Три дюжины приключений
Людмиле Глазуновой, подруге
Я давно планировал съездить в Новороссию. Пока там не насту- пит мир. Как журналисту и вообще человеку любознательному (но совершенно не любопытному) было интересно прикоснуться к обстановке, связанной с боевыми действиями. Желание моё заныло сильнее саднящей занозой в душе, когда я узнал, что с железнодорожного вокзала Воронежа ежедневно отходят автобусы и в Луганск, и в Донецк (значит, ездят люди!). Но ни в коем случае мне не хотелось самому воевать. И не потому что я трус; трус бы не поехал.
/Я предложил прокатиться со мной участнику чеченской войны, орденоносцу, на что он ответил: «Ты что, там же стреляют!» и отказался. Напрашиваются вопросы: на какой войне он был и за что получил орден, за что вообще получают там эти ордена? (Простите, погибшие, простите, воевавшие, простите, реальные герои, за такие кощунственные вопросы, но в нашей стране давно уже смешали награды для подонков с наградами для героев.)/
Я – пацифист (в доказательство – мои произведения на антивоенную тему). И одно дело – защищать отчий край от вторгшегося на Родину врага (и я готов это сделать и отдать свою жизнь, если потребуется, как это делали мои деды), а другое дело – вести военные действия на территории чужой страны: пусть этим занимаются кадровые военные, наёмники, искатели приключений, мародёры, садисты, антисоциальные психопаты и пр.
К тому же меня давно приглашала в Новочеркасск Людмила, знакомая из «Одноклассников». Ну и заодно: побывать в таганрогских музеях Чехова, зайти в Азовское море, посмотреть на Ростов, в котором я бывал лишь проездом и очень давно.
И поэтому, когда моя подруга Валентина сообщила мне о своём двухнедельном отпуске, я сразу же предложил ей съездить в Луганск и Донецк (ехать, к примеру, к линии фронта у меня желания не возникало никогда: не зная расписания транспорта, не имея там никого из знакомых, такое было бы верхом безрассудства и авантюризма; попасть в плен к «своим» же и доказывать, что ты не шпион, хотя некоторые граждане так и спрашивают у меня: а не шпион ли я, а сколько платят в американской разведке? и т.п.; я пытался узнать в интернете у луганчан, как к ним доехать, можно ли там переночевать, но от меня все шарахались как от прокажённого, даже упрекали, типа, а вы знаете, куда хотите ехать, а вы знаете, что у нас тут творится, что вам тут делать? и т.п., к тому же многие из них покинули свой родной город, уехав либо в Украину, либо в Россию).
По-моему, она не сразу дала добро, а задала вопросик: «А это не опасно?».
На что я ответил: «Съездим, узнаем». И она согласилась.
Почему я не поехал один, спросят меня многие. Во-первых, вдвоём веселей. Во-вторых, есть кому сфотографировать издалека. В-третьих, есть кому посторожить вещи, а не носить постоянно рюкзак на себе. В-четвёртых, её отпуск просто послужил сигналом к воплощению моих планов «великого» путешественника. Наверное, если хорошо подумать, найдутся и «в-пятых», и «в-шестых», но они будут не такими уж важными. Самое главное, ездить вдвоём (втроём) гораздо удобнее даже с материальной стороны. (Хотя в 2024 году я опытным путём опровергну это мнение.) Но об этом далее.
Я начал подготовку к поездке: проработка маршрута, расписание транспорта, гостиницы, достопримечательности. «Рисовал» от руки карты городов, в которые нужно было заезжать. На что ушло три дня.
Автобусы в Новороссию уходили вечером. Сменщик же мой должен заступать утром (сменщиков я тоже выбирал скрупулёзно). Поэтому решил ехать с утра, добраться к ночи до Каменска-Шахтинского, а там пересесть (подсесть) на автобус до Луганска. Заодно заехать-посмотреть в города Воронежской области.
И вот выбранный день наступил (также подгадывал, чтобы не попасть на выходной в музей Донского казачества; я ведь являюсь потомком сибирских казаков, и посетить столицу казаков Дона для меня было важно) – 7 октября 2016 года («красный день календаря»).
Утром вышел с работы и за несколько минут дошёл до остановки. Мимо пролетел автобус на Богучар (первым населённым пунктом должен был стать Павловск, но этот автобус тоже шёл через него; как я пропустил этот рейс в интернете?), я пытался догнать его на общественном транспорте, но это была бесполезная затея.
Потом встретился с Валентиной на Брусилова, остановке, на которой останавливаются все проходящие в южном (и восточном) направлении автобусы. Прождали Павловский ещё с полчаса (обидно терять драгоценное время, которого может не хватить для фотографирования – из-за темноты, или же опоздать на очередной транспорт).
Автобус оказался практически пустым, доехали быстро и без происшествий, с одной остановкой, даже перед самим Павловском успели позавтракать.
Надо сказать, что в России расписание междугороднего транспорта совпадало с тем, что я выудил из интернета, хотя случались и пробелы: некоторых маршрутов у меня не оказалось. Но мы всегда по приезде спрашивали на автостанциях и вокзалах ближайшее отправление в нашем направлении и прикидывали, сколько у нас времени на экскурсию по городу (или селу). В Украине же (Новороссии) всё, что было написано в интернете, оказалось ложным (устаревшим).
Так и в Павловске кассирша на автостанции сказала об автобусе, который шёл далее по нашему маршруту на час с лишним раньше, чем было в моём «путевом листе».
Когда я начал снимать в Павловске (только что сойдя из автобуса), кто-то крикнул: «Что у нас снимать, вот в Богучаре!», но что он имел в виду, так и оказалось загадкой, так как Павловск нам всё же понравился больше остальных городов Воронежской области, нами «пройденных». Но это я уже слишком сильно забежал вперёд.
Я узнал у какой-то девушки, как попасть в центр, мы сели на маршрутку, а по пути расспросили местных о достопримечательностях города. Нам охотно показали. Мы неплохо прогулялись, пофотографировали и пофотографировались. Даже зашли в музей Морского флота. Но из-за лимита времени не посетили ни библиотеку, ни школу искусств. Мне было важно выигрывать и выигрывать время, чтобы приехать в Богучар засветло. В моём же «расписании», составленном дома, мы должны были быть там только затемно.
На автостанцию мы успели до отправления маленького автобусика, но билет был лишь на одно место, который я брать не стал. После недолгих моих переговоров с водителем, он согласился «подобрать» нас за постом ДПС. Всю дорогу пришлось стоять в душном салоне. Валентине в конце короткой поездки (расстояние между Павловском и В.Мамоном небольшое, как, впрочем, и между В.Мамоном и Богучаром) всё же удалось присесть.
Следующий пункт нашего путешествия – не город – село, но районный центр. Достопримечательности: мост через Дон (там была охрана, и я, чтобы «не дразнить зверя», зашёл через частный сектор, вышел к Дону, чуть не утонул в местном болоте, испачкав обувь, но снял красивые снимки, которые, как ни странно, почти никто из моих друзей не оценил), памятник операции «Малый Сатурн» (мы до него дошли), церковь Митрофана (она оказалась слишком далеко, и мы, не дойдя до неё, вернулись назад). Но, благодаря тому, что мы сэкономили время и в Верхнем Мамоне (хоть и не дошли до храма), мы приехали в Богучар в светлое время и успели там кое-что тоже заснять.
А в этом русском селе в тот день произошёл вот какой случай: решили полакомиться, уже портившимися, растущими на улице, плодами тёрна. Но пришла какая-то женщина и отругала нас за, якобы, воровство. Я глубоко сомневаюсь, что кто-то ещё позарился бы на этот prunus spinosa. Но, таким образом, Верхний Мамон отметился своим гостеприимством.
В Богучаре в билетной кассе нас огорошили тем, что следующий автобус на Ростов идёт в пять часов утра.
– Но в интернете указано, что автобусы идут и в 23:11, и в 23:35, и в 0:03, – удивился я.
– Вот в интернете и ездите, – ответила мне, оказавшаяся рядом, уборщица автостанции.
Неразвитый мозг развитого животного даже не догадывался, что автобусы ходят и после закрытия объекта, на котором особи доводилось мыть полы.
На самом деле, после некоторых моих вопросов к другим работникам автотранспортного заведения, удалось выяснить, что ночью действительно ходят какие-то автобусы.
После чего мы на маршрутке рванули до центра (автостанция находилась почти что на трассе). Побывали в центральном парке, на главной площади, возле краеведческого музея, бывшего когда-то храмом, а также разыскали дом, в котором жил Шолохов (местные жители даже не знали о таком).
Времени до позднего вечера было слишком много, поэтому решили возвращаться пешком, чтобы полнее вдохнуть жизнь ночного города, а ещё сфотографировать то, «что блестит».
На автостанции поели, поболтали с местным работником, который предлагал мне выпить с ним самогон. Но с 21:00 (вокзал закрылся) оказались на улице, прошли на трассу, в надежде поймать попутный, не заходящий в город, пассажирский транспорт. Постояли с полчаса и замёрзли. Вернулись в город, зашли на автозаправку, выпили чая, я купил две пары батареек для фотоаппарата (подзаряжаться в ближайшее время не представлялось возможным: батарейки в поездке себя оправдали на сто процентов). Я, по своему автомобильному атласу, помог двум КамАЗам выйти на Кантемировку. Ну а после этого оставалось только ждать.
Решили ехать первым, что придёт. Но я всё же надеялся, что придёт именно до Луганска, который отправился из Воронежа в 19:20. Он пришёл где-то в 23:20 (а в 23:35 отправление), опередив ростовский, который должен был отправиться уже в 23:11. Поэтому пересадку в Каменске-Шахтинском нам делать не пришлось. Да и сделали бы мы её? Луганский автобус останавливался, для перекура, насколько мне представляется, не на автостанции этого К-Ш. Нам сильно повезло.
Вообще, забегая снова вперёд, скажу, что фортуна в этой поездке была на нашей стороне.
Мне приходится работать сутками напролёт (сторож, дворник, садовник и пр. у строительных бизнесменов при их доме). Иногда я договариваюсь с кем-то (таких у меня два человека) из своих сменщиков, и они меня подменяют на день или сутки, или на несколько суток, как в этот раз. А работа такая, что выспаться за ночь практически не удаётся: несколько раз будят (то водочки налить, то мышку, на клей попавшуюся у них на кухне, на улицу выбросить). Иногда приходится выбирать часок днём, чтобы хоть немного подремать. А тут весь день на ногах, с тяжёлым рюкзаком за спиной (одежда и номера газеты «Город счастья», которую я издаю).
К концу поездки рюкзак становится легче (газеты остаются по пути следования), но и силы уже на исходе, так что «облегчения» особого не замечаешь.
Спать же в автобусах могу только лёжа, когда есть свободные места, а тут уснул сидя. Автобус мотылялся, тормозил, делал резкие повороты: я постоянно просыпался, чтобы не свалиться в проход (днём я располагался у окна, чтобы снимать видеоролики, а ночью предоставил vip-место спутнице), но вновь засыпал.
В Каменске-Шахтинском (проезжая, увидел дорожный указатель «Каменск», почему-то без «Шахтинского»; видно, металл сэкономили таким образом) сделали остановку, чтобы пассажиры перекурили и сходили по нужде.
А потом российский Донецк и пограничный пункт проверки паспортов. Я показывал свой заграничный, Валентина – внутренний. Нас попросили выйти с вещами (забрать из багажного отделения тоже) и пройти на пункт досмотра. Но провели лишь «face control». Похожая процедура состоялась и уже на украинской стороне, в Изварино, только вещи мы там не забирали из автобуса, а паспорта наши проверяли в будке, мы же в это время стояли «на улице». Красота! Провози оружие, наркотики, фальшивую валюту, антиквариат и прочие художественные и культурные ценности.
Пройдя все пограничные формальности, в Изварино сделали как минимум получасовую остановку. «В Луганске всё равно комендантский час до пяти утра», – объяснил водитель.
В этом местечке было всё, чтобы перекусить и что-нибудь прикупить на ближайшее будущее: кафешки, буфетики, магазинчики, в том числе и с товарами в дорогу.
В пятом часу нас привезли в Луганск. Ещё темно. Но, если в Ук- раине время отличается от московского на час, то в Новороссии в этом отношении мы чувствовали себя как дома.
Пока мы ждали рассвета, я ознакомился с территорией автовокзала. И территория, и само здание впечатляли: гораздо масштабнее, чем Центральный вокзал в Воронеже. Несколько длинных перронов, вдоль них скамейки для ожидания, за скамейками металлические стенки. Самая крайняя стенка, расположенная перед площадкой для манёвров транспорта, была в отверстиях разной величины и формы. «Как от осколков», – подумал я, но почему-то не поверил этой версии.
В половине шестого я сделал первые снимки.
Кассы должны были открыться в шесть часов. Я занял очередь сначала в одну, и был там вторым, но другая открылась раньше, и там я отстоял дольше, но очередь всё равно шла быстро, поэтому сей факт нас не задержал, так как солнце ещё не взошло к тому времени.
На Донецк шли автобусы и в 12, и в 13 часов. Я взял билеты на 13.
Расспрашивая о достопримечательностях, музее В.Даля и парке каменных баб, попутно узнал о том, что здание автовокзала было разрушено во время артобстрела и восстановлено (смотрел даже стенд с фотографиями двухлетней давности), что время от времени в городе слышна канонада.
И лишь ближе к семи утра мы покинули здание автовокзала.
Сели в автобус и поехали к университету им.Шевченко. Меня поразил внутренний вид автобуса, как будто из далёких послевоенных, и я вспыхнул фотоаппаратом. Затем я увидел пострадавшее от снаряда здание и только хотел снять и его, как рядом сидевший молодой человек с серьёзным видом сказал мне, чтобы я не фотографировал.
– Совсем в городе нельзя фотографировать? – спросил я.
– Совсем, – подтвердил он.
Но это был единственный «запрет» на фото за всё время шестидневной поездки. Скорее всего, у молодого человека какое-то горе, кто-то погиб, вот он так и отреагировал на «любопытство» туристов.
Разговаривали с луганчанами: кто был серьёзен, но кто и улыбался нам, но всё равно в городе никто не смеялся; мы же с Валентиной часто шутим, рассказываем смешные истории или жизненные анекдоты друг другу (пока ехали в Донбасс, я часто пугал её устрашающими картинами войны в этом районе; она боялась попасть в плен к украинцам, например, а я успокаивал её тем, что женщин они отпустят, а расстреляют только меня, предварительно выведя из автобуса, ну а она должна будет вернуться в Россию в одиночестве: вот такой вот юмор; обычно так шутят те, кто и впрямь боится чего-то, но я – человек бесстрашный – и шучу о своей смерти с малых лет; я рассуждал здраво: раз туда ходят ежедневно автобусы, значит, жить там можно, а помереть несложно и в своей квартире, сидя, простите, на унитазе), но в Луганске решили не смеяться, дабы не задевать чувства горожан своим игривым поведением.
Армейская тема в моей жизни занимает одно из ведущих мест. Начнём с того, что родился я в семье военнослужащего. И родители хотели видеть меня только военным и никем другим. В детстве я мечтал стать лётчиком, как отец. Но отец лишь носил лётную форму, сам же служил в тыловой части на вещевых складах. А когда пришло время поступать в Суворовское училище, я не прошёл по состоянию здоровья: врождённый порок сердца. Однако, я начал пить и курить и после школы поступил в Вольское высшее военное училище тыла (отец надеялся, что будучи начальником продовольственной службы полка, я смогу прожить эту жизнь достойно: он – прапорщик – и ненавидел, и завидовал офицерам одновременно). Но, проходив в общевойсковой форме (красные погоны) десять дней, я покинул училище: представления, что я всю жизнь буду сидеть на тушёнке и сливочном масле, вызывали у меня рвотные позывы.
Через три месяца меня призвали на срочную в ракетный полк ПВО. Но служба сложилась так, что мне пришлось побывать-послужить и в полку связи (чёрные погоны), и в десантном полку, и в авиационном (голубые погоны), в автомобильной роте и в стройбате, быть на военных учениях.
После армии я работал в ВОХР на железной дороге (зелёные погоны). А в последние годы – охранник. Дорос до начальника службы безопасности на небольшом объекте (старший охранник).
В армии как-то раз поставили меня с ребятами в оцепление, следить за тем, чтобы посторонние в зоне обстрела не появились: внизу стрельбы шли. А согнали на эти стрельбы сотни ребятишек из братской нам Средней Азии. Вот и начали те ребятишки мимо мишеней, да по нам шмалять. Офицеры то не видят, куда пули летят. А мы, как пули начали свистеть рядышком, на землю повалились, не забывая при этом смачно материться. Благо, что там скирда стояла, вот за ней-то мы и укрылись. Но потом осмелели. Я сбегал под пулями в полк (товарищи мои не решились никуда бежать), купил там лимонада и печенья, вернулся назад, и мы, трое нас вроде было, поглядывая, как мёрзлая земля пашни вокруг нас разлетается от втыкающихся в неё кусочков разогретого металла, уписывали сладости и травили анекдоты.
Разорвав тишину, пули звонко жужжат.
Грохот с мёрзлой землёй разлетается.
Учат их одному, тех советских солдат.
И война на земле не кончается. (1981, Брянская обл.)
Потом, когда в ВОХР работал, тоже могли подстрелить: кто-то пальнул в меня из леса, когда я сопровождал автомобили, но пуля прошла рядом с ухом. Ну и что такое заряженный револьвер у виска тоже пришлось прочувствовать (наш опер был мастер на такие штучки).
А уже в этом веке какое-то время приходилось пересекаться с цыганами, а те иногда доставали свои пестики и говорили друг другу, типа, а давай пристрелим этого русского, да и закопаем где-нибудь во дворе. И однажды перед моим лицом разрядили всю обойму, наблюдали за мной, как я себя поведу. Спокоен я оставался, не дёрнулся даже, не вздрогнул, глаза не закрыл. Вроде зауважали меня. Только после этого случая я с этой нацией больше «не знаюсь».
Да и пострелять мне в этой жизни из разного рода оружия тоже пришлось. Если отбросить всё пневматическое, шумовое, малокалиберное, газовое, травматическое и охотничье, коего в моих руках перебывало достаточно, то стрелял я ещё из автомата Калашникова (АК-47), карабинов СКС (Симонова), «Сайга-12», «Сайга-9», «Hi-Point-995» (США), револьвера «Наган» и пистолетов Иж-71, МР-446С «Викинг» (Россия), «Глок-17» и «Глок-34» (Австрия), «Tanfoglio P 19 L» (Италия) и «CZ 75 SP-01» (Чехия). Спецназовца, конечно же, таким арсеналом не удивишь, но среднестатистический человек должен проникнуться.
Стрелять, если честно, я люблю, и небольшую коллекцию при себе имею: средство «Удар», пневматические пистолет и винтовка, газовый и травматический пистолеты (имеется и «коллекция» метательных ножей)…
Университет и парк этих каменных баб мы нашли быстро. А вот музей Даля… Чтобы выйти на улицу Даля, по моей схеме нужно было сначала выйти на улицу Ленина. И мы шли, и спрашивали, шли и спрашивали, а по пути сняли много чего интересного (судить можно по снимкам в «оk.ru»). Видели двух солдат с автоматами, но их снимать я не стал, опять-таки же, из-за того, чтобы не остаться в этом городе дольше, чем предполагалось.
И долго плутав, нашли, наконец-то, музей писателя и этнографа, но к огромному сожалению он (музей), почему-то в субботу не работал (обычно музейный выходной – понедельник).
Побывали и у железнодорожного вокзала (пассажирского железнодорожного сообщения на Донбассе нет, зато он есть в интернете, из-за чего пришлось менять график передвижения не в лучшую для нас сторону; вообще, интернет всё абсолютно, в плане передвижения по Новороссии, наврал мне), и в детском парке, где было много работающих аттракционов, но очень мало детей, а также перешли реку Лугань, причём ни у кого не спрашивали про её местонахождение, а вышли к ней по моей, от руки начертанной, схеме.
Что отметили в тот день: малолюдность улиц, снаряды видели, сложенные в одном месте, разрушенные здания то там, то тут, по всему городу. Скорее всего, на их восстановление не хватило денег и их оставили, как напоминание о трагедии. Надо заметить, что нигде мы не нашли воронок: асфальт, плиты, земля – ничего не напоминало о войне. Памятники многие были искалечены осколками, но рядом, из промежутков между целыми бетонными плитами, мирно пробивалась травка.
Бутылка водки – от 98 рублей (дешевле не нашли), сигареты 25-30 рублей. И надо сказать, неплохие сигареты. Сам я не курю уже почти шесть лет, но кто их попробовал в Воронеже (я презентовал отцу, брату, хозяйке, на которую работаю), отзывались положительно.
Мы бы успели и на 12-часовой автобус. Но, немного «погоревав», решили сходить в супермаркет, где я купил молоко (немного дешевле, чем у нас) и хлеб с батоном. Прекрасные, добротно испечённые вкусные изделия стоили всего лишь по 12-14 рублей, когда в Воронеже я заплатил бы за них не меньше 30 рублей за штуку.
Такая на Донбассе политика: за то, что люди выбрали вот такую вот «кровавую свободу», им предложили дешёвые продукты первой необходимости: хлеб, табак, спиртное. Остальные продукты имеют те же цены, примерно, к которым я привык.
В конце экскурсии по этому областному центру, а теперь – столице народной республики, мы зашли в небольшую церковь. Я молча постоял в храме, вдыхая запах расплавленных свечей и ладана.
Потом мы вернулись на перрон автовокзала и перекусили. На время не глядели, ждали объявления. А когда глянули на часы в телефоне, оказалось, что уже несколько минут, как наш автобус должен был отправиться. Я бросился по перрону, и оказалось, что нужный транспорт стоит напротив нас.
В это время диктор сделала объявление на Донецк.
Сев в автобус, я сразу же перебрался на задние, пустующие, сиденья и попытался хорошо поспать. Но автобус всё время забирал куда-то вправо. Создавалось впечатление, что он кружил на месте. Потом началась жуткая тряска. Такой я в своей жизни не припомню. Да, я попадал между Старым Осколом и Чернянкой, да, меня колошматило между Тирасполем и Кишинёвом, но то, что было между Луганском и Снежным (ДНР), описать очень сложно. Всё время зубодробительно трясло, почки, печень, селезёнка давно уже перемешивались, как на сковородке у людоеда, временами ноги поднимались выше головы, и, просыпаясь, я думал о том, что вот-вот, и автобус перевернётся или развалится.
В Красном Луче была сделана остановка. Я вышел. Я всегда выходил на остановках. Чтобы засвидетельствовать очередной пункт следования. Чтобы оставить в нём свои экскременты. Знаю, что при этом слове многие либо скривятся, либо начнут улыбаться. Но на самом деле, это отходы жизнедеятельности организма: пот, слюна, выдыхаемый углекислый газ и т.д., и в т.ч. и то, о чём вы подумали. Но то, о чём вы подумали, я оставлял, как правило, в общественных туалетах, которые стоили в Донбассе – 5-10 наших российских рублей (я брал с собой и евро, и доллары, но они не пригодились, потому что в Донбассе ходит наша валюта), а в России – 15-20. В связи с этим, я охотно посещал туалеты заграничные, но не всегда пользовался туалетами российскими. Благо, подворотен и закоулков у нас предостаточно. Но однажды всевидящий глаз российской контрразведки окликнул меня: «Куда идёшь?», на что я прошёл дальше (бабушка не спала и взирала сверху, но это я говорю уже про Новочеркасск) и сделал своё дело, а с такими вот бабушками вступать в разговор у меня нет ни времени ни желания.
После Красного Луча я вновь хотел поспать, и мне удалось задремать, несмотря на сильнейшую тряску. Но автобус подходил к границе ДНР, меня разбудил водитель и спросил про конечную цель моей поездки. Больше я уже заснуть не смог. Границу пересекли быстро: лишь проверка паспортов. И, что самое интересное, как только въехали на территорию ДНР, трасса стала совершенно другой: автобус понёсся как по магистрали.
«А Донецк-то богаче Луганска», – сделали вывод мои мысли.
По расписанию мы должны были ехать около двух с половиной часов (150 км), а в реальности вышло все четыре.
Автобусы из Донецка в Таганрог вечером не шли. Кассирша сказала, что можно договориться с охранниками и переночевать на станции. Мы взяли билет на шесть часов утра и вышли в город, чтобы хоть чуточку его увидеть. Но быстро стемнело, мы зашли в универсам и накупили еды. Я купил бутылку водки охранникам за 199 рублей. В Воронеже такая бутылка стоит от 410 до 520. Потом вернулись на автостанцию: скорее всего, она – не главный пассажирский пункт Донецка, так как здание не презентабельно. Рядом с автостанцией я накупил донецких сигарет. Они оказались ещё дешевле луганских – по 20 рублей. Но почему-то без акцизных марок, все одинаковые внутри, без надписи на самих сигаретах, и низкого качества: настоящая контрабанда.
Охранник ничего не хотел слушать про ночлег, но предложил нам воспользоваться услугами квартирного бюро, которое располагалось на автовокзале (как не заметили раньше?). Так мы получили шикарную трёхкомнатную квартиру со всеми удобствами совсем недалеко.
Конечно, если бы знать расклад заранее, можно было бы остаться в Донецке ещё на сутки, но билеты уже куплены. А выспаться всё равно не удалось: пять с половиной часов на сон.
Когда собрались и стали выходить из квартиры, пару минут не могли открыть дверь. Я представил себе, что мы будем сидеть в этой квартире несколько суток без еды и связи с внешним миром, пока кто-нибудь не решит проверить этот адрес, или не заявится хозяин (хозяйка). Но, слава всевышнему, ключ провернулся.
Выйдя из дому, мы сначала пошли не в ту сторону и малость заблудились, поэтому пришлось воспользоваться помощью полицейских, а потом я долго не мог найти охранника и вернуть ему ключи от квартиры. 650 рублей стоила ночь, и 500 я оставлял залог за ключи. Но всё вновь закончилось благополучно.
И этот автобус тоже не торопился. Через час после отправления мы находились ещё в Макеевке, хотя этот город отстоит в какой-нибудь сотне-другой метров от Донецка.
В контрольном пункте Матвеев Курган нас всё-таки «обыскали» «с пристрастием»: паспорта, вещи, собака, натасканная на наркотики (взрывчатку). К вещам моим особый интерес: в сумке батарейки (патроны), зарядное устройство (пистолет), значки (заряды), фотоаппарат, диктофон – ну чем не шпион!
Кстати, в этом месте пассажиров рассадили: ростовчан увезли в Ростов, а остальные, осталось нас немного, поехали в Таганрог. На развилке Ростов – Донецк – Таганрог (недалеко населённый пункт Самбек) автобус остановился, водитель пошёл отмечаться, я выбежал и снимал мемориальный комплекс, и немного опоздал к отправлению, благо какая-то женщина указала водителю, что один из пассажиров отстал. А я был уверен, что автобус остановила Валентина. Ан нет, её опередили: видать мой образ вездесущего фотографа оставил в сердцах пассажиров неизгладимый след.
В Таганроге нас сначала подвезли к большому вокзалу, но мы поехали до конечной автостанции, где и взяли билеты на Ростов-на-Дону. Потом посетили два музея Чехова, подобрали несколько местных орехов (довёз в кожуре, но она быстро испортилась, потом я кожуру очистил, а орехи какое-то время не трогал, затем один расколол и съел; скорлупа мощная, только одним молотком не получалось расколоть, осилил при помощи ножа; мякоти мало, основной объём занимают твёрдые перегородки, вкус похож на грецкий орех, но с добавлением не слишком приятной «специи»: в общем, на большого любителя), потом вышли к Азовскому морю, прошли две знаменитые лестницы: по обшарпанной спустились, по величественной поднялись. Я зашёл в море по колени и снялся и на видео, и на фото. Двадцать девять с лишним лет не видел моря. Это моё «безрассудство» чуть не обернулось боком. Хорошо, что в пути при мне всегда находятся таблетки: и от простуды с температурой тоже.
9 октября выдался не лучшим на погоду. Но зато следующие два дня порадовали солнышком. С 12-го, последнего дня нашей поездки, началась, преждевременно, поздняя осень.
Последний час провели в здании небольшой автостанции, где перекусили, чтобы в автобусе попытаться поспать.
В Ростове-на-Дону, по начерченной мной схеме, стали искать хостел. Остались в третьем адресе (адрес ещё одной гостиницы отсутствовал). Но две ночи, проведённые в Ростове-папе, вспоминаю теперь с превеликим ужасом. Дело в том, что в этой гостинице, надо сказать, которая находилась в помпезном здании какого-то банка на втором этаже, остановились чеченцы: первую ночь мне мешал спать храпун. Он всю ночь методично будил меня. Утром мы хотели съехать, но нам предложили по дешёвке номер-люкс, и мы остались. Вторую ночь горячие кавказские парни громко ругались. Это не первый случай в моей жизни, когда кавказцы по-хамски ведут себя в хостелах. Не помог даже вызванный кем-то снизу охранник.
Они вообще вели себя сугубо по-мусульмански: посуду за собой не мыли, складывали её в раковину, воду в унитазах спускали редко, искусством обращения с ёршиком не владели, курили в туалете, что запрещено правилами любого хостела.
В самом же городе нам предстояла длительная экскурсия на весь день. Мы разыскали дом Врангеля, надо сказать, в плачевном состоянии. Посетили красивую набережную, прогуливались вдоль огромных лайнеров: такие я только видел в кино. Дальше ходили по принципу «куда глаза глядят». Даже умудрились дать интервью местному телевидению. Но наши ответы, наверное, сильно отличались от мнения коренного населения, что у нас спросили: «А вы откуда?». В конце дня вышли на адрес, где находился видимо когда-то известный общественный туалет. Но сейчас там продают плюшки, или что-то в этом роде.
Ростов поразил нас обилием заброшенных зданий без окон, покосившихся домов с провисшими крышами, раскуроченными тротуарами на улицах. И это в центре города! Вот где была настоящая война! Вот кого бомбили! Донбасс отдыхает… И всё же красоту Ростова нельзя не признать! Но сумеет ли этот город «отстроиться» к очередному чемпионату мира по футболу? Глядя на «зверские разрушения», я пребывал в стойких сомнениях.
Не прошло без эксцесса. Зашли в какой-то дом творчества, чтобы передать газеты. Нас послали наверх, там мы попали в кружок журналистов, обрадовались… но не обрадовались нам, ничего брать не стали, послали дальше. Вскоре мы всё же нашли дверь, куда всунули «Город счастья», а возвращаясь, зашли в туалет, а я запечатлел его не только в мужском отделении, но и в женском. Потом мы ещё самую малость осмотрели здание.
Возвращаясь обратно, услышали жуткий ор. На кого же это так орут? Оказалось – на нас. Нас обвинили в том, что мы никакие не газетчики, а вруны, которым нужно было сходить лишь в туалет (у вахтёрши был монитор, а в здании этом – камеры). Я даже ухом не пошевелил на такое хамство: долго работаю на богатеев, а от них и не такое слыхивал. А вот Валентине такое чуть ли не в диковинку: она переживала.
Утром 11 октября мы выехали в Новочеркасск. Но перед отъездом я перешёл какую-то речку, в надежде, что это – Мёртвый Донец. Но это оказалась, неизвестная мне, Темерник. Сделал прощальные ростовские снимки. Вот тут-то прохожий и спросил меня, а не шпион ли я? На что я ответил утвердительно.
Из Ростова всего за 400 рублей можно было доехать до Ставрополя – мечты всей моей жизни. Но время нас поджимало. И если Валентина могла себе позволить лишний день (после поездки она ещё два дня в отпуске), то мой лимит времени строго ограничен.
В Новочеркасске первым делом заехали к Людмиле, которая согласилась нас принять. Приём оказался более чем радушный. Мы оставили тяжёлые вещи и пошли гулять по столице донского казачества налегке.
Главным объектом нашего следования был музей, а помимо мы поглядели на храмы, памятники. Билеты купили на поезд. (Таким образом, убивали двух зайцев: и проезд, и ночлег.) Там же, обойдя вокзал, перешли местную речку под названием Аксай.
Далее – до площади Ермака, оттуда – по улице Грекова (хотели посмотреть дом-музей знаменитого художника-баталиста, но и он оказался закрытым на выходной!), а затем начали спускаться к своеобразной «Триумфальной арке» (Людмила утверждала, что в городе их аж две), за которой нас ждала ещё одна река – Тузлов (с ударением, если верить местным жителям, на втором слоге).
Я прошёл через арку, которая стояла меж двух трасс с разными сторонами движения, а Валентина оставалась всё время на одной стороне, так как перейти дорогу было очень сложно. Вроде бы Новочеркасск отстоял от основной (ростовской) трассы в стороне. Но движение автомобилей на этом участке ожесточённое. Я же, потом, перешёл обе дороги и вернулся назад: немножко испытывал страх (если не ошибусь, машины неслись на бешеной скорости в три ряда: проскочить не каждому удастся).
А потом мы поднялись с Валей до самого верха: Троицкой площади. Затем по Троицкой улице, Михайловской, улице Просвещения, где захватили парочку интересных храмов: баптистскую церковь и римско-католический приход.
В тот же день я ознакомился с продукцией местного мясокомбината, купил и отменную горчицу аксайского производства, по качеству такая получалась только у меня: ни разу не доводилось покупать горчицу такого качества в магазинах.
Вечером был праздничный ужин, приготовленный Людмилой. После него я пару часов вздремнул: удивляюсь, как Валентина преодолевала трудности стойко. По сравнению с ней я спал всюду, где только можно. Потом вызвали такси и доехали до вокзала с ветерком. В поезде тоже было где-то почти пять часов на сон.
Перед въездом в Воронежскую область наш состав двигался по территории Украины (самой настоящей украинской).
Пошёл последний день путешествия. Воронежская область встретила нас холодной погодой. Мы немного посидели на вокзале, где Валя познакомилась с цыганками, которые оказались её близкими землячками, с малой родины. А когда рассвело, начали экскурсию по Кантемировке, посёлку, где мне также не доводилось бывать. На этот момент «список» городов, с которыми не знакомился (лишь проездом в некоторых), а теперь побывал, уже стал внушительным: Луганск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск.
И вот Кантемировка, известная своей гвардейской танковой дивизией.
Мы вышли с железнодорожного вокзала и отправились к автостанции. Узнали, когда на Митрофановку идёт следующий транспорт; им оказался большой проходящий автобус: со временем нам тоже повезло. Но билеты не продавали, деньги водителю при наличии свободных мест. Но там и постоять можно было: расстояние от Кантемировки до Россоши 81 км по автомобильному атласу, а Митрофановка располагается где-то посередине.
Далее направились к реке и храму. И вот в этом месте с фотоаппаратом моим произошла странность. Снимая очередной видеоролик, фотик отключился, а ролик исчез. Такое случалось и раньше, и далее даже: так пропали очень красивые виды природы, встречавшиеся нам, когда мы ехали чуть позже в электричке, например. Но в этот раз вместе с роликом из памяти вылетело и двадцать с лишним фотографий с видами посёлка (бракованная флешка).
Пришлось снимать их повторно на обратном пути. Хорошо хоть удалось с такой флешкой «выдержать» эту поездку.
(Да и фотоаппарат уже старичок. За ним также Тамбов, Пенза, Саратов, Энгельс, Киев, Кишинёв, Тирасполь, Белгород, Курск, Орёл, Мценск, Тула, Ясная Поляна, Калуга, Богородицк, Ефремов.)
Перейдя реку Кантемировка, название которой местные жители знали не все, располагавшуюся за футбольным стадионом, мы вернулись на автостанцию.
Но чуть не «проспали» наш рейс. Объявление по прибытию не давалось, а сам автобус остановился за углом, и увидеть его из окон не представлялось возможным. Я обратил внимание на то, что перед станцией транспорту парковаться негде, вышел на улицу и увидел автобус, шедший из Ростова (или Ставрополя) в Воронеж. Конечно, для такого маршрута Митрофановка – невесть какая остановка. Что и сыграло немаловажную роль в дальнейшей нашей судьбе.
Оказывается, автобус не заходил в Митрофановку, а останавливался на трассе. Если бы я знал об этом, я бы, наверное, её пропустил. Но дело в том, что мои младшие дети – Артём и Дарья – часто гостили здесь, а мне не приходилось сюда заезжать. Митрофановка – родина родителей моей последней жены и бабушки с дедушкой моих детей.
Как сказал водитель, он спросил, кто выходит на Митрофановку. Он правильно предполагал, раз люди едут в такую глухомань, то они едут туда не в первый раз и остановку свою знают. В результате чего нас провезли мимо поворота на целый километр. Хорошо ещё, что я указатель заметил. Для порядку я сначала прочертыхался. Но потом смирился. Нам предстояло не только дойти до вокзала, но и успеть вовремя уехать.
По дороге нарвал немного кукурузы. Люблю этот хрущёвский продукт.
Мы прошли километр до поворота, потом ещё два – до первых домов, потом ещё два – до железнодорожного вокзала (автостанции здесь, что ли, вообще нет?), где купили билеты на электричку до Россоши.
В Россоши я бывал и раньше, но, правда, уже давно, больше двадцати лет назад. Центр изменился сильно, обстроился, вырос, появился огромный храм, отремонтировали-реконструировали, похоже, и саму автостанцию (мы с железнодорожного вокзала махнули к автобусам). Но транспорт на Острогожск, что лежал по плану на нашем пути, в ближайшее время не шёл: предлагали лишь на 16 часов. А это значило, что и там мы ничего уже не имеем из-за темноты, да и в Воронеж можем сегодня не попасть. Решили ехать в Каменку, на электричке. В Россоши зашли в редакцию газеты и перемахнули реку Сухая Россошь. Я даже узнал место в этом городке, где в середине 90-х останавливался на КамАЗе ночевать.
В электричке я снимал виды станций и странного вида девушку, которая как бы сама напрашивалась на фотосессию.
Каменка, безусловно, далеко не Острогожск, но кое-что мы посмотрели и там: памятник, храм. И в 17 часов выехали в Воронеж на автобусе.
И в Острогожск тоже попали. Уже темнело: в нём, на небольшой стоянке, я сделал свои последние снимки этого путешествия.
Мы много раз могли опоздать (не сесть) на транспорт, пропустить его. Мы неоднократно попадали в различного рода переделки, но выходили из них достойно. Нам пришлось довольно много пережить, испытать и выдержать. Можно было заболеть, можно было что-то потерять, забыть. Но всё обошлось. И нам повезло в пути.
В Донецке мне дали сдачу: 25 украинских копеек. Вот их я почему-то не довёз. В поезде я забыл достать мелочь из кармана, когда ложился спать: она высыпалась на нижнюю полку. Утром искали монетки, но десять наших рублей и украинский сувенир так и не нашли.
Мы побывали в 12 населённых пунктах, где фотографировали достопримечательности и делали пересадки. Ещё в 17 местах мы делали остановки: в напоминание о них также остались фотографии. Мы перепробовали много транспорта: легковой автомобиль, автобус, электричка, поезд. На нашем счету также шесть железнодорожных станций (Таганрог, Новочеркасск, Кантемировка, Митрофановка, Россошь, Евдаково). Три ночи из пяти ночевали с удобствами, по одной провели в автобусе и поезде. Шесть раз купались. Перешли шесть рек (Лугань в ЛНР, Темерник в Ростове-на-Дону, Аксай и Тузлов в Новочеркасске, Кантемировку и С.Россошь в Воронежской области). И ещё много рек переехали и видели. Зашли в Азовское море. Посетили четыре музея (но планировали больше).
За время поездки написана часть вербального романа «Жизнь полного отморозка и полных отморозков» («Дюжина в обойме путешествия») из 67 глав.
После поездки в интернет выложены 3037 фотографий (1-й день – 400, 2-й – 399, 3-й – 412, 4-й – 709, 5-й – 729, 6-й – 388) и 56 видеороликов (14 – Донбасс, 17 – Воронежская обл., 25 – Ростовская обл.).
Теперь «отдых» до весны. Может быть, к весне кто-то захочет составить нам компанию? Куда хотите поехать?
СТАТИСТИКА ПОЕЗДКИ
7.10.
Бирюченское (Каширский р-н). Стоянка.
Каширское. Проездом.
Можайское (Каширский р-н). Проездом.
Лосево (Павловский р-н). Проездом.
Александровка-Донская. Проездом.
Заосередные Сады. Проездом.
Павловск. Экскурсия. Здесь я перефразировал юношеское:
«Обниму куст пахучей смородины,
Зацелую колючий репей.
Всё равно пропою я о Родине,
Даже если б не пел соловей».
Также в этом городе оставлены (в музее) 3 разных номера газеты «Город счастья».
Верхний Мамон. Экскурсия.
Богучар. Экскурсия. Ожидание автобуса.
8.10.
Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.). Стоянка.
Донецк (Ростовская обл.) Стоянка. Паспортный контроль.
Изварино (ЛНР). Паспортный контроль. Длительная стоянка.
Луганск. Экскурсия. Оставлено 2 газеты.
Красный Луч. Стоянка.
Миусинск. Проездом.
Снежное (ДНР). Стоянка.
Торез. Проездом.
Шахтёрск. Проездом.
Зугрэс. Проездом.
Макеевка. Проездом.
Донецк. Экскурсия. Ночёвка.
9.10.
Донецк. Отправление. Оставлено 2 газеты.
Макеевка. Стоянка.
Харцызск. Стоянка.
Иловайск. Стоянка.
Многополье. Стоянка.
Амвросиевка. Стоянка.
Успенка (ДНР). Стоянка. Паспортный контроль.
Матвеев Курган (РФ). Паспортный контроль. Досмотр вещей. Длительная стоянка.
Алексеевка. Проездом.
Самбек. Остановка.
Таганрог. Экскурсия. Оставлено 40 газет. Отъезд в Ростов-на-Дону.
Ростов-на-Дону. Поиск ночлега.
10.10.
Ростов-на-Дону. Экскурсия, интервью TV. Оставлено 14 газет.
В Ростове – «Вкуснолюбово», а у нас – «Богомерзово».
11.10.
Ростов-на-Дону.
«Первый шпион Воронежа». (утро)
Новочеркасск. Оставлено 7 газет. Экспромт:
«Кто-то ездит на такси,
Кто-то – на автобусе.
Ну а мы, как иваси:
Ножками по глобусе». (16:48)
12.10.
Кантемировка. Экскурсия. Оставлено 2 газеты.
«Краснота неописуемая». (7:07)
«В Кантемировке есть переулок Ленина. А есть ли где-нибудь тупик Ленина?»
Михайловка. Проездом.
Митрофановка. Экскурсия.
«Дюжина в обойме путешествия».
ст.Райновская. Проездом.
Россошь. Экскурсия. Оставлено 4 газеты. Экспромт:
«Ампутируйте мне ногу,
Ампутируйте мне руку:
Расскажу тогда я Богу
Про свою земную муку». (13:00)
д.Кокаревка. Проездом.
ст.Сотницкая. Проездом.
ст.Подгорное. Проездом. С выходом в тамбур.
ст.Перевальская. Проездом. С выходом в тамбур.
ст.Сагуны. Проездом.
о.п.Сончино. Проездом.
о.п.718 км. Проездом. С выходом в тамбур.
ст.Евдаково. Высадка.
Каменка. Экскурсия. Отъезд в Воронеж.
«Три дюжины славы» (6 дней + 6 купаний, 6 станций + 6 рек, 12 населённых пунктов.)
Острогожск. Стоянка.
Воронеж.
P.S. 6 ноября в три часа дня я случайно обнаружил на своей полке спичечный коробок. Я не курю уже шесть лет, и спички мне нужны для других ситуаций. «О, спички нашлись», – обрадовался я, так как последние коробки, которые я доставал из «заначки», куда-то бесследно исчезали. Сменщик курил, я грешил на него, но спички – это же такая мелочь.
Я машинально взял в руки коробочек и встряхнул. Сразу понял, что там не спички, или же – не только спички. Открыл его. Среди спичек увидел монету в 25 украинских копеек.
Здравствуй, коробок-путешественник. Спасибо тебе за память о поездке.
17.10-20.11.2016 (17.10.24, 22:37).
Свидетельство о публикации №224102401276