Метель
Весна, как и в целом природа в это время, так же непредсказуема. Активное таяние снегов несли разливы, затопления. Страдала и фауна. Помниться случай. Поперёк деревни Старый Остров, что на Кличевщине, сформировался овраг. Когда - никто не помнит. Видимо раньше, чем пришли первые поселенцы. Летом был сухой. Лишь перекидной деревянный мостик напоминал о его существовании. И только при заливных дождях под ним, журча, бежала малая вода. Весной его было не узнать. Громадные потоки неслись с полей и лесов в широко разлитую красавицу Березину. Люди, для удобства, у входа в разлившуюся реку возвели деревянный настил. На нём и половички обмывались, посуду для животных приводили в надлежащий вид. И мало ли что ещё?
Соседка по дому ушла к нему по делам. И ахнула. Прямо у настила, головой к встречному потоку воды, что- то двигалось. Проявляя осторожность, присмотрелась. Что это было живое существо- сомнений не было. Широкая, плоская голова с небольшими, кругленькими глазами. Они как светлячки пробивались сквозь небольшую толщу воды. По бокам шевелились длинные, тонкие отростки. Тёмное тело туловища. Впечатляла его длина. Вправо и влево плавно извивался достаточно большой вертикальный хвост.
- Чёрт. С криком, бросив свою утварь, она мигом скрылась в крестьянской избушке. Через несколько минут с верёвкой и деревянными длинными двухзубыми вилами, которыми ворошат сено перед тем, как положить его в кормушки скоту, вышел сын соседа. Он быстрыми шагами направился к настилу, где по испуганному крику сестры якобы находилось чудовище. На расстоянии, боязливо, следовала его родственница. Подойдя вплотную к настилу, он остановился. Внимательно присмотрелся. Затем глядя на сестру, залился озорным смехом.
- Какой чёрт? - Сом это. Этак килограмм на двадцать. А может и более. Пошёл навстречу свежей воде, несшей вместе с песком и другими примесями почвенной породы, червей, личинок, проснувшихся лягушек и многое другое, чем богата природа, и попал в западню. Не развернуться было ему, ни назад сдать. Так напугав женщину, он стал продовольственным достоянием семьи.
Текущий год, с чёртовой дюжиной по летоисчислению, по преданиям, не должен обойтись без сюрпризов. Люди с тревогой относились к нему. Особенно старшее поколение. Но пока всё было спокойно, ничто не предвещало беды.
Первые дни марта принесли некоторое потепление. Казалось, ещё несколько дней и весеннее солнце погонит снег из полей и лесов, освободятся реки ото льда, земля от снежного покрова. Шли дни за днями, а погода была однообразной. Приближения тепла не наступало. Люди на улице, у колодцев озабочивались. Уже весна в полмесяца втягивается, а сугробы как были, так и остаются.
- С завтрашнего дня повеет теплом, - закурив сигарету, заметил дед Игнат. Ему земляки верили. Он всегда в деревне предсказывал погоду, и, представьте себе, в большинстве случаев угадывал.
- Откуда у Вас, дед Игнат, такие новости? Никак по ветру мокром пальце вещаете. Дед затянувшись, выпустил большой клубок сизого дыма. Посмотрел в толпу. Своими хитрыми глазёнками определил насмешника.
- Молодо- зелено. Доживёшь до моих лет, и ты будешь мокрым пальцем погоду вещевать. Рассмеялись.
- Так вот, юноша, мой сказ: завтра четырнадцатое марта. Первое число по старому летоисчислению. Это уже настоящая весна, а с ней и тепло. Все, довольные известием, расходились по домам.
Только на этот раз не знал и дед Игнат, что на нашу землю движется циклон. Да если бы циклон - снежный шторм, который является редкостью для нашего географического положения. Не слышали об этом и соседи, ни предупреждения синоптиков, ни обращение МЧС, ни руководителей дорожных служб. Все были спокойны: дед Игнат сказал.
Ночью с четырнадцатого на пятнадцатое марта подул северо- западный ветер. Качаясь из стороны в сторону, и, поблёскивая в лучах осветительных фонарей, падали крохотные снежинки. Так было и утром следующего дня.
-Господь Бог палати сметает,- повторил народное изречение отец. К вечеру погода осложнилась. Гонимая ветром стена снега не задерживалась. И только, кружась над кустами и деревьями, находила временное пристанище.
Ожила радиопередача. Приятный женский голос, не без тревоги, сообщил: « В ближайшие сутки активный циклонический вихрь резко ухудшит погодные условия. Пожилым людям не рекомендуется без надобности выходить из дома. Автомобилистам воздержаться от поездок».
-Вот так дела, почесав бороду, протяжно произнёс дед Игнат.
В деревнях жизнь так же затихла. Даже сельская живность, насытившись тёплой едой, приготовленной заботливыми руками хозяев, зарывалась в обильную подстилку и, возбуждённая состоянием природы, с тревогой воспринимала завывание ветра в углах построек и заборах. Лишь лампочки Ильича, раз от раза моргая, свидетельствовали о теплившейся жизни.
В городах, закончив трудовую смену, люди подолгу ожидали на остановках транспорт, а затем, потеряв надежду, с поднятыми воротниками, укутавшись тёплыми платками со вздохами, а может и проклятиями тянулись к своим домам и подъездам, к тёплым квартирам, где хотя и не без тревоги, была возможность отдохнуть, насладиться уютом.
Вереницы людей в камуфляжах и тёплых сапогах, растянувшись на километры, как призраки в снежной мгле, тянулись рыбаки.
А ветер неустанно дул. Небо не переставало посылать снежные заряды. Огромные шапки- снежинки, вращаясь в воздухе, ложились на землю и неслись всё дальше и дальше. Ветер клонил деревья. Не выдержавшие стихию ветви падали на взбушевавшийся снег и вскоре поглощались его глубоким настилом.
Прошли ещё тревожные полусутки. Ветер стал затихать. Хотя мелкие снежинки не переставали кружить в воздухе, послышался рокот трактора. Снежный вал, подымаясь вверх от отвала, освобождал тротуары. За трактором уже по расчищенному снегу потянулись горожане к метро, автобусным остановкам и просто к ближайшим местам работы. По проспектам и улицам, выстроенные в ряд, так же бежали трактора с отвалами и щётками. Коммунальщики с лопатами и мётлами приводили в порядок остановочные площадки для транспорта. Каждый поднялся на борьбу со стихией. Везде, как муравьи, трудились люди. И это возможно только в одной дружной семье, которая называется- Республика Беларусь.
Свидетельство о публикации №224102401379