Через Камчатку роман 22

              СКАЗАНИЕ  ПРО  ИВАШКУ

     Говорили, что  когда-то на Большой земле Кулагин и Ивашка жили  в одном большом стойбище, были хорошими товарищами.
     А Панка была женой Ивашки, и любила его, но сильно плакала, что у них не было детей.
     Панка ходила к свои шаманам-докторам, но они не смогли помочь.

     А Кулагин и там жил хорошо, богато.
     Часто Панка, жена Ивашки, ходила к Кулагину работать, а потом Кулагин полюбил Панку.
 
     Когда Ивашка узнал об этом, то не стал пускать ее к Кулагину. А потом уехал вместе с ней в другое место, чтобы Кулагин не видел ее и скорее забыл о ней.
     Но так не получилось.

     Однажды Ивашка ездил к своему отцу с матерью, а когда вернулся, то Панки дома не оказалось. 
     Прошла ночь, она так и не вернулась.
     Днем он ходил по всему поселку, искал, но жены нигде не было.
     Он поехал к матери Панки, но и там ее не нашел.
 
     Только через много-много дней Ивашка узнал, что Кулагин и Панка уехали куда-то…

     Прошло десять, а может быть и больше зим, когда Ивашка узнал, что Кулагин и Панка уехали на Камчатку.

     Ивашка сильно любил Панку, не мог ее забыть.
     Поэтому обменял на деньги все, что имел, и поехал туда же, за ней. 
 
     Прежде, лет триста назад, в Камчатке  жили оленные коряки, береговые крряки, ительмены, эвенки.
     Потом пришли русские  казаки и прочий люд, и оленные  стали уходить на север.

     В старину жили в землянках.
     Крышу  из бревен накатывали, И стенку  в одно низенькое окно.
     Тогда  здесь в землянках много людей жило.
     А старшим над ними был русский, Кулагин.
     У него дом хороший был, большой. Вот этот дом.
     В его стойбище всегда была пушнина, разная рыба, мясо.
     Он имел много ружей, капканов, запасы пороха, дроби, патронов.
     Нет, сам Кулагин не охотился и не рыбачил.
     Все добывали те, кто жил в его стойбище.
     А потом его сыновья, когда выросли.
     Других людей он в свой лес не пускал.

     Зверей, птиц, какие жили в этих лесах и в горах, и вдоль  реки, он считал своими, и не разрешал на них охотиться не только нашим людям, но и русским.

     Но гостей принимал хорошо.
     А кто нуждался, тому давал  порох, дробь, патроны и даже собачек.
     Собачек у него всегда было много.
     Он любил, когда было много маленьких щенят.

     У Кулагина была очень хорошая жена, которую он шибко любил.
     Говорили, это Панка заставляла мужа дружить с людьми, помогать тем, кто нуждается.
     Она очень любила принимать гостей. 
     Она тогда делалась веселая, много говорила, хорошо всех кормила, дарила подарки.

     Когда у них выросли сыновья и сами стали хорошими охотниками и рыбаками, то хозяйкой стойбища была больше Панка, а не Кулагин.
     Старики говорили, что сам Кулагин был плохой охотник и рыбак, и ничего не умел делать.
     А Панка любую работу делала не хуже  мужчин. И всему учила своих сыновей.

     А вон на той стороне, в землянке, около березняка, жил тоже русский, звали его Ивашка.
     Он-таки нашел их, приехал сюда.
     Сделал себе землянку, привел старушку-ительменку и стал жить вот на том берегу.

     Ивашка много работал около своей землянки не только летом, но и зимой.

     Землянку выстроил большую, просторную.
     Вокруг росли деревья, шиповник, рябина, жимолость.
     Во дворе и в землянке у него  всегда было чисто.

     Наши-то смеялись над ним, но он не обижался, говорил, что чистыми должны быть не только сами люди, но и место, где они живут.
     А птицы, зверюшки, деревья, кустарники – самые хорошие друзья и товарищи человека.

     Старики говорили, Ивашка был мужчина большой, ловкий, сильный, умел делать все хорошо и быстро.

     Очень скоро он выучился держать собачек, вязать сети, делать нарты.
     У него была большая черная борода, а когда надевал зимой свою кухлянку, торбаса и малахай, то все бабы говорили, что он самый красивый.

     Не только женщины, но и мужчины удивлялись тому, как Панка могла бросить такого мужа и жить с Кулагиным, который ничего не умел делать.

     Ивашка и Кулагин не помирились, но и не ругались. 
     Хотя и жили близко, вот, через реку, но никогда друг у друга не бывали.
 
     Летом Ивашка подолгу сидел на своем берегу и смотрел на  этот берег, где жила Панка.
     Зимой же переходил реку, подходил близко к дому, стоял, ждал, хотел услышать ее голос.
 
     А она всегда ему кричала:

- Радость моя! Иди домой. Холодно, замерзнешь. Прости меня, помолись за меня Богу.

     Только после этого Ивашка низко кланялся, поворачивался и уходил в свою землянку.

     Старики говорили, много раз Кулагин и Панка звали Ивашку к себе в дом, но он отказывался и не заходил.
     Когда его спрашивали об этом, то он отвечал, что боится потерять свой покой.

     Теперь он не имеет обиды на Кулагина и Панку.
     Большой русский Бог сделал, как ему надо.
     У Кулагина и Панки много детей, а это самое главное в жизни человека.

     Сиротить детей Панки он ни за что не станет.
 
     Вот и боится за этот маленький уголек, какой еще есть  у него в сердце.
     Вы сами знаете, как от маленького уголька разгорается большой костер.

     И так жили они долго, много зим, и к этому все привыкли.

     Ивашка много не промышлял.
     Он говорил, ему надо совсем мало, детей у него нет, к богатству не привык.

     В землянке у Ивашки было много русских икон и много разных книжек.
     Зимой  у него в землянке каждую ночь долго горел свет. Свет он зажигал около Богов в углу и на столе, если разговаривал с книжками.

     В то время людей много было в здешних местах.
     Но читать никто не умел.
 
     Поэтому наши иногда приезжали за Ивашкой, увозили его к себе и просили его читать им книжки.

     Ивашка любил не только всех людей, с какими встречался, но и птиц.

     Около его землянки жило много ворон, сорок и разных мелких птичек.
     Ворон и сорок он кормил рыбой, разным мясом, а для маленьких птичек заготавливал летом орехи, ягоды, какую-то траву.
     Птицы его не боялись.
     Бывало, вороны даже летали за ним, когда он ехал на собачках.
     Говорили, можно узнать, где едет Ивашка.

     Только у него были свои, одомашненные гуси.
     Такого никогда ни у кого не было, и наши люди приезжали к нему посмотреть, как могут гуси жить вместе с человеком.
     Зачем он так делал, никто не знал.
     Ведь летом в тундре много гусей, и так легко их добыть.

     Кулагин и Панка жили здесь до старости.
     Кулагин все собирался вернуться туда, где раньше жил, но не соглашались жена и дети.

     Вот такими хорошими были Панка и Ивашка.

     Панка лучше всякого шамана помогала нашим женщинам рожать, учила шить хорошую одежду, варить вкусную еду.

     От Ивашки наши мужчины научились делать крепкие и красивые чауты, плести из тальника корзину-морду для рыбы, делать особые нарты, строить прочные землянки.
     Он научил наших мужчин делать лыжи и подбивать их оленьей шкурой, чтобы лучше скользили.

     Как понимают наши люди, каждому человеку Духи дают свою смерть.

     Смерть за Панкой пришла весной, когда на реке рушился лед.
     С младшим сыном она возвращалась домой от береговых коряков, куда ездила помогать молодой женщине. Та  не могла родить долго.

     Была последняя дорога.
     Во многих местах  по реке  стояли уже  забереги.
     Ехали на полной упряжке из двенадцати собачек.
     Как потом говорил Панкин сын, он не смог удержать собачек.
     Только выехали из-за поворота, около самой полыньи мелькнула выдра.
     Собачки увидели ее, кинулись на лед.

     А лед к тому времени изрядно подмыло, собачки проломили лед и вмиг  ушли под воду.
     На твердый лед выбрался только сын Панки.
     Так захотели Духи, чтобы Панка утонула в реке, на которой долго жила.

     Все сильно жалели Панку…

     К тому месту прикочевало много оленеводов, и жили здесь долго, приносили жертвы Духам в память о Панке.
 
     Ивашка много дней плавал на лодке там, где река впадает в большую реку, и все время искал Панку.
     Он хотел найти ее, отобрать у Духов воды и похоронить по-христиански.
 
     Ивашка перекочевал  к тому месту, где умерла Панка,  сделал себе новую землянку на самом высоком месте.
     К нему перекочевали и русские и ительмены, которые жили ближе к тем местам.
     Все лето он  продолжал искать Панку.
     Удалось найти и похоронить обломки нарты, отдельные клочки  от ее камлейки.

     Ивашка жил очень долго.
     Промышлять пушнину он перестал.
     Для себя и старухи ловил только рыбу, куропаток, гусей и уток.
     Когда он сидел с книжкой, то всегда снимал со своей шеи крепкий ремешок, на котором был маленький белый крест и желтое колечко, и клал на столик  возле себя.
     Иногда он колечко надевал на палец, долго смотрел и плакал.

     Его завет выполнили.
     Когда он умер, то его похоронили в ту могилу, где он сам похоронил кусочки камлейки Панки.

     Про Ивашку, Панку и даже Кулагина наш народ помнит  до сих пор, а жили они здесь очень давно.
     Наш народ долго помнит о хороших людях, о тех, кто много думал, как лучше жить не только самому, но и другим людям.

     А Кулагин после смерти Панки жил мало, скоро умер.

     Говорили, в стойбище не стало дружбы.
     Сыновья мало любили отца, плохо его  слушались.
    
     Когда умер Кулагин, то его сыновья уехали каждый по своей дороге.
    
     Вот и все.

     Коряки ушли, оставив весь хлеб, и  не задав ни единого вопроса.

               


Рецензии