Нищий духом о смерти второй
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых,
которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Откровение 20:13-15
Нищий духом сказал: «Однажды я спросил у Диотимы: что значит быть записанным в Книге Жизни? Неужели изначально Бог записал избранных в Книгу Свою, а другие от века были обречены?
- Мудрые говорят, что в Книгу Жизни от начала были записаны все разумные создания Божии, но некоторые из нас столь далеко уклонились от света, что стёрли свои имена делами злобы и тьмы, ибо каждому из нас дарована свобода выбора: быть или не быть, - с печалью ответила Диотима, и мне показалось, что отвечая, она вспомнила о ком-то, кто был дорог ей.
- Но почему смерть вторую апостол называет озером огненным?
- Всё несущее в себе неизгладимую печать тьмы, будет уничтожено огнём и вернётся в небытие, - склонив голову, сказала Диотима и из глаз её потекли слёзы.
И я спросил себя: кого так оплакивает моя прозорливая подруга? И с трепетом подумал: быть может меня?».
Свидетельство о публикации №224102401781
Необычная и красивая литературная рефлексия.
Вопрос возможного критерия, по которому стирают имена из Книги Жизни, а в смерти второй уничтожают огнем и возвращают в небытие, всегда интересовал не только богословов, но и сочинителей. Например, в финале «Пер Гюнта» Ибсена к герою приходит Пуговичник для отправки его на переплавку. С великим трудом персонаж выясняет, что ему всего-навсего нужно было быть самим собой, чтобы не быть «брошенным в озеро огненное».
Пер Гюнт
Один вопрос лишь: в сущности, что значит
«Самим собою» быть?
…
Пуговичник
Быть самим собою – значит
Отречься от себя, убить в себе
Себя иль «я» свое. Тебе-то, впрочем,
Такое объясненье ни к чему.
Ну, скажем так: самим собой быть – значит
Всегда собою выражать лишь то,
Что выразить тобой хотел хозяин.
Пер Гюнт
А если ты всю жизнь узнать не мог,
Что выразить тобой хотел хозяин?
Пуговичник
Нужна догадка, Пер!
)
Существуют и другие подходы.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 25.10.2024 20:40 Заявить о нарушении
Благодарю за прекрасную рецензию.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что дела каждого христианина (а может и каждого человека), после смерти будут подвергнуты испытанию огнём и "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:13-15). Иными словами, огонь истребит "неправедные дела", но не уничтожит бессмертную душу самого человека, творившего их. Смерть же вторая относится именно к онтологии человека и образ её тоже огненный - "озеро огненное горящее серой". В "Откровении" говорится, что в конце времён в это озеро будут живыми брошены зверь, лжепророк и диавол (и "будут мучиться день и ночь во веки веков") (Откр. 19:20 и 20:10). Также сказано, что туда же будут повержены "смерть и ад" и те "кто не записан в книге жизни" (Откр. 20:14-15).
Вольно обобщая, можно сказать, что смерть первая - это переход души через огонь, который испытывает на прочность её земные дела; а смерть вторая - это погружение души в огненную стихию, где она то ли вечно страдает, то ли полностью уничтожается. Проблему вечных мучений мы с Вами как-то обсуждали. Здесь интересно то, что смерть и ад, тоже представлены как некие живые существа (персоны). Загадка.
Что значит: "самим собою быть"? Человек существо противоречивое и изменчивое. Сейчас я совершаю добро и исполнен любви к ближнему, а через мгновенье пылаю ненавистью и творю зло. Где же я подлинный? Быть может, сумма моих прижизненных добрых и злых дел определит в итоге кто я таков есть? Но так ли это? Меняют ли мои мысли и дела основу моего существа (образ Божий) или в онтологической глубине своей она остаётся неизменной? Быть может не дела и мысли, как таковые, а именно осознанное желание не быть, осознанное стремление к полному самоуничтожению своей личности вычёркивает человека из Книги Жизни? Впрочем, такое осознание напрямую зависит от мыслей и дел человека, а также от случившихся с ним несчастий. Ведь порой человек натворит или переживёт такое, что ему мучительно не хочется не просто не жить, а и не быть вовсе, исчезнуть навечно. Не случайно отчаяние считается в православии одним из смертных грехов.
Что касается мысли Пуговичника, что быть самим собой - это значит "всегда собою выражать лишь то, что выразить тобой хотел Хозяин", то у человека может быть не один Хозяин, а как минимум три и при этом подчас одновременно: Бог, тело (инстинкты, страсти и природные задатки) и диавол (здесь я опускаю другого человека в качестве Хозяина). В том и страдание, что человек постоянно борется, то с Богом, то с телом, то с диаволом. Побеждает в себе Бога - побеждается телом или диаволом. Побеждает диавола или тело - побеждается Богом. Во всех случаях человек является побеждённым, но только когда человек побеждается Богом, он одновременно и побеждённый и победитель, поскольку как "образ Божий", именно тогда он становится подлинно самим собой.
Всего доброго!
Лео Корсо 26.10.2024 02:06 Заявить о нарушении
"Быть может не дела и мысли, как таковые, а именно осознанное желание не быть, осознанное стремление к полному самоуничтожению своей личности вычёркивает человека из Книги Жизни?".
Возможно и так. Но такой критерий слишком человеческий. Чем отличается верующий человек от неверующего человека? На мой взгляд, верующий человек искренне и сознательно делегируют Богу права на свою жизнь и себя. У Ибсена в "Пер Гюнте" всё просто. Насколько это соответствует христианству? - мне трудно сказать. Быть собой означает: быть тем, чем создан был Богом. Если человек не стал собой (таким, каким его создал Бог), его душа отправляется на "переплавку". В Ад попадают только матерые душегубы, а такие как Пэр должны быть перелиты.
«Ты послан Пера Гюнта взять, который
Всю жизнь не тем был, чем он создан был,
И, как испорченная форма, должен
Быть перелит».
Всех благ и удачи!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 27.10.2024 02:01 Заявить о нарушении
заканчивают своё существование в озере огненном. Особенно, если учесть, что они там "будут мучиться день и ночь во веки веков". Спрашивается: за что? Ведь они делали то, к чему были предназначены Создателем. Лично мне это трудно понять. Разве что понимать "озеро огненное", как место, где живые создания не мучаются, а уходят в вечное небытие.
Возможно, я слишком вольно воспользовался ибсеновской цитатой и мне не следовало выходить за рамки контекста пьесы. Думаю, Пера Гюнта можно отнести к тем, о которых Христос говорит: "знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15). У Данте также есть пассаж на эту тему:
И я, взглянув, увидел стяг вдали,
Бежавший кругом, словно злая сила
Гнала его в крутящейся пыли;
А вслед за ним столь длинная спешила
Чреда людей, что, верилось с трудом,
Ужели смерть столь многих истребила.
Признав иных, я вслед за тем в одном
Узнал того, кто от великой доли
Отрекся в малодушии своем.
И понял я, что здесь вопят от боли
Ничтожные, которых не возьмут
Ни бог, ни супостаты божьей воли.
(Комедия 3:52-61)
"На мой взгляд, верующий человек искренне и сознательно делегирует Богу права на свою жизнь и себя".
Я полагаю, что идея Бога (Высшей, неподвластной человеку, Силы) присуща человеческому разуму изначально и в этом смысле, каждого можно назвать верующим. В мировоззрении каждого человека присутствует понимание того, что есть нечто такое, что властвует над этим миром и управляет им. Различие лишь в том, какие формы принимает эта идея при её осмыслении, характер которого во многом зависит от духовного уровня культурной среды, в которой человек пребывает. Для одних высшая Сила это разумная Личность, для других - безликий Абсолют, кто-то обожествляет Природу, Судьбу, Случай, Удачу, Рок и т. д. И нет человека, в мировоззрении которого напрочь отсутствовало бы иррациональное (источник не
только просвещённой веры, но и сонма нелепейших суеверий, коими нередко грешат и высокоучёные интеллектуалы). Можно добавить, что именно в этой сфере находятся те фундаментальные мировоззренческие принципы, которые в значительной степени определяют наше личное самосознание, а, следовательно, и наш выбор.
Всех благ!
Лео Корсо 27.10.2024 18:18 Заявить о нарушении
Возможно здесь уместнее вопрос: почему? Наверное, люди так устроены, что всегда обесценивают и проклинают старых и чужих богов, когда у них появляется новый Бог. Такой процесс находит свое отражение и в священных текстах. Бросить в огненное озеро, где они "будут мучиться день и ночь во веки веков" - это вполне по-человечески. К сожалению, вместе со старым и чужими богами часто уничтожаются и люди, которые им поклоняются и не хотят отказываться от них. Случаются и религиозные контрреволюции. Например, попытка реставрации Юлианом Отступником традиционной римской религии. Думаю, что правильнее "понимать "озеро огненное", как место, где живые создания не мучаются, а уходят в вечное небытие".
Да, слова Христа и пассаж Данте именно о таких людях.
"Я полагаю, что идея Бога (Высшей, неподвластной человеку, Силы) присуща человеческому разуму изначально и в этом смысле, каждого можно назвать верующим".
Если в плане ограниченности нашего восприятия объективной реальности 5 чувствами, то каждого можно назвать условно "верующим". А если в плане, что в личной парадигме каждого изначально присутствует идея Бога (Высшей, неподвластной человеку, Силы), тогда не уверен, что любого человека можно назвать верующим.
Всего самого лучшего!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 27.10.2024 23:28 Заявить о нарушении