Хорошая работа - ЖИТЬ! 44
Глава 7.
Первый.
Оторваться от земли
"Произвести первый вылет. Набрать высоту 1500 - 2000м. Пройти по кругу в течение 10-15 минут. Проверить устойчивость и управляемость машины в воздухе. Произвести посадку."
Такое полетное задание подготовили для Гринчика ведущий инженер и начальник летно-испытательной службы завода на 24 апреля 1946 года.
Накануне у главного конструктора Артёма Ивановича Микояна прошло большое совещание, где всесторонне проанализировали готовность к полету. Решение было принято - лететь.
... С того момента как первый экземпляр И-300 появился на аэродроме, Гринчик готовился поднять машину в воздух. Уже 12 марта выполнил первую гонку двигателей и рулежку перед ангаром.
Затем 15 апреля провел рулежку с подлётом. Дефекты, выявленные при этом, устраняли несколько дней.
На высоту 4 метра летчик поднял самолёт в подлетел 19 апреля.
О событии в истории отечественной авиации, свершившемся 24 апреля 1946 года, писали очевидцы, писатели, журналисты, коллеги Гринчика, историки авиации... Увиденное разными людьми и помогает рассказать о произошедшем с учётом деталей.
Решили, что взлетать будет в сторону реки, за ней было ровное поле, где можно было сесть, в случае чего. Позаботились и о том, чтобы оттуда отогнали колхозных коров.
Летное поле очистили, убрали лишние машины, заправщиков, даже стартовую команду переместили с обычного места. Ведь как все будет - не знал никто.
На балконе диспетчерской стояли работники опытного конструкторского бюро вместе с Артёмом Ивановичем Микояном, его главным конструктором.
Ничего не пропустить старались радисты, синоптики, медсестры санчасти, водители, мотористы, электрики, вооруженцы, рабочие.
Друзья Гринчика летчики-испытатели Галлай, Шиянов, Юганов, Анохин залезли на крышу ангара.
Подошел момент, и машина потянула самолёт на взлетную полосу. Затем туда отправился автобус с техническим персоналом, аккумуляторная тележка и пожарная машина.
И вот из летной комнаты вышел Алексей Николаевич Гринчик. На нем - кремовый комбинезон и белый шёлковый шлем. В руках парашют.
В легковой машине, в которую он сел, находились начальник летной части института, начальник заводской летной службы, ведущий конструктор.
Машина тронулась и отправилась к месту старта.
Там, надев парашют, по приставкой лесенке пилот взобрался в кабину.
Отданы последние команды. Взревели двигатели. Самолёт , ускоряясь, побежал по взлетной полосе...
Взлетел, набрав высоту, сделал два круга над аэродромом и пошёл на посадку.
Полет продлился шесть минут. На часах эпохи отечественной реактивной авиации они отсчитали первое время!
Взлёт истребителя на реактивной тяге в 11 часов 12 минут 24 апреля 1946 года открыл дорогу новому направлению в авиации СССР.
... На земле Гринчика встречали как героя, обнимали, поздравляли, даже качали. О полете он доложил главному конструктору и отправился писать отчёт, как того требовали правила, по свежим следам.
В крохотный летной столовой собрался народ, чтобы поздравить летчика. Юганов произнёс тост : " За моего друга Лёшу Гринчика, который открыл новую эпоху"...
Алексей к тому времени успел переодеться в штатское. На пиджаке - два ордена Ленина, два ордена Отечественной войны...
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224102300884