Приложение 5. Воскрешение Лазаря из Вифании
Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен...»
Так начинается описание «величайшего чуда», совершенного Иисусом: — воскрешение человека, умершего четыре дня назад.
Итак, услышав о приближении Иисуса, сестры послали сказать Ему о смерти Лазаря, надеясь, конечно, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Иисус любил всю семью Лазаря и при каждом путешествии Своем в Иерусалим заходил к нему, чтобы отдохнуть от шума всюду следовавшей за ним толпы, поэтому Мария и Марфа не сомневались в том, что больной брат их будет исцелен; они даже не просили Иисуса исцелить его, а только дали Ему знать о болезни того, кого Он любил: «вот, кого Ты любишь, болен» .
Но Иисус ни только не поспешил в Вифанию, но даже нарочно остался два дня на том месте, где застала Его весть о болезни Лазаря; а чтобы Апостолам была понятна такая медленность с Его стороны, Он сказал им, что болезнь Лазаря «не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
По прошествии двух дней Иисус сказал ученикам: «пойдем опять в Иудею».Апостолы встревожились: «Учитель! Давно ли иудеи хотели побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?».Они не хотели и думать о том, что Мессия-Христос, Сын Божий, может умереть; а так как враги могли убить Его, если Он опять появится в Иерусалиме, то хотели отклонить Его от такого опасного, по их мнению, путешествия.Он же сказал им: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить Его» . Апостолы, думая, что Иисус говорит об обыкновенном сне, заметили, что незачем идти, т.к. « если уснул, то выздоровеет» . И тогда Он прямо сказал им, что «Лазарь умер» , и при этом добавил, «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» , и все пошли за Иисусом.
Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь четыре дня уже во гробе. Навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа, и с грустью сказала:
«если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.»
Предстояло совершение величайшего чуда. Этим чудом Иисус хотел обратить дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться; поэтому Он решил совершить чудо всенародно.Марфа, Мария и иудеи,многие из которых жили в Иерусалиме, недалеко от Вифании и пришли, чтобы поддержать сестер, приблизились к Иисусу.Мария со слезами пала к ногам Его :
«Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и...прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?..
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет...С этого дня положили убить Его» ( Ин 11:11-57) .
......
Ветхозаветные мыслители почти не верили в жизнь после смерти. Иудеи считали, что душа каждого человека, как плохого так и хорошего, отправляется после смерти в Шеол, страну тишины и забвения, где тени людей разлучены с другими людьми и Богом. Шеол не был местом мучений, как принято понимать ад, но был местом теней. Все без разбора направлялись туда после смерти и вели там странный, туманный, расслабленный, безрадостный, «теневой» образ жизни.
Вот что думали о смерти Иов, Давид, Соломон:
"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 145:3,4)
«И любовь их и ненависть и ревность их уже исчезли, потому что в могиле , куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Экк. 9:6,10)
"...доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19).
"А человек умирает и распадается; отошел, и где он? ... так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. " (Иов. 14:10,12)
Ветхозаветная эсхатология - не про конец этого мира, а скорее, про конец подчинения этого нашего мира злу и нечистоте, несправедливости, насилию и угнетению. Речь идет не об «эвакуации» Земли на Небо, а о божественном преображении Земли - здесь, внизу - из мира жестокой несправедливости в мир ненасильственной справедливости. Это ни в коем случае не означает неминуемый конец света! Бог никогда не уничтожил бы творение, неоднократно оцениваемое как "доброе"( Быт. 1).
Но всё изменилось с появлением веры в Воскресение.Христос ( точнее, Иоанн) показал, что и Он Сам может воскреснуть, если Ему придётся вкусить смерть и сойти во ад. Особенно важны для верующих слова , обращенные к Марфе и сказанные Им перед совершением чуда: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек » (Ин. 11: 25-26).
Говоря о «Воскрешении Лазаря», необходимо заметить прежде всего, о том, что этот рассказ фигурирует только в Евангелии от Иоанна; в других трех Евангелиях воскрешение Лазаря даже не упоминается.Синоптические Евангелия действительно включают отрывки, касающиеся деяний сестер Лазаря, но не упоминают воскресение их брата. Если другие евангелисты знали об этом чуде, как могли они не упомянуть его? Ведь если оно на самом деле произошло,почему о нём рассказывает только одно Евангелие от Иоанна? Согласное молчание Матфея, Марка и Луки об этом чуде вызывало недоумения также у христианских апологетов..
Этому имеются не-христианские объяснения,напр.
1.Появившийся лишь в хронологически наиболее позднем из четырех Евангелий эпизод с воскрешением Лазаря -результат спонтанного мифотворчества, которое выводило сверхъестественные моменты жизни Иисуса из ветхозаветных посылок, прежде всего мессианских пророчеств.
2. Молчание Синоптиков объясняется тем, что они, в отличие от Иоанна, были уверены: с этим воскрешением – дело нечисто, и незачем лишний раз о нем напоминать.
В этой связи кажется уместным привести версию такого комментатора Нового Завета, как Ренан. Он полагал, что воскрешение Лазаря – это
«интрига сестер вифанских». Возмущенные дурным приемом, оказанным в Иерусалиме обожаемому ими Христу, сестры попытались устроить такое происшествие, которое поколебало бы скепсис недоверчивых иудеян. Таковым могло бы стать воскрешение человека, небезызвестного в Иерусалиме. Когда Иисус пребывал за Иорданом, Лазарь серьезно заболел. Перепуганные сестры послали за Иисусом, однако прежде, чем тот появился в Вифании, брат уже пошел на поправку. Тогда сестрам пришла в голову блестящая идея: бледного, еще не оправившегося Лазаря обвили погребального пеленами и перенесли в склеп. После того, как отведенный к гробнице Иисус пожелал взглянуть на друга, закрывающий вход камень был отвален, Лазарь вышел наружу и все уверовали в «чудо».
Знал ли об этом Христос? Ренан полагает, что Он просто не в силах был обуздать жажду чудес, обуревавшую его сторонников. Апостолов же это очевидное жульничество, пусть и совершенное с благой целью, возможно, искренне возмутило , однако выносить сор из избы сторонников Христа они посчитали невозможным."
Слух о «чуде» разнесся по всему Иерусалиму, и вероятно, вызвал самые пагубные для Иисуса последствия..
Общественные власти все более ожесточались против Него. И тогда было произнесены роковые слова первосвященника: «Лучше, чтобы один человек умер за весь народ»...
Следует заметить, что позднее сам Ренан отказался от этой версии. Д. Штраус также не поддержал ее… Тем не менее, она не забыта и сегодня...
Свидетельство о публикации №224102401211