О нашей жизни без прикрас

В ярославском издательстве «Филигрань» вышел сборник рассказов начинающих писателей «Колесо обозрения». Сборник это не первый и, надо полагать, не последний, подготовленный региональным отделением Союза российских писателей.

Пробиться начинающим авторам на страницы толстых литературных журналов всё равно, что записаться в отряд космонавтов. Случаются, правда, исключения, но очень-очень редко. И по большому счёту молодые писатели, живущие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, пребывают вне широкой читательской аудитории. А пишут авторы сборника душевно, с чувством, и сюжеты рассказов у них не избитые, не затёртые.

Взять рассказ Алексея Бутусова «Таксения». Главный герой одиннадцатилетний Димка обратил внимание на приехавшую из другого города девочку Ксению, прозванную Таксенией, то ли за то, что утром и вечером выгуливала свою таксу, то ли потому что её старший брат «таксовал». Лёгкая, удивительно-воздушная, как одуванчик, Таксения была словно инопланетянка, и смотрела на Димку так, точно хотела засосать его в свою параллельную вселенную. Однажды кто-то выбросил на мусорную площадку большого розового медведя, а Таксения из жалости его подобрала и вместе с Димкой отнесла в узкий проход между гаражами, где уже сидели игрушечный слоник с порванным хоботом, рыжая собака с длинными ушами, выцветший синий заяц с морковиной в лапах. Поначалу Димке, как и Таксении, было жалко выброшенных на помойку игрушек, а потом его взяла злость на девочку, которую приятель Серый назвал бомжихой, они устроили за гаражами погром, а истерзанные игрушки Димка унёс в мусорный ящик. На другой день Таксения рыдала у гаражей, давясь слезами. И тогда Димка, чтобы утешить девочку, все свои деньги, что копил на смартфон, потратил на новые мягкие игрушки и рассадил их в уголке за гаражами. Но Таксения их так и не увидела, переехав с родителями в Хабаровск: «Новые, ещё пахнущие магазином игрушки смотрели на Димку своими живыми, недоуменными глазами».
Удивительная история из жизни школьников, рассказанная учителем русского языка и литературы Алексеем Бутусовым, не оставит читателя равнодушным, заставит задуматься, что совершив однажды скверный поступок, потом даже из добрых побуждений ничего не исправить.

Рассказ преподавателя детской школы искусств Татьяны Долган «Не наше дело» затрагивает тему равнодушия к чужой беде. Услышав на улице крик о помощи, Вера вызвала полицию, после чего у неё состоялся нелицеприятный разговор с мужем:
«– Ну и дура! Просто идиотка! – Вадим  с силой потёр уши.
Вера знала, он всегда так делал, когда злился. Лицо побагровело. Под кожей заходили желваки.
– Вот скажи мне, на кой ляд тебе чужие проблемы? – Вадим упёрся руками в колени.
– А может, там и правда нужна помощь, – тихо ответила Вера, опустив голову.
– Безмозглая идиотка! – Вадим выразительно постучал по голове. – Не хватало нам  ещё полиции в квартире! Зачем? Зачем ты лезешь не в своё дело? Ну, орёт там кто-то. И пусть орёт. Это не наше дело!
Вера вскинула голову:
– А если бы это была твоя дочь? Там, в сквере?
– Моя дочь  по ночам не шляется. Она в лагере. А ты теперь сама расхлёбывай кашу с полицией. Вот влепят тебе штраф за ложный вызов, и впредь будешь умнее!»
Полиция на вызов приехала быстро, девочку одиннадцати-двенадцати лет нашли в кустах живую, но сильно испуганную. И тут отец с матерью вспомнили, что им должна была позвонить дочь. Два звонка оказались пропущенными, но было сообщение, что Алина собирается сбежать из лагеря. От предчувствия, что девочкой в кустах могла оказаться их дочь, Вера потеряла сознание, пришлось вызывать «скорую». Потом родители всё же дозвонились до Алины, у неё было всё в порядке. Тоже неординарная жизненная ситуация, заставляющая читателя задуматься.

Очень познавательны рассказы Светланы Носовой. В рассказе «Душа праздника хочет» автор со скрупулёзностью описывает похождение пенсионерки Виолетты Викторовны в магазин: «Виолетта Викторовна поставила в свою корзинку, к лежащему там батону, коробку кефира. Больше ничего брать не собиралась, но всё равно медленно пошла вдоль холодильников, разглядывая за стеклянными дверцами стаканчики со сметаной, творог в коробочках, маленькие конфетки творожных сырков, йогурты, знакомые из рекламы. Сыр плавленый, сыр в кусках, рыбный паштет, рыба красная на золотых подложках. «Здравствуй, рыба, какая ты красивая, но уж больно дорогая. Мясные вырезки: грудинка, буженина, карбонат – слово-то какое неаппетитное: «карбонат». Как ацетат, хлорид. И тебе, колбаса, здравствуй, от холодильника моего привет, он тебя помнит».
Глядя, как двое жизнерадостных мужчин набирают две тележки разных деликатесов, виски, мартини, шампанского, бывшая учительница вспоминает, как в школе после выпускного устраивалось застолье, ей тоже хочется праздника. И к лежащему в корзинке батону и кефиру она берет дорогой коньяк и шоколадку.
Главная героиня рассказа «Искра», немолодая женщина, чтобы добраться из города домой, испытывает на себе все транспортные неудобства, начиная с автовокзала и заканчивая переполненным автобусом: «Зашла в автобус. Так, куда двинуть? Здесь люк открыт, дует.  Здесь та женщина сидит. На коленях живот, на нём бампером грудь, ещё и ребёнка завалила сверху, притиснула к себе, закрыла им лицо, зыркает, как все на её коляску натыкаются, обходят. Ребёнок кочевряжится. Рванула подальше от него, в конец салона. Прицепилась к вертикальному поручню. Всё! Никуда не двинусь. Целый час стоять, а здесь хоть более-менее удобно. Народ прёт, но я держусь. Толкают, смотрят недовольно – пусть. Продираются, подтыкая в рёбра локтями – терплю. Зыркайте, давите, тыкайте – не двинусь».
И в этой толкотне наша героиня выделила мужчину в выгоревшей штормовке, и от того, что он стоит рядом ей как-то хорошо стало, спокойно. И она подумала: «Вот бы такого мужа. Всю жизнь ждала, мечтала о мужчине. Чтобы жить под его защитой и опекой. Я бы его слушалась, как скажет, так бы и делала».
Всего в сборнике 17 рассказов, в основном взятых из нашей сегодняшней жизни, а не какие-нибудь завитушки вокруг пустоты.


Рецензии