Глава 33. Трансформация учения первоначального хри
Это были массы необразованной бедноты, пролетариат Иерусалима и крестьяне из сельской местности. Из-за увеличивающегося политического и экономического угнетения, из-за социальной ущемленности и отверженности они постоянно страстно жаждали изменения существующих условий. Они мечтали о наступлении для них счастливого времени, в их среде копилась ненависть и желание отмщения как своим собственным правителям, так и римлянам.Формы этих устремлений были различны,но за всеми этими формами была одна и та же движущая сила: ненависть и надежда страдающих масс, вызванные несчастьями и безысходностью из положения.
Чем призрачней становилась надежда на реальное улучшение, тем больше было желание выразить эту надежду в фантазиях.
В основе представлений раннего христианства лежит эсхатологическое ожидание. Иисус проповедовал о близком наступлении Царства Бога. Он хотел, чтобы люди увидели в Его деятельности начало этого нового Царства. Тем не менее, исполнение Царства должно осуществиться только тогда, когда Он вернется на землю в славе в облаках, чтобы осуществить суд.
Учение Иисуса проникнуто мыслью, что конец - близок, хотя дня и часа его никто не знает . В результате этого призыв отказаться от всех земных благ занимает значительное место
Условием вхождения в Царство является полное изменение образа мысли, когда человек отказывается от удовольствий этого мира, отказывается от себя, и когда он готов отдать все, что у него есть, ради спасения своей души.
Верующий ждет от Бога милости, которую Он дарует нищим и бедным, и поэтому всем сердцем предается Иисусу как Мессии, избранному и призванному Богом для осуществления своего Царства на земле.
Бог обращается к бедным и страдающим, к тем, кто голодает и жаждет правосудия, но Он не приемлет самодовольных и богатых.
Заявление Христа о том, что Царство Небесное приблизилось, рождало у страдающих и угнетенных надежду. Если надежды других групп тех же самых угнетенных масс были направлены на осуществление своими силами политической и социальной революции, то раннее христианское сообщество жило только обещанием в недалеком будущем прихода такого времени, когда бедные будут богатыми, голодные - сытыми, а угнетенные получат власть.
Эти обещания выражали не только надежды на новый лучший мир, но в них чувствуется старательно внешне подавляемая ненависть к властям - к богатым, ученым, людям, облеченным властью.
Таким образом, можно сказать, что ранними христианами были в подавляющем большинтве бедные, необразованные, угнетенные массы еврейского народа, а позднее и других народов.
Поскольку люди видели, что становится все меньше возможности изменить ситуацию реальными средствами, стало нарастать настроение ожидания, что такое изменение случится чудесным образом и что тогда все эти люди найдут счастье, о котором они раньше только мечтали, а богатые и знатные будут наказаны .
Ранние христиане отличались от крестьян и пролетариев, борющихся против Рима. Обе эти группы ненавидели правящих "отцов нации" одинаково, надеясь в равной мере увидеть их падение и начало собственного возвышения до положения правящих верхов, собственного благополучия. Различие между ними выражается не в предпосылках и не в цели и направленности их желаний, а только в той сфере, где они пытались их осуществить . Если зелоты и сикарии стремились действовать в сфере политической действительности, то полная безнадежность этих действий заставила ранних христиан выразить эти же желания в религиозных фантазиях.
ВЕРА ПЕРВЫХ ХРИСТИАН
Верy ,объединившую первых последователей Иисуса Христа,можно в целом представить в следующих положениях :
Иисус из Назарета - это Мессия, появление которого было обещано пророками. После своей смерти, а затем -Воскресения Иисус занял место справа от Бога, но скоро Он вернется, чтобы установить Царство на земле. Тот, кто верит в Иисуса , может быть уверен, что милостивый Бог отпустит его грехи, а в будущем он получит спасение.
"Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса.,." (Деян. 2; 36). Такова старейшая доктрина Христа, которую называют теорией "усыновления", так как в ней принимается акт усыновления.
Это усыновление противопоставляется естественному отцовству, происходящему при рождении ребенка. Следовательно, мы сталкиваемся с идеей, что Иисус сначала не был Мессией, иными словами, он не был сыном Бога с самого начала, а стал таковым только в результате определенного, очень ясного акта божественной воли. Об этом особенно понятно говорится в Псалме (2; 7): "Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя". Эти слова понимаются как обращение к моменту воскрешения Иисуса (Деян. 13; 33).
В более ранней концепции христианского сообщества Иисус представлен как человек до его воскрешения: "...Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете" (Деян. 2; 22). Павел говорит здесь, чБог творил их через Иисуса чудеса, которые Он совершал..
Т.о., концепция Иисуса, которой придерживались ранние христиане, гласила, что Он был человеком, избранным Богом и возвышенным Им как "мессия", а позднее - как "Сын Бога".
В раннем христианском сообществе Иисус был человеком, возвеличенный до Бога после своей смерти, который вскоре должен вернуться, чтобы свершить суд, сделать счастливыми тех, кто страдает, и наказать правителей.
Одержимыми мессианской идеей были в основном страдавшие и впавшие в отчаяние люди. Их чрезвычайно очаровывало христианское благовестие, позволявшее им найти в мире фантазии все то, в чем им отказывала действительность.
Если зелотам не оставалось ничего, кроме смерти в безнадежной схватке за мечту, то последователи Христа могли мечтать о цели своей жизни, не думая о ее выполнении в непосредственной действительности, говорящей им о безнадежности исполнения их желаний.
Замещая действительность фантазией, христианское послание, хотя оно не могло утолить голод,несло успокоение и удовлетворение надеждам на лучшее будущее
ТРАНСФОРМАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА
Со временем прежние представления об Иисусе претерпели изменение. Человек, поднявшийся до божества, превращается в Сына Человеческого, который ВСЕГДА БЫЛ Богом и существовал до творения, един с Богом и все же отличается от Него.
Первое большое изменение в составе верующих произошло тогда, когда христианская проповедь обратилась к язычникам и в ходе победоносной кампании завоевала последователей среди них почти во всей Римской империи.Но изменения национальной принадлежности среди последователей христианства не играли решающей роли, пока социальный состав христианской общины существенно не менялся, пока она состояла из бедных, угнетенных, необразованных, страдающих людей, испытывающих чувства общей общей надежды.
Известное суждение Павла о коринфской общине правомерно периода деятельности апостолов, а также для второго и третьего поколения большинства христианских общин:
"Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее..." (1 Кор. 1:26-28).
Хотя значительное большинство последователей, привлеченных Павлом в христианство в первом столетии, были все еще людьми самых низших классов , тем не менее постепенно другой социальный элемент, образованные и зажиточные, начал проникать в общины.Фактически Павел был одним из первых христианских лидеров, не происходивших из низших классов
Со своей проповедью Павел обратился прежде всего к самому низшему социальному слою, но, конечно, и к некоторым зажиточным и образованным людям, Однако во втором столетии существенную часть в общинах составляли всё ещё представители низших классов.
Приблизительно в середине второго столетия христианство начало завоевывать последователей в среде среднего и высшего классов Римской империи.
К концу второго столетия христианство уже перестало быть религией бедных ремесленников и рабов. И когда при Константине оно стало государственной религией, оно сделалось религией уже широких кругов правящего класса в Римской империи.
Спустя двести пятьдесят-триста лет после рождения христианства приверженцы этой веры были совершенно непохожи на первых христиан. Они уже не были евреями, страстно верившими в скорую реализацию мессианских ожиданий. Они были в основном греками, римлянами, сирийцами и галлами, короче, представителями всех наций Римской империи. Рабы, ремесленники и "нищий пролетариат", то есть массы низших классов, все еще составляли большую часть христианской конфессии, однако одновременно христианство стало также религией знати и правящих классов Римской империи.
К концу второго столетия христианство уже перестало быть религией бедных ремесленников и рабов. И когда при Константине оно стало государственной религией, оно сделалось религией уже широких кругов правящего класса в Римской империи.во втором столетии существенную часть в общинах составляли всё ещё представители низших классов.Спустя двести пятьдесят-триста лет после рождения христианства приверженцы этой веры были совершенно непохожи на первых христиан.
Христианство стало также религией знати и правящих классов Римской империи.
Это уже не была та же та же самая христианская религия. Изначальная религия трансформировалась в другую, и новая религия контрастировала со старой.
Эсхатологические ожидания, составлявшие центр веры и надежды ранней общины, постепенно исчезли. Вера в скорое установление Царства постепенно все больше исчезала.
Суть послания состояла не в призыве: "Близится Царствие Небесное", не в ожидании скорого наступления судного дня и возвращения Иисуса; взор христиан больше уже не был обращен в будущее или к истории, охотнее они смотрели назад. Решающее событие уже произошло. Появление Иисуса уже явило чудо.Реальный, исторический мир больше не нуждался в изменении; с внешней стороны все могло оставаться по-прежнему - государство, общество, закон, экономика, поскольку спасение совершилось внутри, , и решение частных проблем гарантировалось верой в Иисуса. Надежда на реальное, историческое освобождение была заменена верой в уже
свершившееся мистическое освобождение.
Это уже не была та же та же самая христианская религия. Изначальная религия трансформировалась. Эсхатологические ожидания, составлявшие центр веры и надежды ранней общины, постепенно исчезли.
Происходила фундаментальная трансформация христианства из религии угнетенных -в религию правителей и манипулируемых ими масс; из религии ожидания скорого судного дня и нового века- в веру об уже совершившемся искуплении; из предписания чистой, нравственной жизни — в успокоение совести с помощью церковных средств милосердия; из враждебности к государству- в договоренность с ним . Христианство стало "Церковью", отражением абсолютной монархии Римской империи.
Свидетельство о публикации №224102401112