Райский уголок под названием Неве-Цедек

 
В переводе с иврита это звучит как «Обитель Справедливости». Неве-Цедек был заложен в 1887 году как решение для возрастающего населения Яффо.

В период израильских праздников, самое время раскрыть перед читателями двери первого Тель-Авивского квартала: Неве-Цедека. Праздники в этом году выпали на сентябрь, захватив лишь один день октября. Рош-аШана (Новый Израильский Год 5779) плавно переходит в Йом Кипур (день Суда) а затем в Суккот (праздник урожая). Каждый год даты меняются, так как их судьбу определяет движение лунного календаря. А луна непостоянна как женщина, и поэтому, год за годом нас ожидают сюрпризы.

В эту пору страна немного утихает вследствие выезда граждан заграницу либо на местный курорт – Эйлат. Религиозные евреи молятся не покладая сил, замаливая грехи всего мира. А туристы и жители страны посещают многочисленные аттракции, радующие глаз и душу свободой передвижения.

Сегодня особенно популярен район Неве-Цедека (первый квартал Тель-Авива). Он совсем небольшой, но в нем так легко затеряться между переулками, старинными зданиями, цветущими деревьями. Несколько улиц, блаженных в своем спокойствии приглашают всех, кто желает отдохнуть от шума города, который не спит никогда. Побродить по мостовым и дорогам, где когда-то ходили известные личности: Шай Агнон, братья Роках (основатели Неве-Цедека). В нескольких шагах от старинных зданий располагается крупная автобусная станция и местный рынок Кармель. Но когда вы внутри, то не чувствуете никакого ажиотажа. Все прекрасно в чудесном мире Неве-Цедека. Большей частью одноэтажные дома, черепичные крыши, рестораны в европейском стиле, магазины высшего класса – одежда, украшения; галереи и центр сценических искусств Сюзанны Далаль. В конце позапрошлого века в этих зданиях обитали школы для мальчиков и девочек (каждая по отдельности, разумеется). Школа для мальчиков была выстроена при финансовой поддержке французской организации «Альянс», и преподавание в ней велось на французском языке. В то время, как у девочек учеба протекала на иврите вследствие влияния сионистского движения «Хибат Цион» (сторонники «Хибат Циона» по всему миру мечтали репатриироваться в Израиль, заниматься сельским хозяйством, и, конечно, разговаривать только на иврите).

В 1989 году обветшалые здания были реконструированы при поддержке английского инвестора Жака Далаль, муниципалитета Тель-Авива и Министерства культуры. В честь его рано умершей дочери Сюзанны, увлекавшейся танцами, наименован Центр сценических искусств.

В начале XX-го столетия внучка барона Эдмонда Ротшильда проживала в Америке, и брала уроки танца у Марты Грэхем. Выдающимися способностями не блистала, но услышав о финансовых трудностях школы, оказала необходимую поддержку. В 50-х годах труппа побывала на гастролях в Израиле, и Бат-Шева де Ротшильд загорелась желанием создать израильскую танцевальную группу. Сегодня труппа под названием Бат-Шева приобрела всемирную известность и обитает в центре Сюзанны Далаль.
Замечу, что многие люди, ступившие в черту Неве-Цедека, только догадываются о его богатой истории, но это не мешает им попасть под очарование уютных домиков, чарующих кафе и ресторанов, двери которых открыты и приглашают внутрь. Квартала, так непохожего на кипящий днем и ночью Тель-Авив. Вся атмосфера здесь располагает к медленной прогулке, где можно насладиться европейской архитектурой, изысканными блюдами, и экстравагантными покупками.

Время от времени я возвращаюсь сюда, в этот исторический момент, где время остановилось, и можно вернуться в конец XIX-го века, когда все только начиналось. Эпоху, в которую были заложены 48 домов Неве-Цедека, первого квартала тогда еще несуществующего Тель-Авива. В 1887 году, сообщество «Помощь Израилю» во главе которого находилась влиятельная семья из Иерусалима обратилась к Аарону Шлушу (ему принадлежали земли, где и был выстроен Неве-Цедек). Аарон продал их по беспредельно низкой цене, так как был заинтересован в строительстве на пустующем участке.  Дома Неве-Цедека строились уже по иным стандартам. Каждый из них в отличие от домов Яффо имел собственные: кухню, ванную и туалет. По тем временам – небывалая роскошь.

Район обогащен также наследием двух этнических групп, которые участвовали в постройке: выходцами из Европы, с одной стороны, и Северной Африки – с другой. Каждый из них оставил свой вклад в архитектуру и обустройство жилища, позволяя нам, жителям ХХI века, раскрывать перед собой необычайные витражи, мозаику, балконы и витиеватые лестницы.

Сейчас улочки наслаждаются редкой тишиной и спокойствием, но Судный День – когда запрещено движение любого вида транспорта, и все высыпают на улицу, а затем праздник Суккот, который начнется ровно через неделю, принесет с собой волну туристов и израильтян (по большей части в отпуске в этот период года). Здесь будут бегать дети, радостно визжа при виде лавочки с мороженым, серьезные взрослые предпочтут посетить дом-музей Нахума Гутмана. Нахум прибыл на Землю Обетованную вместе со своим отцом, преподавателем и начинающим писателем Алтером Гутманом. В раннем возрасте начал рисовать, и на протяжении всей жизни уже не оставлял своего ремесла. Начал свою карьеру в качестве иллюстратора, позже художником, декоратором, скульптором и детским писателем. Музей в Неве-Цедеке хранит большую часть его произведений.

А счастливые влюбленные будут целоваться в тени ветвистых деревьев. Напоминая нам о том, что жизнь коротка, и лучше наслаждаться каждым ее мгновением.


Рецензии