Хорошая работа - ЖИТЬ! 45
Глава 8.
Хроника взлетающего
истребителя
Это был один из девятнадцати опытных самолетов, которые ему доведётся испытать за свою жизнь. А перед ним он работал с экспериментальным, тоже микояновским, МиГ - 8 (" Утка").
Общий же счёт вместе с серийными и иностранными самолётами перевалит за сотню и принесёт огромный опыт. Но эта была особая - машина будущего. Прекрасно осознавая её значение, он желал быстрее приблизить это будущее.
От полёта к полету машина подкидывала новые и новые задачи. И Гринчик хотел решить их как можно лучше.
Первую - поднять её в воздух - выполнил. Но работа только начиналась.
Если разделить время оставшейся его жизни на полёты МиГ - 9, то получится короткая, полная драматизма, хроника событий, когда человек и машина окажутся, в прямом смысле, неразделимы.
Итак, Гринчик собственноручно записывает:
"7 мая. Второй полет, ознакомительный, с уборкой шасси. Пахло керосином. На земле обнаружили течь в переднем баке."
"11 мая. Проверка устойчивости самолета, В полете появился зуд."
"13 мая. На скорости 550 км-час появилась тряска. На скорости 610 км-час тряски не было. Но самолёт рыскал."
" 15 мая. На высоте 11700 треснул плексиглас на подвижной части фонаря."
Появившиеся в полете тряска и зуд от двигателей стали проявляться практически во всех полётах. В это время дрожала приборная доска, дрожали стены кабины, фонарь над головой, сиденье и ручка управления в руках пилота...
Чтобы конструкторы могли разобраться в её причинах, Гринчик несколько раз заходил "на тряску" и записывал её приборами.
Самолёт периодически валило то влево, то вправо.
Бригаду испытателей - специалистов, с которыми Алексей работал над самолётом И -300, привозили на аэродром из Москвы ежедневно. Те работали над устранением выявленных дефектов, а вечером их увозили домой.
Но с 20 мая их перевели на казарменное положение. Разместили в двух пассажирских железнодорожных вагонах на путях возле аэродрома.
Ход дальнейших событий подробно приводит В. Арсеньев в журнале "Авиация и космонавтика." Хроника событий выглядит так.
"20 мая. При наборе высоты на скорости 450 км-час машину опять трясёт раз пять."
"22 мая. В этом полете тряска в некоторых режимах затихла, но на высоте 5 тысяч метров стало дёргать ручку управления с одновременной тряской."
Стало очевидным - самолёт требовал доводки. Поэтому с машины сняли элероны, правую половину руля высоты и начали демонтировать двигатель.. Но к вечеру поступило указание - восстановить самолёт. Его должно осмотреть командование ВВС.
К утру 23 мая самолёт был приготовлен к осмотру.
В течение дня знакомили командование с машиной.
А потом снова приступили к доводке.
Работы продолжались до 4 июня. Специалисты ЛИИ и ОКБ выполнили все намеченное и по просьбе Гринчика укоротили ручку управления на 20 мм.
"4 июня. Вечером Гринчик взлетел на доработанной машине. На скорости 350 км - час тряска проявилась на всех режимах. Причём тряска на ручке пилота и перегрузка самолета значительно усилилась. К завершению полёта тряска усилилась особенно.
В результате принято решение временно прекратить летные испытания.
5 июня. Состоялся научно-технический совет. На нем присутствовали руководители ОКБ, летчик-испытатель Гринчик, ведущие специалисты ЦАГИ во главе с академиком Келдышем.
Искали меры, как устранить тряску. Было высказано три предложения :
- разработать новую конструкцию жаропрочного экрана, защищающего днище самолета от газовой струи двигателей;
-проработать самолёт с установкой двигателей под крыльями;
- срочно провести испытания второго экземпляра И-300 в Центральном аэрогидродинамическом институте. "
Испытания шли сложно, признается годы спустя ведущий инженер по летным испытаниям А. Т. Карев.
Чтобы понять причины тех или иных явлений, приходилось сидеть в лаборатория днями - экспериментировать, просчитывать, изучая то, с чем ещё не сталкивались. И только потом принимать решения, вспоминал он.
Глава 9.
Созвучие
Алексей приходил на аэродром одним из первых, часов в пять утра. Сам готовился, машину готовили, потом его выпускали. Это помогало решить дополнительно две вещи - не мешать полетам других летчиков и выделить больше времени для работы своему экипажу.
Напряжение этих июньских дней было колоссальным. Справиться с ним в какой-то степени помогали Гринчику стихи.
Он, бывало, читал их прямо на летном поле, если случалась какая - то пауза.
Читал... И грустнел, замечали окружающие.
Одно из стихотворений нашло, видимо, в его душе особый отклик.
По двум, мелькнувшим в чьих - то воспоминаниях, безымянным строчкам
удалось восстановить его полностью.
Стихи Есенина читать при слушателях, в пору официального замалчивания поэта, тоже было смелым поступком.
Вдумаемся в эти слова... Некоторые из них показались мне полны особого сокровенного смысла...
На небесном синем блюде
Жёлтых туч медовый дым.
Грезит ночь. Уснули люди.
Только я тоской томим.
Облаками перекрещен,
Сладкий дым вдыхает бор.
За кольцо небесных трещин
Тянет пальцы косогор.
На болоте крячет цапля,
Чётко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.
Я хотел бы в мутном дыме
Той звездой поджечь леса
И ПОГИНУТЬ вместе с ними
КАК ЗАРНИЦА - В НЕБЕСА!
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224102401043