Размышления о марксизме. - 34
Всякая демократия должна иметь организационные инструменты для своего осуществления и самозащиты. Если демократия провозглашена, но не организована система её организационных инструментов, то, пожалуй, её нельзя и называть демократией, - ведь она останется лишь на бумаге, без фактической возможности нормально действовать и устойчиво защищать себя.
Революция 1917 года создала целую систему таких организационных инструментов. Прежде всего это сам принцип организации работы Советов. Советы охватывают и местные районы и всю страну в целом; выдвижение депутатов производится в трудовых коллективах; избранные депутаты, как правило, продолжают работать на своём прежнем месте, в том же коллективе; из числа депутатов избираются специальные комиссии Совета по разным направлениям работы, на заседаниях этих комиссий могут присутствовать и не члены комиссий и даже не члены Советов, если они заинтересованы в разбираемых вопросах; каждый депутат регулярно и довольно часто отчитывается перед выдвинувшим его коллективом; депутаты в своей работе (и это, пожалуй, самое главное) опираются на группы активистов из трудовых коллективов, и эти группы всё больше и больше расширяются.
Вторым важным инструментом социалистической демократии следует назвать закреплённый в Уставе механизм внутрипартийной демократии.
Практика первой половины советской истории дала и такие организационные инструменты как Центральную Контрольную Комиссию (ЦКК), Комиссию партийного контроля при ЦК, Комиссию Советского контроля при Совнаркоме, Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), группы Народного Контроля на местах, периодические кампании партийных чисток, закрепление шефства производственных коллективов над учреждениями, так называемые «бюро жалоб», широкие права профсоюзов и так называемых «женотделов», выборочные проверочные рейды рабочих активистов, механизм так называемого «выдвиженчества» с низов на управленческую работу, народные заседатели в судах и выездные суды в трудовых коллективах, высокая роль прессы и её контакт с населением, широкая сеть нештатных корреспондентов (так называемые «рабкоры» и «селькоры»), прикреплённость руководителей-коммунистов к партийным ячейкам предприятий и обязательность отчётов руководителей любого ранга в трудовых коллективах, регулярное проведение партконференций и собраний, механизм внутрипартийных дискуссий, поощрение разоблачительной сатиры, уголовное преследование за крайние проявления бюрократизма и перерожденчества с очень широкой опорой на актив народа (то, что сегодняшние антисоветчики злобно называют «стимулированием доносительства») и, наконец, всяческое поощрение самодеятельного создания низами новых разнообразных и нешаблонных форм активного контроля снизу.
Однако нужно ещё раз повторить, что организационные инструменты демократии лишь позволяют с их помощью осуществлять влияние на общественную жизнь, но сами по себе не дают и не могут дать необходимых гарантий. Эта мысль проста и понятна, - она применима к любому инструменту в любом деле. Каждому понятно, что одно наличие, например, молота ещё не даёт нужного результата, если человек не умеет ковать или, скажем, слаб физически.
Какими бы формально правильными ни были инструменты демократии, но результат и сколько-нибудь прочная гарантия зависят не от них, а от качеств пользователя ими. Первым среди этих качеств, по-видимому, нужно назвать объективную значимость соответствующего слоя общества, его экономическую и социальную роль в общественной жизни. В этом отношении всё, вроде бы, обстоит благополучно, так как экономическое и социальное значение массы социалистических трудящихся достаточно весомо.
Но следующим необходимым качеством нужно назвать уровень знаний и умений, уровень просвещённости, в том числе и политической, а с этим дело обстоит поначалу непросто. Как говорил Ленин: «Советские законы очень хороши, потому что предоставляют всем возможность борьбы с бюрократизмом, - возможность, которую ни в одном капиталистическом государстве не предоставляют рабочему и крестьянину. А что – пользуются этой возможностью? Почти никто! Что мешает? Наши законы? Напротив, законов написано сколько угодно. Но это дело без общего подъёма культуры не решить… Мы пока не достигли того, чтобы трудящиеся могли участвовать в управлении, - кроме закона есть ещё культурный уровень, который никакому закону не подчинишь. Этот низкий культурный уровень делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления ЧЕРЕЗ трудящихся, на самом деле являются органами управления ДЛЯ трудящихся, через очень узкий передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы.»
Этот необходимый уровень общей культуры и политической просвещённости создаётся не сразу, а в течение многих лет. По этой причине эффективность практического пользования социалистической демократией и степень её гарантированности поначалу не являются высокими и возрастают (разумеется, при сохранении правильного политического курса) лишь со временем.
Но уже названных двух качеств всё же мало. Третьим и, может быть, самым главным, самым существенным качеством является активное желание и готовность большой части класса использовать эти организационные инструменты социалистической демократии в своих революционных интересах. Обывателизация и пассивизация пролетариата сводит «на нет» и эффективность этих инструментов, и какую бы то ни было степень гарантированности даже при сохранении объективного места класса в экономической жизни и при возросшем уровне общей культуры.
При отсутствии желания и революционной готовности большой части класса бороться посредством этих инструментов они превращаются в пустую формальную структуру, социалистическая демократия перестаёт работать, неизбежная тенденция перерожденчества, не встречая препятствий, начинает расширяться, и более того – как мы видели в позднесоветское время, это перерожденчество, пользуясь обывательской пассивностью класса, подчиняет эти инструменты себе, показушно сохраняет их внешнюю форму, но решает через них уже свои собственные антисоциалистические интересы.
Вот почему когда мы ставим вопрос об эффективности и гарантированности инструментов социалистической демократии, мы должны искать залог эффективности и гарантии не в них самих, а в качествах класса. Мнение, что можно изобрести такие организационные инструменты, которые сами по себе, независимо от уровня революционной активности класса, обеспечат эффективность и гарантию, является очень ошибочным.
А вот отчего может спадать революционная активность класса, отчего он на долгом пути может впадать в пассивность или в политическую дезорганизованность, это отдельный вопрос, который, конечно же, нужно разобрать особо.
- - - -
Завершить эту запись хотелось бы большой подборкой цитат из различных государственных и партийных документов первой половины советской истории, главным образом – из материалов съездов, пленумов и специальных постановлений Центрального Комитета ВКП (б).
- «Коммунистов, членов Советов, необходимо обязать во что бы то ни стало давать отчёты своим избирателям не реже одного раза в две недели… Рабочих, пробывших на чисто советской работе более трёх месяцев подряд, следует возвращать на заводы по крайней мере на один месяц.»
- «Смешивать функции партийных и государственных органов ни в коем случае не следует. Такое смешение дало бы гибельные результаты. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их.»
- «Формально партия не может давать профсоюзам никаких директив. Но партия даёт директивы коммунистам, работающим в профсоюзах. Известно, что в профсоюзах имеются фракции коммунистов, так же как и в Советах. Обязанность этих коммунистических фракций состоит в том, чтобы добиваться путём убеждения таких решений, которые соответствуют директивам партии. Этим путём достигается единство действий самых разнообразных организаций пролетариата. Без этого мы имели бы разброд и разнобой в работе ораганизаций рабочего класса.»
- Внутри партии обсуждение всех спорных вопросов партийной жизни вполне свободно до тех пор, пока решение не принято.»
- «Коллегиальность в процессе обсуждения или решения должна безусловно уступать своё место единоличию в процессе исполнения.»
- «Необходимо принять действенные меры к организационному воспитанию широких рабочих кругов и к постоянному привлечению из среды рабочего класса свежих элементов, способных выполнять организаторскую работу.»
- «Все ответственные работники, независимо от занимаемой должности, должны быть прикреплены к фабричным, заводским, красноармейским или сельским ячейкам. Они обязаны посещать все общие собрания и давать на них отчёты.»
- «Ответственные работники-коммунисты не имеют права получать персональные ставки, а равно премии и сверхурочную оплату.»
- «Партия не должна создавать таких условий по отношению ко всей остальной рабочей массе, которые дали бы повод думать, что тяга в нашу партию диктуется стремлением со стороны отдельных элементов рабочего класса улучшить своё материальное положение.»
- «Требуется, чтобы руководящие партийные органы прислушивались к голосу широких партийных масс, не считали всякую критику проявлением фракционности и не толкали этим добросовестных партийцев на путь замкнутости.»
- «В дальнейшей работе производственных совещаний необходимо стремиться к тому, чтобы наряду с выявлением и устранением недочётов в производстве, легко замечаемых рабочими, совещания занимались также вопросами существенного улучшения производства в целом, поднятия всего заводского хозяйства и удешевления продукции. Необходимо усилить внимание к отдельным предложениям рабочих, направленных к улучшению производства, и вести учёт этим предложениям, независимо от того, приняты они или нет.»
- «Всемерно содействовать тому, чтобы каждый беспартийный рабочий видел в своём профсоюзе свою организацию, им избираемую, контролируемую и ему подотчётную. Лишь при соблюдении этих условий профсоюзы смогут выполнить свою роль школы коммунизма.»
- «Серьёзное значение приобретают вопросы руководства рабселькоровским движением. Разоблачительная работа печати должна вестись по принципу полного выявления болячек нашего госаппарата, не взирая на лица.»
- «Обращают на себя особое внимание добровольные организации общественной инициативы, особенно организации рабкоров и селькоров. Организации рабкоров и селькоров имеют большую будущность. При своём развитии эти организации могут сыграть роль величайшего выразителя и могучего проводника пролетарского общественного мнения. Сила пролетарского общественного мнения в деле обличения и исправления недостатков нашей действительности намного серьёзней, чем сила административного давления.»
- «Дело не только в том, чтобы газета агитировала и обличала, но прежде всего в том, чтобы она имела богатую сеть работников и добровольных корреспондентов по всей стране, чтобы нить от партии через газету проходила ко всем без исключения рабочим и крестьянским районам и чтобы взаимодействие между партией и государством с одной стороны, промышленными и крестьянскими районами с другой стороны, было полное.»
- «Продолжать систематическую и неуклонную борьбу с остатками методов командования и назначенства по отношению к Советам.»
- «Определилась громадная роль (которая в дальнейшем будет ещё более возрастать) производственных совещаний, конференций и системы выдвиженчества, как форм непосредственного участия рабочих в организации производства. Всё это даёт возможность сделать дальнейший более решительный шаг в освобождении низших звеньев от мелочной опеки, контроля и отчётности. Целесообразно существование временных контрольных комиссий рабочих, как органа производственных совещаний.»
- «Рабоче-крестьянская инспекция должна вовлекать рабочих во все стадии своей работы, вынося итоги работы на обсуждение общезаводских собраний.»
- «Неуклонно преследовать всеми мерами, вплоть до привлечения к суду, всех служащих госаппарата, виновных в пренебрежительном, барском, высокомерном отношении к посетителю. Проявление невнимательности к рабочему или крестьянину со стороны любого служащего должно рассматриваться как саботаж и преступление против Советской власти.»
- «Усилить проверку исполнения советских законов, обеспечив с помощью рабочих и крестьян массовую проверку проведения в жизнь всех важнейших мероприятий правительства.»
- «Нередки случаи однобокого выдвижения исключительно коммунистов, что создаёт опасность отрыва партийцев от рабочих и способствует насаждению карьеризма в партийных организациях.»
- «Следить за тем, чтобы члены выборных органов, заменённые по выборам новыми товарищами, не переводились только потому, что они были ранее избраны, на другую ответственную работу, а направлялись бы на низовую работу или на производство.»
- «Обеспечить свободу внутрипартийной критики, что исключает такого рода методы, когда самостоятельная мысль и всякое критическое замечание заранее отбрасываются как "уклон", "бузотёрство" и тому подобное.»
- «Рабоче-крестьянская инспекция может выполнить стоящие перед ней задачи только в том случае, если она будет неуклонно расширять привлечение к борьбе с бюрократизмом подлинно широкие массы трудящихся, если она всё в большей мере будет становиться организатором рабочих и крестьян, осуществляющих контроль над работой госаппарата, если она всё в большей мере будет превращаться в организацию проверки беспартийными работы партийных, если через неё беспартийные рабочие и крестьяне научатся осуществлять предоставленные им права. Всякая иная «борьба с бюрократизмом», не опирающаяся на активность и самодеятельность рабочего класса, пытающаяся подменить контроль самих рабочих и крестьян деятельностью одного лишь того или иного аппарата, хотя бы и самого добросовестного, не может дать никаких серьёзных результатов.»
- «Нужно всё активней прибегать к новым, выдвигаемым идущей снизу рабочей инициативой, методам (временные рабочие контрольные комиссии, выборные от рабочих в бюро жалоб, привлечение рабкоров, обсуждение выводов обследований на заводах, создание специальных групп содействия, «налёты» рабочих на советские учреждения, рассмотрение дел обвиняемых в бюрократизме на рабочих собраниях и так далее).»
- «ЦК придаёт огромное значение начавшей развёртываться в последние месяцы массовой борьбе рабочих с бюрократизмом в форме шефства заводов над государственными учреждениями. Основная задача рабочего массового контроля снизу состоит в том, чтобы по окончании чистки шефы-заводы прикрепляли к учреждениям свои рабочие бригады для постоянного, систематического контроля над выполнением аппаратом подшефного учреждения важнейших директив партии и правительства. Шефские бригады должны систематически докладывать о результатах своей работы на заводских собраниях и на заседаниях коллегии РКИ. Руководители учреждений должны отчитываться о своей работе на собраниях заводов-шефов с обязательным содокладом рабочих бригад. ЦК и ЦКК считают необходимым пресекать всякие попытки излишнего регламентирования шефства, вгоняющего это движение в узкие рамки бюрократических уставов, сужающего или ослабляющего инициативу и активность рабочих масс.»
- «В ходе регулярных партийных чисток из партии должны быть вычищены: 1) классово чуждые и враждебные элементы, обманным путём пробравшиеся в партию и остающиеся там для разложения партийных рядов; 2) двурушники, живущие обманом партии, скрывающие от нё свои действительные стремления и под прикрытием лживой клятвы в верности партии пытающиеся сорвать на деле политику партии; 3) открытые и скрытые нарушители железной дисциплины партии и государства, не выполняющие решения партии и государства, подвергающие сомнению и дискредитирующие решения и установленные партией планы; 4) перерожденцы, сросшиеся с буржуазными элементами, не желающие бороться на деле с классовыми врагами, рвачами, лодырями, ворами и расхитителями; 5) карьеристы, шкурники и обюрократившиеся элементы, использующие пребывание в партии и на службе у советского государства для своих личных, шкурнических целей, оторвавшиеся от масс и пренебрегающие нуждами и запросами рабочих и крестьян; 6) морально разложившиеся, роняющие своим неблаговидным поведением достоинство партии, пачкающие знамя партии.»
(Конец ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ ЗАПИСИ).
Свидетельство о публикации №224102400442