Мысли на заметку. 15 мая 2021 года

       Едем на дачу. Сегодня суббота. [...]. Сразу взялись за работу, вскопали весь огород. На солнцепёке. И оскородили. На улице просто благодать, сосна трещит шишками, всё в цвету: груша, слива, вишня, яблони, ирга, черёмуха; у сирени уже метёлки налились. Поле у нас зелёное, без одуванов. Птицы заливаются, поют петухи.
      
       Здесь как-то по-другому хорошо. А какой дух в бане!

       [...].
       _________________

       Всё думаю о словах Шестова, что тайна бытия всё равно остаётся тайной, сколько бы открытий о мире человек ни сделал.

       И действительно, наш мозг устроен так, что он принадлежит тому миру, воспринимаемому им миру, и всё, что за пределами этого мира, ему недоступно. Для него являются тайной другие формы бытия, которые вне пределов этого мира.

       Толстой говорит, что ничего знать и не надо, а надо знать благо своей жизни и к нему стремиться, мол, ни на что другое мы с своим рассчитывать и не можем.

       Но что такое благо?! Вот в чём вопрос. Его нет как такового, которое можно было бы назвать словом. Оно рассыпается на тысячи мелких благ, и их реализация и даёт ощущения блага.

       Однако это всё верно, если бы человек не развивался, а человек постоянно развивается, и благо тоже претерпевает качественные изменения. У человека есть прибор, который показывает, развивается ли человек или нет: если да — любовь, если нет — ненависть. Любовь или ненависть становится твоей довлеющей эмоцией при взаимодействии с миром и человеком.

       Не дает покоя мысль, что человек понимает собой именно свою отделённость от мира, снаружи, и от Бога, внутри.

       И плачут, и молятся они именно об этом, об отделённости. И в смерти им жалко потерять именно это, отделённое, индивидуальное, отличное, случайное, формальное, второстепенное. Почему?

       А потому что им до сущностного никакого дела нет, они с ним себя не идентифицируют. (Уровень абстрактного мышления.) А других форм жизни человек просто не знает и знать не может.

       И как же человек может понять, что этот мир и опыт жизни в этом мире — не единственный для него?! Как возможна метафизика, то есть знание о невидимом?

       А к этому приводит система смыслов?

       Система смыслов человека, развиваясь, закономерно порождает метафизику.

       Соответствует ли она действительности? — Сложно сказать. Она строго соответствует системе смыслов в мышлении каждого индивида. Метафизика по определению не может соответствовать действительности, потому что она «мета», она соответствует мета-действительности.
       _________________

       Прочёл у Пришвина: «Может быть, не разумом, главное, отличается человек от животного, а стыдом». И задумался, что такое стыд.

       Стеснительность перед совершением чего-то нехорошего, а стыд — после того, как сделал что-то не то. Откуда это берётся?


Рецензии