Рецензия к фильму Царство Небесное
Ну, это американский средневековый эпик про религиозные войны, снятый одним из главных эпикуреев кинематографа Ридли Скоттом. В первую очередь это эпик, потому что он идёт почти целую вечность. Три долгих и, как по мне, не самых насыщенных часа. Есть версия, которая длится на порядок меньше. Два двадцать. Но как-то бессмысленно смотреть обрезанную версию, если есть развёрнутая. Но тут всё равно меня настиг парадокс. Несмотря на огромность, фильм всё равно показался мне каким-то скачковатым. Тут всё происходит будто по какому-то волшебному щелчку. Есть бедный кузнец-сирота. Щелчок – и он уже не сирота. Ещё щелчок – и он уже не бедный. Ещё щелчок – и он уже чуть ли не король. Ещё щелчок – и у него уже прекрасная девушка.)) И я удивлён. Как так получилось, что всё максимально нарублено, но, тем не менее, длится вечность?)) И при этом по-настоящему эпическая битва тут только одна. Долгая, дорогая и красивая, но одна. За сорок минут до конца. А до этого было довольно тягомотно. И живительные островки малых сражений несильно сглаживали ощущение долгости. Конечно, кино дорогущее, и выглядит всё здорово и эффектно. Но мне и драматургии не хватило. По насыщенности сюжета это явно не "Троя" и даже не пресловутый "Гладиатор". Дворцовые интриги до безобразия просты. До такого безобразия, что их даже интригами назвать сложно. По большому счёту, ту все всё делают по правилам. Так, как надо делать. Это не очень интересно. Есть, конечно, и бодрящие моменты. В основном связанные с пафосным геройством, честью и совестью. Но опять же они в той самой единственной панорамной битве. Так что я как-то не особо вдохновлён данной картиной. К качеству не придираюсь, оно на высоте. На правдоподобность в эпике мне плевать. Но вот с сюжетом что-то не то. Ну и попасть мне в небесное царство, где меня встретит синий вол, исполненный очей, если не пора перейти к сути.
Франция. 1184-й год. А это Серебряный век творчества крестоносцев, тамплиеров и сарацинов. А творили они в основном в жанре батального реализма. Рыжих женщин вроде как уже оставили в покое и допёрли, что сжигать их на кострах глупо. Но за свою религию воевали отчаянно. И вот жил там один молодой кузнец. И жил, надо сказать, очень хреново. И не потому, что он являлся чуть ли не рабом. А потому что его беременная жена покончила жизнь самоубийством. А это смертный грех. Хоронил её сводный брат кузнеца, имеющий какое-то отношение к церкви. Большее отношение он имел к мразотности, потому что сорвал крестик с усопшей и приказал отрубить ей голову. Ну вот такие правила тогда были в христианстве. И очень хотел избавиться от названного братца. Зачем ему родственник, у которого жена – самоубийца? Это же пятно на репутации. И тут как раз кстати приехали в селение на лошадях крестоносцы во главе с весьма знатным воином. И как знатный воин заявит кузнецу в лицо, что он его отец! И позвал с собой в Иерусалим. Защищать Царство Небесное от иноверцев и творить добро. Пятьсот лет скитался где-то, а тут, видимо, совесть проснулась. Но кузнец был гордым и отказал. Сводный брат в шоке. Мол, ты совсем придурок? У тебя жена – суицидница! Тебе в этом селении житья не будет. А кузнец психанул, проткнул его мечом и сжёг. И понял, что теперь ему точно тут житья не будет. И поскакал за своим новоявленным папашей. Даже не столько за папашей, а чтобы попасть в Иерусалим. Познать Бога и попросить его не отправлять жену в ад. Может, искупить её грех, может, ещё что-то. Нагнал отряд, отец его принял и даже начал учить пользоваться мечом, уделяя внимание определённому приёму "Удар Сокола". И вдруг на них напал отряд полиции. Ну не полиции, а как в те времена назывались те, кто ловил преступников? Ну, типа, дружинники какие-то. В общем, они прибыли, чтобы доставить кузнеца-убийцу назад. А отец уже полностью вошёл в роль отца и сказал: "Нетушки!" Но во время боя получил стрелу в самый бок. Но не умер. Дотерпел до лагеря паломников. А там заражение крови его совсем доконало. И призвал к смертному одру сына. И посвятил его в рыцари. Тупо сказал, что теперь ты глава всех моих солдат и треснул по морде. Типа печать поставил. А дальше им надо было переплыть море. А в море – буря. Обломки корабля прибило к берегу, и выжили только двое. Кузнец, естественно, и конь. Который убежал. А там пустыня вокруг. Но всё же кузнец поймал коня. И вроде всё налаживается. Но тут нарисовались два бедуина, и главный заявил, чтобы кузнец отдал коня. Кузнец не захотел отдавать коня. Конь вообще не знал, что сказать. И завязался бой между бедуином и кузнецом. Кузнец победил. И проявил себя благородно по отношению к другому бедуину. И, всё-таки, прибыл в Иерусалим. И тут же стал владыкой всего того, чем владел отец. Тогда не надо было к нотариусам ходить, чтобы получить наследство. Ты автоматически становишься тем, кем был отец. А отец был уважаемым. Ну классно. Как говорится, из грязи в князи. Но кузнец ещё не знал, в какой густой грязище он оказался…
Подводя итог, могу сказать только одно. Не очень хорошо, когда трёхчасовой эпик запоминается лишь одной, пусть и долгой, батальной сценой. Я к ней шёл два с лишним часа, борясь с зевотой так же яростно, как и люди тут друг с другом. Я даже посылом не проникся. А он явно есть и очень даже глобальный. Всё-таки религиозные войны – это риторически-актуальная тема. Не знаю, насколько сильно Ридли Скотт старался примирить христиан с мусульманами, но он явно хотел что-то сказать этим фильмом. Он настойчиво принижает религию, как нечто приземлённое, постоянно утверждая, что Бог у каждого человека внутри. Не в храме или мечети, а в душе, в голове. Я согласен. Но будоражущего душу драматизма для меня не случилось. Я понимаю, что это дикость – воевать за богов. Я понимаю, что люди сами решают: убивать им или не убивать. И никакие боги к этому отношения не имеют. Но не проникся всем этим. Потому что нарублено. Потому что щелчками. Мне вообще непонятен главный герой. Но мне очень понравилась Ева Грин.)) Она – моя любовь. Её глаза – это что-то нереальное. Вот только у неё такой волшебный взгляд. Ни одна другая актриса меня не восхищает взглядом так, как Ева. Это уникальная какая-то штука.))) Я говорил, что интриги тут нет. Соврал. Я с нетерпением ждал, когда король снимет маску. Вот очень хотелось посмотреть, как там под ней Эдвард Нортон. И это было! Там очень некрасивый Эдвард Нортон…) Прикольно.)) Брэндон Глисон, как всегда, великолепен. Мартон Чокаш, как всегда, злодей. И ещё много самых именитых артистов. Что касается Орландо Блума, то тут я не знаю. Он замечательный актёр. Но тут он в той же маске, что и Эдвард Нортон.)) Лучшее в фильме – это Ева Грин. И ушные капли, если именно самый пробирающий момент выбирать. Я ставлю шесть. "А молиться им можно?" "Если платят налоги."
Свидетельство о публикации №224102301464