О музыке

2010

Impressed by Frederic Francois Chopin - Opus 10 Etude 12

Никогда дотоле музыка не рождала во мне столь ощутимого, яркого в своей цельности образа. Всё то были настроения, веяния, эмоции — смутно-тревожные, волнующие, зачастую даже неразличимые: чувство родства души и музыки в чём-то бессознательном, необъяснимом, как будто слышимая мелодия есть реализация собственной души. Найден ключ, шкатулка открылась — и гармония воцарилась между человеком и музыкой.
В такие минуты воображение обычно молчит, громады картин затихают в сознании, и не вижу я, но чувствую, что сердцу дорого, в минуты духовного единения с музыкой.
Впервые же я увидела в музыке историю другого человека — не меня, но кого-то, мне очень близкого.
И вот как это было. Осенним вечером в Петербурге на улице N был дом. Старинный дом — стройный, строгий, из бело-серого кирпича. Фонари горели — тускло, болезненно, бросая на стены тени от листьев. Листья летели всюду: беспорядочно, холодно, танцуя в причудливом вальсе с ветром. Одно окно растворено настежь,
а из него на много шагов вокруг выбрасывалась музыка — громкая, растревоженная, в отчаянной попытке спастись. Штора отдернута, и в свете отблеска уличного фонаря — фигура мужчины, тонкими длинными пальцами бегущего по клавишам. Взгляд воспаленный, горящий, а сердце — как таинственная зала во мраке за ним. Чувство же — женщина, из органзы и тени, танцующая в глубине. Зажглись огнями ноты, и звенит под куполом боль, отрываясь к небу.

Примечание: Так был воспринят Революционный этюд Шопена в 18 лет.


Рецензии