Парусный спорт

                               
       Зимой 1969 года, когда я учился уже на третьем курсе, в институте появилось объявление о наборе в парусную секцию. В назначенное в объявлении время мы с Матвеевым пришли в указанную аудиторию. Так начались теоретические занятия. Устройство и вооружения яхт, такелажные работы, правила соревнований, теория управления яхтой и многое другое предстояло усвоить до начала парусного сезона. Грот, стаксель, гик, бейдвинд, фал, шкот, краспицы, шверт, перо руля, кокпит, поворот и ещё много других слов появилось в сознании. Но ещё только в виде звуков. А в апреле 1969 года на дебаркадере «Водник», который стоял чуть выше Канавинского моста, сдавали экзамены на 2 класс яхтенного рулевого. Мы с Матвеевым были назначены на швертбот класса «М» к Герману Шальнову, коренастому молодому человеку лет 30-ти. В свободное от парусного спорта время он работал в ОКБМ. 
       Бывший матрос Шальнова Борис (Боб) Девицин стал рулевым на «эмке» и прокатил нас с Матвеевым по реке перед дебаркадером. После катания Гера довёл до нашего сведения, что нам, молодым матросам, выпала честь участвовать в областной парусной регате на Горьковском море в районе речки Белой. Но для этого необходимо подготовить лодку к соревнованиям. Договорились на следующий день встретиться в порту, где находилась наша лодка.
       Корпус яхты лежал вверх днищем на деревянных салазках и был выкрашен в голубой цвет. Задача у нас была простая, но муторная. Нужно было очистить корпус от краски до самого дерева, хорошенько отшлифовать и покрыть слоем эпоксидной смолы. Краску сдирали стеклянными осколками, потом зачищали крупной «шкуркой», а после – шлифовали мелкой. Дня за три справились с задачей. Но это было ещё не всё. Нужно было ещё покрыть корпус эпоксидной смолой, покрасить палубу и покрыть водостойким лаком остальные деревянные элементы корпуса, мачту и гик. На это уже времени не оставалось. На следующий день была назначена буксировка на Горьковское море. Для буксировки был применён толкач, который толкал баржу-площадку с грузом песка. На этот песок и погрузили корпус нашей яхты. Остальные шли караваном в две нитки на буксире толкача. За время пути от Горького до Городца нужно было завершить все работы с корпусом.               
       Шлюзы прошли уже вечером, когда солнце уже зашло, но темнота ещё не сгустилась. Подошли к устью Белой речки и встали напротив песчаного пляжа. Кто шёл на буксире, отвязались и пошли своим ходом к берегу, а нам предстоял сброс корпуса воду с борта баржи. Борт был не высокий, около полуметра, но всё равно это была нелёгкая задача. Парусный спорт, исходя из моей памяти, не обходится без коллективных действий. Зачастую в одиночку и даже одним экипажем невозможно выполнить какие-то действия, связанные с большими усилиями. На помощь обычно приходят по первому зову все, кто поблизости. Так и в нашем случае собрался народ и аккуратно спустили корпус на воду. До берега добрались при помощи весла, вместе со всеми участвовали в вытаскивании яхт из воды на берег, а потом выбрали место и поставили палатку. Весь берег был заставлен яхтами. Выше на пригорке расположился целый палаточный городок.               
       В первенстве области участвовали несколько команд. Это команда центрального яхт-клуба, Яхт-клуб «Чайка» горьковского автозавода, наш «Водник» - клуб горьковского речного порта, Городецкий и Чкаловские яхт-клубы. А ещё отдельно соревновались детские команды.               
       Вечер прибытия отмечался всей командой посиделками у костра, песнями под гитару. На следующее утро получили у тренера талоны на питание. Кормились в столовой судоремонтной базы, располагавшейся в полутора километрах от нашего лагеря. Там мы завтракали и обедали, а ужин получали сухим пайком. После завтрака под руководством Геры вооружили нашу яхту, установили мачту и гик, установили шверт, закрепили паруса и завели все необходимые фалы и шкоты. Спустили яхту на воду и впервые отошли от берега. Это была наша первая тренировка, за время которой необходимо было освоить все хитрости управления швертботом.          
       Гера был хорошим учителем, да и мы с Матвеевым вокруг него тоже всё солидные люди. Так за два-три дня мы уже довольно ловко и сознательно выполняли команды рулевого. Я надевал на себя трапецию, выполненную из толстого брезента в виде трусов с крюком спереди. В свежий ветер этим крюком я цеплялся за специальный трос и вывешивался за борт, упираясь ногами в планширь. Выглядел я очень героически. Мне это безумно нравилось. А Матвеев, мне кажется, завидовал. А ещё оранжевый спасательный жилет и нож, висящий на шее, добавлял брутальности образу.
        Парусная регата состояла из семи гонок, из которых гонка с худшим результатом не учитывается. Не буду вдаваться в подробности, но под руководством Германа Шальнова наш экипаж занял первое место в областной парусной регате 1969 года, и был награждён грамотами и значками с надпись «Чемпион». Я всё оставшееся лето носил этот значок с гордостью.               
        Обратно с Горьковского моря шли своим ходом. Оставшиеся талоны на питание «отоварили» сгущенным молоком, печением и мандаринами. Омытые штормами и обветренные пассатами с муссонами, мы, речные волки, шли по Волге под всеми парусами и по очереди высасывали сгущенку из банки через три индивидуальные отверстия, заедая печением и запивая забортной водой.            


Рецензии