Размышление над текстом пятой главы Игры в бисер

24  .  10  .  2024 
Размышление  над текстом  пятой  главы  «  Игры  в  бисер  «  .

 Итак  , пятая  глава  книги  Германа  Гессе  «  Игра  в  бисер  «  .
И размышление  над её  текстом  .
Что  такое  медитация  ?  Ты  берёшь маленький  кусочек  текста  , который  для  тебя  важен  ,                и  размышляешь над ним  . Само размышление неуловимо  .  Но есть конечный  результат  :   внутри тебя  рождается  текст  на  этот  текст  , над которым  ты  размышлял  .
Ты  погружаешься  в  то состояние  размышления  под влиянием  факторов  , которые  ты  опытным  путём  определяешь  :  слушание  проповеди  или  , скорее  ,  размышление  над  словом  Божьим  ,  которое  говорит  другой  , авторитетный  для  тебя  человек  .
Для  меня  этот человек  - Владимир  Владимирович  Сорокин  ,  его  размышления  над словом  Божьим  в  прямом  эфире  ,   и  мои  мысли  ,   которые  рождаются  в результате  его размышлений  . . Слушаю  музыку  .
Музыку     Баха  в  большом  количестве  случаев  ,а   музыка  появилась в  результате   его  размышлений      над словом  Божьим  .
Я  не  визионер  ,  я  -  слушатель  ,  и  фамилия  Шемановски  , доставшаяся                мне  от  бывшего  мужа  ,  подходит  именно  для  моего  восприятия  действительности  .
Иногда  я  вижу  видения  , но редко  .  И  моя   медитативная  жизнь  - целиком  внутренняя  ,                не  доступная  всем  моим  органам  чувствствования  .
Так  рождаются  мои тексты  . Не  по моим  планам  .
Медитативное  чтение  текстов  немецких романтиков  не  входило  в  мои  планы  .
Я  не  знаю  немецкого  языка  , но много  слушала  музыку  великих немцев  .
То есть музыка  подготовила  меня  к  пониманию  строя  мыслей  великих писателей  .
Моя  любовь  к  математике  и  занятия  ею  тоже  .
Размышления  над квантовой  механикой  в  течении  десятков  лет  .
И  над  достижениями  генетики  .
Это и  подготовило меня  к  медитативному  чтению  книг  великих немцев  .
Сначала  -  Карла  Густава  Юнга  , как  чтение  для  начинающего  психолога  .
Только  потом  я  обратилась   к немецкой  философии  ,   и  к  Ницше   концов   .
Которыми  я  не  интересовалась  вначале  .
И  только  потом  - чтение  Томаса  Манна  , его  «  Будденброков  «  ,  «  Иосифа  и  его  братьев  « 
Последний  роман  заставил меня  задуматься  .
Размышления  над Манном  не  привели  меня  к  чтению  Гессе  вначале  .
Но я  захотела  как  - то  наскоком  прочесть  его  «  Игру  в  бисер  « .
Это чтение  затянулось  на  несколько  лет  .
И  вот  это можно само  по себе  назвать  игрой  в  бисер  , перебирание  текстов  как   чёток  .
И  постепенно  родились  мои  тексты  ,  для  того  ,   чтобы  не  забыть  ход моих мыслей  .
Это и  есть медитативное  чтение  текстов  .
И  понимание  того  ,  что  цель игры  в  бисер  , в  которую  входит обязательно  медитация  ,   -  это создание  метатекстов  , или  мифов  , пришло постепенно ко мне  .
В  медитации  очень важно  то  , какое  дыхание стоит   за  медитацией  .
Дыхание  жизни  ,  или  дыхание  смерти  .
Ибо слова  одухотворяются  .  Потому  по разному  читаются  .
И  тексты  формируют  :  либо  человек  будет соткан  из света  , либо  -  из  паутины  ,  которая  закрывает  свет  .  В  своём  романе  «  История  предательства  длиною в  три тысячи  лет  «                первосвященник  Ханаан  ткёт паутину  из  своих  слов  , имеющих  авторитет  .
Ирония  заключается  в том  ,  что Томас  Манн  говорит  о своём  романе  об Иосифе  то  ,                что  он  берёт  историю  более  чем  трёхтысячелетнюю  . 
Но  эти книги  берутся  из размышлений  над библейскими текстами  .
И  это главная  медитация  - размышление  над Библией  .
Но  чьё  дыхание  сопровождает  эти  размышления  -  очень важно  .
   
В  первых  строках  этой  главы  , которая  называется  « Два  ордена  «  отмечается  аристократичность  и  иерархичность  Касталийского  ордена  .
Обучение  и  одновременно  испытание  Йозефа  Кнехта  закончено  .
Началось  его служение  ордену  . 
Магистром  игры  в  бисер  на  этот момент  является  Томас  фон  Траве  .
Именно  Томас  Манн  родился  в  городе  Любеке  , расположенном  на  реке  Траве  .

И  он  магистр  игры  в  Бисер  , предшествующий  Йозефу  Кнехту  .
Именно  Томас  Манн  предшествовал  Герману  Гессе  в  написании  так  называемого  интеллектуального  романа  .
Традиции  немецкого  интеллектуального  романа  связаны  с  традициями  романа  воспитания  ,
начиная   именно  в  немецкой  его   ипостаси  с  Гёте  .
Связь с  Гёте  подчёркивают  все  немецкие  интеллектуалы  .
В  романе  воспитания  герой  ,  его  характер становятся  переменной  величиной 
именно  что  как  бы  в    «  формуле  «  романа  .
Этот герой  подвержен  влиянию  духа  времени  .
И время  как  бы  вносится  в  самый  образ героя  и  романа  воспитания  ,  и  интеллектуального  .
Этот  образ запечатлён  в  образе  Ньютона  ,  созданном  Уильямом  Блейком  .
Зафиксировано преодоление  законов  истории  , законов  мироздания  .
Да   ,  Томас  Манн  первым   написал  так  называемый  интеллектуальный  роман  .
Гессе  был вторым  ,  и  в  то  же  время  он стоял вровень  с  Манном  .
Последние  германские  романтики  , если  говорить  о литературе  .
Романтиками  были  немецкие  фашисты  .  Национализм  - социализм    - порождение  романтизма  ,  который  ,  по словам  французской  писательницы  ,  был сугубо  немецким    «  заболеванием  «  .  Заболеванием  , похожим  на  вирусное  .
«  Завирусилось  «  , говоря  современным  языком  .
 А    Рихард  Вагнер    поднял    из глубины  веков  германо  - скандинавский  эпос                о  нибелунгах  .  Подобно  братьям  Гримм  , поднявшими  народный  фольклор  .   Повествование  о  Нибелунгах  из  12  века  , но  рассказывает  о временах  нашествия  Атиллы  , объединившего  , как  об  этом  пишет Википедия  ,  германские  и тюркские  племена  .  Ещё  в  середине  пятого века  .
И  героиня  эпоса  становится  женой  Атиллы  .
Вот  какие  времена  поднимает  германский  романтизм  .
Гейдельбергская  и  иенская  ветви  романтизма  .
Как   и  сказание  о  Вервульфе  , оборотне  - волке  .
Которое  продолжил  Герман  Гессе  , написав  «  Степного  волка  «  .
Как  раз  в  этом произведении  Гессе  и  обнаруживает в  себе  романтика  .
Романтизм  начался  с  «  Голубого  цветка  «  Новалиса  .
Который  в  свою очередь опирался  на  Древо  зла  Якоба  Бёме  .
И  по мотивам  которого  Пушкин написал  свой  « Анчар  «  .
Но  Новалис  первый  рассказал  о  своём  предпочтении  .
Под ним  уже  собираются  те  , кто призывает  уничтожить  всех  ,   кто  идёт против 
«  избранных  «  именно что  германскими  богами  , сумевшими  пойти против  Рима         и  одержать  победу  . Не  потому  ли  народ поддержал  Лютера  в  его  борьбе                с  Римом  ?   И  союз  итальянских  и  немецких фашистов  не  состоялся  .
Обе  ветви  фашизма  мечтали  о власти  над  миром  ,  но на  своих условиях  .
Германский  фашизм  опирался  на  добровольное стремление  к  смерти  .
Но  не  жизнелюбивый  итальянский  фашизм  .
А  Герман  Гессе  описывает  в  общем  то не  человека  .
Герои  его романов  мечтают  о человеческом  жилище  как  Гарри  Геллер  .
Они  те  , кто сидят на  ветвях мирового  дерева  -  ясеня  Игдрасила  .
Германский  миф  о  собственных  богах  и  их обиталище  -  Вальгалле 
говорит  о том  , что  его герои  должны  погибнуть вместе  со своими  богами  .
Германский  миф  знает  ,  что германские  боги  смертны  .
И  Герман  Гессе  ,  и  Томас  Манн  ,  как  сидящие  под деревом  Игдрасилом  ,                о  чём  они  символически  заявляют  , готовы  погибнуть со своими  богами  .
В  этом  их героизм  .  Вот  если  об  этом  не  подозревать  ,  то  и  романы  Гессе                не  понять  .    Как  и  романы  Томаса  Манна  .
Герой  их  романов   с  детства  отмечен  некоей  печатью избранности  .
О  которой  говорил ещё  Новалис   ,  защищая  «  избранных  «  от  действий  так  называемой  толпы  .  Избранные  и  толпа  - яркий  образ романтизма  .
А   вот кем  избран  герой  романов  Манна  и  Гессе  ? 
Герой  повести  Гессе  «  Дамиан  «  наделён  «  печатью  Каина  «  .
Образ  Каина  обыгрывается  неоднократно в  романтической  литературе  .
Как  именно что  образ  избранного  . Но кем  ? 
Избранный  Богом  стоит  как  тот   ,  кто  защищает  человека  .
Стоит  в  проломе  за  него  , образно  говоря  .
Избранный  его противником  стоит  за  так  называемого  своего избранника  ,
на  котором  стоит  «  печать  Каина  «  ,  уже  не  человека  ,  а  сверхчеловека  ,
в  которого вселяется  демон  .
Демон  - любимый  герой  романтиков  .
Так  что  «  печать  Каина  «  стоит  на  каждом  сверхчеловеке  .
И  его  то  защищает  писатель  - романтик  .
Выбор писателя  сознателен  .

Притом  герой  интеллектуального романа  интуитивно  или  сознательно  отчётливо  ощущает  духовную    атмосферу  своего времени  , скорее  , демон  , стоящий  за ним  ,   исследует  ,                а  человек  помогает  ему    оправдать  воцарившийся   с  приходом    «  выпускников                преисподней  «  на  землю  . Так  сказать  , создать  «  интеллектуальную  «  защиту  .
Идеологию  , иначе  говоря  . 
Оперируя  такими  близкими  сердцу  человека  словами  как  «  любовь  «  ,  впрочем  , отмечая  честно  (  авторам  не  откажешь в  честности  )  невозможность  любви  на  земле  : 
«  …  Из  этого всемирного  пира  смерти  ,  из грозного пожарища  войны  , родится  ли  из них  когда  - нибудь  любовь  ?  «  , пишет  Манн  в  завершении романа  «  Волшебная  гора  «  .
В  то  же  время  Герман  Гессе  даёт ответ  и  как  бы  единственно  верный  способ    преодоления  действительности  ,  который  по  Гессе  заключается  в  просветлении  через принятие  действительности  и  погружение  :  «  Погрузиться  в  хаос  и  всё  же  сохранить  в  себе  порядок  и  смысл  (  была  на время  искусственно  прервана  его  пребыванием  в  Касталии  -  средоточии  интеллектуальной  и творческой  элиты  ) .
И  герой  романа  «  Волшебная  гора  «  Томаса  Манна  говорит  о  месте  своего пребывания  :
«    у  нас  здесь на  верху  «  .  Это своеобразный  Олимп  - место пребывания  богов  ,  где  есть место  для  пребывания  человека  , если  он  - герой  .
Но в  то  же  время  судьба  героя  уже  определена  -  или  участь  обывателя  , или  посмертная  слава   на  века  . Путь Ахилла  .  Нужно  учитывать и то  ,  что участь  героя  -   борьба  на  стороне  одного  из богов  в  извечной  битве  богов  .
Что  симптоматично  ,  Ганс  Касторп  заявляет  Сеттембрини  именно  что  во время  карнавальной  ночи  ,  символе  участия  в  сатурналиях  ,  где  в  очередной  раз избирается  очередной  «  царь  горы  «  прежде  чем  погибнуть  в  битве  за  одного  из богов  :
«  Ты  не просто человек  с  каким  -  то   именем  , ты  - представитель  . « 
Так  каким  же  образом  происходит  тот   процесс   личностного  преобразования  ,  который  ставится  во главу  угла  в  интеллектуальном  романе  ?

Герой  словно  разрывает  одну  за  другой  мешающие  ЕГО  (  демона  )  росту  оболочки  .
Срывается  человеческое  , слишком  человеческое  ,  мешающее  демону  в  его  деятельности  .
Притом  у  героев  всегда  бездна  , сама  по себе  не  заключённая  в  границы  времени  ,                а  разрывающая  границы  времени  . Времена  разрыва  времени  -  это  значительные  события     в   истории  человечества  .  И  Томас  Манн  откровенно  рассказывает  о своём  герое                (  буквально герое  , ибо  для  Манна  праобраз  Леверкюна  -  Ницше  -  герой  )  :
«  Леверкюн  не  просто гениальный  музыкант  (  А  Ницше  был  великим  музыкантом  по  отзывам  современников  )  , заключивший  СДЕЛКУ  С  ДЬЯВОЛОМ  (  как  и  Фауст  , потому  роман  и  имеет название  «  Фаустус  «  )  РАДИ  УДОВЛЕТВОРЕНИЯ  СОБСТВЕННЫХ  АМБИЦИЙ  .  «     Его поступки  и  жизнь  определяет  кризис  художника  , берущий  истоки                в  кризисе  более глобальном  -  духовном  , культурном  кризисе  эпохи  .


И  Фридрих Ницше  ,  и  Карл  Юнг  немцы  до  глубины  их  душ  .
И  в  конце  концов  их произведения  адресованы  не  человечеству  , а  немцам  .
Карл  Юнг  прямо писал  об  этом  в  начале  своего пути  , что психоанализ  -      только  для  немцев  .  Он  взял  деньги  Рокфеллеров    , но не   принял самих  Рокфеллеров  .
Хотя  внешне  выглядело  по  другому  .  Внешне  выглядело по  другому  у всех  .
  Но  в глубинах своих сердец   Герман  Гессе  ,  Карл  Юнг  , Фридрих Ницше  ,                Томас  Манн  знали  о том  ,  что  их    судьба  потому  - оказаться  после  смерти                в  чертоге  Одина  .
Это  их высшая  цель  .   Они  представители  германской  элиты  .
Выразители  чаяний  германских  богов  .
Кроме  того  ,  один  из  главных  мастеров  игры в бисер  является  Томас  фон  дер  Траве  , Томас  Манн  , родившийся  в  Любеке  на  реке  Траве  .

   Манн  в  своей  книге   «  Фаустус   «   не  утверждает  , что сегодня ,                как  у  Фауста    Гёте  когда  -то  ,  есть возможность  выбрать спасительный  путь  … Взамен   даёт  описание  симфонической  кантаты  :
«  Плач  сына  ада  , плач  человека  и  бога  … словно  бы  захватывающий  космос  , песня  , ужасней  которой  не  было на  земле  … « 
…   «  Нельзя  отрицать  ,  …  что в  сияющей  сфере  гения  тревожно  соприсутствует  начало  демоническое  , противное разуму  , что между  гением                и   преисподней  существует  жутковатая  связь  …  «
« … гению  …  не  очень то подходят такие  эпитеты  как   
«  благородный  «  ,  «  гуманно  -  здоровый  «  ,  «  гармонический  «  …  «
И  Леверкюн   Томаса  Манна  «  забросил  Священное  Писание  и снюхался                с  фигурами  ,    свойствами  и  магией  музыки  « …
А  праобразом  Леверкюна  является  Фридрих Ницше  .

Его  жизнь описывается  как  история  композитора  Адриана  Леверкюна  , ПЛАТЯЩЕГО   ЗА  ВОЗМОЖНОСТЬ  ТВОРИТЬ  … 
отказом  от  любви  к людям  …  от  приложения  к  своему  творчеству  каких  - либо  этических  критериев  ,  и  гибнущего в безумии  …
И  название  романа  , и  центральный  его  эпизод  -  сделка  с дьяволом  … связывают  его историю  с  мифической  схемой   истории  Фауста  …
Смерть   Ашенбаха  словно   бы  говорит  , что  его  добродетельная  дисциплина  ,   его нравственность  , его стоицизм  были  не преодолением  ,  а  маскировкой    упадка  , который  царит  вокруг  него  и  уже  захватил  его  …
Что  от  дисциплины  как  эквивалента  нравственности  , от самодовлеющей    фридриховской  , пруссаческой  дисциплины  всего  один  шаг  до  разгула  тёмных  страстей  …   Кроме  того   Томас  Манн  в    первые  же  месяцы   первой  мировой  войны      написал  эссе  , в  котором  обратился     к  фигуре  прусского  короля  Фридриха  Второго   как  символа  загадочности  , своеволия  ,                ЗАЯВЛЯЮЩЕЙ  О  СЕБЕ  СИЛЫ  -  символа                «  законной  беззаконности  «  и  правоты  ,  символа  Германии  .

…  «  Фаустусу  «  же  предпослан  эпиграф  из  Данте  : 

День уходил   , и неба воздух темный
Земные твари уводил ко сну
От их трудов   ; лишь я один   , бездомный   ,
Приготовлялся выдержать войну
И с тягостным трудом   , и с состраданьем   ,
Которую неложно вспомяну   .
О Музы   , к вам я обращусь с воззваньем   !
О благородный разум   , гений свой
Запечатлей моим повествованьем   !

….   Даже  само  слово ;Inferno;  ,  стоящее  под ними  как  объективное  указание          на  цитируемый   источник  , символичен  …

А  в  произведениях  Леверкюна  зашифрована  … тема   ядовитой  , гибельной  , подстроенной  дьяволом  любви  , зашифровано слово 
«   hetaera esmeralda   «   Латинское название большой тропической бабочки  ; буквально
— изумрудно-зеленая блудница. Леверкюну  ,  вступившему  с  чёртом  в  сделку  , продавшему  душу      за  возможность творить  , отказавшемуся  ради творчества  от человеческих  привязанностей  ,  не  пристало отмахиваться  от  бездушия                и  бесчеловечности  мироздания  ,  он  со  «  страхом  осознаёт свою причастность  к  ним  -      отсюда         и  его отстранённая  манера  рассказывать об океанских                глубинах  и  о галактиках  как  о  чём  - то  увиденном  собственными  глазами  …
И  страх  Леверкюна  , «  ищущий  милости   в хвале  «  , его надежда                на  милость божью  к  нему  и  к  Германии  …
В  его  музыке  взрыв  -  это  образ  ,  который  несёт в  себе  идею предела  ,  полного    распада  , важнейшую идею  « Фаустуса  «  …
Хотя  «  целомудрие  Леверкюна  «  не  от  этики  чистоты  , а  от патетики  скверны  « .
как полагает Леверкюн   , соприкосновениемс ним   ,
«  через которого  соблазн приходит  «  есть символ    «  печали  «  , пронизывающей 
« ВСЁ  ВЫСШЕЕ  НА  ЗЕМЛЕ  «  , символ трагизма  всякого  приобщения  к  ДУХОВНОСТИ  …
А   искусству свойственно быть воплощением
и выражением этого вселенского дуализма:
Всюду царит единенье благое  ,
Грусть и отрада — в пожатии рук  ,
Светит во мраке светило ночное  .
Все сплетено неразрывно вокруг  .
Выражение  идеи слитности   в  мире радости и печали  …
В очерке о Шопенгауэре   , написанном в 1938 году   , накануне   войны, определившей   в силу особых    условий критического момента истории многое в форме  его  «  романа  эпохи  « 
 Манн  сравнивал слова  , сказанные  Гегелем  своим  ученикам  :
«  ГОСПОДА  , Я  НЕ  ТОЛЬКО  ГОВОРЮ  ИСТИНУ  , Я  ЕСТЬ ИСТИНА  «  (  !  ) 
со словами  Шопенгауэра  :  «  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАУЧИЛОСЬ  ОТ МЕНЯ  КОЕ  ЧЕМУ  ,                ЧЕГО  ОНО НЕ  ЗАБУДЕТ  «  .
Вся   проблема  человека  , в  том  числе  и  моя  -  в фрагментарности  его внутренней  жизни  .
В  том  , что свет  проникает  не  во  все  части  внутреннего  человека  .
Из  -  за  разных причин  .  И  только  откровение  освещает и освящает  .
Медитация  не  амбивалентна  .
 Ты   размышляешь  либо в  присутствии  Света  - Иисуса  Христа  .
Либо в  присутствии  его  противника  -  посланника  тьмы  , и  потому  невозможно  различить    без откровения  свыше  , от  Бога  светов  .  А  Гессе  , как  и  Юнг  медитировал  ввиду  Абраксаса  -  бога  гностиков  , который  по  существу  воскрес  , но не  воскресением  свыше  , а  тем  ,                что  люди  , наделённые  свободной  волей  ,  как  бы  воскресили  его  своими  действиями                в присутствии   Абраксаса  -ипостасью  умирающего  и  воскресающего  бога  Осириса  ,                или  Диониса  -   у  него много  имён  . И последователи  этого  бога  не  останавливаются  перед   тем  , чтобы  разрывать человеческую  плоть  всечастно и  разными  способами  .
И  по  существу  «  кадят  перед своей  сетью  , имея  от  этого свою часть  добычи  «  ,                как   говорил  древний  пророк  .  Общеизвестно  ,  что  священник  или  жрец  имеют                от  жертвоприношения  свою  часть  , лучшую  .  И  от  человеческих  жертвоприношений  тоже  .
Чем  по  существу  и  являются  все  войны  -  как  не  человеческими  жертвоприношениями  .
Который  Бог  светов  отверг    .  Что показывает история  Авраама    и  его сына  Исаака  .
А  кадящие  своей  сети  , образно  говоря  ,  языческие  жрецы  .
От  так  называемых маньяков  ,   как  их обыденно  называют  , До  сэров  Гекторов  Лекторов       в  фрачной  паре  , интеллектуалов  - жрецов  .  Пишущих потому  исключительно  интеллектуальные  романы  . Как  бы  отмежовывающихся  потому  от  чувствительных    начальников  концентрационных  лагерей  , плачущих  при исполнении  музыки  .
Каких  рождают  боги  всех  земель  ,  имея  под руками  разный  человеческий  материал  .
Рождают и  воспитывают  .  В  том  числе  и  в  Касталии  .
Которая  показывает не  мир людей  ,   а  мир  богов  .
Смертных  богов  , и  герои  их  согласны  умереть  в  Вальгалле  или  на  Елисейских полях  .
Ведь смерть вечная  .  Как  и  боги  , как  и  их герои    согласны  на  вечную смерть  .
В  отсутствии  вечной  жизни  .
В  пятой  главе  показывается  процесс  воспитания  именно  языческого  бога  .
Описано  как  будто  бы  как  жизнь человека  .
В  той  аристократической  среде  ,в  которой  , по словам  Гессе  , взявшегося  описать  , присутствуют  честолюбие  и  зависть  .
Всё  как  будто  бы  так  по  человечески  .
Исключая  то  ,  что игры  богов  действенны  ,  и  влияют  на  земную  жизнь  .
Вот  как  Гессе  описывает  происходящее  в  Касталии  :   «   Во многом  теперешнее  его  положение  напоминало  его пребывание  в  латинской  школе  …  « 
В  прежней  школе  он  добился  успехов  в  общении  с  людьми  именно  .
Точнее  с  элитой  человечества  .
И  получил    искомые  предводителями  Касталии  результаты  .
И  далее   он  был направлен  в  Мариафельс  ,  обиталище  бенедектинского  ордена  .
Пред взглядом  читателя  , направляевым  писателем  ,  предстаёт внутренняя  жизнь  ордена  .
Как  перед взглядом  библейского пророка  предстаёт внутренняя  жизнь  Иерусалимского  храма  , внешне  выглядящей  как  поклонение  Богу  Авраама  , Исаака  и  Яакова  , а  внутренне   показано  ,  как  иерусалимские  первосвященники  поклоняются  богу  Египта  .
И  обелиск   как  будто   бы   перед   храмом   святого  Петра  может  выглядеть  как  свидетель того  , что происходит  во внутренней  жизни  обитателей  Ватикана  .
Закрытой  от  обычных посетителей  собора  святого  Петра  .
Так  вот  , бенеликтинский  орден  ,  орден  ,  принявший  интеллектуалов  .
Равно и  простецов    с  их девизом  :  «Молись и работай» (Ora et labora).
 И  Беда  Достопочтенный  ,  причисленный  к  Отцам  Церкви  ,  знаменитый  как  историк  .
А  именно историческому  подходу  к  происходящему  во временно  - пространственном  континууме  ,  в котором  как  в сети  , оказались  и  духовные  сущности  .
Йозеф  Кнехт  ,  « …   с  каких  то  пор  принадлежал  к  самому  узкому  кругу  внутри  элиты  игроков  …  в  этом  высоко  аристократическом  кругу  все  были  слишком  благовоспитанны  …
Со  свойственной  ему  уже  тогда  чутьём  на  людей  …  уловил  характер  любви
(  людей  -  к  нему  )  :  она  была  готовой  к  безоговорочной  преданности  и  покорности  дружбой  , ПОКЛОНЕНИЕМ  , проникнутой  ПОЧТИ  РЕЛИГИОЗНОЙ  ВОСТОРЖЕННОСТЬЮ  ,  но  ( !  )  скрадываемым   , сдерживаемым  и  внутренним  благородством  , и  ВЕЩИМ  ЧУВСТВОМ  ВНУТРЕННЕГО  ТРАГИЗМА  (  да  , рождение  трагедии  из  духа  музыки   -  то  , что  было в крови  и  у  Гессе  ,   и  у  Юнга  ,  и  у  Манна  -  ницшеанство  - от  их богов  )  …  «
Что  же  люди  ?    Одного  из них  «…  кроме  ума  ,   восхищала   какая  -  то властность  … « 
Йозефа  Кнехта  .  Тигиляриус  ,  который  восхищался  Кнехтом  «  в  узком  кругу  молодых игроков  он  был  , пожалуй  ,  ЕДИНСТВЕННЫМ  , кто не  завидовал  …    «  Кнехту  .
Он  был  «  единственным  , для  кого  отъезд  Кнехта  …  был  глубокой  , почти  невыносимой  болью и  потерей  …  «   Так  вот  , Кнехта  отправили  за  границы  Касталии  с  поручением  .
Сначала  Кнехта  отправили  в  так  называемую  «  полицию  «  Ордена  :
«  Здесь его учили  правилам  поведения  членов  Ордена  при  выезде  во  ВНЕШНИЙ  МИР  …  «
Начальнику   «   полиции    «   Дюбуа    «  … казалось  рискованным  посылать  …   совершенно  не  знающего  мира  …   не  скрывая  ,  что  он  не  одобряет  решения  мастера  Игры 
(  Томаса  де  Траве  - Томаса  Манна  )  , господин  Дюбуа  вдвойне  старался  любезно  просветить  молодого члена  Ордена  насчёт  опасностей  мира  и  способов  успешно  противостоять таковым  …  «  Который  отличен  от  мира  Касталии 
«  …  устойчивом  , вечном  и  естественным  мире  , о  котором  …  знали  ,                что  он  однажды  возник  ,  возник  не  сразу  и  в  жестоких  боях  во времена  величайших  бедствий  ,  возник  в  конце    воинственной  эпохи  … благодаря  аскетическо  -героическому  сознанию и  усилию  людей  духа  ,  …  благодаря  глубокой  потребности  усталых  ,   истекавших кровью  и одичавших народов  в  порядке  , норме  , разуме  , законе  и  мере  …   знали  , что  функция  всех  на  свете  орденов  и  «  провинций  «  не  стремиться  править и  соревноваться  ,                но  зато  гарантировать   постоянство  и прочность  духовных основ  всех мер и  законов  ( !  )  … « 
То  есть  назревал очередной  договор  человечества  с  дьяволом,  который  и вещал  о  том  ,
« …  что  этот порядок  вещей  вовсе  не  есть  само собой  разумеющееся  ,  что  он  предполагает  какую  - то гармонию  между  миром  и  духом  ,  которую  всегда  можно нарушить  ,                что   ,    в  общем  то  ,  МИРОВАЯ  ИСТОРИЯ  отнюдь не  стремится  к  желательному  , разумному  и  прекрасному  , отнюдь  не  благоприятствует  всему  этому  …  « 
И  Кнехт  получил  инструкции  ,  выраженные  в  дипломатическом  , скажем  так  ,  тоне  : 
«  Ты  отправляешься  в  бенедиктинский  мнастырь  , и  , прожив  там  некоторое   время  ,     ЗАСЛУЖИВ  ДОВЕРИЕ   СВЯТЫХ ОТЦОВ  ,  …  услышишь  и  политические  разговоры                и  почувствуешь политические  настроения    в  кругу  этих почтенных  людей  и  их  гостей  .
Если  бы  ты  иной  раз  сообщал  мне  об  этом  …
Ручаюсь  , что всякую информацию  мы  принимаем  к  сведению  и  пускаем  в  ход                ТОЛЬКО     В   ИНТЕРЕСАХ    НАШЕГО  ОРДЕНА    И КАСТАЛИИ  .
МЫ  НЕ    НАСТОЯЩИЕ  ПОЛИТИКИ  , и  у  нас  НЕТ    никакой  ВЛАСТИ  ,  но …
ЗАВИСИМ  ОТ  МИРА  ,  КОТОРЫЙ   НУЖДАЕТСЯ  В  НАС  ИЛИ  НАС  ТЕРПИТ  ( !  )  …
Мы  можем  обойтись  без твоих  сообщений  ,   у  нас  есть и  другие  источники  ,  но  ….
ЛИШНИЙ  ИСТОЧНИЧЕК  НЕ  ПОМЕШАЕТ  …   « 
КНЕХТ  , услышав это ,
  справляется  с    «  Книгой  перемен  «  , гадательной  книгой  .
«  …  отыскал  в  книге  толкование  : 
Странник  приходит  под кров  .
Его  достояние  с  ним  …  «
И  размышляет  о дружбе  . Осознаёт  , что   «  пленял   «   Тегуляриуса  и    «  внушал ему  глубокую  привязанность  .. .  «  Опыт  дружбы  у  него есть  .
И  этот опыт  может помочь ему  .
«  В  этой  дружбе  он  до конца  считал  своим  долгом  величайшую самодисциплину  и  сдержанность  … дружба  с  ( Тигуляриусом  )  …  с  этим  хрупким  человеком  , всегда  находившимся  под  ОБАЯНИЕМ  гораздо  более    сильного  и уверенного  друга  ,…                открыла  ему  глаза  на  притягательную силу  и  власть над людьми  , ему  ДАРОВАННУЮ  …
Он  почувствовал  , что какая  - то  доля  этой  способности  привлекать  других и  влиять на  них  входит  важным  слагаемым  в  талант  учителя  и воспитателя  …  накладывает  ответственность  …   Ему было явно  на  роду  написано  как  бы  автоматически  , без усилий  везде  попадать                в  число  ИЗБРАННЫХ  ,  находить восхищённых друзей  и  высокопоставленных  покровителей  …   Ему  предстояло  не  подчиняться  …  , а  повелевать  …  « 
Но  была  и обратная  сторона  :  «  Теперь  , увидев  себя  неумолимо  вытолкнутым 
   в vita activa   ,деятельную жизнь (  лат  .  )….  почувствовал  напряжённость   ,   ДОМОГАТЕЛЬСТВА  ,  соревнования  ЧЕСТОЛЮБИЯ                в  своём  окружении  … «  Это портрет окружения  Кнехта  в Ордене  .
Неудивительно  , что  «  теперешний  отъезд  из  Вальдцеля  и  из Провинции                и  путешествие  в  «  мир  «  он воспринял  как  СПАСЕНИЕ  .
Тем  более  в  бенедиктинскую  обитель  Мариафельс  .
Который  «  Быв  некогда   цитаделью  схоластической  учёности  и  искусства  диспута  …  « 
Сестру  Бенедикта  , основателя  бенедиктинского  Ордена  так  и  звали  СХОЛАСТИКА  .
Она  прежде  брата  решила  идти на  служение  Господу  Богу  .
Какое  то символическое  решение  .  А  романный  Мариафельс 
«  после  полосы  застоя  и  скуки  приобрёл  НОВЫЙ  БЛЕСК  …  благодаря  своему  культу  музыки  , своему  прославленному  хору  ,  благодаря  сочиняемым  и  исполняемым  братией  мессам  и  ораториям  …    Затем  в  жизни  монастыря  настал  ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД 
(  что  , очевидно  ,  и  привлекло  касталийский  орден  в  свою очередь  ,
и  его  «  полицию  «  .
« …  где осторожно  искали  друг  друга  , нащупывая  пути  к  соглашению  …
Это  была  последняя  вершина  его истории  …  « 
Когда  же  родилась  Касталия  как  Орден  «  монастырь  занял выжидательную  , даже  отрицательную  позицию  ,  возможно  , не  без указания  Рима  …  «
«  Лишь во времена  настоятеля  Пия  ,  который  уже  в  пожилом  возрасте  живо  заинтересовался   Игрой  , завязались  какие  - то контакты  …  покровитель  Кнехта  , мастер  музыки  ,  тоже  провёл  в  молодые  годы  несколько  недель  в  Мариафельсе  …  играл там  на знаменитом  органе  …у  Дюбуа  ( начальника  полиции  Касталии  )  он научился  смотреть на  себя  …           не  как  на  личность  , а  только  как  на  представителя  Касталии  …
Настоятель  Гервасий  выказывал  ему  своё  добродушное  расположение  …  « 
Очевидно  , что в описании монастыря  Гессе  вспоминал своё  пребывание  в школе  ,   расположенной  в  старинном  монастыре  .
Кнехт  тем  временем  получил доступ  в  библиотеку  , а  «  органист  показал ему  великолепный  орган  и  разрешил  играть на  нём  …  настоятель  с  удовольствием  беседовал  об Игре  …
( Кнехт  )  отметил  терпеливую  и  добродушную  неторопливость  …
Таков  был  дух  их  ордена  , таково  было  тысячелетнее  дыхание  древней  , привилегированной  ..   общины  и  системы  так  ,  как  причастна  каждая  пчела  к  судьбе  и жизни  своего  улья  ,                спя  его сном  , страдая  его страданием  , дрожа  его  дрожью  …
Строгим  , менее  деятельным  , зато  более спокойным  и независимым  , более древним  и  более проверенным  , тут  царили  ,  казалось  ,  дух и  смысл  , давно уже  ставшие   снова  самой  ПРИРОДОЙ  .  С  любопытством  и  большим  интересом  , даже  с большим  восхищением  поддавался  Кнехт  влиянию  этой  монастырской  жизни  …  которая  так  отвечала  созерцательной  стороне  его  натуры  .  Он  был  гостем  , его почитали  …
Но  он  явно  чувствовал  :  это  было формой  и  обычаем  и  не  относилось  ни  к  нему  лично  , ни  к  духу  Касталии  или  игры  в бисер  , это  была  величественная  вежливость  старой  великой  державы    в  отношении новой  …   он  медленно понял  …   что    послали  его  сюда  вовсе  не  ради  искусства  Игры  … прислали   его  сюда  не  столько  учить  , сколько  учиться  …  «
Тем  не  менее    «  Кнехта  попросили  дважды  в неделю  читать  достопочтенному 
(  этот  титул  после  Беды  Достопочтенного  стал  титулом  любого настоятеля  в  Ордене  )
Настоятелю  лекции  по  «  Ицзин  «  (  Книге  перемен  )  ..  « 
Ведь     «  Книга  перемен  «  была  настольной   книгой  Кнехта  :
«  ,,,  по мере  того  как  крепла  его  ДЕЛОВАЯ  ДРУЖБА  с  органистом  и  маленькое  религиозное  государство  , где  он  жил  , становилось  всё  ближе  знакомым  ему  , начало  исполняться    и  обещание  ОРАКУЛА  :  …  ему  , страннику  , несущему  с  собой 
«  своё  достояние  «  ,  предвещали  не  только  «  приход  под кров  «  и  «  настойчивость  молодого слуги  «  …  знак  того  , что  «  его достояние  «  …  он несёт в  себе  тот  дух и  те  силы  ,  которые  ведут его  к  деятельной  и  полноценной  жизни  … «
И помимо  «  молодого слуги  «  Антона  он    «  со временем   узнал   поближе  и  с  благодарной  почтительностью полюбил на  всю  жизнь  , как  ещё  разве  что старого  мастера  музыки  .
Это  был  отец  Иаков  , самый  значительный  …  историк  бенедиктинского  ордена  …  посматривая  теперь  на  этого  человека  ,  Йозеф  разглядел  его  римский  профиль  …
Эта  хорошо  знакомая  ему  по китайцам  смесь превосходства  и насмешки  ,  мудрости                и   своенравной  церемонности  была  для  Йозефа  Кнехта  отрадна  , до его  сознания  дошло  ,  что  этого  тона  -  магистр  Игры  Томас  тоже  владел им  мастерски  …  « 
Вот  ещё  один  портрет  Томаса  Манна  , которым  Гессе  откровенно восхищался  . Прислушавшись  ,  Йозеф  Кнехт  ,  узнал  , что  отцом  Иаковом  исполнялась  соната  Пёрселла 
Не  исключено  , что он  слышал  звуки  этой  музыки  в исполнении  самого  Манна  .
Напоминая  ему  своё  собственное  исполнение  , может  быть с  Манном ,  на  двух инструментах 
…   «  по  детски  и  одновременно так  уверенно  , как  всякая  хорошая  музыка  среди  неосвобождённой  немоты  мира  …  Они  говорили  о  музыке  , о  Пёрселле  ,  о  Генделе  ,                о  древней  музыкальной  культуре  бенедиктинцев  …  ( вместе  с тем  ) 
… не  скрывал  своего критического  отношения  к  этой  Касталии  , чей  «  орден  «                считал подражанием  христианским  конгрегациям  ,  и  подражанием  ,  по  сути  ,  кощунственным  , поскольку  в  фундаменте  касталийского  ордена  не  было  ни  религии  , ни  бога  , ни  церкви  ( !  верное  замечание  )  …  «  В  ответ  «  Кнехт  заметил  ,   что  о  религии  ,  боге  и  церкви  могут существовать  , кроме  бенедиктинских  и  римско  - католических  ,    другие  представления  , которым  нельзя  отказать  ни  в  чистоте  побуждений  , ни  в  глубоком  влиянии  на  духовную  жизнь    …  Иаков   :  «  Вы  имеете  в  виду  , среди  прочего  ,  протестантов  . Они не  сумели  сохранить  религию  и  церковь  , но иногда  проявляли  большую  храбрость  , и  среди  них  встречались  образцовые  люди  …  « 
Да  ,  жёстко  и несправедливо  .  Но Иаков  отметил  , что в  католичестве  имелись  попытки  примирить   непримиримых    :  «  Лейбниц  и  затем  этот  чудаковатый  граф  Цинцендорф  …  « 
Далее они обсуждали  персоны  17  - го  и  18  -  го  веков  , отмечая  швабов  ,                Бенгеля  в  частности   .
А  Герман  Гессе  , потомок  хеттов  ,  шваб  .
А  Кнехт  «  благодаря  патеру  ,  познакомился  с  историей  ,  с  закономерностями                и  противоречиями  изучения  и  писания  истории  …  научился  …  смотреть   на  современность  и  на  собственную жизнь  как  на  историческую  действительность  ….
Дело касалось  отношения  касталийской  духовности    к  мировой  истории  , того  , что  патер  называл  «  полным  отсутствием  чувства  истории  «  : 
«  Вы  , математики  и  умельцы  Игры  …  создали  себе  какую  - то  дистиллированную  мировую   историю  , состоящую  только  из  духовной  истории  и  истории  культуры  ,  у  вашей  истории     нет  крови   и нет  действительности  ;   вы  всё  до   тонкости  знаете  об  упадке  латинского синтаксиса  во втором  или  третьем  веке  и  понятия  не  имеете  об  Александре  ,  Цезаре         или  об  Иисусе  Христе  (  вот в  таком  порядке  !  )   Вы  обращаетесь  с  мировой  историей      как  математик  с  математикой  ,  где  есть только    законы  и  формулы  , но  нет  действительности  ,  нет ни  добра  ,  ни  зла  ,   нет времени  ,  нет ни  «  вчера  «  , ни  «  завтра  «  .  а  есть  вечное   плоское  математическое  настоящее  …    Заниматься  историей  -  значит  погружаться  в  хаос  и  всё  же  сохранять веру  в  порядок  и  смысл  …  это очень серьёзная  задача  …  и  , быть может  , трагическая   …    моя  любовь  и  моё  ненасытное  любопытство  направлены  …   на  те  очень  долговечные  организации  ,  где  пытаются  собирать  , воспитывать и  ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ  ЛЮДЕЙ  на  основе  их умственных  и  душевных  качеств  …  воспитанием  ,  а  не евгеникой  , с  помощью  духа  , а  не   с  помощью крови  превращая  их  в аристократию  , способную служить и  властвовать  …  в  нашей  европейской  истории  перворазрядными   историческими  ценностями  представляются  мне  прежде  всего  христианская   церковь  ,              а   также  служащие  ей  и  входящие  в  неё  ордены  …  как  тот  факт  ,  что снова  и  снова  делались попытки  создания  таких структур  , как  наш  орден  , и  что иные  плоды  этих попыток  сохранялись  тысячу  и две  тысячи  лет  ( что интересно  ,  так  как  по крайней  мере  2000  -  ый  год  ещё  не  наступил  , тем  более  ,  2000  - летие  христианства  ,  которое  намечается  на   тридцатые  годы  нашего столетия ,   а  уже  организациям  церковным    2000  лет  будет                позднее  грядущего   столетия   )  … такие  конгрегации  ,   как  бенедиктинская  , доминиканская  ,  позднее иезуитская …  просуществовали   по нескольку  веков  …  несмотря  на  всякие  перемены  ,         на  всякое  вырождение  ,  приспособленчество  и насилие  , сохраняют  ещё  своё  лицо  ,                свой  голос  , свою повадку  , свою индивидуальную  душу  … это  самый  замечательный                и  самый  почтенный  феномен  истории  .  «   патер  был человеком  ,  который  сам  сознательно  участвовал  в  мировой  истории  и  помогал  творить  её …    « 
Кнехт  в  то  же  время  творил  свою истории  :  «  Он создал  небольшой  начальный  класс  Игры  …  обучил  настоятеля  Гервасия  …  манипулированию  стеблями  тысячелистника  и  лучшему  методу  размышления  над изречениями  гадальной  книги  …
Жизнь  в  этом  монастырском  мирке  была  , пожалуй  приятнее  ,  чем  последняя   вальдцельская  пора  в  кругу  честолюбцев  …  «   На  земле  , короче  говоря  , ему  понравилось  .
«  …  и  под  воздействием  разговоров  с   ( отцом  Иаковом  )    Кнехту  окончательно  (  !!!  )    открылся  этот  феномен  христианства  , которое  столько  раз  за  века  отставало  от современности  , устаревало  , окостневало  и  всё  - таки снова  и  снова  вспоминало  о своих источниках  и  обновлялось  с  их  помощью  …    Не  оказывал  он серьёзного сопротивления  и  высказывавшейся  ему  не  раз  в  тех  беседах  мысли  ,  что  , возможно  ,  и  касталийская  культура  есть лишь  секуляризованная  и  преходящая  , побочная  и  поздняя  форма   христианско  -  европейской  культуры  и  будет  когда  -  нибудь  снова  впитана                ею  и отменена  …  (  очень скользкая  форма  описания  касталийства  , как  языческого  добавления  к  христианству  )     Даже  если  это  так  , сказал он  однажды  патеру  ,                ему  - то  , Кнехту  , СУЖДЕНЫ  МЕСТО  И  СЛУЖБА  внутри  касталийской  ,                а  не  внутри  бенедиктинской  системы  , там  должен  он сотрудничать  и  приносить пользу  ,     не  заботясь  о  том  ,  притязает  ли  система  ,  ЗВЕНОМ  которой  он  является  ,   на   ВЕЧНОЕ   или  только  на  ДОЛГОЕ  СУЩЕСТВОВАНИЕ  ;  переход  в  ДРУГУЮ  ВЕРУ  он счёл                бы  лишь  не  совсем  достойной  формой  бегства  (  да  , он  -стойкий  оловянный  солдатик    ,  который  не  интересуется  как  бы  своим  вечным  существованием  , а  заботится  только                о своём  непонятном  достоинстве   !   )    И  сделал  вывод  , используя  термин  «  благочестие  «   :   «  Благочестие  ,  то есть служение  с  верой  и  верность  до  готовности  отдать жизнь  (  !  )  «
Кому  отдаётся  при том  жизнь  , не  уточняется  .
Не  размышляет  он и  о  том  ,  кто податель  жизни  и  не  следует  ли  не  считать  себя   полным  хозяином  своей  жизни  .  Жизнь  -  это присутствие  жизненных  энергий  .
И  отдавать  эту  энергию тем  ,  кто обманом  вытягивает  эту  жизнь  , не  будучи  её  подателем  ,  за  пару  пустяков  , опрометчиво  .  Считать  себя  при  этом  исполненным  благочестия  .

   


Рецензии