Короткие истории 2

                * Неожиданный афоризм *               

1970-й, лето. Турбаза близ Владивостока, я там инструктор по туризму. Главный инструктор - Владимир Эдмундович. Человек хороший, но с одной странностью: каждый день для него начинается будто с чистого листа. Таких людей, с которыми у него были бы устойчивые хорошие отношения, у него, кажется, нет. Если к концу дня такие отношения устанавливаются, это не значит, что вы будете друзьями и завтра. Завтра с утра на вас глядят как на новичка, про которого ничего не известно и которого предстоит испытывать снова и снова. Странно всё это...

Вот он представляет меня кому-то из своих давних приятелей.
- Это Людмила, наш инструктор.
Помолчав, будто что-то обдумывая:
- Ссоримся с ней систематически...но...
Впрочем, тон у него добродушный, и я спешу подстроиться под таковой:
-... но прощаете? )
Тут он будто вздрагивает и категорически возражает:
- Что ты! Что ты!!
Далее следует фраза, запомнившаяся мне на долгие годы: "Как же надо НЕ УВАЖАТЬ человека, ЧТОБЫ ВСЁ ЕМУ ПРОЩАТЬ?!"

Афоризм, однако.

Действительно, если прощение предполагает неуважение - не слишком ли велика цена такого прощения??

Интересный подход. Может, потому этому странному человеку и сложно с окружающими, что он хочет их УВАЖАТЬ? А не просто прощать...



                * Без гарантии *

В восьмом классе (середина 1960-х) у нас был урок "слесарное дело". Итак, тиски с зажатой в них железякой (заготовкой), которой при помощи молотка и зубила нужно придать нужную форму. Начали!

Многие останавливаются в нерешительности. Молотком? По зубилу? А вдруг по руке?!
Тогда Валентин Григорьевич подходит, кладет поверх руки ученика (держащей зубило)свою руку и говорит: "БЕЙ!"

Вот и со мной такое было.

- Бей!Со всей силы!
- Но ведь... если...
- БЕЙ!!

И, повинуясь воле учителя... и, в конце концов, просто мужскому окрику, я... бью!! Точно по зубилу!!
И вдруг понимаю, что это совсем несложно: стоит пересилить себя один раз - и ты поймешь, КАК это делается. Дальше уже не страшно!
А на этот первый страшный раз учитель предоставляет тебе СВОЮ руку.

Слесарное дело мне понравилось. Сложись так обстоятельства, я бы и на завод после школы не побоялась пойти.

Только вот до сих пор не понимаю: как это можно - подставлять свою руку ЛЮБОМУ ученику?! Неужто не найдется среди нескольких десятков шалопаев такой, который долбанет со всей дури тебе по пальцам?! Гарантии где, что не найдется?!

                ***
Впрочем, если ты открываешь душу перед людьми, разве есть гарантия, что в неё не плюнут? А уж если эти люди - несовершеннолетние и едва ли будут отвечать за своё поведение, то тем более...
Тяжкий это крест - учительская доля. Если по-настоящему-то.
Но, если уж ты взялся за это дело, ты должен отдавать себя ученикам целиком. Без гарантии.
Видимо, это единственно возможный ответ на заданный вопрос.

                ***
Меня часто спрашивают, какие школьные учителя мне запомнились... и за что. И первым я всегда называю этого человека: ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ ПОНОМАРЕВ. Кого-то это, наверное, удивит: какой из него педагог, он же всего-навсего "трудовик"...возможно даже без высшего образования.

А вот так.   
 


Рецензии
Людмила, с большим интересом прочитала Ваши истории. Спасибо. И желаю успехов!

Галина Карбовская   07.11.2024 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.