Приложение 1. Две родословные

    В Новом Завете  рождение и детские годы Иисуса  описываются только в  Евангелиях от Матфея и от Луки.
Евангелия  от Марка и от Иоанна  начинаются  с общественного служения Иисуса ,  поэтому вполне логично, что родословные встречаются только в Евангелиях Матфея (1:1-17) и Луки (3:23-38),  хотя и  рассмотрены они с разных позиций.
В  Евангелии от Матфея ведущую роль с самого начала играет Иосиф, а Мириам  (Мария) остается «в тени». Матфей описывает ангелов, явившихся Иосифу,  но не упоминаются ангелы, явившиеся Марии. У Матфея описаны мысли  Иосифа, но не сказано, о чем думала Мария. С другой стороны, Евангелие  от Луки рассказывает ту же самую историю, но в восприятии Марии. Из контекста этих Евангелий становится очевидным, что у Матфея описана родословная Иосифа, а у Луки – родословная Марии.
   Возникает вопрос: зачем нам нужны две родословные, если, согласно Евангелиям, Иисус не был сыном Иосифа? Популярный  и распространенный ответ таков: Евангелие от Матфея представляет  «царскую» родословную, а Евангелие от Луки – родословную «настоящую».   Поскольку, по-видимому, Иосиф был наследником престола Давида, а Иисус –  приемным сыном Иосифа, Иисус мог претендовать на престол Давида. С  другой стороны, Евангелие от Луки дает истинную родословную,  демонстрируя, что Сам Иисус был потомком Давида , поскольку  Он принадлежал к дому  Давида через свою мать.
   Чтобы  понять необходимость в двух родословных важно увидеть два требования к  претенденту на царствование в еврейских Писаниях. Они были разработаны  после смерти Соломона, когда его царство разделилось.
Первым требованием к иудейскому престолу было происхождение от Давида: никто не мог восседать на престоле Давида, не будучи его потомком.  Поэтому, любой заговор, чтобы покончить с домом Давида (Исаия 7:5-6),    должен был быть обречен на провал ( 4 Царств 9:6-10; 10:29-31; 14:8-12 и  др.).
Второе требование связано с особым проклятием, наложенным на  Иехонию  — последнего законного царя из рода Давида:
«сказал  Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на  правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя …  О, земля, земля, земля!  слушай слово Господне. Так говорит Господь: запишите человека сего  лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже  из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в  Иудее... »(Иер.22:24-30)
Ни один потомок Иехонии не имел права на трон Давида. Хотя согласно самому Иеремии, первым требованием к родословной Мессии было происхождение из дома Давида,  им же было оглашено и ограничение:царю нужно было быть не просто из дома Давида, но также быть не связанным с родом Иехонии.
   У   Матфея цель родословной состоит в том, чтобы показать, почему  Иисус не смог  бы быть царем, если бы Он был сыном Иосифа, в жилах которого текла кровь  Иехонии.  Именно поэтому Матфей начинает свое Евангелие с родословной,  из которой следует  связь Иосифа  с Иехонией, а затем переходит к  описанию девственного рождения, которое, с точки зрения Матфея, является  решением проблемы Иехонии. Матфей доказывает, что если бы Иисус  действительно был сыном Иосифа, связанного родословной с Иехонией( Мф  1:11), Он не мог бы претендовать на престол Давида из-за проклятия,  лежащем на Иехонии. Но Иисус не был сыном Иосифа, потому что Он родился  от  Духа Святого (Матфея 1:20).Т.о. девственное рождение Иисуса от Святого Духа,  с точки зрения Матфея, является решением проблемы Иехонии.

    Хотя родословная у Матфея показала, почему Иисус не мог бы быть царем, будь Он сыном Иосифа, родословная Луки показывает,  что  Он  может быть царем, когда  вернется на землю. В отличие от Матфея, Лука начинает родословную со своей эпохи и возвращается назад, к Адаму. Это  относится к роду Давида в стихах 3: 31-32. Однако сын Давида, вписанный в  эту родословную, – не Соломон, а Нафан. Итак, как и Иосиф, Мария также была из дома Давидова, но, в отличие от Иосифа, ее происхождение – от другого сына Давида, Нафана, а не от Соломона, т.е.  Мария будучи  из дома Давидова,  не принадлежала к роду Иехонии. Поскольку Иисус был сыном Марии,
Он также  соответствовал библейским требованиям для наследования престола. Так как  потомство Иехонии не входит в родословную у Луки, он начинает  свое Евангелие с девственного рождения и только позже, рассказывая о  служении Иисуса , описывает родословную.

    Итак, Иисус  был потомком Давида, отделенным от Иехонии, и Он один получил божественное назначение на этот престол: «…даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».
И Матфей и Лука, несмотря на различия в  приведенных родословных , утверждают рождение Иисуса  Марией от Святого Духа:
Евангелие от Матфея,  святое благовествование :
"Рождество  Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде  нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа  Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел  тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень  явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию,  жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и  наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все  сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который  говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему  Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как  повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как]  наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус."( Мф 1:18-25)
 Евангелие от Луки :
"Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет,  к деве по имени Мария. Мария была обручена с Иосифом, потомком Давида.  Ангел пришел к ней и сказал:
–"Приветствую тебя, получившая милость! С тобой Господь!"
 Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие.   Ангел продолжал:
–"Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе милость!Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом . Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида,  и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца."
–"Как это может быть? "–спросила Мария. –"Ведь я еще не была с мужчиной".
Ангел ответил:
–"Святой  Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Ребенок,  Который родится у тебя, будет свят – Он будет зваться Сыном Бога. 36 Вот  и твоя родственница Елизавета тоже родит сына в ее преклонные годы. О  ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце  беременности.   Для Бога нет ничего невозможного".
 –"Я готова служить Господу", –ответила Мария, –"пусть все произойдет со мной так, как ты сказал "(1:26-38)

   Представление  о Св.Духе, как об «отце» Иисуса ставит под вопрос Его Мессианство,  поскольку Мессия согласно пророчествам, должен быть рождён потомком Давида по мужской линии., но  доказывает  Его «Богосыновство».Мессианство Иисуса основано не на «отцовстве» Св.Духа, а на принадлежности к роду Давида, которая вполне очевидна благодаря Его родному отцу, Иосифу..
   Иудеи  утверждали, что  поскольку Иисус не был потомком Давида через Своего отца, Он не может быть Мессией и Царем.Им возражали: Христианский Мессия должен был быть другим. Уже в Бытие 3:15 , было  предложено считать Мессию «семенем жены». Необходимость этого исключения из правил стала  очевидной, когда Исаия (7:14 ) , согласно христианскому учению,  пророчествовал, что Мессия будет рожден от девы: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». В то время как все остальные люди обретают человеческую природу и через  отца, и через мать, Мессия в Христианстве стал человеком исключительно  благодаря матери ; отцом же  Его был Св. Дух.
......................
 Род  Давида, по-видимому, давно иссяк , и с достаточной исторической  достоверностью можно почерпнуть лишь тот факт, что родители Иисуса  носили имена Иосиф и Мария. Выражение «Сын Божий» являлось синонимом слова «Мессия». Сам Иисус не воспринимал выражение «Сын Божий» в физиологическом смысле. В Библии «сынами  Божьими» именуются народ Израиля (Исх 4:22), Давид , Соломон (2 Цар  7:14) и др. «Сынами Божьими» как утверждал Иисус , «будут наречены»  миротворцы (Мф 5:9)…
 Скорее всего,  род Иисуса вообще был НЕ известен.У Евсевия сообщается , что Ирод Великий велел уничтожить все еврейские  родословия. Неужели в семье галилейского плотника могли сохраниться  древнейшие родословные списки !? Именно из-за того, что род Иисуса был неизвестен, имеются такие противоречия в Мф1:1-16 и Лк 3:23-28.
Родословные Иисуса сохранились как памятник того времени и среды, для которой Он был естественно рождённым Человеком, «Сыном (т.е. потомком) Давида» . Последние редакторы Евангелия, вероятно, не решились отбросить родословия Иосифа, хотя они и были «непригодны», поскольку в них отцом Иисуса является не Бог, а человек — Иосиф.


Рецензии