Глава 28. Могло ли учение Иисуса стать причиной Ег
Главная цель Евангелий состояла в утверждении и распространении доктрины новой религии, вот почему так трудно отделить подлинного, исторического Иисуса от Христа («Помазанника»), Господа ранней христианской теологии.
Евангелист Марк прямо связал учение Иисуса с судом над Ним. Он писал, что первосвященники хотели «погубить Иисуса: ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» (Мк. 11:18). Единственный вопрос, заданный Иисусу первосвященником Анной после ареста, был «об учении Его» (Ин. 18:19).
Между тем, и сегодня продолжают задаваться вопросами:
В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ УЧЕНИЕ ИИСУСА? В ЧЕМ ЕГО НОВИЗНА? ПРОТИВОСТОЯЛ ЛИ ИИСУС СВОИМ УЧЕНИЕМ ИУДАИЗМУ? МОГЛО ЛИ УЧЕНИЕ ИИСУСА СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ЕГО ГИБЕЛИ?
Иисус был бродячим философом, проповедником, учителем, т.е. раввином.
В I веке раввинами назывались только учителя фарисейского направления (хотя известное нам посвящение в раввины на тот момент еще не проводилось). Статус Иисуса среди фарисеев наиболее показательно представлен в Евангелии Иоанна (3:2), где влиятельный фарисей, «один из начальников Иудейских» (Никодим), называет Его раввином: « Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Иоанна 3:1-2).
«Один из книжников» сказал Ему: " хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его." (Марка 12:28-34).
Раввином называли Иисуса ученики: "Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель..» ( Ин1: 35-39).Иисус был Учитель или раввин, т.е. — ФАРИСЕЙ , по кр. мере, номинально.
28.1.ОТНОШЕНИЕ ИИСУСА К УЧЕНИЮ ФАРИСЕЕВ
Известные иудейскими ученые , которые ВСЕ знают об иудаизме как современном, так и времен Иисуса , на основании анализа взглядов евангельского Христа, приходят к выводу, что Он принадлежал к одному из фарисейских течений того времени, хотя, ввиду своей яркой харизматичности, по некоторым вопросам занимал крайние позиции внутри этого движения. При этом, згляды Иисуса соответствовали не основному направлению фарисеев, а одному из небольших внутрифарисейских течений, так называемых «хасидеев». Основные особенности взглядов этого течения состояли в том, что они придерживались принципа «надежды на чудо», считали, что «с праведником не случится ничего плохого, Господь его спасет». Установка на чудо сочеталась у хасидеев с определенным аскетизмом, крайней простотой и скромностью жизни, а также с личной харизматичностью, мистическими прозрениями, умением «излечить больных и страждущих» и вообще с сотворением небольших «будничных» чудес. Все это вместе обеспечивало хасидеям статус «святых людей» и почитание окружающих. Именно этому соответствует характер образа Иисуса, описанный в евангелиях. О своем полном согласии с учением фарисеев (при несогласии с их поведением) Иисус однозначно заявляет сам:(Мф. 23:2–3). Иными словами, Иисус критикует поведение фарисеев, но полностью согласен с их учением и с их интерпретацией заповедей Торы; Он соединяет критику поведения фарисеев с призывом к полному и пунктуальному соблюдению всех заповедей : (Мф. 5:19–20).
Тот факт, что взгляды Иисуса находились в рамках фарисейской традиции, т.е. иудаизма, не отменяет, конечно, их специфики и расхождений по некоторым вопросам с основным направлением фарисеев .
28.2.ФАРИСЕИ В ЕВАНГЕЛИЯХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
В Иудее времен Христа все наиболее авторитетные законоучителя, включая таких, как Гиллель, Шамай, Гамалиил , происходили из фарисеев. Взгляды фарисеев в немалой степени разделяли и Иоанн Креститель, и Сам Иисус.Большинство учеников Христа, а позднее и апостол Павел, тоже вышли из фарисеев. Несмотря на это, полемика Иисуса с фарисеями проходит красной нитью через все Евангелия, и выразители именно этого, а не какого-либо другого течения иудаизма подвергались наибольшей критике со стороны Христа. Он называл их «слепыми вождями слепых» и обвинял их в том, что они относились к законам иудаизма не по существу, а по форме, выхолащивая тем самым их содержание (Мф. 15: 14). Он считал их лицемерами, которые учат людей одному, а делают другое, подменяют законы «Божеские» на «заповеди человеческие» (Мк. 7: 7). В Евангелиях фарисеи изображены как союзники саддукеев и иродиан, они совместно противятся Иисусу . Правда, фарисеев все же не выставляют коллаборационистами, но лишь потому, что сами римляне изображены в Евангелии столь туманно, что вопрос о том, сопротивляться ли им или идти на сотрудничество, вряд ли мог возникнуть. В качестве главных оппонентов Иисуса предстают фарисеи. Благодаря Евангелиям, в христианской теологии образ фарисея стал символизировать весь иудаизм, а само слово «фарисей» в большинстве европейских языков превратилось в синоним «ханжи», «буквоеда» и «лицемера». Однако не ясно, почему фарисеи,как следует из Евангелий, заняли враждебную позицию в отношении к проповеди Иисуса Христа....
При анализе описываемых в Евангелиях отношений Иисуса с фарисеями, возникает вопрос: действительно ли рисуемая картина отражает реалии времен служения Иисуса, или евангелисты проецируют на этот период отношение христиан конца 1 в. с представителями современного ему иудаизма? От ответа на данный вопрос зависит, в какой мере мы можем использовать евангельские описания фарисеев и их враждебность по отношению к Христу в целях исторической реконструкции событий, на фоне которых развивалась трагедия Голгофы.
Фарисеев во времена Иисуса насчитывалось, согласно Иосифу Флавию, около шести тысяч.Их лидеров именовали «мудрецами» , а впоследствии им присваивали титул «учитель» (рабби). Лидеры эти порой именовались также «книжниками» Саддукеи, идейные противники фарисеев,сформировались в результате движения протеста против чрезмерного накопления традиций, возникших вне Писания, и против роста авторитета «книжников», или «раввинов», бывших экспертами по этим традициям. Фарисеи держались в стороне от власти, но были готовы выступать советчиками, если их об этом попросят . Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико :«даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят». Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами». Большая часть полемики между фарисеями и Иисусом не связана с политикой, а касается теологии и практики (омовение рук, соблюдение субботы, тесное общение с евреями, не соблюдающими Тору, явление Мессии, воскресение мертвых и т. п.). Источники описывают фарисеев в 1 веке н.э.не как политическую партию, борющуюся за власть , а как религиозное движение, заинтересованное в распространении своей трактовки иудаизма. Другими словами, они стремились воплотить в жизнь призыв Торы превратить народ Израиля в «царство жрецов, народ святой». Фарисеи не имели никакой реальной политической власти и не стремились противостоять ни иерусалимским первосвященникам, ни потомкам Ирода Великого, ни римским прокураторам. Их популярность в народе объяснялась доступностью их учения, их личным авторитетом как учителей Торы и их стремлением донести свое видение иудаизма до всех. Теология Иисуса и Его религиозная практика в значительной мере сформировались в диалоге и открытой полемике с фарисеями, к которым Он на самом деле во многих вопросах был намного ближе, чем к другим течениям тогдашнего иудаизма.
28.3.ОТЛИЧИЯ ВЗГЛЯДОВ ИИСУСА И ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ ФАРИСЕЕВ
1. Иисус подчеркивал чрезвычайную близость прихода Мессии и наступления ЦБ, в отличие от фарисеев, которые верили в приход Мессии в грядущем.
2. Фарисеи полагались на интерпретацию Торы, пользуясь притчами эпизодически; Иисус же поставил притчи в центр своего учения, а к Писаниям обращался реже
3. Иисус придавал одинаковую важность и своему учению и чудесам, тогда как фарисеи акцентировали чудеса намного менее, чем учение.
4. Выбор Иисусом спутников из числа мытарей и прочих, т. называемых, «отбросов общества» казался фарисеям оскорбительным , как и то, что Он и Его ученики не постились.
5. Утверждение Иисуса о «чистой» и «нечистой» пище (Мк 7:17-23) разрешало то, что Моисей явно запретил, и противоречило фарисейской традиции.
6. Пожалуй, наибольшее неприятие могло вызывать у фарисеев то, что Иисус провозгласил, что Бог радуется не праведнику, который якобы «хвалится перед Ним своей праведностью», а грешнику, осознающему свое безнадежное положение (ЛК 18:9-14). Сам Иисус пришел призвать не праведников, но грешников, так как «на небесах будет больше радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
В современном Иисусу иудаизме подчеркивается готовность Бога простить, но при этом добавляется: «если это обещано тем, кто нарушает Его волю, то насколько же больше-тем,кто исполняет ее». Слова Иисуса «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мк., 6:15) сходны с призывом:
«Прощай зло, содеянное ближним твоим, и тогда, когда простишь, простятся тебе грехи твои». Или: «Если проявишь милость к товарищу твоему, то Единый проявит милость к тебе, а если не проявишь милости к товарищу твоему, то некому будет смилостивиться над тобой».
Прощение в иудаизме относится к грехам ближнего, совершенным против тебя самого. Но нет санкции на прощение грехов ближнего, совершенных против других. Однако в Евангелии Иисус САМ отпускает грехи больному:«Сын, грехи твои простились тебе». В традиционной доктрине даже Бог не мог простить грехов, если обидчик не сделал возмещения обиженному.
Т.о., Иисус взял на себя роль Бога, прощая грешников, чем ставил знак равенства между милосердием Бога и своим собственным милосердным поведением и прощением грешников.Другими словами, Он предлагал прощение, как если бы стоял на месте Бога; предлагал Царство, а Тору считал для себя возможным если не «аннулировать», то дополнять, подправлять антитезами .
Утверждение об отличии Иисуса от его современников фарисеев можно резюмировать следующим образом:наиболее фундаментальный пункт связан с тем, что Иисус утверждал свой собственный авторитет в противовес авторитету Торы. Это относится , например, к вопросу провозглашения близкого наступления Царствия Небесного, вопросу повышенных требований к уровню смирения или же в характерном для Иисуса принижении значения семьи в жизни человека. Для фарисеев конечной целью было обеспечить счастливое земное существование людей при условии соблюдения нравственных религиозных принципов; Иисуса же интересовал исключительно религиозно-нравственный аспект в преддверии жизни вечной.
Важно подчеркнуть, что все разногласия касались лишь деталей, по которым и внутри фарисеев были самые разные подходы. Поэтому эти различия второстепенны и не выводят Иисуса за рамки фарисейского иудаизма. Таким образом, из самого евангельского текста следует вывод о совпадение взглядов Иисуса и фарисеев по вопросу о главных заповедях и основах религиозной жизни человека.
Говоря о «противостоянии» Иисуса Его современникам , можно привести цитату известного библеиста, указывавшего на «загадочный нонконформизм» Иисуса: « Они ( т.е. современники Иисуса) не могли понять человека, утверждавшего, что царство Божье явило себя людям в том, что Он сам говорил и делал, но при этом с необъяснимой осторожностью отказывался делать убедительные чудеса; исцелял отдельных людей, но отказывался покончить с причиняющими страдания проказой или слепотой; говорил о разрушении старого храма и постройке нового, но даже не бойкотировал иерусалимский культ, как это делала кумранская секта...; того, кто больше всего говорил о бессилии способных только убить тело, но отказывался выгнать римлян из страны; кто предоставлял Богу выполнить все это, зная, что Бог однажды заплатит по векселям обещаний и обязательств, которые сейчас выдаются Иисусом ».
Основное же было то, что Иисус отказывался делать что-то убедительное, призывая ТОЛЬКО ВЕРИТЬ, а в остальном положиться на Бога.
Помимо указанных выше конфликтов, никаких других мотивов для противостояния Иисуса и фарисеев, учителей Торы, не было.
Иисус не выступал против Закона в принципе и даже в сколько-нибудь важных частностях. Иосиф Клаузнер (атор книги «Иисус, Его время, жизнь и учение») писал: «Фарисеям не нравилось поведение Иисуса — Его пренебрежительное отношение к обрядовым законам, Его неуважение к словам «мудрецов», Его общение с мытарями, невежественным народом и сомнительными женщинами. Они считали Его чудеса колдовством, а Его мессианские притязания — наглостью. Однако при всем том Он был одним из них: Он не учил ничему такому, что, по правилам фарисеев, делало бы Его вину преступной».
28.4. ИИСУС И ЗАКОН
Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформировался задолго до Его рождения. К античной литературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.
В состав современной Иисусу Библии ,а следовательно, и в состав Его чтения,входили книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Христа и Его беседах с учениками и последователями, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего Он цитировал книги Бытия, Исход, Левит и Второзаконие. Он был прекрасно знаком с книгами пророков Исайи, Даниила, Захарии и др. Книги же исторические (Иисуса Навина и др.) в проповедях использованы не были.
В Священном Писании Он искал обоснования своим действиям (въезд в Иерусалим, изгнание торгующих из Храма и др.), именно в Писании находил пророчества о Мессии, которые,как Он считал, предсказывали Его собственную судьбу, и
«народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).
Иисус говорил: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня;...Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне! …. » (Иоанна 5:39–40, 46, ).
«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.»( Лк 24:27)
Многие из известнейших высказываний Иисуса дословно совпадают с классическими текстами иудаизма. Например, такое Его поучение (Мф 7:1-3): «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» - имеет классические еврейские аналогии (Трактат Авот 2:4): «Не суди ближнего, пока сам не побывал в его положении»; «И когда говорили: Вынь щепку из глаза твоего, он говорил им: Сначала вынь бревно из глаза своего». «Сначала улучши себя, потом улучшай других»..Таких примеров можно привести множество(см.гл.10;11)
Иисус учит : «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
Это подобно изречению Гиллеля: «Что ненавистно тебе, того не делай ближнему твоему: в этом весь закон, а все прочее — комментарий». Гилель родился в 75 г. до н. э. Обе формулы, Гиллеля и Иисуса, основаны на предписании Торы: «Люби ближнего твоего как самого себя»
Практически все заповеди и наставления Христа, составляющие Его учение, являются цитированием или парафразированием Торы, т.е.все они укоренены в иудаизме:в Псалмах,Притчах и т.д.. И это неудивительно, ведь Иисус проповедовал Тору, Он пришёл "не нарушать" её,"но исполнить"
Он УЧИЛ своих последователей Торе, правильному, углубленному пониманию сути Божьих Заповедей.
Что же явился Иисус проповедовать людям — старый израильский Закон, предписанный Богом и воплощенный в Ветхом завете, или какую-то новую веру, Им Самим принесенную?
Есть два противоречащих решения. Старый Закон нерушим: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лука, XVI, 17). «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфей, V, 17). Этими словами Иисус отклоняет предполагаемый упрек в том, что следующее затем толкование Закона упраздняет первоначальный смысл библейского слова. Разумеется, Он не мог такого даже помыслить, поскольку, по Его убеждению, писаный Закон таинственно связан с существованием мира . Поэтому даже второстепенные заповеди требуют подобающего к себе отношения. Такая позиция означает усиление Закона, но не со стороны его ритуальной части, а со стороны отношения к человеку и, стало быть, к самому себе.
«Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18). Но как принято считать в Христианстве,Иисус «исполнил» Закон -и «отменил» его Своим приходом, дав «новые» заповеди. Так ли это?
В Евангелии от Матфея содержится вложенное в уста Иисуса систематическое кажущееся «противопоставление» Его этического учения ветхозаветному Закону. Он использует выражение: «Вы слышали, что сказано…, а я говорю вам…». Так говорит Он об убийстве, прелюбодеянии, разводе, клятве, о воздаянии «ока за око» и т. д. Кажется, что предписывается не исполнение Закона, а, наоборот, поведение, не соответствующее ему.
В Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: "Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я ГОВОРЮ ВАМ , что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ...кто же скажет брату своему "рака" (пустой человек), подлежит Синедриону; а кто скажет "безумный" , подлежит геенне огненной" (Мф 5: 21-22)
При чтении Евангелия складывается мнение, что запрещение гневаться — нововведение христианства, хотя в тексте Священного Писания повторяются предостережения против гнева, и не только гнева напрасного, о котором говорит Иисус, но даже против гнева обоснованного. Существует также строжайший запрет на оскорбление ближнего. В Мишне сказано: «Всякий, кто позорит ближнего своего публично, теряет за это свою долю в мире грядущем...Всякий гневливый будет наказан: если он был мудрецом- его учение забудется ".
Кстати, можно заметить, что Сам Иисус нередко использовал бранные слова в отношении своих оппонентов-фарисеев, называя их «безумными» (Мф 23:17,19) «порождениями ехидны» и т.п.
В Евангелии фарисеи и книжники критиковали Иисуса и Его учеников за несоблюдение «Моисеева закона», точнее, некоторых предписаний Устной Торы, например, за то, что они не мыли руки перед едой, "ибо фарисеи и все иудеи , держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук" (Марка 7: 1-23 , Матфея 15: 1-20 .) Его также критиковали за то, что Он "ест вместе с мытарями и грешниками"( Марка 2:15 )и т.д. Все эти вопросы не являлись нарушением Письменного Закона Торы, они были предметом обсуждений в фарисейских школах Шаммая и Гиллеля...
28.5.УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О БОГЕ
Основа учения Иисуса- проповедь любви Бога и любви к Богу.
Его учение о Боге схоже с учением ВЗ: Бог все знает о нуждах людей и заботится о них, как Отец о своих детях. «Просите и будет дано вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам», -призывает Иисус.
В иудаизме существовали молитвы, где к Богу обращались «Отче наш», но учение Иисуса отличается от учений Его современников тем, что Отцовство Бога — Его центральная идея. Отношения между Отцом и Сыном в особенности подчеркиваются в Евангелии от Иоанна, где Иисус как Сын Божий рассматривается в тесном общении с Богом, как Отцом.
Обращает на себя внимание то, что Иисус говорит о Боге, как об «Отце Моем» и «Отце вашем», но нигде- как об «Отце НАШЕМ». Статус Иисуса как Сына -уникален настолько, что Он и Бог -"одно".На основании многих утверждений в Ев. Иоанна об этом статусе Иисуса нельзя сделать вывод, что Иисус считал себя Богом. Он скорее всего, мог думать о Себе как о божественном избраннике , через которого Бог дает Свое откровение (Лк 10:21 ;Мф 11:25).От самого Бога Он получил «поручение» для исполнения своего Мессианского служения- подготовить народ к наступлению Царства Божьего .
Представление Иисуса о справедливости Бога несовместимо с обычными человеческими расчетами. Иисус демонстрирует любовь Бога Отца к неудачникам, отчаявшимся и погибшим, к тем, кто в глазах общества был грешником. Сам Иисус пришел призвать не праведников, но грешников.Это Он показывает в своих притчах о блудном сыне и др , так как «на небесах будет больше радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
Требование "плодов покаяния" является существенным элементом проповеди Иисуса:
если их не окажется, -предстоит Суд. Эта угроза Божьего Суда является как бы «оборотной стороной» близости Бога. Каждый должен будет дать отчет о своей жизни перед Божьим посланником, Божественным Судьей -Сыном Человеческим.
28.6. УЧЕНИЕ О ЦАРСТВЕ БОЖЬЕМ
Иисус никогда не обЪяснял(по кр.мере, так следует из Евангелий) , что именно Он понимает под ЦБ. Он никогда не говорил ученикам, что Его взгляд на ЦБ отличается от общепринятого у иудеев.
Главная идея иудаизма — приход Мессии и провозглашение им Царства Божьего . Говоря о ЦБ, иудеи говорили о Боге как верховном правителе, единственно возможном Царе: «Твое, Господи Царство , и Ты превыше всего как Владычествующий . Ты владычествуешь над всем» ( Чис 23:21; Втор 33:5; 1 Пар 29:11-12). О единственной верховной власти Бога говорили великие пророки прошлго, предрекая, что Господь освободит иудеев от иноземного владычества, если только они откажутся служить земному царю. Бог -Царь всей вселенной. Господство Бога в иудаизме означает следующее: хотя единственный Бог правит уже сейчас, только в будущем, в конце времен, Бог будет царствовать в Своем Царстве на земле; др. словами, ЦБ, которое является главным чаянием иудеев, откроется лишь в грядущем.
Израиль должен стремиться исполнять волю Бога,- и тогда ему явится ЦБ. Согласно раввинистической литературе, когда придет ЦБ, иго чужеземного господства будет снято с Израиля. Апокалиптики считали, что тогда Сатана со злыми духами потеряет власть. Так, вероятно, думал и Иисус..
Но если иудеи ожидали явление Мессии и ЦБ в грядущем как два взаимосвязанных явления, то согласно Иисусу, ЦБ УЖЕ СЕЙЧАС начинает претворяться в жизнь среди людей. Иисус возвещал о скором приходе Царства: Вернитесь к Богу, ибо ЦБ уже близко. Иисус по-видимому, считал, что ожидание прихода Сына Человеческого и ожидание ЦБ — два различных аспекта эсхатологических чаяний и их нельзя смешивать. При этом Иисус ссылается на собственные деяния, становящиеся «знамениями» прихода ЦБ, которое УЖЕ НАСТУПАЕТ в настоящем в Его деятельности.
28.7. УЧЕНИЕ О СЕБЕ
Все, что Иисус говорил о Себе, очень важно, потому что на этом строится учение о Нем ранней Церкви. Говоря о Себе, Иисус использовал специальные титулы, или же признавал титулы, которые использовали другие, обращаясь к Нему. Наиболее распространенный из этих титулов — "Сын Человеческий". Титул этот использовался в разных видах высказываний. Иногда эти высказывания относились непосредственно к публичному служению Иисуса, например, когда говорится, что Сын Человеческий — господин и субботы (Мк 2:28), или что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи (Мк 2:10); иногда - когда речь идет о Его страстях, например, когда Иисус говорил, что Сын Человеческий должен пострадать (Мк 8:31).
В других случаях Иисус говорит о Своем будущем пришествии, например, когда Он объявил первосвященнику, что Сын Человеческий будет сидеть одесную Бога и придет с облаками небесными (Мк 14:62).
Этот титул иногда используется в иудейской апокалиптической литературе (например, в Притчах Еноха) по отношению к вечному существу, которое придет, чтобы судить и ниспровергнуть врагов Бога. Отсюда очевидно, что использование Иисусом титула «Сын Человеческий» уникально. Наиболее вероятная причина, по которой Иисус использовал титул «Сын Человеческий», — желание избежать слова «Мессия», оттенок значения которого был излишне политическим. Но что значили для Иисуса слова «Сын Человеческий»? Здесь присутствует идея человеческой природы, возможно, намек на «сына человеческого» у Даниила и, возможно, идея Страдающего Раба из Ис 53.
Возможно , что ранняя Церковь предпочла титул Мессия, потому что он означал царя-избавителя; после смерти Иисуса уже можно было не бояться неверной, политической трактовки Его титула. Термин Мессия, или Христос, не принадлежит учению Иисуса в строгом смысле слова, потому что Сам Он никогда не называл Себя так. Однако Иисус соглашался с тем, что Его называли Мессией , например, при признании Петра в Кесарии Филипповой; это подтверждает Его ответ на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос?» (Мк 14:61), или признание самаритянке в Ев. от Иоанна ( )
Есть отрывки, в которых титул "Мессия" связывается с термином " Сын Божий", и Иисус не отказывается ни от одного из этих "титулов" (Мф 16:16).
В учении Иисуса есть место, где Иисус кажется, ясно показывает, что Он — "Сын Божий". Это Мф 11:27 (а также параллельный отрывок Лк 10:22):
"И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть".
ОднакО, в этом , как и в некоторых других высказываниях у Иоанна, Иисус утверждает, что Он — "Сын Отца", др.словами, Он считал Себя не Богом, но "божественным"; Он учил как облеченный властью от Бога.
Поведение Иисуса, тон Его проповеди и самооценка, поскольку о них можно судить по евангельским текстам, не соответствовали образу фарисейского законоучителя и проповедника, каким могли видеть Иисуса Его галилейские последователи.
Наиболее значимым аспектом самосознания Иисуса была Его убежденность в том, что Он проповедует и действует от лица Бога. Он считал, что Ему напрямую открыта воля Бога, что сам Бог поручил Ему интерпретировать свой Закон.
Мы знаем, что чем праведнее человек, тем более смиренный облик он имеет, тем более скромной оценки относительно себя придерживается. «Я прах и пепел» -говорил о себе Авраам(Бытие 18.27), почитающийся иудаизмом столпом праведности.
Самопревозношение мы можем встретить лишь среди сумасшедших и некоторых находящихся на грани сумасшествия сектантских лидеров. Но что можно сказать о таких «самоопределениях» Иисуса :
"..Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6);
"Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну." (Ин. 5, 22);
"все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин 5:23);
"..Я есмь воскресение... верующий в Меня, если и умрет, оживет". (Ин. 11, 25)
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54)
"..Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира". (Ин. 8, 23)
"..Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". (Ин. 8, 58) ?
Эти слова по своему "богохульству" превосходили бы возможности понимания любого иудейского священника или судьи, произнеси их Иисус в действительности.
Если бы еврейские власти действительно преследовали Иисуса, мог ли Он спастись, при наличии вышеперечисленных высказываний? В это можно было бы поверить, только если бы судьи больше не полагали, что пророк из Галилеи в своем уме. Сегодня большинством ученых-новозаветников признано, что эти высказывания в Евангелии от Иоанна принадлежат не Иисусу : они соответствуют более поздней христианской традиции.
Когда в Евангелии наталкиваешся на слова типа «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф28.18), то может возникнуть вопрос: а не говорит ли это Сам Всевышний ? Может ли кто-нибудь, кроме Бога, позволить себе говорить "в тоне Бога"?
Многие исследователи, в частности, Давид Флуссер в своей книге «Иисус», отмечают, что первым, у кого проскальзывают интонации самосознания своей праведности, является, по всей видимости, кумранский Учитель Праведности. Как пишет один исследователь, «Из тех гимнов, которые были обнаружены в Кумранах, восстает образ мессианского вождя, ставшего великим в мистическом смысле и видящим себя самого сидящим в небесах «на троне божественной мощи». Он говорил о себе «кто подобен мне среди богов?». Эти и другие изречения заставили мудрецов его поколения, прежде всего Гиллеля, отлучить этого мессию и его приверженцев».
За этим «тоном» еврейского праведника стоит осознание своей миссии которое может придавать праведнику власть и силу говорить о себе в превосходной степени, не отождествляя себя самого при этом с Богом, но лишь сознавая, что он «как Бог».«Тон» – это как бы признак принятия на себя всей полноты ответственности за мир.
Кем мог считать себя «исторический Иисус»?
Этим вопросом задавались многие исследователи. В частности, понять Иисуса как аутентичного иудея пытались Мартин Бубер,Рудольф Бультман ,иерусалимский профессор Давид Флуссер. Исследовательские работы последнего считаются в этой области наиболее глубокими и обстоятельными. Все эти авторы отмечают принадлежность Иисуса к кругу фарисеев.
Но если Иисус – это только фарисей, то чем вызван Его властный тон, Его заявление о Себе в качестве «первого праведника»?
Иисусу, как утверждают евангелисты, была свойственна кротость и скромность.Но в то же время для Иисуса характерна та высокая самооценка, о которой говорилось выше.
Вот некоторые из популярных афоризмов, приписываемых Иисусу :"всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук 18.10-14); "Больший из вас , да будет вам слуга" (Мф 23:11-12). В последнюю ночь перед крестными страданиями Он стал умывать ноги ученикам,вытирая их полотенцем, которым был препаясан, как слуги моют ноги господам: «Вы должны умывать ноги друг другу» « Сын не для того пришел, чтобы ему служили» Мф 20:28)..
Наиболее яркими характеристиками изречений Иисуса были Его притязания на божественность, за что евреи не раз пытались побить Его камнями, так объясняя свои намерения: " не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом"(Ин 10:33, 39).
Иисус придерживался авторитетного тона , утверждая , что духовный мир и спасение можно найти в простом принятии Его руководства. Такие отрывки, как: «Возьмите на себя иго Мое ... и обретете покой душам вашим» (Матф., XI, 29); «кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет ее» ( Мф 16:25); «Поскольку вы сделали это одному из наименьших из этих братьев Моих, вы сделали это Мне» (Мф. XXV. 40), безусловно, являются уникальным в свете еврейской истории и могут объяснить антипатию, который мог вызывать Иисус у властей.
Человекоподобный и величественный, восседающий на престоле божественной славы эсхатологический судья, Сын Человеческий, — самое возвышенное представление о Спасителе, которое когда-либо рождалось в недрах еврейской религии; это образ человеческого и одновременно божественного существа.
Мог ли Иисус из Назарета вообразить себя кем-нибудь подобным? Скорее всего, можно ответить утвердительно: Он ощущал себя избранником Бога, Его слугой, единственным Сыном, которому открыты тайны Небесного Отца. Именно ощущение своего величия в конце концов могло побудить Иисуса открыто и прямо отождествлять себя с Сыном Человеческим, который в иудаизме порой отождествлялся с Мессией.
( см.гл.9 «Религиозное самосознание Иисуса Христа»
ххх
ТО,чему Иисус учил своих последователей, менялось со временем Его общественного служения ; менялся Он Сам и Его представление о своей Миссии. Можно сказать,что огромная дистанция отделяет Иисуса Страстей и Иисуса первых проповедей о "птицах небесных и лилиях полевых".
Можно сказать,что к концу жизни для Иисуса перестает существовать все, что не относится к Царству.Он не скрывает от себя той страшной бури, которую Ему суждено поднять в мире:
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2).
Учение Иисуса при всех противоречиях и загадках было в рамках иудаизма, хотя, безусловно, несло некоторые элементы ,отличавшие Его иудаизм от традиционного фарисейского Иудаизма. Но, в любом случае , Иисус не противостоял свое учение Закону .
Критика Иисусом фарисеев представляет собой, согласно характеристике П.Полонского, классическую, хорошо известную в истории религии ситуацию, когда молодой харизматичный лидер выступает против, как Он считает, «окостеневшего и деградировавшего» истеблишмента его собственной религии. Другими словами, критика Иисусом поведения фарисеев и современного Ему иудаизма является нормальной «внутренней критикой» истеблишмента собственной религии. Лишь позднее, будучи записанной в Евангелиях и перенесенной в эллинистическую культуру христианами — неевреями, она могла ошибочно восприниматься как «критика учения иудаизма вообще».
Таким образом, учение Иисуса с Его проповедью любви к Богу и ближнему, призывами к покаянию и милосердию ни в какой мере не могло стать поводом к Его преследованям и казни.
Свидетельство о публикации №224102400165