Предисловие к первой части

Ключевая для всех Евангелий история-распятие Иисуса.
Но как непохожи рассказы о Нем, о Его гибели у евангелистов!
    У Марка Иисуса не понимает никто, даже на Его крестном пути Он  одинок среди своего народа, всеми покинут и ненавидим. Один ученик предает Его, другой -трижды отрекается; Его отвергают иудейские власти, приговаривают к казни римляне. Только обращенный язычник, римский центурион, объявляет себя Его сторонником, да издали следят женщины, которые и раньше следовали за Ним. Иисус все время молчит, словно от потрясения, и только в конце  испускает вопль, обращенный к Богу: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил ?». Он умирает в  муках отчаяния и душевной боли, не зная точно, почему Он должен погибнуть.
    Рассказ Луки также драматичен, но он  совсем другой ,и  расхождения с Марком весьма существенны.
У Луки   за Иисусом к месту казни  следует большая толпа евреев,  среди них много рыдающих женщин,  к которым Он обращается со словами сердечного сочувствия: «Не плачьте обо Мне..но плачьте о себе и детях ваших» . Он пророчествует о предстоящих им бедствиях, и  кажется, Он больше озабочен участью окружающих, чем своей судьбой. Иисус не молчит, пока Его распинают на кресте. Кажется, Он поддерживает тесную связь с Богом и беспокоится больше о тех, кто совершает казнь, чем о себе: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают! »  Когда один из распятых разбойников просит Его:  «Помяни меня Господи, когда придешь в Царство Твое!», Иисус отвечает :«Истинно говорю тебе:ныне же будешь со мною в раю». Иисус у Луки спокоен, Он знает, что будет дальше: Он очнется в раю Божьем, как и разбойник вместе с Ним.
    Это полная противоположность описанию Марка, у которого Иисус чувствует себя забытым и оставленным всеми, даже  Отцом.У Луки  Иисус громким голосом молится Богу и провозглашает: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!». Иисус Луки не считает, что Бог покинул Его, и не гадает, за что Ему такая  мука и смерть. Он знает, что случится дальше...

    Сравнивая образ Иисуса Христа в рассказах евангелистов о распятии, нетрудно убедиться, что  хотя многие детали можно считать историческими, в целом перспектива, в которой они видят события, создана их  особой точкой зрения .
    О  жизни Иисуса мало что можно узнать из нехристианских источников. Основные сведения о Нем дают только четыре Евангелия; другие произведения Нового Завета не сообщают о жизни и учении Иисуса почти ничего.
При столь ограниченной  информации  остается без ответа главный вопрос: За что был распят Иисус, если «истинно Человек этот был праведник»?
Почему пророк, пришедший с миром, проповедник милосердия , непротивления злу и любви не только к ближним, но и к врагам, был казнен  мучительной казнью,которой подвергались только бунтари и самые злостные политические преступники?

     Иисус  предстает в Евангелиях как набожный иудей, как это следует из Его собственных  высказываний, однако, конфликт у него, как оказывается, происходит с иудеями  на религиозной почве.  Иудейская правящая верхушка ненавидит Иисуса и замышляет  лишить его жизни по причинам, которые их либо не касаются, либо не выглядят серьезными  с религиозной точки зрения, но казнят Его в итоге не евреи, а римляне.Посылает Его на крест римский наместник  по политическим мотивам как мятежника, претендента  на власть , в то же время  считая Иисуса невиновным и не желая Его гибели.
    Факт казни Иисуса  Христа был слишком хорошо известен  и требовал объяснения: ЗА ЧТО  ОН БЫЛ КАЗНЕН ?
    Марк, самый первый и авторитетный из евангелистов, почти исключительно занят описанием чудес. Роль общественной деятельности Иисуса в Евангелии умаляется до такой степени, что  становится затруднительно даже определить, в чем она заключалась. Осуждение Христа на смерть не имеет разумных оснований. Разве Он был распят за свои нравственные  поучения, за Нагорную проповедь? Если ОН был  предан казни, то очевидно, что Он говорил или делал что-то еще, сверх этого. Из самих евангельских текстов следует, что жизненный путь Иисуса закончился из-за того, что случилось раньше. А раньше - была  проповедь о скором наступлении Царства. Как могла быть Его проповедь связана с казнью?

       Значение и смысл  смерти  Иисуса Христа были  установлены ап. Павлом и приняты  многими Его последователями. Делая акцент на веру и опуская историческую сторону деятельности Иисуса, Павел учил:  Христос, воплощение Бога на земле, отдал свою жизнь на кресте, чтобы  искупить грехи человеческие и т.образом спасти верующих.
    Но это не объясняет  тайну о Царстве Небесном, которое является главной темой Его проповеди, а также Его приход как Мессии, Его казнь  как бунтовщика. Читатель-скептик ищет ответ в реальном мире; ведь загадочно именно то немногое, что сообщают евангелисты  о Его земном, человеческом Пути.

    В каждом поколении постоянно вспывают старые сомнения  и появляются новые . Проходят века, но судьба Человека ,  скрытая за скупыми строками евангельских отчетов, все так же волнует, заставляет искать ответы на вопросы, задаваемые историей,  ход которой во многом определила эта удивительная Личность.   Каким Он был? Где и когда родился?Как понимать Его учение, переворачивающее все представления людей о  жизни и смерти ? Что на самом деле привело Его на Голгофу?
    Чудеса, мессианские пророчества, когда-то служившие основанием христианской апологетики, становятся препятствием для современного восприятия Иисуса Христа.  Можно ли  реконструировать  «исторического Иисуса»,  Человека, который действительно жил и проповедовал в Галилее в начале первого века, чей образ не  замутнен позднейшей церковной традицией?
    Термин «исторический Иисус» следует понимать  как образ, основанный на  том, что  можно узнать достоверного  об Иисусе из Назарета  с помощью специальных методов исторических исследований.  Большинство ученых ,участников специальной программы  «Поиск исторического Иисуса» ,  на современном этапе исследований
уверены, что за  позднейшими наслоениями традиций в евангельских текстах содержится ядро аутентичной информации об Иисусе из Назарета.  Евангелия являются как бы общим каркасом, на основании которого можно выстроить   реконструированную историю реального Иисуса. При этом фокус последних исследований сместился с рассмотрения преимущественно исторических фактов на реконструкцию исторической ментальности.
    Христиане полагают, что учение, жизнь и чудеса Иисуса  имеют смысл и объяснение лишь потому, что Он действительно умер и воскрес из мертвых, тем самым искупив грехи человека: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Евангелие от Иоанна 20:31 ).
Но служил ли образ реального исторического лица прототипом для библейского Христа, или исторический Иисус  был той самой личностью, чей образ запечатлели Его ученики и последователи?  Возможно,  историческая реконструкция жизни Иисуса позволит ответить на этот вопрос.

    Эта книга - для тех, кто ощущает некоторые несообразности в трагической истории Иисуса Христа в традиционном изложении.
    Автор книги- не ученый, не специалист-новозаветник, но человек , уже много лет поглощенный историей  Иисуса Христа и вопросами возникновения религии, носящей Его имя . В книге представлены  точки зрения на  евангельские события  как христианских ученых -конфессиональных теологов ,  так и современных  исследователей иудеев, а также неверующих и скептиков . Цель автора -  составить единое  представление о жизни, учении и смерти  Иисуса Христа, исходя из разных источников информации. Насколько это удалось  — судить читателю…
    В первой части книги  рассматриваются основные  события из жизни Христа , которые могли сыграть определяющую роль в Его Пути на Голгофу.
    Во второй части  описаны  вопросы , связанные с «Поиском исторического Иисуса» и реконструкцией образа предполагаемого прототипа Иисуса Евангелий.


Рецензии