Хорошая работа - ЖИТЬ! 44

                (Часть 9.  Гл. 7)   

           Глава 7.
           Первый.
          Оторваться от земли

   "Произвести первый вылет. Набрать высоту 1500 - 2000м. Пройти по кругу в течение 10-15 минут. Проверить устойчивость и управляемость машины в воздухе. Произвести посадку."

   Такое полетное задание подготовили для Гринчика ведущий инженер и начальник летно-испытательной службы завода на 24 апреля 1946 года.

   Накануне у главного конструктора Артёма Ивановича Микояна прошло большое совещание, где всесторонне проанализировали готовность к полету. Решение было принято - лететь.

  ... С того момента как первый экземпляр И-300 появился на аэродроме, Гринчик готовился поднять машину в воздух. Уже 12 марта выполнил первую гонку двигателей и рулежку перед ангаром.

   Затем 15 апреля провел рулежку с подлётом. Дефекты, выявленные при этом, устраняли несколько дней.

   На высоту 4 метра летчик поднял самолёт в  подлетел 19 апреля.

   О событии в истории отечественной авиации, свершившемся 24 апреля 1946 года, писали очевидцы, писатели, журналисты, коллеги Гринчика, историки авиации... Увиденное разными людьми и помогает рассказать о произошедшем с учётом деталей.

   Решили, что взлетать будет в сторону реки, за ней было ровное поле, где можно было сесть, в случае чего. Позаботились и о том, чтобы оттуда отогнали колхозных коров.

   Летное поле очистили, убрали лишние машины, заправщиков, даже стартовую команду переместили с обычного места. Ведь как все будет - не знал никто.

   На балконе диспетчерской стояли работники опытного конструкторского бюро вместе с Артёмом Ивановичем Микояном, его главным конструктором.

   Ничего не пропустить старались радисты, синоптики, медсестры санчасти,  водители, мотористы, электрики, вооруженцы, рабочие.

   Друзья Гринчика летчики-испытатели Галлай, Шиянов, Юганов, Анохин залезли на крышу ангара.

   Подошел момент, и машина потянула самолёт на взлетную полосу. Затем туда отправился автобус с техническим персоналом, аккумуляторная тележка и пожарная машина.

   И вот из летной комнаты вышел Алексей Николаевич Гринчик. На нем  - кремовый комбинезон и белый шёлковый шлем. В руках парашют.

   В легковой машине, в которую он сел, находились начальник летной части института, начальник заводской летной службы, ведущий конструктор.

   Машина тронулась и отправилась к месту старта.
   Там, надев парашют, по приставкой лесенке пилот взобрался в кабину.

   Отданы  последние команды. Взревели двигатели. Самолёт , ускоряясь, побежал по взлетной полосе...

   Взлетел, набрав высоту, сделал два круга над аэродромом и пошёл на посадку.

   Полет продлился шесть минут. На часах эпохи отечественной реактивной авиации они отсчитали первое время!

   Взлёт истребителя на реактивной тяге в 11 часов 12 минут 24 апреля 1946 года открыл дорогу новому направлению в авиации СССР.

   ... На земле Гринчика встречали как героя, обнимали, поздравляли, даже качали. О полете он доложил главному конструктору и отправился писать отчёт, как того требовали правила, по свежим следам.

   В крохотный летной столовой собрался народ, чтобы поздравить летчика. Юганов произнёс тост : " За моего друга Лёшу Гринчика, который открыл новую эпоху"...

   Алексей к тому времени успел переодеться в штатское.  На пиджаке - два ордена Ленина, два ордена  Отечественной войны...

          (Продолжение следует)


Рецензии