Капитан-полковник

Хатанга. Гостиница возле аэропорта. В четырехместном номере коротают время три человека: Зам по коммерции, Механик и Геолог. Вылет вертолета задерживался на неопределенное время из-за погодных условий м. Челюскин, являющегося не только самой северной точкой полуострова Таймыр, но и всего Евроазиатского материка. Каждый по мере интересов занимался своим делом. Зам полностью погрузился в мобильный и что-то там выискивал. Механик просматривал на видеопроигрывателе фильм «День выборов», периодически отпуская шутливые реплики и похохатывая. Геолог тем временем перелистывал небольшую книжицу с гордым и романтическим названием «Профиль командора», презентованную ему во временное пользование одной из сотрудниц.
 
О данном литературном произведении стоит сказать отдельно. Автор, известный в геологической среде человек, решительно бравшийся за любое интересное дело. Так, в начале 90-х годов, довелось ему встать у истоков государственного управления процессами недропользования на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Таким образом, он вошел в историю как первый председатель Таймыргеолкома. Проба пера в данном случае, ознаменовалась в виде упомянутой выше книги, представляющей собой сборник рассказов-миниатюр, написанных на основе личных заметок автора. Тираж был солидный – 10000 экз. Справедливости ради следует сказать, что среди читающей аудитории эта публикация получила неоднозначную оценку. Скорее всего большая часть отнеслась к ней нейтрально.

Геолог не торопясь знакомился с содержимым книги. Миниатюры были написаны подчеркнуто от первого лица, доходчиво и читались легко. Вдруг один из рассказов под названием «Офицер» весьма заинтересовал его и он обратился к соседу напротив:

- Слышишь! Здесь один рассказ есть, точно о тебе.
- Да, ну! – удивился в свою очередь Механик.
- Точно! Посмотри вот, - заверил его Геолог.

Дело было в том, что мужчина когда-то служил на острове Большевик (арх. Северная Земля) в качестве командира подразделения ПВО. Фамилия его также совпадала с фамилией офицера, упомянутого в тексте рассказа. Вот такая вышла «загогулина».

Прочитав миниатюру, насчитывающую всего лишь полтора десятка строк, Механик пришел в состояние эмоционального возбуждения. С одной стороны, он воспринял это как знак внимания к своей персоне, а с другой, содержание рассказа ему явно не понравилось.

Автор заострил внимание на том, что в период августовского путча 1991 года, когда была предпринята попытка государственного переворота в Советском Союзе, во главе которого стоял ГКЧП,  «капитан открытой радиограммой сообщил, что остается верен присяге», а на острове Большевик «по-прежнему действует Консти-туция СССР». Офицер взял на себя обязанности военного коменданта территории со всеми вытекающими последствиями.
 
Спустя четыре месяца в декабре 1991 года канул в лету Советский Союз, а жизнь продолжала идти своим чередом.
 
- Ничего я не провозглашал! – возмущался мужчина. - Карьера здесь тоже не причем.
- Что было, давно уже быльем поросло, - резюмировал Геолог.

Зам в разговор не вмешивался. В отличии от своих коллег он не знал написавшего эту книгу человека.
Можно предположить, что ключевой фразой, вызвавшей возмущение Механика, послужило следующее выражение: «Когда все закончилось, капитан круто пошел в гору по служебной лестнице». Этой строкой и завершилось повествование об офицере.

Продвижение по службе естественно было. В капитанах мужчина не засиделся и свою воинскую карьеру закончил в чине полковника. Говорил даже, что был реальный шанс занять «генеральскую» должность по линии ДОСААФ, но не сложилось.

Рассказ без сомнения произвел большое впечатление на Механика. Он даже не хотел возвращать книгу, но пришлось, правда, в несколько потрепанном состоянии.
Страсти по поводу прочитанного постепенно улеглись. Погода немного наладилась. Вскоре вся компания вылетела к месту назначения на остров Большевик.

Тесен мир Севера. Еще раз можно убедиться, что слово – великая сила!
Вот уж воистину – «глаголом жечь сердца людей»!




Август, 2024 г.


Рецензии