Глава XXVI. Чинги-Тура. Семнадцатая кафисма
Голова болела. Глаза открывать не хотелось, хотелось ещё поспать. Но в разум стал пробиваться настойчивый стук. Вспышка. И Лиза вспомнила вчерашнее. Глаза моментально хотелось открыть, но Лиза сдерживалась от страха. Не вижу – не знаю. Но стук не прекращался. Стало понятно, что он доносится из подъезда, кажется стучат в дверь. А ещё слышны звуки улицы. Проехала машина. За стенкой слышен явный топот ног. Сколько время? Ночь? Утро? Спала она или только дремала? Или отключилась от страха?
И всё же глаза непроизвольно открылись. Свет. Шторы на окнах и стеклянной двери балкона Лиза с вечера не закрывала, чтобы было видно улицу и не так было одной страшно. Лиза быстро обвела взглядом комнату. Всё как с вечера. Молитвослов лежит на кровати, около подушки. Посмотрела перед собой в коридор – инвалидная коляска стояла впритык с входной дверью. Значит, не приснилось. В дверь барабанили. Лиза посмотрела на часы – семь утра. Чтобы отрыть дверь, нужно отодвинуть это кресло.
-Лиза, - глухо донёсся голос соседки.
Лиза настроилась с духом открыть дверь. Встала. Стала одеваться. В дверях зазвякал замок. Отодвинув к стене кресло, вошла соседка.
-Стучу, стучу. Напугалась, не открываешь. Ты же хотела рано, на первом автобусе за коммунальные платить. Вспомнила, ключ тебе не отдала. Зачем он теперь мне. Сама будешь приезжать. Что, креслом-то загородила дверь? А, ты мыла вчера и передвинула? Давай его на кухню, в угол заведу, как хоть тут тормоз поставить, чтоб не укатилось?
-Нет, оставьте ключ себе. Вдруг авария какая, воду прорвёт или что. Откроете. Бывает счётчики поверяют, показания снимают. Оставьте. Не спала ночь. Под утро уснула, не слышала будильник. Вторым рейсом поеду, успею.
-Ну до свидания, тогда. Не вернёшься?
-Нет, мне на работу. После обеда из Тюмени выезжаю. До свидания. Спасибо, что смотрите за квартирой.
Попив чай на кухне, с опаской глядя на кресло-коляску, Лиза уехала по своим делам, по каким приезжала. Заключила договора с местными коммунальщиками, передала данные счётчиков, оплатила задолженность. Выехала в Тюмень. Проделала те же процедуры в Тюменских Электросетях. Взяла реквизиты, чтобы не ездить для оплаты. Ещё подъезжая к компании, Лиза заметила из машины необычное круглое здание церкви. Сразу вспомнила, когда искала храм, в котором её крестили, читала о православном Храме Всех Святых. Побывала в Знаменском кафедральном соборе. А этот небольшой, решила потом посетить. Да и маленький он, вряд ли в те года там служили службы в будние дни. А сейчас православные стояли даже на крыльце. Видно было, что шла служба. Желающих было много. А вместимость небольшая.
После хлопот по электроснабжению, Лиза вернулась к Храму. Прихожане не расходились. Можно было пройти во внутрь. Лиза вошла во двор с внутренним голосом «может здесь крестили её маленькую?». Заасфальтированная часть двора привела к крыльцу. Ухоженная территория вокруг храма.
Старинный намоленный Храм. Необычная архитектура. Одноэтажное здание-ротонда. Единственная в Тюмени. Редкая в Сибири. Памятник истории и культуры. От крыльца начинается небольшой прямоугольный притвор, построенный в тысяча девятьсот семидесятых годах. Дальше за Храмом, построенная в две тысяча четвёртом году, новая колокольня. Позже в этом здании и сосредоточился молодёжный центр, организовывая паломнические поездки по святым местам области и страны, создавая православные летние лагеря. В Храме есть библиотека и воскресная школа для детей и для взрослых, детский церковный хор.
В восьмидесятые годы появился большой каменный пристрой. В котором есть большая купель. В те же годы появился новый иконостас из резного дерева с позолотой, заменена крыша, на куполе добавлена маковка, барабан и новый крест, покрытый сусальным золотом.
Да, это сейчас Храм Всех Святых работает ежедневно и проводятся службы. А в советское время было время тяжёлое, как и для всех церквей. В те годы из храма было изъято церковное имущество: вывезено более двенадцати килограмм серебряной утвари, два колокола весом девяносто шесть килограмм. Храм хотели отдать под школу. В тридцатых годах батюшка, отец Николай, был арестован, репрессирован и умер. Через полвека реабилитирован посмертно. Затем следующие два священника, отец Диоскар и глава религиозной общины Михаил, расстреляны. Последовавшие священники отец Никифор и Игумен Игнатий прошли через ссылку и каторгу. В непростые времена Храм продолжал работать, был единственным местом в Тюмени, где проводились воскресные и праздничные богослужения. Закрывался только в сороковые годы, для демонтирования креста. В начале восьмидесятых на службу приходили пятнадцать-двадцать человек.
На жёлтом полотне стенда перед Храмом написано:
«Объект культурного наследия федерального значения «Всехсвятская церковь (Круглая)» г.Тюмень, ул.Свердлова, 29
Церковь Всехсвятская построена в 1833-1839 гг. по проекту 1832 г., выполненному тобольским архитектором Петром Ивановичем Праманом. Согласно документам, церковь сооружена иждивением титулярного советника Дмитрия Ивановича Войнова, а внутренним благолепием украшена сыном его коллежским советником Матвеем Войновым».
Здание стиля классицизма представляет собой небольшую центрическую ротонду, перекрытую купольным сферическим сводом и завершенную миниатюрной главкой. Цилиндрический объем по четырем осям акцентирован двухколонными портиками. Декоративная разработка церкви сдержанна, основана на использовании элементов ордерной системы. Внутри церкви первоначальное убранство не сохранилось. В 1970-е гг. к западному входу с портиком был пристроен притвор.».
А ещё ранее на месте этой построенной церкви была небольшая деревянная церковь. Считается, что первоначальная была построена в тысяча семьсот семьдесят седьмом году и была она кладбищенской. После выделения денег из казны, сбора с жителей города, обветшавшую деревянную заменили на новую, каменную. Когда-то стояла при кладбище. А сейчас – в центральной части города Тюмени. В десяти минутах от Центральной площади.
Сама церковь, колокольня, столбы меж секциями металлической резной ограды, побелены в белый цвет. Купол колокольни и Храмы и колпаки на столбах – в зелёный цвет. Зелёный цвет в православии символизирует Святой Дух. Гармонично.
Лиза постояла около крыльца, не поднимаясь. Крыльцо занято молящимися прихожанами. Слышно песнопение. Доносится «Славление». Лиза бы и поднялась на крыльцо. Но тесниться в церкви не принято. Кто первым пришёл – тот и заслужил лучшего. А так хотелось приобщиться. Пройти не было возможности. Хотелось поставить свечи. Помолиться в Храме. Лиза перекрестилась три раза у входа и поспешила на автовокзал. Пора было выезжать из Тюмени.
Город Тюмень расположен на берегу реки Тура. Сейчас населения – восемьсот тысяч человек. В тысяча пятьсот восемьдесят шестом году началось строительство города Тюмень. Недалеко от старого Чинги-Туры. На высоком просторном мысе, со всех других трёх сторон ограждённом Турой, оврагом и речкой Тюменкой. Изначально населявших Тюмень не было и тысячи. Заселявшиеся прибывали из Перми, Устюга, Сольвычегодска. Где преобладало русское население. Чинги-Тура к тому времени прекратила своё существование. С момента вливания Тюменского ханства в Сибирское ханство, значение её уменьшалось. Но существование этого города не прекратилось.
Тайбугины, завоевав власть, уехали из Чинги-Туры в Искер. Тайбуга был далеко от Чинги-Туры, которая находилась на северной границе ханства. Зато шибаниды считали всё ещё её своей столицей. Двоевластие закончилось, когда хан Едигер был свергнут, а ханом Сибирского ханства стал Кучум в тысяча пятьсот шестьдесят третьем году, который и овладел Искером. Развитие Чинги-Туры, находящейся так далеко о столицы ханства, приостановилось. И окончательно город заброшен после похода Ермака. Возможно, город был сожжён полностью, а может разграблен так, что татары покинули его. Это могут показать раскопки городища, которое уже не возле строящейся Тюмени, а в самой Тюмени оказалось.
Первоначально, город Чинги-Тура, в конце XIII века, являлся центром на трансуральском торговом пути. Город основан в тысяча двести двадцатом году и назван в честь Чингисхана, а слово татарское «тура» означает «крепость». Это по версии Миллера Г.Ф.. А если по другим версиям, в переводе с тюркского, то «чинг» - это «укреплённое место». А ещё считают, что до Чинги-Туры, ещё ранее, на этом месте жили угры и существовало угорское поселение с названием Тимга. По названию речки Чинга (а это у угров переводится как нижняя часть реки, устье) на их алтайской родине, откуда они и переселились в древние времена.
И была в разные годы Чинги-Тура столицей в составе улуса Джучи Золотой Орды Тюменского улуса - с тысяча двести двадцать четвёртого года – два века, первой столицей Узбекского ханства - с тысяча четыреста двадцать восьмого года - восемнадцать лет, столицей Тюменского ханства – с тысяча четыреста сорок девятого года - тридцать три года, столицей Большой Орды - с тысяча четыреста восемьдесят первого года - четырнадцать лет, столицей Сибирского ханства - с тысяча четыреста девяносто пятого года - почти век.
В город приезжали шейхи, приходили караваны бухарских и самаркандских послов. Принимали иностранных послов, дипломатические миссии. Проповедовали ислам и письменность Востока. Здесь объявляли войну и заключали мир. Населяли землю ханств тюрки, татары, ханты, манси, казаки, башкиры, коренные угро-финские народы, западные пермяки. Когда-то были кочевые узбеки при Узбекском ханстве.
В Чинги-Туре была построена мечеть из глиняных кирпичей. Около города стояли деревянные караван-сараи. Сам город состоял из юрт. С трёх сторон город защищён был рвами и холмами, и стоял на высоком берегу рек Тюменки и Туры. Ограждён оборонительными сооружениями. Город-крепость. Из Средней Азии через Чинги-Туру в Сибирь и за Урал проходил торговый путь. Сюда везли шёлк, фрукты, золотые украшения, серебряную посуду, вино, военное облачение. В обратную сторону шли сибирские меха.
Но правящие ханы не стремились расстраивать свои столицы, не было желания развивать эти города. Испокон веков эти народы были кочевые. И правители также постоянно не жили в столицах. В случае чего, при опасных ситуациях, можно было бросить город, сжечь его, разрушить. Ханы считали свои столицы временными ставками, где укреплялась власть, собирались налоги. Когда хан отсутствовал, оставалось небольшое количество населения. Ханы находились в постоянном движении, выезжая в степи, в свои подконтрольные владения. Да и сама Чинги-Тура находилась на севере ханства, не очень удобная для постоянного проживания теплолюбивых правителей.
Сейчас Тюмень - это красивый, чистый, современный город. Четвёртый по населённости город в Сибири. Это благоустроенный город. Тюмень славится термальными источниками. Столицей Тюмень стала в годы ВОВ. Вплоть до марта тысяча девятьсот сорок пятого года в Тюмени находилось эвакуированное тело Ленина. На протяжении всей войны никто не догадывался о сверхсекретном объекте. А также из города Тюмень в тысяча девятьсот сорок четвёртом году был отправлен целый вагон кошек в после блокадный Ленинград. Во время ВОВ в Тюмень было эвакуировано много предприятий. Это перевалочный пункт для ссыльных до войны. С семидесятых годов развита нефтегазовая промышленность. Предприятия машиностроения, деревообработка, лёгкая, пищевая промышленность являются экономикой города. Есть речное пароходство, международный аэропорт.
Как и через Чинги-Туру в былые времена, через Тюмень проходят дороги. Это уже автомобильные дороги федерального и регионального значения. Тюмень является железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Дороги идут на Тобольск, Нижневартовск, Сургут.
Тюмень – сибирский город. Там так же, как в Кондинском районе, холодно зимой. Так же можно приобрести северную рыбу, дичь, медвежатину, оленину, белые грибы, бруснику и другие дары таёжного леса. В городе красивая набережная, парки, хорошие дороги, очень много высших и среднетехнических учебных заведений. И, да, восстановлено очень много разрушенных в XX веке православных храмов. Есть и мечети, и единичные храмы других религий: иудейские, протестантские, католические, старообрядческие.
А вот по бывшей Чинги-Туре топают ножками жители северной столицы. Забыли про неё. Да многие и не знали даже. Знают историю своего родного русского города с тысяча пятьсот восемьдесят шестого года, да и достаточно. А что, что там в толщах земли? Под стадионом? И останки верблюдов, привозивших с Востока и Средней Азии чай, одеяла, перстни и рабов. И остатки сгоревших сооружений, и истлевшие, заржавевшие кольчуги, шлемы, сабли.
Есть предположение, что в некоторые периоды в начале XVI века, власть могла переходить к князьям вогульским, угорским, скорее всего Пелымского княжества. Хаживали они со своими войсками на эти земли. Так как шибаниды к тому времени покинули Чинги-Туру. А Тюменью владели князья угорские, которые платили великому князю ясак. Так писалось в одной летописи. Это про десятилетний период начала XVI века.
А татары, основные оставшиеся жители Чинги-Туры, ушли от греха подальше из заглохшего городка в соседние поселения, после похода Ермака в августе тысяча пятьсот восемьдесят первого года. Город Чинги-Тура был взят без затруднений. Кашлык (Искер) был взят в следующем году, в октябре. Но за Кашлык шла борьба ещё пять лет. Тайбугины пытались утвердить свою династию. Покорённые татары восстали. Жители Кашлыка вернулись в город. Вогульские и остяцкие княжества их не поддержали, а покорились власти русского царя. Кучум проиграл. Город Тюмень строился уже как русская крепость.
Свидетельство о публикации №224102401250