Гурджиев и Успенский

Гурджиев и Успенский в конце жизни - полный тупик, полное банкротство.
При этом Гурджиев продолжал чудить, со всеми ругаться, окончательно уничтожая свою репутацию - но, по крайней мере, перед смертью успел подержать в руках свою главную книгу.
А вот у Успенского все было совсем грустно, хотя внешне все выглядело более благополучно. Плотная опека британских спецслужб, отчаянные попытки докричаться до каких-то мифических "тайных учителей" в надежде, что они существуют и сами выйдут с ним на связь, ночное мрачное молчаливое пьянство с учениками, последняя лекция, на которой он сказал, что "никакой системы нет" (как это похоже на позднего Щедровицкого с его этим "облить бензином и сжечь").
Мне кажется, все дело в их собственных завышенных ожиданиях. Задачи они ставили непомерные. И очень многого добились. Но они хотели или все - или ничего. А так не бывает. Взяли бы то, что точно работало - гурджиевские танцы, его "стоп", эннеаграмму, новую модель вселенной, четвертый путь - и собрали бы это в компактную и действенную программу. А остальное оставили бы потомкам, чтобы им не пришлось начинать с начала, а можно было бы начать с точки, которой они достигли.


Рецензии