Приложение 3. Братья Господни
Братья Иисуса называются в Евангелии «братья Господни»(Мр. 6:3; Лк. 8:20; Ин. 7:5) .Как считают Православные, из евангельского прочтения стихов, где говорится о братьях Иисуса как на языке оригинала, так в русском переводе, вывод о том, что речь идёт о родных братьях , не является единственно возможным, и, более того, плохо согласуется с другими евангельскими свидетельствами.. Иногда эти «братья» называются по именам, причем делается указание и на сестер Господних:
«И пришед в отечество Свое , Иисус учил их в синагоге их... Они изумлялись и говорили, не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф.13:54–56)
«Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк.6:3).
Ни в евангельских, ни в других новозаветных книгах , ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой.
Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о «братьях Господних», но ни одно из них не стало господствующим. «Братья Господни » могли быть : а)кровными братьями Иисуса ;б) детьми Иосифа от первого брака; в) детьми Марии, родственницы матери Иисуса или Иосифа, и т.о. приходиться Иисусу Христу двоюродными или троюродными братьями. Первое предположение церковное Предание отвергает , поскольку оно противоречит одной из важнейших христианских доктрин — учению о «приснодевстве Божьей Матери»,которое проявляется в том, что Она и до рождения Сына , и при рождении, и после рождения была и осталась Девой .
В «Православной богословской энциклопедии» есть строки, которые помогают понять православных христиан. Несмотря на лаконичность евангельского текста, он даёт достаточно убедительных фактов , чтобы сделать казалось бы, единственно возможный логический вывод о «братьях Господних» как родных братьях Иисуса, сыновьях Иосифа и Марии . Однако, для православных сведения Церковного Предания, кажется, имеют не меньшее значение, чем слова Библии, и их «нравственное христианское чувство никогда не помирится с мыслию, что Пресвятая Дева, ставши "Матерью Господа", имела после детей от Иосифа. Это было невозможно и со стороны Иосифа — уже потому, что во время обручения с Мариею ему было восемьдесят лет , как свидетельствует церковное предание, а равно ж в силу благоговения ....А поэтому тщетны ссылки в «доказательство» того, что братья Христовы были сыновьями Матери Его...На основании всего сказанного, взгляд этот должен быть отвергнут, несмотря на тот факт, что братья Господни почти всегда выступают вместе с Божиею Материю и живут вместе с Нею, »......
Учение о приснодевстве Марии вызвало серьёзные разногласия в Христианстве между теми, кто свято верят в приснодевство Марии, в то, что Она никогда не вступала в супружеские отношения с Иосифом и что Иисус Христос был Её единственным Сыном, и теми, кто считают, что девой Мария пребыла только до рождения Сына.
Православные, католики и некоторые др. конфессии исповедуют веру в девство Марии, в отличие, напр., от протестантов, считающих , что при рождении младенца Христа девство естественным образом упразднилось, после чего Она вступила в супружеские отношения с Иосифом и имела других детей от него.
Родными братьями в современном смысле слова в Библии не всегда называются дети одних и тех же родителей.Поэтому, если Евангелие называет кого-то братьями Христа, то это ещё не доказывает, что они были сыновьями Девы Марии, ведь греческое слово «брат», как и русское слово "брат", может означать отнюдь не только «одноюродных» братьев. Не маловажным обстоятельством в данном случае является тот факт, что в Евангелии нигде братья и сёстры Христа не называются детьми Марии.Поэтому, согласно такой точке зрения, из евангельского повествования нельзя придти к однозначному заключению, что братья Христа были родными Его братьями и детьми Марии.
Но если в Евангелии не сказано точно о том, были ли братья Христа детьми Девы Марии, то, как считают православные богословы, можно сделать вывод о том, что Христос был единственным Сыном у Своей Матери и что Она навсегда пребыла девственной. Однако, сторонники противоположных взглядов утверждают, что описанные воззрения являются догадками и не основаны на Писании. По их утверждению, нормальным и буквальным смыслом соответствующего греческого слова является «родной брат»; в греческом есть слово для обозначения двоюродного брата, но оно не используется. В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства братьев и Иисуса. В Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он обручился с Марией. Поэтому, по мнению оппонентов, не существует библейского основания полагать, что эти «братья и сестры» были кем-то, кроме фактических детей Иосифа и Марии. Те, кто выступают против идеи о том, что у Иисуса были родные братья и сестры, исходят не из Писания, но от предвзятых концепций о постоянной девственности Марии, которая сама по себе явно не Библейская.
Споры вызывает также неоднозначность понятия «первенец» ("и родила Сына своего Первенца"Лк. 2:7) и некоторые формулировки , которые можно толковать в противоположном смысле.В первую очередь, это относится к фразе:«и принял жену свою, и не знал Ее. (Как )наконец (дондеже)Она родила Сына Своего Первенца» Мф 1:24-25). Что касается слова «первенец», то оно соответствует греческому слову «прот;токос», означающему буквально -«перворожденный». Однако, «первенцем» Иисус мог называться не потому, что Его Мать имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным.
Т.о., согласно церковному учению, ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер не противоречит тому, что он мог быть единственным Сыном Девы Марии. В Евангелии нельзя найти ответ на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой .
Конфликт между Иисусом и Его родственниками
Евангелисты приводят такие случаи из жизни Иисуса Христа, которые вводят в понимание отношений к Нему братьев. Некоторые эпизоды рисуют этих братьев с довольно невыгодной стороны, указывающей, что и в среде домашних своих Христос имел чуть ли не врагов, не постигавших Его деятельности и даже вредивших ей.
Матфей так описывает происшествие, имевшее место в Капернауме:
" ...некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою на учеников Своих сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:46–50; Мр.3:31.35; Лк.. 8:19.21). В Евангелии от Марка это единственное упоминание о Матери Иисуса.
Холодный и неожиданный ответ Иисуса можно понимать по-разному. Но скорее всего, "истинными" братьями и сестрами Иисус действительно считал лишь учеников и последователей, своих единомышленников.
В другом месте приведен эпизод, по-видимому, отражающий конфликт между Иисусом и Его родственниками, возникший вскоре после Его выхода на проповедь. Согласно свидетельству Марка, родственники Иисуса заподозрили Его в том, что Он «вышел из себя», то есть сошел с ума, и решили «взять Его» (Мр.3:21), то есть вернуть в семью и посадить под домашний арест и таким образом положить конец Его деятельности.Несомненно, что «братья Его» не только не показывали внимания к Его проповеди, но и не выражали уважения к Его Личности. Однако, вызывает удивление участие и по-видимому, согласие с этими действиями Его Матери,которая, как замечает Лука, хранила все Его слова в сердце Своем ( Лука 2:51).
Косвенным отражением этого конфликта может служить и эпизод, приведенный у Луки. Здесь некая женщина из толпы восклицает: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Ответ Иисуса выдержан в той же тональности, что и Его ответ в предыдущем эпизоде: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27-28) . Своим ученикам и слушателям Он вновь оказывает предпочтение перед собственной Матерью.
Однако в Евангелии от Иоанна Мать Иисуса играет иную роль. Она тоже один раз упоминается вместе с братьями (Ин.2:12), однако, если о братьях Иисуса говорится, что они «не веровали в Него» (Ин.7:5), то Его Мать, напротив, являет твердую веру, когда говорит служителям на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5).
Можно предположить, что Евангелисты-синоптики, повествуя об общественном служении Иисуса, не увидели какой-то особой роли, которую могла в нем играть Его Мать.
В отличие от синоптиков , Иоанн включает Мать Иисуса в список стоявших у креста женщин . Иисус вверяет Мать заботам любимого ученика, а не кому-либо из Своих братьев или сестер, что считается косвенным подтверждением отсутствия у Нее других детей: если бы такие дети были, не было бы необходимости передоверять Ее ученику. Хотя возможно и иное объяснение ...След. заметить, что по кр.мере, Иаков на тот момент был жив, а позже «все они (апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с женщинами Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14).
После Воскресения Иисус явился только старшему из братьев — Иакову ,о явлении Марии как и др. братьям, не сообщается. Это известие находится лишь у одного ап. Павла, у которого оно выражено, очень кратко: «Потом Христос явился Иакову, также и всем апостолам» ( 1Кор.15:7).
Этот факт свидетельствует, что только Иаков еще до Воскресения принадлежал к числу последователей Христа, ибо Христос являлся только лишь верующим в Него.
Относительно принадлежности Иакова, а тем более прочих братьев Господних, к числу 12-ти апостолов однозначное мнение отсутствует.
Из братьев Господних знамениты лишь двое: более – Иаков, которого ап.Павел ставит выше даже первоверховного ап.Петра, когда, перечисляя лиц, почитавшихся «столпами», на первом месте упоминает Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал.2:9), и который занимал такое выдающееся положение на Апостольском соборе (Деян.15:13–21); менее – Иуда, который написал известное послание...
Вот, почти вся информация, содержащаяся в Евангелиях, о «братьях Господних». Можно добавить как ссылку на отсутствие сведений в Ев-ии о первой жене и шести детях от первого брака Иосифа еще тот факт, что ни один из них не упомянут при описании путешествия Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)...
В трагический момент у креста из близких Иисусу людей находились лишь Иоанн, Мария и несколько женщин.
Конечно, можно, упрощая, ответить : кроме Иисуса Христа, у Марии больше никого из родных не осталось, вот Иоанну и было поручено позаботиться о Ней. Но такой категоричный ответ не будет правильным, потому что он вызывает другие вопросы, которые уже не может объяснить. Например, как же тогда быть с теми братьями и сестрами Иисуса Христа, упомянутыми в Евангелиях, в сопровождении которых постоянно появляется Мария?
Ведь даже если они и не были детьми Марии, явно, они были Её близкими родственниками. Получается, что физически все-таки было кому позаботиться о Матери Иисуса .
Но хотя Мария могла бы найти приют у сыновей Иосифа ( или — их общих сыновей), они были не близки по духу ее Сыну, для которого определяющим было не кровное родство, а духовное: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра,..». Своим ученикам , братьям по вере Он оказывал предпочтение перед родными братьями, а Иоанн был самым любимым и оказался единственным, кто до конца был с Ним ...
Никто из братьев и сестер Христа не только не явился на Голгофу, не помогли они и предать Его тело благочестивому, правильному погребению, чему иудеи всегда придавали чрезвычайно большое значение. Но причина скорее всего, не в том, что они были Ему «не родными» , они могли быть и детьми Марии и Иосифа.
С самого Его детства вероятно, нарастал конфликт и отчуждение между Ним и Его братьями . А ведь это были люди, которым был открыт весь жизненный путь Христа день за днем от самого детства в течение всех тридцати трех лет.Но их больше заботило мнение толпы, считавшей Иисуса психически нездоровым, они вероятно, даже стеснялись Его:
«И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя» (Мк. 3:21).
В родной семье Иисуса Христа самые близкие люди не воспринимали Его ни как святого, ни как пророка, ни как Сына Божьего , более того: они сомневались в Его психическом здоровье! Не потому ли Он однажды воскликнул: «Враги человеку домашние его»?!
Мария несомненно страдала от того, что её первородный сын скитается по свету, вызывая повсюду возмущение. То, что ей могли рассказывать старшие сыновья, в особенности Иаков, самый ревностный среди них приверженец иудаизма, не могло не волновать её. Ведь Иисус проповедовал взгляды, явно ниспровергающие те строгие религиозные принципы иудеев, которые она внушала ему с детства, которых придерживалась она сама. Из НЗ неопровержимо явствует, что семейство Иисуса не верило в Его божественную миссию, не понимало ни Его самого, ни Его учения и относилось к нему прямо-таки враждебно, ибо и братья его не веровали в него" (Ин 7:5).
"Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником" (Лк 14:26)
Если эти слова и аллегория, они скорее всего, отражают субьективный опыт Иисуса.
Но если Мария знала, что Иисус рожден Мессией ( ведь Его рождение, по описанию Евангелия, сопровождалось такими сверхъестественными явлениями, как благовещение архангела Гавриила, непорочное зачатие, ангельское пение и поклонение трех волхвов) , то как она могла не понимать поведения Иисуса и считать Его безумцем?! Это противоречие подметил уже Цельс, писавший в своем полемическом трактате "Правдивое слово" (178 г.):
"Что касается матери Иисуса, Марии, то она никогда не сознавала, что породила неземное существо, сына божьего. Напротив, христиане забыли вычеркнуть из евангелий фразу о том, что Мария считала Иисуса безумцем и вместе с другими членами семьи пыталась его пленить и изолировать от окружающих".
Семейный разлад сказался и в последние дни Его жизни. Мф, Мк, и Лк сообщают, что никто из близких родственников не позаботился о захоронении; Его похоронил посторонний человек - Иосиф из Аримафеи. А ведь у них не было причин бояться: римское право разрешало семьям забирать тела казнённых.
Возможно, Мать сознавала Его сверхчеловеческое могущество , наказав прислуге на брачном пиру в Кане Галилейской: «Что скажет вам, то сделаете»(Ин. 2:1-10), но при этом не признавала Его сверхъестественную природу , и конечно, не считала ни пророком, ни "Сыном Бога", или каким-либо божественным существом , "словно забыв" о невероятных событиях предшествовавших Его рождению.
«Те, кто рядом со Мной, Меня не поняли», - эту скорее всего, подлинную фразу Христа донесли до нас апокрифические «Деяния Петра».
Только Иоанн утверждает, что у креста находились мать Иисуса и его любимый, не названный по имени ученик.
Однако, возникают серьёзные проблемы по части достоверности рассказа Иоанна. Как понять тот факт, что два более ранних евангелиста обходят молчанием такое важное лицо, как мать Спасителя?Тут возможны три ответа: или они это сделали умышленно, или по забывчивости, или же потому, что в действительности её не было на Голгофе.
Есть все основания остановиться на третьей возможности. Ведь известно, что Иоанн меньше всех евангелистов считался с исторической правдой и произвольно стилизовал биографию Иисуса для подкрепления своих богословских тезисов. В версии Иоанна легитимируется авторитет "любимого ученика", на который опирается Иоаннова школа. Скорее всего, надо поверить Марку и Матфею, что мать Иисуса не присутствовала при казни. А раз так, то приходится сделать вывод, что вся эта трогательная и прекрасная сцена, когда Иисус в последние минуты жизни поручает своему ученику заботу о матери, не что иное, как литературный вымысел.
"Братья и сестры" Иисуса часто и повсюду сопровождали Марию, с ними она продолжала коротать свой век после смерти мужа , что вряд ли было бы возможно с взрослыми пасынками и падчерицами..Простой, ясный, естественный смысл слов в этих отрывках указывает на то, что это были родные дети Марии и Иосифа, её мужа.
Свидетельство о публикации №224102401197