Миниатюры из моего детства. юрий юсупов-4. 24. 10

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ======================

                ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ КАРИФЫ-
                -АПАЙ,У НАС,В МАРГАНЦЕ.
                ========================

                Живя,у нас,на Украине,в городе Марганце,Днепропетровской об-
ласти,папина старенькая тётя Карифа-апай,успокаивала себя творчеством художествен-
ной вышивки. Вышивала она только художественной гладью.
Однажды,Карифа-апай сшила нам холщовый мешочек для чеснока и вышила на нём букетик
синих васильков и зелёные стебли и листья,гладью.Потом,Карифа-апай взяла длинный,белый материал и на нём,сделала мережку,выдернув несколько ниток,у самых краёв: сверху и снизу - горизонтально и с с боков ( справа и слева)- вертикально.
                Получилась очень красивая мережка и по вертикали,и по горизонтали.Мережка,как-бы обрамляла,будущую салфетку. Справа и слева,Карифа-апай
вышила три цветка, с каждой стороны,виол ( анютиных глазок),разного цвета,которые
не повторялись,а также тёмно-зелёные стебли,листья и бутончики такого цвета,какие
отходили от цветков. Между обеими букетиками - шла бежевая строчка,соединяющая
эти два маленьких букетика виол,между собой. Получилась очень красивая салфетка
с цветочной вышивкой гладью и мережкой,которая служила этой вышитой гладью,салфет-
ке,как-бы "  рамкой " и  вышивка прекрасно сочеталась с мережкой.
                Потом,у мамы нашей- Блюмы Моисеевны Зофман-Садыковой,была ста
рая очень,но плотная,шерстяная,коричневая юбка. Мама её уже давно не носила и поэтому ,она отдала её Карифе-апай на вышивку и сказала:- Апанька,возьми мою старую,шерстяную,коричневую юбку для вышивки. Я всё-равно её не ношу,а тебе пригодится для твоего вышивания. И Карифа-апай взяла мамину,коричневую,шерстяную
юбку. Сначала,Карифа-апай взяла два больших картона. Один картон был квадратной
формы,другой- длинный и узкий. Потом Карифа-апай,купила белую,шёлковую,кручёную
верёвку для белья,а у сестры моей ,старшей,- Хадичи- жёлтый,цветной карандаш.
                Потом,Карифа-апай разрезала мамину,коричневую,шерстяную юбку на две половины и разрезала её так,чтобы,одна половина была на верхний,квадратный картон,а вторая на нижний ,длинный и узкий картон. Потом,она
жёлтым карандашом,три цветка виол,со стеблями,листьями и бутонами,а потом,точно
также нарисовала жёлтым,цветным карандашом,также с стеблями,листьями и бутонами,три цветка виол (анютиных глазок). А потом вышила разными по цвету мулине,цветки виол и бутончики,строго по цвету цветков виол,откуда они шли. Гото
вых и вышитых виол,Карифа-апай пришила плотно к картонкам.Квадратная картонка бы
ла сверху,а узкая и длинная,снизу. Получилось,наподобие открытого наполовину портмоне. А потом,Карифа-апай взяла белую,тонкую,шёлковую,бельевую верёвку и обшила ею по краям: сверху,снизу и с боков,этой верёвкой. Получилось очень красиво. Белый цвет отлично контрастировал с коричневым. Так и получилась газетница,которую мы повесили в большой комнате-зале,у изголовья кровати. Но мы
её использовали не как газетницу, а как иголочницу и втыкали сбоку от вышитых цветков виол. Эта иголочница у нас,очень-очень долго висела и являлась настоящим
" шедевром " творчества папиной тёти- старенькой Карифы-апай.
                В это время,мне было 5 лет.
Тётя Карифа решила и меня научить вышивать вышивки. Но,так,как я был ещё маленьким,пятилетним мальчиком,она прежде,чем мне доверить острую иголку,решила,
сначала у меня выработать навык,как держать правильно иголку,чтобы не уколоться.
А для этого,она у сестры Хадичи,взяла школьную тетрадь,разделила её на листочки,
дала мне спичку с привязанной ниткой красного мулине и я " первые свои вышивки"
" вышивал " пробивая на тетрадной бумаге,спичкой дырки и " вышивал " треугольники,квадраты,ромбы и так далее.
                А когда Карифа-апай убедилась полностью,что я уже правильно держу спичку в руках,как иголку,она впервые,мне доверила иголку с мулине и маленький квадратик материала,где она нарисовала цветок виолы и я прекрасно вышил её гладью. С этих пор,я уже умел вышивать вышивку,даже научился
сам вдевать в иголку,нитку и делать узелок.
                Кроме того,я умел вдевать нитку и через нитковздеватель тоже,а с 6-лет,я уже свободно вышивал вышивки -купленные в магазине,простым крестиком и крестиком болгарским,а одну вышивку,я сначала сам нарисовал,а потом
и вышил самостоятельно на своём рисунке. Я умел уже вышивать художественной гладью,и простым крестиком и болгарским крестиком.
                Мы с сестрой Хадичой - вышили немыслимое количество вышивок.Как я уже писал выше,мы с сестрой Хадичой , воспринимали Карифу-апай,как
бабушку. В 1956 году,наша апанька,наша Карифа-апай уехала от нас,на целину,в Кокчетавский райо,чтобы поработать там- поварихой.
                Я помню у Карифы -апай,была серая,вязаная кофта,а на её горловине и на концах рукавов,были три ярко-зелёные,как луговая трава,полоски.
Тапки у Карифы-апай были с начёсом,сиреневого цвета,тапки нашей мамы,- были бордовые ( вишнёвые),а у папы были тапки ярко-синего цвета.
                Наша тётя Карифа была совершенно безграмотна,очень плохо говорила по-русски.Когда был очередной Новый год,она пела Новогоднюю песню,на мотив песни- КАРАВАЙ,так:


                - Старый год уходи,
                Новый год приходи.
                Канфит,шикалат.
                Мармалат,винаграт!..



                Уезжая  на целину  и  прощаясь с нами,она пела:


                - Целина ,муй,целина!

               
                Наконец,Карифа-апай  уехала на целину. Мы стали жить вчетвером: папа- Рагиб Румович Садыков,мама- Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова ,сестра Хадича и я.


                ( Продолжение следует).




               


Рецензии