Размышление над текстом пятой главы Игры в бисер
Размышление над текстом пятой главы « Игры в бисер « .
Итак , пятая глава книги Германа Гессе « Игра в бисер « .
И размышление над её текстом .
Что такое медитация ? Ты берёшь маленький кусочек текста , который для тебя важен , и размышляешь над ним . Само размышление неуловимо . Но есть конечный результат : внутри тебя рождается текст на этот текст , над которым ты размышлял .
Ты погружаешься в то состояние размышления под влиянием факторов , которые ты опытным путём определяешь : слушание проповеди или , скорее , размышление над словом Божьим , которое говорит другой , авторитетный для тебя человек .
Для меня этот человек - Владимир Владимирович Сорокин , его размышления над словом Божьим в прямом эфире , и мои мысли , которые рождаются в результате его размышлений . . Слушаю музыку .
Музыку Баха в большом количестве случаев ,а музыка появилась в результате его размышлений над словом Божьим .
Я не визионер , я - слушатель , и фамилия Шемановски , доставшаяся мне от бывшего мужа , подходит именно для моего восприятия действительности .
Иногда я вижу видения , но редко . И моя медитативная жизнь - целиком внутренняя , не доступная всем моим органам чувствствования .
Так рождаются мои тексты . Не по моим планам .
Медитативное чтение текстов немецких романтиков не входило в мои планы .
Я не знаю немецкого языка , но много слушала музыку великих немцев .
То есть музыка подготовила меня к пониманию строя мыслей великих писателей .
Моя любовь к математике и занятия ею тоже .
Размышления над квантовой механикой в течении десятков лет .
И над достижениями генетики .
Это и подготовило меня к медитативному чтению книг великих немцев .
Сначала - Карла Густава Юнга , как чтение для начинающего психолога .
Только потом я обратилась к немецкой философии , и к Ницше концов .
Которыми я не интересовалась вначале .
И только потом - чтение Томаса Манна , его « Будденброков « , « Иосифа и его братьев «
Последний роман заставил меня задуматься .
Размышления над Манном не привели меня к чтению Гессе вначале .
Но я захотела как - то наскоком прочесть его « Игру в бисер « .
Это чтение затянулось на несколько лет .
И вот это можно само по себе назвать игрой в бисер , перебирание текстов как чёток .
И постепенно родились мои тексты , для того , чтобы не забыть ход моих мыслей .
Это и есть медитативное чтение текстов .
И понимание того , что цель игры в бисер , в которую входит обязательно медитация , - это создание метатекстов , или мифов , пришло постепенно ко мне .
В медитации очень важно то , какое дыхание стоит за медитацией .
Дыхание жизни , или дыхание смерти .
Ибо слова одухотворяются . Потому по разному читаются .
И тексты формируют : либо человек будет соткан из света , либо - из паутины , которая закрывает свет . В своём романе « История предательства длиною в три тысячи лет « первосвященник Ханаан ткёт паутину из своих слов , имеющих авторитет .
Ирония заключается в том , что Томас Манн говорит о своём романе об Иосифе то , что он берёт историю более чем трёхтысячелетнюю .
Но эти книги берутся из размышлений над библейскими текстами .
И это главная медитация - размышление над Библией .
Но чьё дыхание сопровождает эти размышления - очень важно .
В первых строках этой главы , которая называется « Два ордена « отмечается аристократичность и иерархичность Касталийского ордена .
Обучение и одновременно испытание Йозефа Кнехта закончено .
Началось его служение ордену .
Магистром игры в бисер на этот момент является Томас фон Траве .
Именно Томас Манн родился в городе Любеке , расположенном на реке Траве .
И он магистр игры в Бисер , предшествующий Йозефу Кнехту .
Именно Томас Манн предшествовал Герману Гессе в написании так называемого интеллектуального романа .
Традиции немецкого интеллектуального романа связаны с традициями романа воспитания ,
начиная именно в немецкой его ипостаси с Гёте .
Связь с Гёте подчёркивают все немецкие интеллектуалы .
В романе воспитания герой , его характер становятся переменной величиной
именно что как бы в « формуле « романа .
Этот герой подвержен влиянию духа времени .
И время как бы вносится в самый образ героя и романа воспитания , и интеллектуального .
Этот образ запечатлён в образе Ньютона , созданном Уильямом Блейком .
Зафиксировано преодоление законов истории , законов мироздания .
Да , Томас Манн первым написал так называемый интеллектуальный роман .
Гессе был вторым , и в то же время он стоял вровень с Манном .
Последние германские романтики , если говорить о литературе .
Романтиками были немецкие фашисты . Национализм - социализм - порождение романтизма , который , по словам французской писательницы , был сугубо немецким « заболеванием « . Заболеванием , похожим на вирусное .
« Завирусилось « , говоря современным языком .
А Рихард Вагнер поднял из глубины веков германо - скандинавский эпос о нибелунгах . Подобно братьям Гримм , поднявшими народный фольклор . Повествование о Нибелунгах из 12 века , но рассказывает о временах нашествия Атиллы , объединившего , как об этом пишет Википедия , германские и тюркские племена . Ещё в середине пятого века .
И героиня эпоса становится женой Атиллы .
Вот какие времена поднимает германский романтизм .
Гейдельбергская и иенская ветви романтизма .
Как и сказание о Вервульфе , оборотне - волке .
Которое продолжил Герман Гессе , написав « Степного волка « .
Как раз в этом произведении Гессе и обнаруживает в себе романтика .
Романтизм начался с « Голубого цветка « Новалиса .
Который в свою очередь опирался на Древо зла Якоба Бёме .
И по мотивам которого Пушкин написал свой « Анчар « .
Но Новалис первый рассказал о своём предпочтении .
Под ним уже собираются те , кто призывает уничтожить всех , кто идёт против
« избранных « именно что германскими богами , сумевшими пойти против Рима и одержать победу . Не потому ли народ поддержал Лютера в его борьбе с Римом ? И союз итальянских и немецких фашистов не состоялся .
Обе ветви фашизма мечтали о власти над миром , но на своих условиях .
Германский фашизм опирался на добровольное стремление к смерти .
Но не жизнелюбивый итальянский фашизм .
А Герман Гессе описывает в общем то не человека .
Герои его романов мечтают о человеческом жилище как Гарри Геллер .
Они те , кто сидят на ветвях мирового дерева - ясеня Игдрасила .
Германский миф о собственных богах и их обиталище - Вальгалле
говорит о том , что его герои должны погибнуть вместе со своими богами .
Германский миф знает , что германские боги смертны .
И Герман Гессе , и Томас Манн , как сидящие под деревом Игдрасилом , о чём они символически заявляют , готовы погибнуть со своими богами .
В этом их героизм . Вот если об этом не подозревать , то и романы Гессе не понять . Как и романы Томаса Манна .
Герой их романов с детства отмечен некоей печатью избранности .
О которой говорил ещё Новалис , защищая « избранных « от действий так называемой толпы . Избранные и толпа - яркий образ романтизма .
А вот кем избран герой романов Манна и Гессе ?
Герой повести Гессе « Дамиан « наделён « печатью Каина « .
Образ Каина обыгрывается неоднократно в романтической литературе .
Как именно что образ избранного . Но кем ?
Избранный Богом стоит как тот , кто защищает человека .
Стоит в проломе за него , образно говоря .
Избранный его противником стоит за так называемого своего избранника ,
на котором стоит « печать Каина « , уже не человека , а сверхчеловека ,
в которого вселяется демон .
Демон - любимый герой романтиков .
Так что « печать Каина « стоит на каждом сверхчеловеке .
И его то защищает писатель - романтик .
Выбор писателя сознателен .
Притом герой интеллектуального романа интуитивно или сознательно отчётливо ощущает духовную атмосферу своего времени , скорее , демон , стоящий за ним , исследует , а человек помогает ему оправдать воцарившийся с приходом « выпускников преисподней « на землю . Так сказать , создать « интеллектуальную « защиту .
Идеологию , иначе говоря .
Оперируя такими близкими сердцу человека словами как « любовь « , впрочем , отмечая честно ( авторам не откажешь в честности ) невозможность любви на земле :
« … Из этого всемирного пира смерти , из грозного пожарища войны , родится ли из них когда - нибудь любовь ? « , пишет Манн в завершении романа « Волшебная гора « .
В то же время Герман Гессе даёт ответ и как бы единственно верный способ преодоления действительности , который по Гессе заключается в просветлении через принятие действительности и погружение : « Погрузиться в хаос и всё же сохранить в себе порядок и смысл ( была на время искусственно прервана его пребыванием в Касталии - средоточии интеллектуальной и творческой элиты ) .
И герой романа « Волшебная гора « Томаса Манна говорит о месте своего пребывания :
« у нас здесь на верху « . Это своеобразный Олимп - место пребывания богов , где есть место для пребывания человека , если он - герой .
Но в то же время судьба героя уже определена - или участь обывателя , или посмертная слава на века . Путь Ахилла . Нужно учитывать и то , что участь героя - борьба на стороне одного из богов в извечной битве богов .
Что симптоматично , Ганс Касторп заявляет Сеттембрини именно что во время карнавальной ночи , символе участия в сатурналиях , где в очередной раз избирается очередной « царь горы « прежде чем погибнуть в битве за одного из богов :
« Ты не просто человек с каким - то именем , ты - представитель . «
Так каким же образом происходит тот процесс личностного преобразования , который ставится во главу угла в интеллектуальном романе ?
Герой словно разрывает одну за другой мешающие ЕГО ( демона ) росту оболочки .
Срывается человеческое , слишком человеческое , мешающее демону в его деятельности .
Притом у героев всегда бездна , сама по себе не заключённая в границы времени , а разрывающая границы времени . Времена разрыва времени - это значительные события в истории человечества . И Томас Манн откровенно рассказывает о своём герое ( буквально герое , ибо для Манна праобраз Леверкюна - Ницше - герой ) :
« Леверкюн не просто гениальный музыкант ( А Ницше был великим музыкантом по отзывам современников ) , заключивший СДЕЛКУ С ДЬЯВОЛОМ ( как и Фауст , потому роман и имеет название « Фаустус « ) РАДИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ АМБИЦИЙ . « Его поступки и жизнь определяет кризис художника , берущий истоки в кризисе более глобальном - духовном , культурном кризисе эпохи .
И Фридрих Ницше , и Карл Юнг немцы до глубины их душ .
И в конце концов их произведения адресованы не человечеству , а немцам .
Карл Юнг прямо писал об этом в начале своего пути , что психоанализ - только для немцев . Он взял деньги Рокфеллеров , но не принял самих Рокфеллеров .
Хотя внешне выглядело по другому . Внешне выглядело по другому у всех .
Но в глубинах своих сердец Герман Гессе , Карл Юнг , Фридрих Ницше , Томас Манн знали о том , что их судьба потому - оказаться после смерти в чертоге Одина .
Это их высшая цель . Они представители германской элиты .
Выразители чаяний германских богов .
Кроме того , один из главных мастеров игры в бисер является Томас фон дер Траве , Томас Манн , родившийся в Любеке на реке Траве .
Манн в своей книге « Фаустус « не утверждает , что сегодня , как у Фауста Гёте когда -то , есть возможность выбрать спасительный путь … Взамен даёт описание симфонической кантаты :
« Плач сына ада , плач человека и бога … словно бы захватывающий космос , песня , ужасней которой не было на земле … «
… « Нельзя отрицать , … что в сияющей сфере гения тревожно соприсутствует начало демоническое , противное разуму , что между гением и преисподней существует жутковатая связь … «
« … гению … не очень то подходят такие эпитеты как
« благородный « , « гуманно - здоровый « , « гармонический « … «
И Леверкюн Томаса Манна « забросил Священное Писание и снюхался с фигурами , свойствами и магией музыки « …
А праобразом Леверкюна является Фридрих Ницше .
Его жизнь описывается как история композитора Адриана Леверкюна , ПЛАТЯЩЕГО ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРИТЬ …
отказом от любви к людям … от приложения к своему творчеству каких - либо этических критериев , и гибнущего в безумии …
И название романа , и центральный его эпизод - сделка с дьяволом … связывают его историю с мифической схемой истории Фауста …
Смерть Ашенбаха словно бы говорит , что его добродетельная дисциплина , его нравственность , его стоицизм были не преодолением , а маскировкой упадка , который царит вокруг него и уже захватил его …
Что от дисциплины как эквивалента нравственности , от самодовлеющей фридриховской , пруссаческой дисциплины всего один шаг до разгула тёмных страстей … Кроме того Томас Манн в первые же месяцы первой мировой войны написал эссе , в котором обратился к фигуре прусского короля Фридриха Второго как символа загадочности , своеволия , ЗАЯВЛЯЮЩЕЙ О СЕБЕ СИЛЫ - символа « законной беззаконности « и правоты , символа Германии .
… « Фаустусу « же предпослан эпиграф из Данте :
День уходил , и неба воздух темный
Земные твари уводил ко сну
От их трудов ; лишь я один , бездомный ,
Приготовлялся выдержать войну
И с тягостным трудом , и с состраданьем ,
Которую неложно вспомяну .
О Музы , к вам я обращусь с воззваньем !
О благородный разум , гений свой
Запечатлей моим повествованьем !
…. Даже само слово ;Inferno; , стоящее под ними как объективное указание на цитируемый источник , символичен …
А в произведениях Леверкюна зашифрована … тема ядовитой , гибельной , подстроенной дьяволом любви , зашифровано слово
« hetaera esmeralda « Латинское название большой тропической бабочки ; буквально
— изумрудно-зеленая блудница. Леверкюну , вступившему с чёртом в сделку , продавшему душу за возможность творить , отказавшемуся ради творчества от человеческих привязанностей , не пристало отмахиваться от бездушия и бесчеловечности мироздания , он со « страхом осознаёт свою причастность к ним - отсюда и его отстранённая манера рассказывать об океанских глубинах и о галактиках как о чём - то увиденном собственными глазами …
И страх Леверкюна , « ищущий милости в хвале « , его надежда на милость божью к нему и к Германии …
В его музыке взрыв - это образ , который несёт в себе идею предела , полного распада , важнейшую идею « Фаустуса « …
Хотя « целомудрие Леверкюна « не от этики чистоты , а от патетики скверны « .
как полагает Леверкюн , соприкосновениемс ним ,
« через которого соблазн приходит « есть символ « печали « , пронизывающей
« ВСЁ ВЫСШЕЕ НА ЗЕМЛЕ « , символ трагизма всякого приобщения к ДУХОВНОСТИ …
А искусству свойственно быть воплощением
и выражением этого вселенского дуализма:
Всюду царит единенье благое ,
Грусть и отрада — в пожатии рук ,
Светит во мраке светило ночное .
Все сплетено неразрывно вокруг .
Выражение идеи слитности в мире радости и печали …
В очерке о Шопенгауэре , написанном в 1938 году , накануне войны, определившей в силу особых условий критического момента истории многое в форме его « романа эпохи «
Манн сравнивал слова , сказанные Гегелем своим ученикам :
« ГОСПОДА , Я НЕ ТОЛЬКО ГОВОРЮ ИСТИНУ , Я ЕСТЬ ИСТИНА « ( ! )
со словами Шопенгауэра : « ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАУЧИЛОСЬ ОТ МЕНЯ КОЕ ЧЕМУ , ЧЕГО ОНО НЕ ЗАБУДЕТ « .
Вся проблема человека , в том числе и моя - в фрагментарности его внутренней жизни .
В том , что свет проникает не во все части внутреннего человека .
Из - за разных причин . И только откровение освещает и освящает .
Медитация не амбивалентна .
Ты размышляешь либо в присутствии Света - Иисуса Христа .
Либо в присутствии его противника - посланника тьмы , и потому невозможно различить без откровения свыше , от Бога светов . А Гессе , как и Юнг медитировал ввиду Абраксаса - бога гностиков , который по существу воскрес , но не воскресением свыше , а тем , что люди , наделённые свободной волей , как бы воскресили его своими действиями в присутствии Абраксаса -ипостасью умирающего и воскресающего бога Осириса , или Диониса - у него много имён . И последователи этого бога не останавливаются перед тем , чтобы разрывать человеческую плоть всечастно и разными способами .
И по существу « кадят перед своей сетью , имея от этого свою часть добычи « , как говорил древний пророк . Общеизвестно , что священник или жрец имеют от жертвоприношения свою часть , лучшую . И от человеческих жертвоприношений тоже .
Чем по существу и являются все войны - как не человеческими жертвоприношениями .
Который Бог светов отверг . Что показывает история Авраама и его сына Исаака .
А кадящие своей сети , образно говоря , языческие жрецы .
От так называемых маньяков , как их обыденно называют , До сэров Гекторов Лекторов в фрачной паре , интеллектуалов - жрецов . Пишущих потому исключительно интеллектуальные романы . Как бы отмежовывающихся потому от чувствительных начальников концентрационных лагерей , плачущих при исполнении музыки .
Каких рождают боги всех земель , имея под руками разный человеческий материал .
Рождают и воспитывают . В том числе и в Касталии .
Которая показывает не мир людей , а мир богов .
Смертных богов , и герои их согласны умереть в Вальгалле или на Елисейских полях .
Ведь смерть вечная . Как и боги , как и их герои согласны на вечную смерть .
В отсутствии вечной жизни .
В пятой главе показывается процесс воспитания именно языческого бога .
Описано как будто бы как жизнь человека .
В той аристократической среде ,в которой , по словам Гессе , взявшегося описать , присутствуют честолюбие и зависть .
Всё как будто бы так по человечески .
Исключая то , что игры богов действенны , и влияют на земную жизнь .
Вот как Гессе описывает происходящее в Касталии : « Во многом теперешнее его положение напоминало его пребывание в латинской школе … «
В прежней школе он добился успехов в общении с людьми именно .
Точнее с элитой человечества .
И получил искомые предводителями Касталии результаты .
И далее он был направлен в Мариафельс , обиталище бенедектинского ордена .
Пред взглядом читателя , направляевым писателем , предстаёт внутренняя жизнь ордена .
Как перед взглядом библейского пророка предстаёт внутренняя жизнь Иерусалимского храма , внешне выглядящей как поклонение Богу Авраама , Исаака и Яакова , а внутренне показано , как иерусалимские первосвященники поклоняются богу Египта .
И обелиск как будто бы перед храмом святого Петра может выглядеть как свидетель того , что происходит во внутренней жизни обитателей Ватикана .
Закрытой от обычных посетителей собора святого Петра .
Так вот , бенеликтинский орден , орден , принявший интеллектуалов .
Равно и простецов с их девизом : «Молись и работай» (Ora et labora).
И Беда Достопочтенный , причисленный к Отцам Церкви , знаменитый как историк .
А именно историческому подходу к происходящему во временно - пространственном континууме , в котором как в сети , оказались и духовные сущности .
Йозеф Кнехт , « … с каких то пор принадлежал к самому узкому кругу внутри элиты игроков … в этом высоко аристократическом кругу все были слишком благовоспитанны …
Со свойственной ему уже тогда чутьём на людей … уловил характер любви
( людей - к нему ) : она была готовой к безоговорочной преданности и покорности дружбой , ПОКЛОНЕНИЕМ , проникнутой ПОЧТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВОСТОРЖЕННОСТЬЮ , но ( ! ) скрадываемым , сдерживаемым и внутренним благородством , и ВЕЩИМ ЧУВСТВОМ ВНУТРЕННЕГО ТРАГИЗМА ( да , рождение трагедии из духа музыки - то , что было в крови и у Гессе , и у Юнга , и у Манна - ницшеанство - от их богов ) … «
Что же люди ? Одного из них «… кроме ума , восхищала какая - то властность … «
Йозефа Кнехта . Тигиляриус , который восхищался Кнехтом « в узком кругу молодых игроков он был , пожалуй , ЕДИНСТВЕННЫМ , кто не завидовал … « Кнехту .
Он был « единственным , для кого отъезд Кнехта … был глубокой , почти невыносимой болью и потерей … « Так вот , Кнехта отправили за границы Касталии с поручением .
Сначала Кнехта отправили в так называемую « полицию « Ордена :
« Здесь его учили правилам поведения членов Ордена при выезде во ВНЕШНИЙ МИР … «
Начальнику « полиции « Дюбуа « … казалось рискованным посылать … совершенно не знающего мира … не скрывая , что он не одобряет решения мастера Игры
( Томаса де Траве - Томаса Манна ) , господин Дюбуа вдвойне старался любезно просветить молодого члена Ордена насчёт опасностей мира и способов успешно противостоять таковым … « Который отличен от мира Касталии
« … устойчивом , вечном и естественным мире , о котором … знали , что он однажды возник , возник не сразу и в жестоких боях во времена величайших бедствий , возник в конце воинственной эпохи … благодаря аскетическо -героическому сознанию и усилию людей духа , … благодаря глубокой потребности усталых , истекавших кровью и одичавших народов в порядке , норме , разуме , законе и мере … знали , что функция всех на свете орденов и « провинций « не стремиться править и соревноваться , но зато гарантировать постоянство и прочность духовных основ всех мер и законов ( ! ) … «
То есть назревал очередной договор человечества с дьяволом, который и вещал о том ,
« … что этот порядок вещей вовсе не есть само собой разумеющееся , что он предполагает какую - то гармонию между миром и духом , которую всегда можно нарушить , что , в общем то , МИРОВАЯ ИСТОРИЯ отнюдь не стремится к желательному , разумному и прекрасному , отнюдь не благоприятствует всему этому … «
И Кнехт получил инструкции , выраженные в дипломатическом , скажем так , тоне :
« Ты отправляешься в бенедиктинский мнастырь , и , прожив там некоторое время , ЗАСЛУЖИВ ДОВЕРИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ , … услышишь и политические разговоры и почувствуешь политические настроения в кругу этих почтенных людей и их гостей .
Если бы ты иной раз сообщал мне об этом …
Ручаюсь , что всякую информацию мы принимаем к сведению и пускаем в ход ТОЛЬКО В ИНТЕРЕСАХ НАШЕГО ОРДЕНА И КАСТАЛИИ .
МЫ НЕ НАСТОЯЩИЕ ПОЛИТИКИ , и у нас НЕТ никакой ВЛАСТИ , но …
ЗАВИСИМ ОТ МИРА , КОТОРЫЙ НУЖДАЕТСЯ В НАС ИЛИ НАС ТЕРПИТ ( ! ) …
Мы можем обойтись без твоих сообщений , у нас есть и другие источники , но ….
ЛИШНИЙ ИСТОЧНИЧЕК НЕ ПОМЕШАЕТ … «
КНЕХТ , услышав это ,
справляется с « Книгой перемен « , гадательной книгой .
« … отыскал в книге толкование :
Странник приходит под кров .
Его достояние с ним … «
И размышляет о дружбе . Осознаёт , что « пленял « Тегуляриуса и « внушал ему глубокую привязанность .. . « Опыт дружбы у него есть .
И этот опыт может помочь ему .
« В этой дружбе он до конца считал своим долгом величайшую самодисциплину и сдержанность … дружба с ( Тигуляриусом ) … с этим хрупким человеком , всегда находившимся под ОБАЯНИЕМ гораздо более сильного и уверенного друга ,… открыла ему глаза на притягательную силу и власть над людьми , ему ДАРОВАННУЮ …
Он почувствовал , что какая - то доля этой способности привлекать других и влиять на них входит важным слагаемым в талант учителя и воспитателя … накладывает ответственность … Ему было явно на роду написано как бы автоматически , без усилий везде попадать в число ИЗБРАННЫХ , находить восхищённых друзей и высокопоставленных покровителей … Ему предстояло не подчиняться … , а повелевать … «
Но была и обратная сторона : « Теперь , увидев себя неумолимо вытолкнутым
в vita activa ,деятельную жизнь ( лат . )…. почувствовал напряжённость , ДОМОГАТЕЛЬСТВА , соревнования ЧЕСТОЛЮБИЯ в своём окружении … « Это портрет окружения Кнехта в Ордене .
Неудивительно , что « теперешний отъезд из Вальдцеля и из Провинции и путешествие в « мир « он воспринял как СПАСЕНИЕ .
Тем более в бенедиктинскую обитель Мариафельс .
Который « Быв некогда цитаделью схоластической учёности и искусства диспута … «
Сестру Бенедикта , основателя бенедиктинского Ордена так и звали СХОЛАСТИКА .
Она прежде брата решила идти на служение Господу Богу .
Какое то символическое решение . А романный Мариафельс
« после полосы застоя и скуки приобрёл НОВЫЙ БЛЕСК … благодаря своему культу музыки , своему прославленному хору , благодаря сочиняемым и исполняемым братией мессам и ораториям … Затем в жизни монастыря настал ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
( что , очевидно , и привлекло касталийский орден в свою очередь ,
и его « полицию « .
« … где осторожно искали друг друга , нащупывая пути к соглашению …
Это была последняя вершина его истории … «
Когда же родилась Касталия как Орден « монастырь занял выжидательную , даже отрицательную позицию , возможно , не без указания Рима … «
« Лишь во времена настоятеля Пия , который уже в пожилом возрасте живо заинтересовался Игрой , завязались какие - то контакты … покровитель Кнехта , мастер музыки , тоже провёл в молодые годы несколько недель в Мариафельсе … играл там на знаменитом органе …у Дюбуа ( начальника полиции Касталии ) он научился смотреть на себя … не как на личность , а только как на представителя Касталии …
Настоятель Гервасий выказывал ему своё добродушное расположение … «
Очевидно , что в описании монастыря Гессе вспоминал своё пребывание в школе , расположенной в старинном монастыре .
Кнехт тем временем получил доступ в библиотеку , а « органист показал ему великолепный орган и разрешил играть на нём … настоятель с удовольствием беседовал об Игре …
( Кнехт ) отметил терпеливую и добродушную неторопливость …
Таков был дух их ордена , таково было тысячелетнее дыхание древней , привилегированной .. общины и системы так , как причастна каждая пчела к судьбе и жизни своего улья , спя его сном , страдая его страданием , дрожа его дрожью …
Строгим , менее деятельным , зато более спокойным и независимым , более древним и более проверенным , тут царили , казалось , дух и смысл , давно уже ставшие снова самой ПРИРОДОЙ . С любопытством и большим интересом , даже с большим восхищением поддавался Кнехт влиянию этой монастырской жизни … которая так отвечала созерцательной стороне его натуры . Он был гостем , его почитали …
Но он явно чувствовал : это было формой и обычаем и не относилось ни к нему лично , ни к духу Касталии или игры в бисер , это была величественная вежливость старой великой державы в отношении новой … он медленно понял … что послали его сюда вовсе не ради искусства Игры … прислали его сюда не столько учить , сколько учиться … «
Тем не менее « Кнехта попросили дважды в неделю читать достопочтенному
( этот титул после Беды Достопочтенного стал титулом любого настоятеля в Ордене )
Настоятелю лекции по « Ицзин « ( Книге перемен ) .. «
Ведь « Книга перемен « была настольной книгой Кнехта :
« ,,, по мере того как крепла его ДЕЛОВАЯ ДРУЖБА с органистом и маленькое религиозное государство , где он жил , становилось всё ближе знакомым ему , начало исполняться и обещание ОРАКУЛА : … ему , страннику , несущему с собой
« своё достояние « , предвещали не только « приход под кров « и « настойчивость молодого слуги « … знак того , что « его достояние « … он несёт в себе тот дух и те силы , которые ведут его к деятельной и полноценной жизни … «
И помимо « молодого слуги « Антона он « со временем узнал поближе и с благодарной почтительностью полюбил на всю жизнь , как ещё разве что старого мастера музыки .
Это был отец Иаков , самый значительный … историк бенедиктинского ордена … посматривая теперь на этого человека , Йозеф разглядел его римский профиль …
Эта хорошо знакомая ему по китайцам смесь превосходства и насмешки , мудрости и своенравной церемонности была для Йозефа Кнехта отрадна , до его сознания дошло , что этого тона - магистр Игры Томас тоже владел им мастерски … «
Вот ещё один портрет Томаса Манна , которым Гессе откровенно восхищался . Прислушавшись , Йозеф Кнехт , узнал , что отцом Иаковом исполнялась соната Пёрселла
Не исключено , что он слышал звуки этой музыки в исполнении самого Манна .
Напоминая ему своё собственное исполнение , может быть с Манном , на двух инструментах
… « по детски и одновременно так уверенно , как всякая хорошая музыка среди неосвобождённой немоты мира … Они говорили о музыке , о Пёрселле , о Генделе , о древней музыкальной культуре бенедиктинцев … ( вместе с тем )
… не скрывал своего критического отношения к этой Касталии , чей « орден « считал подражанием христианским конгрегациям , и подражанием , по сути , кощунственным , поскольку в фундаменте касталийского ордена не было ни религии , ни бога , ни церкви ( ! верное замечание ) … « В ответ « Кнехт заметил , что о религии , боге и церкви могут существовать , кроме бенедиктинских и римско - католических , другие представления , которым нельзя отказать ни в чистоте побуждений , ни в глубоком влиянии на духовную жизнь … Иаков : « Вы имеете в виду , среди прочего , протестантов . Они не сумели сохранить религию и церковь , но иногда проявляли большую храбрость , и среди них встречались образцовые люди … «
Да , жёстко и несправедливо . Но Иаков отметил , что в католичестве имелись попытки примирить непримиримых : « Лейбниц и затем этот чудаковатый граф Цинцендорф … «
Далее они обсуждали персоны 17 - го и 18 - го веков , отмечая швабов , Бенгеля в частности .
А Герман Гессе , потомок хеттов , шваб .
А Кнехт « благодаря патеру , познакомился с историей , с закономерностями и противоречиями изучения и писания истории … научился … смотреть на современность и на собственную жизнь как на историческую действительность ….
Дело касалось отношения касталийской духовности к мировой истории , того , что патер называл « полным отсутствием чувства истории « :
« Вы , математики и умельцы Игры … создали себе какую - то дистиллированную мировую историю , состоящую только из духовной истории и истории культуры , у вашей истории нет крови и нет действительности ; вы всё до тонкости знаете об упадке латинского синтаксиса во втором или третьем веке и понятия не имеете об Александре , Цезаре или об Иисусе Христе ( вот в таком порядке ! ) Вы обращаетесь с мировой историей как математик с математикой , где есть только законы и формулы , но нет действительности , нет ни добра , ни зла , нет времени , нет ни « вчера « , ни « завтра « . а есть вечное плоское математическое настоящее … Заниматься историей - значит погружаться в хаос и всё же сохранять веру в порядок и смысл … это очень серьёзная задача … и , быть может , трагическая … моя любовь и моё ненасытное любопытство направлены … на те очень долговечные организации , где пытаются собирать , воспитывать и ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ ЛЮДЕЙ на основе их умственных и душевных качеств … воспитанием , а не евгеникой , с помощью духа , а не с помощью крови превращая их в аристократию , способную служить и властвовать … в нашей европейской истории перворазрядными историческими ценностями представляются мне прежде всего христианская церковь , а также служащие ей и входящие в неё ордены … как тот факт , что снова и снова делались попытки создания таких структур , как наш орден , и что иные плоды этих попыток сохранялись тысячу и две тысячи лет ( что интересно , так как по крайней мере 2000 - ый год ещё не наступил , тем более , 2000 - летие христианства , которое намечается на тридцатые годы нашего столетия , а уже организациям церковным 2000 лет будет позднее грядущего столетия ) … такие конгрегации , как бенедиктинская , доминиканская , позднее иезуитская … просуществовали по нескольку веков … несмотря на всякие перемены , на всякое вырождение , приспособленчество и насилие , сохраняют ещё своё лицо , свой голос , свою повадку , свою индивидуальную душу … это самый замечательный и самый почтенный феномен истории . « патер был человеком , который сам сознательно участвовал в мировой истории и помогал творить её … «
Кнехт в то же время творил свою истории : « Он создал небольшой начальный класс Игры … обучил настоятеля Гервасия … манипулированию стеблями тысячелистника и лучшему методу размышления над изречениями гадальной книги …
Жизнь в этом монастырском мирке была , пожалуй приятнее , чем последняя вальдцельская пора в кругу честолюбцев … « На земле , короче говоря , ему понравилось .
« … и под воздействием разговоров с ( отцом Иаковом ) Кнехту окончательно ( !!! ) открылся этот феномен христианства , которое столько раз за века отставало от современности , устаревало , окостневало и всё - таки снова и снова вспоминало о своих источниках и обновлялось с их помощью … Не оказывал он серьёзного сопротивления и высказывавшейся ему не раз в тех беседах мысли , что , возможно , и касталийская культура есть лишь секуляризованная и преходящая , побочная и поздняя форма христианско - европейской культуры и будет когда - нибудь снова впитана ею и отменена … ( очень скользкая форма описания касталийства , как языческого добавления к христианству ) Даже если это так , сказал он однажды патеру , ему - то , Кнехту , СУЖДЕНЫ МЕСТО И СЛУЖБА внутри касталийской , а не внутри бенедиктинской системы , там должен он сотрудничать и приносить пользу , не заботясь о том , притязает ли система , ЗВЕНОМ которой он является , на ВЕЧНОЕ или только на ДОЛГОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ; переход в ДРУГУЮ ВЕРУ он счёл бы лишь не совсем достойной формой бегства ( да , он -стойкий оловянный солдатик , который не интересуется как бы своим вечным существованием , а заботится только о своём непонятном достоинстве ! ) И сделал вывод , используя термин « благочестие « : « Благочестие , то есть служение с верой и верность до готовности отдать жизнь ( ! ) «
Кому отдаётся при том жизнь , не уточняется .
Не размышляет он и о том , кто податель жизни и не следует ли не считать себя полным хозяином своей жизни . Жизнь - это присутствие жизненных энергий .
И отдавать эту энергию тем , кто обманом вытягивает эту жизнь , не будучи её подателем , за пару пустяков , опрометчиво . Считать себя при этом исполненным благочестия .
Свидетельство о публикации №224102301693