Не нахи, а кавкасиане

По моему мнению, определения «нахи», «нахские народы», «нахские языки» и т.д. для обозначения чеченцев, ингушей, бацбийцев и их языков решительно не подходят. Во-первых, как уже было замечено историком Идрисом Булатбиевым, этот искусственный этноним не имеет формы единственного числа и поэтому не способен обозначить индивида. Назвать отдельного человека словом «нах» действительно нелепо, так как это слово  означает «люди». И где это видано, чтобы отдельного человека называли словом «люди»?

Точно так же, этот этноним, придуманный в 1929 году Н.Ф. Яковлевым и З. Мальсаговым, не в силах различить мужчину или женщину. Действительно, не будем же мы называть чеченку, ингушку или бацбийку словом «нашка». Согласитесь, звучит не очень респектабельно.

Кроме того, попробуйте перевести словосочетание «нахские народы», «нахские языки», «нахские поселения», «нахская культура», «нахская история» и т.д. на наш язык. Как уже указывал языковед Нурвади Альбеков, у нас получится «неха къаьмнаш» («чужие народы»), «неха меттанаш» («чужие языки»), «неха йарташ» («чужие селения»), «неха культура» («чужая культура»), «неха истори» («чужая история»). Можете сами продолжить этот ряд и у вас везде получится отторжение обозначаемых объектов, признание их чужими, чуждыми. То есть, произнося на чеченском или ингушском «нахское» мы слышим, что речь идет о чем-то не чеченском и не ингушском.

Появляется резонный вопрос: нужен ли нам такой абсурдный этноним, который не может отделить множественное число от единственного и различить мужчину и женщину? А плюс к этому, нужен ли нам этноним, который, произнесенный на чеченском или ингушском языке, немедленно превращает все наше, т.е. «нахское», в чужое и чуждое? Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что такой этноним нам не нужен.

Поэтому, я предлагаю всем, кто ищет какое-то обобщающее научное название для чеченцев, ингушей и бацбийцев, и при этом чурается естественного исторического обозначения «нахче», которым вплоть до первой трети XX века обозначали чеченцев и ингушей (см. ссылку внизу)  употреблять древний прекрасный этноним «кавкасиане», которым в древнегрузинских и отчасти древнеармянских текстах обозначены предки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Уверен, что мы можем охватить названием «кавкасиане» также хурритов и урартийцев и родственные этим народам древние этносы Передней Азии и Европы.

Этот этноним, во-первых, и в самом деле очень древен, в отличие от этнонима «нахи», придуманного Яковлевым и Мальсаговым в 1929 году (уточняю, речь идет не о словарном термине «нах», а о его трансформации в этноним «нахи»). А все древнее невольно вызывает уважение. Во-вторых, он подходит нам по самым строгим правилам грамматики: кавкасиане – множ. число; кавкасианин – ед. число мужск. рода; кавкасианка – ед. число женск. рода. И, в-третьих, этот этноним подчеркивает нашу автохтонность в кавказском регионе, нашу историческую неотделимость от Кавказа.


Рецензии