Сочинительская энгэ...
"Во многих литературно-художественных произведениях дополнительным персонажем является город. А что нужно сочинителю знать, чтобы в своих сочинениях ярко представлять город? Обязательно нужно в нём родиться? Или приезжие-пришлые в городе сочинители могут стать для него, для города своими?".
Когда он с другими поделился этими своими размышлениями, они, эти другие, более научно образованные, чем он, сказали ему:
- Ты начнёшь рассуждать о том, какие отношения должны быть у сочинителя с изображаемым городом, и тебя понесёт в антинаучный бред. В полнейший идиотизм и самую непроходимую чушь!
Услышав это от умных людей, он задумался:
"Для того, чтобы заниматься научными исследованиями надо, конечно, овладеть научным знанием. Но так ли уж нужно сочинителю, желающему представлять читательницам и читателям какой-то город в своих произведениях, иметь именно научные знания об этом городе? Можно взять, например, и рассматривать сочинительскую энгэ, науку о городе, условной наукой. Условное обозначение сочинительских знаний о городе наукой - это признание того, что определённые отношения сочинителя с городом - это всего-лишь творческий метод сочинителя. Способ представлять в своих сочинениях какой-то город. К.С. Саниславскому было легче, чем тем сочинителям, которые в эпоху искусственного интеллекта пытаются разработать свой творческий метод или способ представления читателям города".
- При чём тут Константин Сергеевич Станиславский? - спросили его раздражённые, его рассуждениями, слушатели.
А он продолжил-размышлять своё:
"Константин Сергеевич был настолько первопроходцем, что даже тот метод, который он разработал для себя, потом даже назвали системой Станиславского. А сейчас, когда есть уже какой-то искусственный интеллект, метод, например, представления в литературно-художественных произведениях конкретного города уже не назовут системой. И даже подвергнут сомнению наличие возможности называть отношения определённого сочинителя с конкретным городом творческим методом. Способом литературно-художественного творчества".
- Хватит болтать впустую! Переходите уже к представлению своих предложений сочинителям. Что вы предлагаете тем сочинителям, которые хотели бы представлять в своих литературно-художественных произведениях свои отношения с каким-то городом?
А он не может вот так сразу отказаться от своей увлечённости своими размышлениями-рассуждениями, и перейти к описанию своих предложений, но он решил это сделать:
"Без сомнения, - у разных сочинителей к одному и тому же городу могут быть совершеннно разные подходы. Разные итоги их охваченности одним и тем же городом. Не обязательно родиться в городе, можно быть приезжим-пришлым в нём, но при этом почувствовать душу города. Безусловно, - у каждого человека есть душа, а у города? Признавать наличие у города души - это значит использовать, как свой творческий метод, мистический взгляд на город.
Сочинители-реалисты часто рассуждают не о душе города, а о знаниях, которые о городе нужно освоить, чтобы он, город, признал сочинителя своим, независимо от того, родился ли сочинитель в представляемом читателям городе или приехал, чтобы жить в нём, во вполне зрелом возрасте".
- Да что же это такое! Вы что, - не можете быть конкретнее? Говорите уже, что вы подразумеваете под знаниями, которые необходимо освоить сочинителю, чтобы город признал субъекта своим, городским, человеком? - просто закричали довольно громко его въедливые слушатели.
Он посмотрел или на реальных, или только на воображаемых слушателей. И продолжил свои размышления:
"У каждого города есть свои архитектура, география или территория, история, обычаи и привычки горожан, тёмные, черные или добрые, светлые легенды и мифы. Нужно ли сочинителю хорошо изучить историю города, чтобы начать представлять его читателям в своих литературно-художественных произведениях? Для пришлого в город сочинителя это очень долгий путь, - через историю города выходить с его описаниями к читателям. Можно предложить другой. Путь. Изучить обычаи и привычки горожан разных видов или типов. Если сочинитель точно уловил черты того или иного вида, типа горожан, которые город терпит, то сочинителю не нужно даже изучать имеющиеся в городе легенды и мифы. Он может придумывать свои. Легенды и мифы о городе. Только обязательно в придумываемых сочинителем легендах и мифах о городе должны действовать персонажи с действительными чертами разных типов или видов горожан, то есть жителей именно представляемого читательницам и читателям города.
Тот сочинитель, рождённый в городе или пришлый в нём, который не столько изучает историю, тёмные и светлые легенды-мифы о городе, сколько придумывает свои легенды и мифы о нём, выбирает путь сочинителя-фантаста".
Говоря о пути сочинителя-фантаста, он вспомнил о "Граде обречённом" братьев Стругацких, в котором в качестве дополнительного, к живым людям, персонажа действует выдуманный данными писателями-фантастами город, очень напоминающий заколдованное место, как у Н.В.Гоголя.
"Не знаю точно, как житель Киева М.А. Булгаков, приехавший в Москву, пришлый для неё, относился к такому сочинительскому понятию, как "заколдованное место". Но можно предположить, что для сочинителей-фантастов заколдованным местом город является, если помимо людей, он ещё населён духами, привидениями, призраками. Или враждебными, или добрыми, или совершенно равнодушными к людям. И Владимир Орлов, и Михаил Булгаков имели с Москвой такие тесные отношения, так органично вписывали архитектуру и географию, территорию Москвы в свои литературно-художественные произведения, что уже и не важно совсем, кем они были: уроженцами данного города или приезжими- пришлыми в нём".
Дальше он подумал, что те, которые сильно интересуются архитектурой и историей города, пусть лучше пишут документалистику о нём, а не художественно-литературные произведения.
Тем же, которые даже в отношении ставшего им своим города хотят оставаться литературно-художественными сочинителями, полезно интересоваться или существующими в городе как светлыми, так и тёмными легендами, мифами о городе, или, изучив разные виды или типы действительных горожан, самим придумывать легенды, мифы о городе, в которых эти "изученные" сочинителями горожане действуют.
P.S. Тем читательницам и читателям, которые хотели бы видеть в данном тексте научности, научной урбанистики больше, чем есть в нём, автор данного текста сообщает: существует мнение, что литературоведы могут мало чем отличаться от литературно-художественных сочинителей, итоги трудов которых литературоведы изучают. А литературно-художественные сочинители, к беде или, наоборот, к счастью читательниц и читателей всегда больше выдумщики, чем учёные.
Свидетельство о публикации №224102300170