ЧЕРНЬ. Потом чрез 8 лет = ПОЭТ и ТОЛПА
Поэтому мы вправе поставить  знак равенства: ЧЕРНЬ = ПОЭТ И ТОЛПА
То есть Поэт тоже часть черни, но не такая мерзкая как вся толпа толп куч народа  и разных его обществ, политий, сословий, групп, кланов, банд  и сообществ

Формула Поэта ясна как черное и белое:

Народ  непосвященный и бессмысленный
+ Чернь земли тупая
+ Толпа развратников
(это все синонимичные черты того, что в быту зовется просто НАРОД) 
противопоставлены

Поэту = избраннику богов + сыну небес + гордому  мирному небожителю


***
А, кажется, все проще простого, ежели не мутить, не мудрить да не умничать и быть ближе  к народу по требе АИЯ:
ЧЕРНЬ = ЭТО ПРОСТОЙ НАРОД …. просто НАРОД
вот


Рецензии