Глава 29. Противоречия в описании личности и учени
Личность евангельского Иисуса представляется абсолютно загадочной.
Когда кажется, что удалось «узнать» Его и будто что-то проясняется из окутывающего Его тумана, — это чувство тут же исчезает. Не менее загадочно Его учение. Чему Иисус пытался научить своих учеников? Всегда ли Он сам следовал тому, что проповедовал?
Обобщим те противоречивые, нередко взимоисключающие, сведения о Нем, которые можно получить из Евангелий.
29.1."ЗАЧЕМ БЫЛО ВАМ ИСКАТЬ МЕНЯ? "
Своеобразный характер Иисуса обнаружился очень рано. 12-летний Иисус заявлял своим родителям: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том доме, что принадлежит Отцу Моему?"
На основании этого эпизода уже можно сделать некоторые выводы о Нем, учитывая что именно в столь юном возрасте закладываются определяющие черты будущей личности. Мы не видим здесь ни почтения к родителям, ни сожаления об их волнениях и пр., напротив, холодность и даже удивление: где же еще Он мог находиться, как не в доме Отца своего?! Может, это отголосок тех сплетен о Его рождении не от мужа матери и как результат - убеждение в том, что «истинный» Его отец действительно не Иосиф, а - сам Бог? А может, уже в этом возрасте у Него сформировалось чувство превосходства над прочими людьми , ощущение своей «божественности»?
Более о детстве и юношестве Иисуса из Евангелий неизвестно, за исключением единственного отрывка у Луки (2, 52), где сказано, что Он «преуспевал в премудрости и в любви у Бога и человеков».И все. Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учеными, заключается в том, что Иисус в период «утерянных» лет ( от 12 до крещения ,когда Ему было 29 или 30 ) находился в Назарете и никакой летописи о нем не велось, поскольку Он не делал ничего достойного упоминания.
Хотя Иисус был сыном плотника и сам, очевидно, был обучен тому же ремеслу, Он не избрал этот вид деятельности. Он покинул родной край , разорвал отношения со своей семьей , где вероятно, Его не понимали ,и вел жизнь странствующего Учителя-проповедника.
29.2."КРОТКИЙ СЛУЖИТЕЛЬ" или
"ОГОНЬ ПРИШЕЛ Я НИЗВЕЗТИ НА ЗЕМЛЮ" ?
Харизматическая личность Иисуса привлекала многих людей, Его сопровождали тысячные толпы людей, хотя нельзя уверенно сказать, что их привлекало больше: бесплатное лечение и «хлеба» , которыми Он насыщал их, Его проповедь , или сама поражающая мощью и таинственным магическим обаянием личность Учителя.
Иисус проповедовал любовь и мир, вечную жизнь в Царстве Божьем тем, кто примет Его учение и пойдет за Ним. Он учил людей милосердию, обещая, что накормив голодного, дав приют бездомному и одежду бедному; посещая больных и заключеннных в тюрьмы, помогая всем , кто нуждается в помощи, т.е. совершая добрые и бескорыстные дела, исполненные любви к ближнему, они унаследуют Царство Божие( Мф 25:34–46). Таким образом они уподобятся Отцу Небесному, Который одинаково посылает дождь и праведным, и неправедным (от Матфея 5:44–45).
Матфей словами пророка Исайи (42:1-4) описывает Иисуса как «кроткого служителя», взявшего на себя грехи людей:
«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы»(Матфея 12:20). Он не погубит даже то, что уже, казалось бы, мертво. Трость надломленная и лен курящийся- образы людей, бедных, сломленных жизненными бурями или пагубными страстями. Он не отвернется от них, напротив, утешит и поддержит своей кротостью и терпением, своим смирением и любовью: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня , ибо я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим».
Но как не вяжутся эти проникновенные слова кротости и любви с другими словами, обращенными к городам, не принявшим Его,несмотря на чудесные «знамения» : «Горе тебе Хоразин! Горе тебе Вифсаида!» .Вместо «кротости и смирения» — грозное обещание Содомской участи маленькому Капернауму, не пожелавшему принять Его «благую весть»: «на земле Содомской отраднее будет в день суда , нежели тебе» (Мф 11:24). Иисус наставлял апостолов :“А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому” ( Мф, 10:14-15). Проклиная «не принявших», Он не сделал исключения ни для детей, ни для беременных женщин.Неужели Иисус забыл о своих же наставлениях, которые Он давал последователям: «любите врагов ваших» (Мф 5: 44),«любите своего ближнего, как самого себя» (Матфея 19: 19) ?
Кроткий образ Иисуса в Мф 12:20 не соответствует также Его семикратному «Горе вам» в «наставлении о фарисеях» : «Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну? Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле!» ( Мф 23:33,35).В Ев Луки (12:5) Иисус предупреждает , что больше всего мы должны бояться того, кто имеет силу ввергнуть нас в ад: « скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Кто же этот обладатель такой огромной силы? Не сам ли христианский Бог Иисус Христос? В Откровении 1: 18 он говорит , что Он и только Он держит «ключи от Ада и Смерти». Неужели Его следует опасаться больше всего на свете? Он предупреждает:«Говорю вам: кто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает Своим перед Божьими ангелами. А кто откажется от Меня перед людьми, от того и Он откажется перед Божьими ангелами».
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» , — заявляет Иисус в (Лк. 12:49 ) . По свидетельству Павла: « Бог наш есть огнь поядающий», потому, что Им уничтожается «ржавчина грехов».
А. П. Лопухин объясняет страстное желание Христа «низвести огонь» так: «Огонь разрушает все вещественное и нечистое, все, что может быть истреблено.А неистребимое, не поддающееся его действию очищает от всяких примесей. Сюда можно отнести разрушение настоящего строя мира, очищение его сущности, уничтожение в нем всего тленного и противобожественного. Он очищает сущность этого мира, преобразуя его в новый , способный к вечному существованию». Однако, эту фразу Иисуса можно понимать и иначе.
Сам Иисус разъясняет:
"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Лк 12:51-53).
« Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» ( Мф 34-36).
Вероятно, этим грозным предупреждением Иисус хочет сказать своим ученикам и последователям о необходимости быть готовыми к тому, что с Его пришествием должно наступить время борьбы даже между близкими при решении вопроса, принять ли Его, так как :если «кто любит отца или мать более нежели Меня не достоин Меня и кто любит сына или дочь более нежели Меня не достоин Меня» (Мф 10: 37). У Луки эта мысль выражена еще жестче:«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).
Феофилакт Болгарский так комментирует эти слова:«Если плотские привязанности представляют собою решительные препятствия к последованию за Христом, то надо возненавидеть их ради Христа и разорвать с ними все. Ненависть перестает быть безнравственным чувством, когда она направлена на то, что решительно отклоняет человека от высшего его назначения - спасения души.
29.3."СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!"
Иисус призывает учеников следовать за Ним. Ученик Иисуса должен разделить с Ним свободу от семьи и собственности. Призванные должны как Иисус, словом и делом возвещать наступление ЦБ.
Тот, кто ради ЦБ пошел вслед за Иисусом, поставил на кон все, чтобы выиграть одно- бесценную «жемчужину».
...«А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:59–62).
"Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" »(Лк. 9:60; Мф 8:21-22)
В ответе Иисуса — полное пренебрежение к сыновним чувствам и к тем самым заповедям, за исполнение которых сам он только что так ратовал! В еврейском обществе, где почитание родителей — одна из десяти основных заповедей, где долг старшего сына участвовать в похоронах своего отца возведен в закон и ритуал, такой ответ просто невозможен. Если бы проповедник любого ранга произнес в данной ситуации аналогичную фразу, от него бы все отвернулись . Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего :родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу; вклады эти равнозначны, так как при отсутствии любого из них человек существовать не может. Похороны родителей очень важный момент в жизни верующего человека. Старший сын обязан участвовать в этой церемонии. На нем лежит обязанность прочесть над ними заупокойную молитву — кадиш. Этому обряду придается большое значение. Традиция говорит: даже тот, кто увидел похоронную процессию, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы четыре шага, в противном случае он уподобляется насмехающемуся над беспомощностью другого. Что уж говорить о похоронах своего отца! Кроме обязательного участия в похоронах, сын должен был соблюсти семидневный траур. Так что после слов Иисуса, не только скорбящий сын покинул бы незадачливого учителя, но и все слышавшие этот ответ разошлись бы по домам…
29.4." Любите врагов ваших" или
"врагов же моих...избейте предо мною" ?
Иисус в совершенстве отразил одну грань любви своего Отца:готовность прощать (Псалом 86:5) :
«если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15).
А когда "Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз."( Мф 21-22). Сам Иисус был готов простить своих мучителей, одними из его последних слов были: «Отец, прости их, ведь они не знают, что делают» (Луки 23:34).
Однако отношение к инакомыслящим, не принимающим Его проповедь, совершенно иное, милосердию и прощению здесь нет места: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк, 19:26-27).
Как же совместить это изречение Иисуса с заветами Нагорной проповеди:
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (От Луки, 6:27-28; От Матфея, 5:44) ?
29.5."Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь"
Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как «негодное". Он сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19 10 )
«Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13:24)
«Входите тесными вратами, потому что широки врата .., ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14).
Т.о., c самого начала была обозначена та печальная реальность, что погибающих много, а спасающихся мало.
Миллиарды населения земли остались равнодушными к проповеди "Благой " Вести. Для всех их ,какими бы хорошими людьми они ни были, "нет спасения вне Христа и Его Церкви" ; ЦН - не для них. Царство недостижимо даже для людей, верующих в Христа, если для них главное в жизни - родители, дети, семья, а уж потом - вера, т.к. Он сказал: "Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10:37), а , следовательно, - и Царства Небесного.
Все добрые дела человеческие заменены одним могущественным «добрым делом» – верой в Господа Иисуса Христа…
Зачем же Бог вообще сотворил тех, про кого знал, что они, в конечном итоге, окажутся в аду ? Ведь "тесные врата" столь узки, что протиснуться в них смогут очень немногие.
29.6."« В МИРЕ БУДЕТЕ ИМЕТЬ СКОРБЬ...Я ПОБЕДИЛ МИР"
" Иисус Христос называл Себя – "Истиной" («Аз есмь путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]).Стержень учения Христа – в противопоставлении темного начала (земной жизни, этого царства Князя мира сего, т. е. сатаны, дьявола) – светлому началу (Царству Небесному, т. е. царству Бога). Темное начало, соответственно, развенчивается и осуждается, а с ним – все главные опоры, основы земной жизни (в первую очередь, взаимоотношения в семье, брачная жизнь, забота о человеческом организме, и т. п.); светлое начало. напротив, – пропагандируется и возвеличивается.
Земная жизнь человека объявляется скоротечной, временной и как бы ненастоящей, неистинной, по сравнению с жизнью загробной – вечной и истинной. В этой истинной жизни каждому воздастся в соответствии с тем, как он вел себя на Земле: либо вечным блаженством, либо вечными муками.
Христос призывает всех людей быть совершенными, «как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Поэтому Он утверждает приоритеты Царства Небесного, которые отчетливо и ярко противостоят приоритетам земной жизни, и учит последователей руководствоваться в своем земном бытии законами горней жизни, единственным источником которых является Он сам. Противопоставление мира сего и Царства Небесного применительно к жизни человека предстает как противопоставление человеческой плоти – и духа. Плоть при этом осуждается, а дух превозносится.
Основным заветом Иисуса Христа является требование преобразования греховного царства Князя мира сего – то есть, Земли – в подобие Царства Небесного. Соответственно, жизнь людей должна коренным образом измениться и протекать не по утвердившимся за миллионы лет канонам и принципам, а по совершенно противоположным, но признанным за идеал в заповедях Блаженства.
Неприятие земного мира («мира сего», царства зла и неверия, подвластного Сатане) есть краеугольный камень учений Христа ; по существу это «эскапизм»: уход, бегство от несовершенного мира несправедливости и страданий.
Человеку следует всеми силами стремиться к духовному совершенству, чтобы вместо «мира сего» обрести «Царство Небесное (Божие)».Не следует избегать страданий, а тем более, видеть цель жизни в том, чтобы от них избавиться. Страдания осмысленные, очищающие душу, воспринимаются как Божье наказание за грехи, прошлые или будущие; как Божье испытание, посылаемое избранным для проверки их веры; как пример, посылаемый Богом для вразумления окружающих.
Христос в Евангелии от Иоанна делает необычайно знаменательное признание: « В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир"(Ин 16:33)
29.7. "ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ"
Нельзя не сказать и о том, что трудно связать с евангельским образом Христа, воплощающим милосердие, любовь и всепрощение,то, что Он верил в « муки ада» , в вечную кару. А Христос, как Он изображен в Евангелиях, несомненно, верил в вечное наказание, и мы неоднократно находим места, которые говорят об этом. Отношение к инакомыслящим, которое отнюдь не является необычным у проповедников, несколько умаляет величие такой исключительной личности, как Христос. В Евангелиях Христос о тех, кто не принимает Его и Его проповедь, говорил: «Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 13:41-42).
Иисус часто говорит в своих притчах относительно плача и скрежета зубов, ожидающих грешников . Козлищам Христос намерен сказать: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный» (Мф. 25: 41); «И пойдут сии в м;ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46); "там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13), " огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43)...
Непонятно,как Иисус, Который призывает, чтобы грешники покаялись и имели жизнь вечную, вдруг начинает их ненавидеть после смерти и для чего-то допускает их бесконечные, жестокие муки. Получается, "долготерпение" Бога было по отношению ко злу здесь, чтобы бесконечно мучить ТАМ? Короткой жизни во "грехе" положено вечное наказание в аду.
29.8. "Да светит свет ваш пред людьми" или
"Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас " ?
Уже при первом чтении Евангелия легко убедиться, что изложенные в нём правила изначально невыполнимы, какой бы великой верой вы ни были наделены.Большинство провозглашаемых правил, входя в один и тот же свод, находятся в противоречии друг с другом. Выполнение одного из них неминуемо влечёт за собой нарушение другого.Например, в одной главе Иисус призывает все добрые и молитвенные дела совершать демонстративно, чтобы у людей был лишний повод прославлять Отца Небесного, а в следующей- Он же осуждает такой показной способ взаимоотношений с тем же Отцом.
Так, Иисус говорит: «Пусть ваш свет так сияет перед людьми, чтобы они могли видеть ваши добрые дела и прославлять вашего Отца Небесного. ..Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы...И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме….
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".( Мф 5: 14-16)
Здесь Иисус учит своих последователей творить добро публично. Но затем Он противоречит сам себе, говоря: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».(Мф 6:1). Или милостыня не относится к числу «добрых дел», о которых говорится в 5:16 ?
В нагорной проповеди неоднократно подчёркивается, что для обретения Царства Небесного необходимо добиться высокой степени праведности. Нужно не делать одного и наоборот, делать другой. В то же время, всё Евангелие обещает то же самое Спасение на основании лишь веры в Иисуса и признания своей личной греховности. Сосед Иисуса по голгофскому кресту получает Царство вопреки своему жизненному пути ... (Лк. 23:39-43 ).
29.9. "ПСЫ", "СВИНЬИ" и "БРАТЬЯ"
Воззрения Иисуса в отношении язычников развивалось поэтапно. Вначале Он, очевидно, предполагал, что Его миссия должна распространяться только на евреев,на тот народ, среди которого Он вырос и с которым Его связывали монотеизм и Танах.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6) .
"Святоотеческое толкование" разъясняет эти слова Христа:
«Псы — неверные, а свиньи — хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия — нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас"
Можно понять это изреченние так, что Иисус учит избирательно относиться к проповеди: не всем можно давать святыню- "Слово Божье" и бросать жемчуг религиозных истин тем, кто совершенно погрязших в грехе. Но, по-видимому, вряд ли это верное толкование. Кого должно учить истине? Того, кто уже и так верит? Сам Иисус опровергает это, поскольку, когда Его обвиняют в связи с грешниками, Он говорит:
"не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф 9: 12).
За много столетий до Христа Соломон так выразил почти аналогичное словам в Ев. Мф (7:6) : «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. (Прит.23:9) Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя»(Прит.9:8). Почти то же, что у Матфея, но у Соломона нет оскорбительного разделения на собственно людей и "псов и свиней" в зависимости от их веры.
Такого разделения в принципе не было и у Иисуса, согласно тому же Матфею: Он проповедовал и лечил ВСЕХ; обращаясь к толпам , следовавшим за Ним, Он не выделял в них "свиней и псов". Более того, Он постоянно призывал прощать и любить ближнего, призывал возвещать "святыню" и "жемчуг" своего учения с крыши, т.е.ВСЕМ, без оглядки:
«Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.»(Мф 10:27)
Т.е. , ничего не таите, все ценное, что бы вы ни услышали от Иисуса в темноте ночи на ушко лично вам,возвещайте всем при свете дня даже с крыши.
Иисус учил, обращаясь не только к ученикам, но к народу, не выделяя в нем "свиней" и "псов" . Почему же такая "аномалия" в (7:6) ? "Аномалия" или принцип?
К кому же Он обращается в (Мф 7:6) ? Ответ следует из (7:1-5 ): - к "БРАТЬЯМ" ( как скажешь БРАТУ ТВОЕМУ (7:4)) , к единомышленникам. Т.е. "свиньи" - это , естественно, - "не-братья", это - те, кто не способен или не захотел Его принять...
Существует много толкований , разъясняющих кто тут «псы», а кто- эти дикие «свиньи», единого мнения нет..Однако, «Псы» появляются и в другой истории:
"И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и БРОСИТЬ ПСАМ.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час". (Мф 15: 21-28)
Миссия Христа по этой притче,- только для тех, кто признает Тору, для них сама концепция ЦБ имеет смысл. Современным Иисусу язычникам термины "Мессия", "Царство Божье" были непонятны, неприемлемы и даже бессмысленны.
"Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " . "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:24,26).
«Псы» здесь- язычники; в др варианте перевода- не «псы», а «собачки», «щенки», и "тон" другой- "увещещевающий"...
Как считают исследователи НЗ, эти логии( Мф 7:6 и 15:26) явл. аутентичными .
Вначале Иисус ограничивал свою деятельность только "домом Израиля":«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф., 10: 5–6).
Другое отношение обнаруживается в том случае, когда Иисус сразу после Нагорной проповеди не только приветствует неевреев, но и предостерегает закоснелых евреев.
Мф., 8: 5–6. "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает."
Сотник просит Иисуса не беспокоиться с личным визитом, но сказать исцеляющее слово на расстоянии. Иисус делает так, как просит сотник, говоря:
"…и в Израиле не нашел Я такой веры... Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"(Мф., 8: 10– )....
Чем больше загадок, противоречий, непонятных противоречивых заявлений мы находим в Евангелиях, тем больше становится желание узнать, каким был ОН. реальный Иисус из Назарета, прототип евангельского Христа. Были ли приведенные выше речения сказаны реальным Иисусом, или они приписаны Ему авторами Евангелий?
ПРЛОЖЕНИЕ 7. Л.Н.ТОЛСТОЙ "НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ"
Свидетельство о публикации №224102400182