Потребности или нужды и их удовлетворение

Подытоживая в конце первой главы книги «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895 г.) основные философские мысли Гельвеция, Плеханов сделал очень важное заключение:

«Он (т.е. Гельвеций – П.П.) делает в высшей степени интересную, до сих пор неоценённую по достоинству попытку объяснить общественное и умственное развитие человечества МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЕГО НУЖДАМИ (выделено Плехановым – П.П.). Эта попытка окончилась, да по многим причинам и не могла не окончиться, неудачей. Но она осталась как бы завещанием для тех мыслителей следующего века, которые захотели бы продолжить дело французских материалистов» (1, с. 70).

Плеханов, являясь одним из выдающихся лидеров марксизма, его популяризатором, идеологом и. кроме того основателем так называемого русского направления – российской социал-демократии, конечно, думал, что Маркс и Энгельс в своих трудах указанную попытку Гельвеция довели до конца, а именно до научной экономической теории, анализа капитала, прибавочной стоимости, производительных сил и производственных отношений, рассматривая последние силы и отношения как базис над которым возвышается вся прочая надстройка общества с его государственными и общественными учреждениями, политическими институтами, силами и направлениями, юридическими, нравственными, эстетическими, художественными другими производными, по их мнению, понятиями  и реалиями общественной жизни. Всё это было объединено в так называемую теорию исторического материализма.
Не претендуя на большую оригинальность в этих вопросах, которые, должен признаться, глубоко меня интересовали с юных лет, я всё же сделаю свою попытку представить здесь своё видение и выводы, к которым я пришёл, рассматривая указанные Марксом понятия о базисе и надстройке, исходя из его и других марксистов основного тезиса о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

На мой взгляд, Марком и Энгельсом, а также их последователями были не совсем оправдано с научной точки зрения смещены приоритеты в понимании общественного развития, которое, если иметь в виду взаимозависимость и взаимодействие различных его  факторов, нужно рассматривать не с точки зрения приоритета производственных отношений и производительных сил, а прежде всего с точки зрения именно общих частных материальных потребностей людей, т.е. ближе к исходным мыслям, высказанным философами утилитарного направления, в том числе Гельвецием и другими, начиная с древнейших времён( не только с XVIII в.) и до нашего времени. При этом я не буду вдаваться в историю этих взглядов, а сразу же перейду к понятным, на мой взгляд, выводам.
Всю цепочку общественных отношений можно разложить по порядку их первичности, вторичности, третичности и последующей значимости на следующие составляющие:
1. Первая составляющая: первичные - насущные, вторичные, третичные и другой порядковой индивидуальной значимости физические и духовные ПОТРЕБНОСТИ  или НУЖДЫ людей в пище, одежде, жилище, физическом и психическом здоровье, безопасности, моральном благополучии, эстетическом, духовном и образовательном развитии и т.д.;
2. Вторая составляющая –РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ или ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ в качестве услуг, соответствующая удовлетворению указанных потребностей людей и их обеспечивающая, включая товарообмен или торговлю, рынок, денежное обращение, транспорт, отели , столовые, кафе и рестораны, средства  коммуникации, а также всё то, что требует того или иного распределения между заинтересованными людьми или их организациями;
3. Третья составляющая – ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, включающая необходимые производственные и производительные мощности или силы, предприятия,  структуры, ресурсы и другие компоненты, включая необходимый для производства и резервный для его развития капитал, технологическое и другое материальное и научное обеспечение.

Ясно, что без первой или первичной составляющей нет необходимости развивать их обеспечивающие общественные составляющие - вторую и третью.
 
В то же время от характера экономических отношений зависит удовлетворение и развитие в том или ином объёме указанных составляющих. Более того, некоторые звенья или составляющие могут выпадать из взаимосвязи.

Для некоторых потребностей не нужно или почти не нужно, например производство предметов для их удовлетворения , за исключением некоторых инструментов,  а необходима иногда только вторая составляющая, как  сфера услуг или распределение, как например, в удовлетворении косметических потребностей - стрижки волос или ухода за ногтями (маникюр и педикюр) и т.п. в парикмахерских или в специализированных салонах красоты, или дело ограничивается самообслуживанием и выпадают как вторая, так и третья составляющие.

Если речь идёт о потребности в безопасности людей, то общество обращаются к государству, которое предоставляет как второе, посредствующее звено, и внешнюю безопасность посредством армии от нападения со стороны других государств,  и внутреннюю от антисоциальных, криминальных угроз в стране и обществе,  но при этом возникают ограничения или даже запрещения, например, на распределение и производство оружия, прежде всего, ядерного  (экстремальный вариант), доступного только некоторым ядерным державам и ограниченно производимый под соответствующим секретным контролем наделённых  исключительными полномочиями руководящих или правящих лиц государства, да и обычное оружие доступно не всем членам общества и в разной степени разрешения в разных странах. Вообще, учреждения безопасности организуются по-разному и в различной степени оснащённости, по отношению к частным (гражданам) и юридическим  лицам (организациям).Однако, при этом общество потребителей может проявлять по-своему свою гражданскую или моральную ответственность, выдвигая свои права на мирную жизнь и безопасность и не реализуя свою воинскую обязанность. «Например, до сих пор от 20 до 45 % граждан в разные годы не рассматривали службу в армии как часть гражданского долга перед страной» (2).

Безусловно в наиболее равной мере, хотя далеко не одинаковой и не всегда справедливой, обеспечиваются первые физические потребности людей в пище, одежде и жилище. При этом не всегда используется имеющееся аграрное, мануфактурное или промышленное производство, а иногда просто домашнее хозяйство, свой индивидуальный пошив и собственное строительство.
Здесь, как на одного из первых авторов, указавших на значение насущных потребностей, сошлёмся опять же на Гельвеция, взгляды которого широко цитировал Плеханов в своём очерке о нём, опубликованном прежде всего в Германии под названием «Очерки по истории материализма» (3, с. 99):

«Интерес, ПОТРЕБНОСТИ  - это самые важные, единственные учителя человеческого рода. Почему голод является обычной причиной человеческих поступков? Потому что из всех потребностей он чаще всего повторяюшаяся , самая настоятельная , больше всего дающая себя знать. Голод обостряет ум животных; он принуждает нас – людей у упражнению наших способностей,- хотя мы и воображаем, что мы во много раз превосходим животных. Он научает дикаря сгибать лук, плести сети, ставить капканы для своей жертвы.» Равным образом, голод у всех культурных народов приводит в движение всех граждан, научая их обрабатывать землю, обучая ремеслу и выполнению различных должностей». Ему человечество обязано искусством делать землю плодородной и выковывать плуги,  подобно тому как искусством строить и одеваться оно обязано потребности защищаться от суровости погоды.БЕЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЛ БЫ СТИМУЛОВ К ДЕЙСТВИЮ» (выделено Плехановым – П.П.).

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни удовлетворяется посредством распределительного звена в форме лечебных, лечебно-профилактических, спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений. Потребность в спортивном совершенствовании не является всеобщей и чаще всего реализуется в профессиональном спорте и его распределительных структурах (стадионах, спорткомплексах, сборных командах, клубах и т.д.).

Что касается образовательных нужд, то распределение и производство соответствующих знаний ограничивается соответствующими образовательными учреждениями и институтами, школами и др. общественными и государственными учреждениями.

Транспортные нужды удовлетворяются также с определёнными ограничителями в распределении и производстве.

Эстетические и так называемые культурные потребности, включая искусство, имеют свои распределительные образования (театры, выставки и т.д) и производства (книгопечатание, кино и т.д).

И таким образом можно анализировать любую сферу, касающуюся удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Коснёмся понятия прибавочной стоимости, накопления денежных средств и капитала. Ясно, что избыточный капитал, остающийся после неоходимого на организацию производства, включая резервный для развития и совершенствования производства, является потребностьтю весьма ограниченного круга лиц - собственников этого капитала, и этот избыточный капитал нужно рассматривать отдельно от общих или общественных потребностей людей. Он может быть подвергнут ограничению или изъятию без ущерба общественному развитию.
Более обстоятельный анализ в соответствии с предложенной структуриализацией и реализацией указанных общественных составляющих предлагаю провести заинтересованным в этом читателям.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Плеханов Г.В. Сочинения.   В 24 тт.,  Т.VII. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Глава первая. Французский материализм XVIII века.- М.: Государственное издательство, 1925 г.
2. Цитирую по данным исследований  Воробьёвой И.В., опубликованным в Вестнике РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение, 2023. № 4, С. 67-78. В статье  «Идеи Поля Гольбаха об общественном договоре и их значение для современности» (по данным статистических исследований  ООО»ИнФОМ в рамках заказа «Общественное мнение» статпогрешность не превышает 3.6%).
3. Плеханов Г.В. Сочинения.   В 24 тт.,  Т.VIII. Очерки по истории материализма. Гельвеций.- М.: Государственное издательство, 1925 г


Рецензии
Да все они "первичные нужды" одинаковы.Даже если вы используете машину или компьютер-вы часто это делаете,чтобы выполнить свою работу,которая может вас "прокормить".

Ирина Давыдова 5   24.10.2024 20:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!

Петр Полетаев   24.10.2024 20:23   Заявить о нарушении