12 омрап - 86 лет со дня основания полка
Блогера. Основателя и редактора канала на Яндекс Дзен: Литературный салон "Авиатор".
https://dzen.ru/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb?tab=suites
нахлынуло столько воспоминаний об учёбе в училище, командирах, преподавателях и инструкторах, с которых всё начиналось, а также о последующей службе, что это всё побудило сесть к монитору компьютера и отдаться «эротическому» занятию – щёлканью одним пальцем правой руки по клавишам компа.
---------------
РЕЦЕНЗИЯ на «Комэска» (Борис Максименко)
Классный рассказ, Борис!!! Поймал себя на мысли, что на твоей страничке я отдыхаю душой... Спасибо, дорогой... Я ВЕДЬ ТОЖЕ, как твой комэска Коротков, уже 10-ый год не ходячий инвалид-колясочник, лишённый голоса - так жестоко проявились последствия 22-х лет ударов по башке, (7 лет - бокс, 15 лет - каратэ). В результате - БАС - боковой амитрофический склероз - (болезнь двигательных нейронов, которая не лечится официальной медициной и живут с ней весьма недолго, в среднем, 3-5 лет. Но мы с женой сражаемся с этой "хренью" уже 13-ый год).
В общем, вы поняли - Я сам не хожу - жена возит в коляске, и к тому же, голосом я выговариваю только слово "МУ", а ещё с моего лица не сходит жизнерадостная улыбка "дебила", как у той девочки Маши, на которую ещё в первом классе упал кирпич, и теперь она всегда улыбается!!!
Вчера весь день убил, чтобы этот длинный опус по совету друга и земляка из Орска, капитана 2-го ранга в запасе, Григория Ерохина, разбить на 5 рассказов - http://proza.ru/2024/10/22/650
Жму краба, ВВЧ – он же полковник Чечель 22.10.2024
НАША ПАМЯТЬ – ПРИЧУДЛИВАЯ ШТУКА
Самое интересное, что я вспомнил некоторых курсантов 68, 67 и даже 66-го года выпуска, т.е. тех, кто учился в ОВВАКУЛ до нас. В частности: члена сборной команды училища по боксу Валеру Уткина; Виктора Быкова, оставленным в Орске инструктором на ИЛ-28; курсантов Славу Аникушина и Славу Потапову, ходившим всё время очень колоритной парой. Почему-то запомнил курсантом Юрия Короткова, о котором написал Борис Максименко. Вспомнил также Цветкова и Объедкова, сочинявших песни и стихи, которые мы все потом любили петь…
Сразу пришли на память наши первые командиры и преподаватели: капитаны Митин, Бердинских – с «афоризмами»: «У Вас волосы сзади длиннее, чем на затылке!!!» или «Курсант должен стоять, как мотоцикл, на одной ножке!»
Ещё, конечно же, старший нашего курса майор Козубенко, замполит майор Сокол, подполковник Мазо, преподаватель по радиоэлектронике Рем Меркулов, преподаватель по СД Ёлкин в Орске и многие другие офицеры, кто вложил в нас свои силы и душу… Про инструкторов, кто учил нас летать, это вообще тема отдельного разговора – не случайно бытует поговорка: «Курсанты помнят первого инструктора ещё сильней, чем первая любовь…»
САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ ДОЛЖНОСТЬ
После окончания ВМА в 1982 г попал в в/ч 53808 г. Остров на должность ЗКап по бзп, через 14 дней приказ убыть в Чкаловск в 15 одрап на туже должность, но в апреле 83-го г кадры поняли, что "погорячились", и меня вернули обратно, но уже Замом по ЛП, дабы создать "иллюзию" повышения по службе, но с сохранением прежнего оклада. Ещё через год я уже первый зам., и наконец, в 1986 г мне доверили честь командовать 12 отдельным морским ракетоносным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком, который более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава.
Таких полков в Вооружённых Силах СССР и России можно, к сожалению, пересчитать по пальцам. Вчера в городе Острове, где дислоцировался полк до самого своего разгона, 29 декабря 1989 года, состоялось построение тех офицеров и прапорщиков, кто проживает в этом городе или его окрестностях. Коротко вспомнили историю, помянули тех, кто уже на Небесах… Я очень благодарен всем своим мужикам, кто прислал фотографии с построения и поздравил меня, как их командира, с нашим праздником. Боевое и воздушное братство действует, не ослабевает!!!!
В общем, всё было сделано по уму, как и положено в таких случаях… Мои бывшие подчинённые поздравили меня с этой датой, я соответственно, их. Вот для примера – «Толя, ещё раз с "днюхой" нашего полка!!! Вы просто Молодцы, Джигиты и Умницы!!! Неважно, что не круглая дата и народу мало - организовали построение, сказали пару слов о славном 12 омрап и его людях, помянули тех, кто уже на Небесах...
В общем, я вами горжусь... Передавай привет от меня Саше Мартынцову, замполиту Григоричу, Зеленкову, Иванову... Короче, всем, кого увидишь. Мечтаю через год -два приехать в Остров, про юбилей даже не упоминаю - это само собой... А до этого прислать для Музея все 24 книги, как их переиздадим заново...... От Ирины привет, жму кисть, Командир».
Не буду приводить всю историю полка, скажу лишь основные даты, что он был сформирован в апреле 1938 г. в НОВОЧЕРКАССКЕ на базе расформированной 55-й легкобомбардировочной авиационной бригады. Первоначальное название — 12-й легкобомбардировочный авиационный полк. Приказом НКО СССР 31.06.1938 года полк был подчинён АОН-3. По другим данным, полк сформирован в ИВАНОВО, как 12-й тяжелобомбардировочный полк на самолётах ТБ-1 и ТБ-3.
На базе полка и 1-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.1940 года был сформирован 81-й дальнебомбардировочный авиационный полк. Формирование нового полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска).
Некоторые эскадрильи и лётчики полка приняли участие в событиях 1939 года в МОНГОЛИИ на Халкин-Голе и в советско-финской войне 1939—1940 (в составе 42-го бап).
В апреле 1940 года полк перебазируется из Новочеркасска в КУТАИСИ Грузинской ССР в составе 3-й тяжелобомбаридовочной авиационной бригады. В связи с реорганизацией бригад 10 августа 1940 года полк вошёл в состав 25-й смешанной авиадивизии, а в ноябре 1940 года — в состав 26 отдельной авиационной дивизии дальнего действия. Войдя в состав дивизии полк переформирован в 12-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
По состоянию на 5 декабря 1940 года в полку 76 исправных самолётов ДБ-3 и ДБ-3Ф, а также 5 неисправных. Личный состав 483 человека. Немного позже — 33 самолёта ДБ-3Ф и 49 самолётов ДБ-3, из них исправных 73. Кроме того 2 самолёта У-2. Лётчиков 58, штурманов 6, летнабов 72, стрелков-радистов 71, инженеров по эксплуатации 5, авиатехников 79, авиамехаников 39, техников по приборам 4, техников по радио 4, инженер по спецоборудованию 1, электротехников 5, авиамотористов 72, мастеров по вооружению 19, электромехаников 4, мастеров по приборам 5.
Полк принял участие в совместной советско-британской операции в ИРАНЕ в августе 1941 года, в составе 26-й дбад, которая в этот момент переформировывалась. Для участия в операции 23 августа 1941 года полк перебазирован на аэродром КЮРДАМИР Азербайджанской ССР. Боевые задачи полка в операции состояли в проведении агитационной работы — разбрасывание листовок. 26 августа на выполнение боевого задания вылетало 25 самолётов полка, сброшено 226 500 листовок в районе Лакиджан, Энзели и Решт. Полк участвовал в Иранской операции с 25 августа по 2 сентября 1941, совершив 173 боевых вылета. 3 сентября полк перебазирован в САНДАРЫ (Сандар) под ТБИЛИСИ.
С 23 ноября 1941 года полк в составе действующей армии.
С 13 декабря 1941 года по 6 июня 1942 года полк участвовал в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войне на Крымском фронте, в составе 113-й ад дд. С января 1942 года полк воюет в составе ВВС 46-й армии, базируясь на аэродроме КРЫМСКАЯ Кавказского фронта. 16 мая этого года полк отведён в тыл на переформирование.
29 декабря 1941 года полк понёс первую потерю — не вернулся с боевого задания первый экипаж на Крымском фронте — командир Алфеев Андрей Иванович - (были потери самолётов и людей во время Иранской компании, связанные с эксплуатацией и прочими небоевыми причинами — экипаж Остробородова; в связи с одновременной реорганизацией полка в два полка эти потери иногда относят на 454 бап)…
13 декабря полк перебазируется в АРМАВИР, 7 января — в ст. КРЫМСКАЯ, 15.03.1942 — на аэродром БАГЕРОВО (Керченский п-ов).
В тылу полк находился до декабря, где был перевооружён на самолёты ТУ-2. На базе полка проводились войсковые ИСПЫТАНИЯ вышеназванной машины, а затем полк на них воевал до конца войны. С 26 апреля 1943 года полк вновь на фронте. А уже 9 июля 1943 года полк вновь отводится на переформирование на подмосковный аэродром КУБИНКА.
С 8 августа 1943 года полк участвует в боевых действиях на Калининском фронте. 20 октября 1943 года полк отводится в тыл третий раз на очередное переформирование.
С конца апреля 1944 года полк входит в состав 334-й бомбардировочной дивизии резерва Ставки ВГК. С 6 июня 1944 года полк передислоцируется на Ленинградский фронт на аэродром УГЛОВО. В ходе Выборгской наступательной операции полк выполняет более 700 самолёто-вылетов, потеряв при этом единственный экипаж. Затем полк участвует в операции «БАГРАТИОН», работая с аэродрома УЛЛА.
22 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника юго-восточнее города РИГА и проявленные при этом доблесть и мужество 12-й бомбардировочный авиационный полк награждён Орденом Суворова Кутузова III степени.
До конца 1944 года полк продолжал воевать в ПРИБАЛТИКЕ, затем переключился на работу по целям в ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ.
26 апреля 1945 года полк награждён орденом Александра Невского.
На заключительном этапе войны полк принял участие в БЕРЛИНСКОЙ наступательной операции.
Всего за годы войны с Германией было выполнено 1787 боевых вылетов.
После окончания войны полк передислоцирован в ЗАБАЙКАЛЬЕ в состав 12-й воздушной армии.
С 9 августа по 3 сентября полк принимает участие в Советско-японской войне и работает по целям в МАНЬЧЖУРИИ с аэродрома КОРНИЛОВКА в МОНГОЛИИ. За всё время боевых действий полк имел одну небоевую потерю самолёта в результате аварии. Из-за возгорания двигателя Ту-2 выполнил вынужденную посадку на базовом аэродроме.
В 1947 году полк перебазирован на САХАЛИН, где в 1950 году получил самолёты ТУ-4 и был переименован в 12-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.
В 1951 году полк перелетел на аэродром БАРАНОВИЧИ в Белоруссии, а затем в ТАРТУ в Эстонии. В 1953 году полк перебазируется на аэродром Веретье (город ОСТРОВ Псковской области). На этом аэродроме полк будет базировался до своего расформирования.
В 1954 году полк передаётся в состав 116-й тяжёлой авиационной дивизии специального назначения 74-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса. В состав дивизии также входили 685-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк и 61-я эскадрилья СпН самолётов СДК-5. Управление дивизии, оба полка, эскадрилья самолётов-имитаторов базировались на аэродроме Веретье, который сразу был отнесён к особо режимным объектам, где проводилось освоение ракетного комплекса «Комета».
В 1956 году полк был перевооружён на самолёты-носители ТУ-16КС. В начале 1960 года дивизия расформирована. Полк передаётся в состав ВВС Краснознамённого Балтийского флота и переименовывается в минно-торпедный. 13 апреля 1961 года полк переименован в 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк. В 1963 году в полк поступили новейшие носители ТУ-16К-16 с АКР КСР-2.
Примечание. На аэродром ВЕРЕТЬЕ в дальнейшем перебазировался с Северного флота 9-й гв. мрап (с 1971 по 1974 год) и в 1980-м году с Балтики — 342-й отдельный авиаполк радиоэлектронной борьбы (342-й оап РЭБ).
29 декабря 1989 года 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк ВВС БФ на аэродроме Веретье расформирован. Авиатехника передана на сформированную на аэродроме базу хранения, а оттуда в другие части ВВС ВМФ.
Всего 2069 человек 12 омрап за годы ВОВ были награждены орденами и медалями СССР...
Оперативным аэродромом полка в 70-80-е годы был аэродром Обрику (на юге Эстонии).
В ходе Выборгской операции полк понёс одну единственную потерю — был сбит самолёт Ту-2 командира 2-й АЭ А. А. Шумейко. Авсентий Андреевич Шумейко 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Его именем названа улица в г. Остров Псковской обл.
На аэродроме Веретье снимались эпизоды художественного фильма «Случай в квадрате 36-80»
12-й БАП был одним из немногих полков, почти всю войну (с декабря 1942 года) провоевавших на бомбардировщике Ту-2.
Были в истории полка и трагические страницы – для примера: после переучивания на ТУ-2 и перелёте на фронт в ночных условиях одна эскадрилья заблудилась, потеряла ориентировку, в результате все экипажи после выработки в баках топлива садились где попало, в пересечённой местности. В Истории полка дословно стоит лаконичная запись: «Последствия были ужасные».
Или ещё эпизод – АЭ, ведомая майором Яковлевым, в предместье Берлина отбомбилась своим войскам. (Наши подразделения наступали так стремительно, что разведка просто не успела сообщить Авиации данные об изменениях в боевой обстановке!!!)
Но не будем «о грустном», лучше скажу немного о достойных людях, которым в разные годы довелось служить в нашем полку. Всех перечислять долго, но некоторые фамилии, по памяти, назову: Ком. Ав. ТОФ и ВВС БФ Павловский, Ком. МА России Иван Федин, Ком. ВВС ЧФ Анатолий Быков, Ком. ВВС СФ Николай Мордовалов, генерал Алексей Сердюк; полковники: Алексеев, А.Т.Михеев, Заметельский, Б.Г. Журавель, Толь Толич Максимов, С.К. Рыжков, В.О. Геллерт; К.Татьянин, С.П.Губарь, О.Яковлев; подполковники: М.Епифанов, С.П.Брагин, В.Улесов, Анатолий Ильичёв, Устинов, Д.И.Белов, Н.Г.Акиншин, Сергей Самойлов, П.Ремпель, А.М.Иванов, А.Мартынцов, Гребенюк, Ю. Калинин; Каменюкин…
Майоры: Жарков, Глазов, А.Ф.(Фёдорович) - Дриккер, Юрий Шубин, В.Яковлев, Сергей Антошкин, Грон, Конько, Корольков, Олег Масальский… Капитаны: В.Дудник, Ю.Кулик, Пряхин, Соляник, Зеленков… Лукин, Иванов, Данилов, Войтенко…; Старлеи и лейтенанты, доросшие потом до «бешенных» званий и должностей: мои правые лётчики: Коля Пилипчук, Володя Голомозенко, Герой России Юрий Лончаков, Игорь Попов; пилоты энд штурманы: Игорь Ларьков, Игорь Дейнека, Веня Бойков, Сергей Гончаров…, нач. физ. Валера Колобов (погиб в ДТП); прапорщики: лучший спортсмен полка Иван Фомичёв, вср Герасименко, Романов…
И помню, мужики, ещё много-много лиц и фамилий, но, увы – нельзя объять необъятное…
Отдельно хочу выделить тех, кто ушёл в Испытатели, пилоты: Костя Калугин, Сергей Андреев – оба лётчики-испытатели 1-го класса, Анатолий Полонский – «Заслуженный лётчик-испытатель РФ», Штурманы-испытатели: Филлипов, Олег Швецов (погиб в Индонезии при испытаниях «Супер-Джет-100»).
Помянем экипаж Василия Ефимова, хотя он погиб в Баренцовом море, числясь КО 342 ап РЭБ, но с Д.В. он пришёл в наш полк, а туда я его отправил, чтобы он на дембель ушёл с должности командира отряда......
В общем, дорогие мои однополчане, ещё раз с праздником – 86-ой годовщиной со дня основания полка!!! Горжусь, что с вами довелось служить и летать в одном строю... Всем Любви, Здоровья, Удачи и Победы в СВО!!! Ваш командир ВВ. Чечель, (он же «Чапаев», если Игорь Ларьков не «финтит», моя подпольная «кличка»). Напоминаю, Хто забыл:
"Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по «фигу», что о нём говорят, он мой командир, и точка!
Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!".
И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же им нечего сказать..."
Свидетельство о публикации №224102401456
Поздравляю Вас и я с Днём полка. Желаю Вам здоровья и долгие лета! Успехов творчестве.
Труд Ваш по написанию этой статьи большой!
До встречи в личной переписке.
С уважением и признанием, Григорий Ерохин.
Григорий Ерохин 25.10.2024 10:32 Заявить о нарушении
Сразу пришли на память наши первые командиры и преподаватели: капитаны Митин, Бердинских – с «афоризмами»: «У Вас волосы сзади длиннее, чем на затылке!!!» или «Курсант должен стоять, как мотоцикл, на одной ножке!»
Ещё, конечно же, старший нашего курса майор Козубенко, замполит майор Сокол, подполковник Мазо, преподаватель по радиоэлектронике Рем Меркулов, преподаватель по СД Ёлкин в Орске и многие другие офицеры, кто вложил в нас свои силы и душу… Про инструкторов, кто учил нас летать, это вообще тема отдельного разговора – не случайно бытует поговорка: «Курсанты помнят первого инструктора ещё сильней, чем первая любовь…»
С уважением и признанием, Григорий Ерохин.
Григорий Ерохин 25.10.2024 20:34 Заявить о нарушении