Парадокс Ольберса 2
Идей, лежащих в основаниях нашего знания не так уж и много. Благодаря Декарту, всё свелось к Арифметике, а благодаря Фробениусу конкретизировалось до предела: "Бог создал целые числа, всё остальное - творение человека". В этом свете парадокс Ольберса* решается тривиально: мы не видим свет от слишком далеко расположенных звёзд, потому что движущиеся фотоны постепенно краснеют. Но почему они краснеют - вот в чём незадача.
Классическая механика Исаака Ньютона даёт нам подсказку: ввиду того, что скорость движения ограничена (это свойство надёжно установлено) Пространство препятствует нашему намерению увеличивать скорость материального тела при помощи силы из второго закона Ньютона, в формулировку которого входит вторая производная от расстояния по времени.
Немедленно возникает коварный вопрос: почему вторая? Как неграмотная природа отличает число 2 от остальных чисел? Вероятнее всего, все производные ограничены, как положительные, так и отрицательные. Но если "минус первая производная от расстояния по времени", то есть "интеграл от расстояния по времени" тоже ограничен, то пространство должно порождать какую-то соответствующую этому виду симметрии силу, являющуюся следствием второго закона Ньютона. Короче говоря, должен существовать ещё один закон, в каком-то смысле двойственный второму закону Ньютона. Разве не так?
Мне удалось соответствующую теорему доказать - законом двойственным второму закону Ньютона оказался им же открытый закон всемирного тяготения. Но в таком случае "нулевая производная" тоже должна быть ограничена!
Но может ли она быть ограниченной? - таков следующий вопрос. Может! Николай Васильевич Лобачевский доказал, что не исключено, что реальное пространство, в котором мы живём, ограничено. Геометрия Лобачевского - это общий случай, частным случаем которого является Геометрия Евклида.
В общем случае парадокс Ольберса объясняется тем, что фотон, двигаясь по инерции в пространстве Лобачевского, где ограничены и скорость, и расстояние платит только "штраф за пройденное расстояние", потому что скорость фотона не изменяется (всегда равна скорости света), вследствие чего краснеет, проходя путь от одного конца эталонного метра до другого его конца.
Но это же можно экспериментально проверить. Для этого надо пустить фотон по длинному стекловолокну, лежащему в жидком гелии и сравнить его с частоту с начальной частотой. Разность частот будет находиться в радиодиапазоне: 2000 метров, а может быть и более. При помощи такого прибора мы можем осуществить "прямое измерение размера Вселенной" - ещё одна характеристика нашего Мира, не менее важная, чем скорость света.
Почему этот эксперимент до сих пор никто не провёл, я объяснить Вам не могу.
* Математическая формулировка парадокса прозрачна: если во Вселенной бесконечное число звёзд, то на небе должна существовать точка, каждая окрестность которой содержит местечко, которое светится как поверхность звезды. Действительно, делим небесную сферу на 2 части - одна из половинок содержит бесконечное число звёзд (делим её пополам и т.д.), сходясь тем самым к точке, любая окрестность которой, сколь бы малой она ни была, содержит бесконечное число звёзд. Но если каждый фотон краснеет, проходя от одного конца эталонного метра до другого его конца, то даже в одномерном пространстве, число звёзд, от которых прилетающие фотоны обладают частотой, воспринимаемой нашим глазом, будет разве лишь конечным. Значит, парадокс Ольберса будет наблюдаться даже тогда, когда прямая обладает конечной длинной, а звёзд на ней неограниченно много (случай пространства Лобачевского).
Свидетельство о публикации №224102300946