Пушкин Черный человек

(просто заметки о чернении жития у Пушкина, Есенина и Высоцкого
может лучше б отбеливали б ... лучшей б? )

Черный человек из потустороннего мира эпохи Праматерей и Хаоса из трагедии «Моцарт и Сальери» :А.С. Пушкина:
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.

***
Черный человек — это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии.

***
Начернил:
Очерченный чернью черный человек из черноты толп черни в  черный день с дождем чернильным  начертил черту = это чОрт роднОй

***
Толковый словарь Даля онлайн
ЧЕРНЫЙ
кровь, черножильная, обратная или венозная. - мысли, дума, мрачные, печальные. - крыльцо, лестница, задний ход. - глаз, недобрый, завистливый. - концы, что прячут, таят. - тук, удобренье из отхожих мест; лопаточный, густой; леечный, жидкий; пудрет, сухой. Не все то цыган, что черно. Береги (или: паси) денежку про черный день. В черный день не мирись, не кумись - ссора будет. Черный день придет, приятели откинутся. Черна коровка, да бело молоко. Работа черна, да денежка бела. Черен, да задорен, бел, да не смел. Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза. С черным в лес не ходи, с рыжим бани не топи. Напился, чернее матушки грязи (чернее государевой шляпы). Черен, как сажа, как уголь, как смоль, как ворон, как ночь, как земля; чернее грязи, сажи, угля и пр. Черная одежда не спасет. Черная (ряса, одежда) не спасет, белая не клянет. Черненький, маленький, а колодой ворочает (блоха)? Черненько, маленько, в платье вскочило, царя разбудило (блоха)? Черненько, маленько, на всех садится, царя не боится (блоха)? Ворон, да не конь; черен, да не медведь; шесть ног без копыт, рогат, а не бык (черный таракан)? Черная трава, Orobus niger, укладник, цыганка или железная трава, черные черевички, она ж. Черный папоротник, растен. Struthiopteris germanica. Черноватый пск. чернотный, темный, исчерна, или весьма смуглый. Черноватенькая девочка. Пшеница черновата, не хороша. Черноватость, качество по прилаг. Черновой, о письме, чертеже, написанный начерно, для поправки и перебелки. Оставь черновое письмо у себя, на случай справки. Чернить что, вычернить, окрасить черною краской. Чернить волоса, подкрашивать. Чернить кожи. | Марать, грязнить, пачкать. Не трогай, не черни рук! Подкладка эта чернит, марает белье. Не все то белит, что бело; не все то чернит, что черно. | Зачернять, о письме, вымарывать, херить; | начернить, написать, набросать начерно. | *- кого, очернить, марать, обносить, клеветать, злословить. Она всех чернит. Он поведеньем своим чернит весь полк. Черниться, страдат. | Чернить себя. Заставляют арапом рядиться, а ему черниться неохота. На гребцах шляпы чернеют, кушаки на них алеют, песня. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют, Пушкин. Вишня дочернела. Пашня издали зачернелась. Кожа вся исчернела и потрескалась. Небо почернело. На ветру все дети перечернели, загорели. | Чернота ж. черность церк. свойство черного. Чернота арапа поражает. Он известен чернотою рук своих, грязен. Чернота этого поступка неоспорима. Одеяние черность имущее, Акты. Чернота, смол. зап. грязное черное белье, в стирку. Пересчитай и дай прачке черноту. Чернь ж. чернота. | Донск. чернолесье; | зап.-сиб. густой, непроходимый лес, в вост. сиб. тайга. | Род черной финифти по серебру, черное серебро. Табакерка, ложка с чернью, встарь устюжской работы. Ходить в черни, зап. в жали, в печали, в трауре или в черном. | Чернь, черный народ, простолюдины, особ. толпа, ватага их. Чернь бушует - о чем, не знает! Из черни вышел, да пообчистился. | перм. чернь, народ; | Черняй, чеглок. Чернец м. черница ж. монах, монахиня; черничище (черничаща), стар. говор. смиренно, о себе; черничка, умалит. Чернец молодец, по колена в золоте? горшок в печи. Чернецовы, черницыны рясы. От беды (не) в чернецы. Не всем чернецам в игумнах быть. Пришло чернецу к одному концу. Чернец чернеца осуждает. Есть чернцы, да на Симонове. Ловец да чернец и по ночам мало спят. Господь умудряет слепца, а дьявол искушает чернеца. Чернец и черница всякую свадьбу портят. Чернильник, кто делает чернила, торгует ими. Чернитель м. чернительница ж. чернильщик, чернильщица, обносчик, клеветник, злоречивый человек. Черничие ср. церк. лесная смоква, фига. Уби градом винограды их, и черничие сланою (обледеницей), Псалтирь. Чернеина ж. арх. ручейки, по белой, от ягеля, тундре, и ёрник около ключей. Составные слова, с нареч. черно-, б. ч. понятны по себе. Черно-багровый дым венчал их (огненных дерев) вершины, Жуковский. Чернобокий корабль, Гнедич. Чернобольцы, старый раскольничий толк стародубщины, весьма близкий к беспоповщине. Черноболеский вологодск. шалун и проказник? Черноборец, стар. сборщик подушного или черной дани, черной куны, черного бора, взимавшегося по разу, при каждом новом князе. Чернобородый персиянин.

***
Черный день
образное выражение, которым русские люди именуют самое трудное время своей жизни, время нужды, безденежья, несчастья. «черный день» - это война  и голод, болезнь  и смерть близких, безработица и нищета.   Это дни бессилия,  безнадежности, власти внешних факторов над человеком. В русской культуре сложился обычай всегда быть готовым к таким нелегким дням: откладывать деньги «на черный день», иметь запас продовольствия, хранить старые носильные вещи.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
Черный день — (иноск.) день несчастный (б;да, нужда). Ср. Черный день придетъ, пріятели откинутся. Ср. Вообще на деньги она смотритъ, какъ на что то исключительное, волшебное, долженствующее придти на выручку въ черный день. Салтыковъ. Пестрыя письма. …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

***
Черный человек — это один из обликов, который принимает черт — персонаж русской народной демонологии.

***
А что народа наш православный : - чернь толпы и толпы черни об этом нам завещал да стращал?

1) в народе черный – цвет Зла, беды, горя и погибели
2) в народе черный день – день несчастий
3) в народной демонологии – черный человек – это сатана, обернувшийся чертом
4)    по словарю Даля чернь - черный народ, простолюдины, особ. толпа, ватага их.

Пушкин, конечно, был среди тех новаторов слова, которые мастерили русский литературный язык. Но ему не было нужды из слов  «чернь =  народ = толпа»  лепить нечто иное, кроме всем понятного.

***

Прекрасное должно быть величаво
 
Прекрасны  Черный лебедь и Черный ворон
Под ракитою зелёной —творение Н. Верёвкина, являющаяся прообразом романса (1837)

Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.

«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!

Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.

Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;

Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.

Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин»   
(1831) Николай Фёдорович Верёвкин

Чёрный ворон — вариант, записанный генералом П. Красновым (1909).
Чёрный ворон, что ты вьёшься
Над моею головой.
Ты добычи не дождёшься:
Чёрный ворон! — я не твой!
Ты лети-ка, чёрный ворон,
К нам на славный Тихий Дон.
Отнеси-ка, чёрный ворон,
Отцу, матери поклон,
Отцу, матери поклон
И жененке молодой,
Ты скажи ей, чёрный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой.
Наша свашка — была шашка,
Штык булатный — был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.

***
«Чёрный человек» — поэма Сергея Есенина.
 Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М. 1926, № 1, январь.

Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки 1922—1923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше.

«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.
https://vk.com/wall-24263942_210677

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек,
Черный, черный!
«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, —
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет „она“,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, —
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость.
Эта слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
... Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
[1923–1925.]

Одно толкование при токовании Л.Оборина с О. Лекмановым:
Почему Есенин в последние годы хотел походить на Пушкина, какие отношения у него были с зеркалами — и откуда берётся центральный образ поэмы, «чёрный человек»?
«Хочу походить на Пушкина, лучшего поэта в мире», — говорил он (САЕ).

Давайте о главном: почему этот человек — чёрный? Мы уже сказали об отсылке к пушкинским «Моцарту и Сальери». Там «чёрный человек» заказывает Моцарту реквием, и дальше Моцарта преследует эта чёрная тень, ему кажется, что этот чёрный человек сидит с ним и Сальери за обедом. Понятно, что это мрачное предвестие гибели. Заказ человек так и не забирает, Моцарт пишет реквием самому себе. Но эта зловещая чернота есть и в других произведениях русской литературы. Например, есть «Чёрный монах» Чехова — предвестник сумасшествия. А у Есенина читаем: «Как над усопшим монах».
Конечно, можно подбирать разных «чёрных человеков» из русских и западных текстов. Но по-моему, отметив в тексте присутствие Пушкина, который здесь точно есть, объяснение можно дать чисто «визуальное». У Есенина читаем: «Приподняв свой цилиндр / И откинув небрежно сюртук». Но ведь как раз Мариенгоф, Есенин и Шершеневич ввели такую моду: появляться и выступать на людях в чёрных цилиндрах, в сюртуках или фраках. Есть много фотографий, где они в этих фраках. И Есенин с тростью, которая «к морде» летит, тоже часто так ходил.
Понятно, что здесь человек отражается в зеркале. Есенин отражается сам в зеркале, он одет в чёрное, а уже на это наслаиваются ассоциации, связанные не только с цветом одежды, но и вообще с чернотой как с символом ночи, смерти, гибели.
https://polka.academy/materials/769
***
две шутливые строчки у Льва Мея, поэта конца XIX века:
«Посмотрись, разбойник, в зеркало, / Эк те рожу исковеркало!»
***
В. Высоцкий: Мой чёрный человек в костюме сером - 1979
Мой чёрный человек в костюме сером.
Он был министром, домуправом, офицером.
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

Я суеверен был, искал приметы, —
Что, мол, пройдёт, терпи, всё ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше — никогда!"

Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы — в Тюмень;
Пора такого выгнать из России,
Давно пора, — видать, начальству лень!"

Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я всё отдам, берите без доплаты
Трёхкомнатную камеру мою.

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
"Не стоит рифмовать: "Кричу — торчу"!"

И лопнула во мне терпенья жила,
И я со смертью перешёл на "ты" —
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отвечу на вопрос:
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято,
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, —
Мне выбора, по счастью, не дано.

***

«Чёрный ворон» — народная переработка стихотворения-песни унтер-офицера Невского пехотного полка Николая Верёвкина «Под ракитою зелёной», впервые опубликованного газетой «Русский инвалид» 8 сентября 1831 года[1]. Стихотворение «ушло в народ» и бытовало в качестве песни в различных вариантах[2][3]. Относится к жанру жестоких романсов[4]. Песня считается казачьей и повествует о погибающем казаке, который просит ворона передать родным о своей гибели[5].
Генерал Пётр Краснов считал её песней донских казаков времён Кавказской войны 1817—1864 годов:
{Инфо:
Зубова Н. И. Песни советской эпохи в современном фольклорном бытовании // Фольклор Урала. — Свердловск: Уральский государственный университет, 1989. — Вып. 10: Современный русский фольклор промышленного района
Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. — М.: Издательство Р. Голике и А. Вильборга, 1909.
Размахнин А. М. Поколения городских песен // Актуальные проблемы филологической науки: взгляд нового поколения: Доклады студентов и аспирантов филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Вып. 2 / Отв. ред. Л. А. Жданова. — М.: МАКС Пресс, 2007
Петренко Е. В. Жестокие романсы Тверской области Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine // Труды региональных конкурсов Тверской области научных проектов 2011 г. в сфере гуманитарных исследований. Выпуск 3 — Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011}

***
Версия Вики не педии а Пилипенко редакция Femmie:
Пушкин — первый из русских классиков, в чьём творении появился образ загадочного чёрного человека. У Александра Сергеевича он фигурировал в поэме «Моцарт и Сальери». По сюжету, таинственный незнакомец, одетый в чёрное, заказал Моцарту написать реквием. Реквием, как известно — это траурное произведение на смерть кого-либо.
Встреча музыканта с незнакомцем была недолгой, но всё равно сильно встревожила Моцарта. Он никак не может отделаться от мыслей о нем, ему кажется, будто черный человек его преследует:
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третий
Сидит, — рассказывает он Сальери.
Рассказывает — и уже через несколько минут умирает, отравленный собственным приятелем, едва доиграв тот самый реквием. За которым, кстати, заказчик так и не явился. Получается, Моцарт написал его самому себе.
Таким образом, чёрный человек становится для Моцарта предвестником скорой гибели — фигурой пугающей и мистической

***
У Г. Красухина:
У Пушкина некий Чёрный человек заказал Моцарту «Реквием», но пропал, не явился за заказом, смутив душу Моцарта, заставив композитора думать о нём, о чём он говорит сидящему с ним за ресторанным столиком Сальери:

               Мне день и ночь покоя не даёт
               Мой чёрный человек. За мною всюду
               Как тень он гонится. Вот и теперь
               Мне кажется, он с нами сам-третей
               Сидит.

Но Пушкин нередко в своих маленьких трагедиях мифологичен. Так, сам цвет человека «чёрный» в народных мифах и сказках часто указывает на символ смерти3 . Так что, помимо прочего, рассказывая о Чёрном человеке, Моцарт делится с Сальери предчувствием собственной смерти. И, как мы знаем, не ошибается в своём предчувствии.
Что же общего между Чёрным человеком Пушкина и Чёрным человеком Есенина? Прав ли покойный учёный Вадим Леонидович Цымбургский в том, что «слова зачина поэмы “Чёрный человек”: “Спать не даёт мне всю ночь” звучат неоспоримой реминисценцией жалобы Моцарта из трагедии: “мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек”»?4
По-моему, неправ! Такую реминисценцию легко оспорить: у Есенина герой мучается «не день и ночь», как у Пушкина, а только «всю ночь». И это, кстати, их важнейшее отличие.
Известно, что «Чёрный человек» не был напечатан при жизни поэта. Скорее всего, по вине Есениной-Толстой до сих пор в поэме сохранились такие строки:

               Голова моя машет ушами,
               Как крыльями птица.
               Ей на шее ноги
               Маячить больше невмочь.
***
Из терок с Вл. Мирзояном:
Рецензия на «Есенин. Гибель. Петух Delirium» (Владислав Мирзоян)
Добрый день с дождливым осенним утром скончавшегося бабьего лета
В поисках дефиниции Чернь (а Пушкин в 1828 посвятил ей целое стих-ие) наткнулся в словаре Даля на черного человека в черный день и на неск. статей по линии огня
Черный человек = Пушкин - Есенин - Высоцкий
Есть ли у Вас в Вашей истории гибели САЕ эта тема (сюжет), в частности, о дуэли этих наших всех с Черным челом
Спасибо    Егор З.  Егор Зыков   23.10.2024 14:20   
"Чорный человек" ( а Есенин написал бы именно так через О, кака чОрт) это вещь исповедальная. Истоки её, несомненно - в письме Пушкина Вяземскому: "Толпа жадно читает исповеди..." ( А Есенин пристально читал письма Пушкина)
Но в декабре 1921 оин молодой человек покончил собой выстрелом в голову. И Есенин считал себя виновником (косвенным) его гибели. И менно тогда он и СОЧИНИЛ "Чорного..." - конец 21-го, начало 1922-го. А ЗАПИСАЛ в ноябре 1925. К тому же в это время Шершеневич ставит свою пьесу "Дама в черной перчатке" - ну и Ес. туда же. И ещё - встреча с Чорным - эпизод из жизни философа В.Соловьева: на пароходе из Египта, он зашёл в каюту, а там - сидит волосатый! Соловьёв грохнулся в обморок. В салонах-ложах Гиппиус, Ясинского ( и не только) это жарко обсуждалось, а Ес. вышел не из деревни, (из деревни он родом,) а из этих салонов (литературно). А есениноведы, даже серьёзные, пишут о "Чч" всякую хрень.
Вот и вся дИфиниция. Владислав Мирзоян   23.10.2024 12:33

***
Гальцева Рената Черный человек  Идейно-художественный замысел «Моцарта и Сальери»
В безличии «одетого в черном» душа Моцарта учуяла вестника смерти. Это очень понятно и просто. Так просто, что, стоило Пушкину задержаться на этом лишнюю минуту, как охотникам до позитивных умозаключений открылось бы раздолье: «Пушкин в лице Моцарта вывел психологию заболевшего гения, подверженного галлюцинациям, который, под давлением самовнушения»…
В «Моцарте и Сальери» необычное у Пушкина двустороннее вторжение сверхъестественных сил в человеческую жизнь ставит это произведение на совершенно особое место. Это можно выразить так: чудо Моцарта врывается в земные расчеты Сальери; в ответ отравитель, с помощью потустороннего черного существа, рассекает человеческое естество Моцарта. Двустороннее вторжение мистического «в человеческое, слишком человеческое» выводит эмпирику за пределы развивающегося действия. Поэтому «Моцарт и Сальери» Пушкина встает перед нами как чистейший мистериальный опыт. Новозаветная мистерия не может избежать символизации Тайной Вечери. Тем самым предрешена трактирная трапеза (художественный прием снижения), за которой Сальери предает и отравляет Моцарта.

************************************

Итоги возле уже зимней берлоги:
1. Пушкин вывел Черного человека из Потустороннего и сделал его вестником насильственной Смерти
2. Есенин – душа парень   его реанимировал с признательным показанием – Я очень и очень болен
3. Высоцкий переодел своего черного в серое = под цвет серейшего времени за год до смерти в олимпийском московском году  = и выбора никому не дано

Но у АСП  есть еще и архетипичный Белый Старец в Родриге!

    Чудный сон мне Бог послал —
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец…
Путник — ляжешь на ночлеге,
В гавань, плаватель, войдёшь.
Бедный пахарь утомлённый,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.

    Ныне грешник тот великий,
О котором предвещанье
Слышал ты давно —
Грешник жданный
Наконец к тебе приидет
Исповедовать себя,
И получит разрешенье,
И заснёшь ты вечным сном».

(1833-1835)

Его звали в Вечность все – и белые, и черные:

 Пора, брат, пора …

А у САЕ и ВСВ чернение черно-серого жития  - это уже горнее эхо
В тиши перевала,
где скалы ветрам не помеха,
помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник,
никто не проник,
Жило-поживало
весёлое горное,
горное эхо,
Оно отзывалось на крик —
человеческий крик.

Когда одиночество комом подкатит под горло,
под горло
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадёт,
в обрыв упадёт,
Крик этот о помощи эхо подхватит,
подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесёт.

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья,
и зелья,
Чтоб не был услышан никем этот топот и храп,
топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое,
живое ущелье.
И эхо связали, и в рот ему всунули кляп.

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха,
потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал,
никто не слыхал.
К утру расстреляли притихшее горное,
горное эхо —
И брызнули слёзы, как камни, из раненых скал...
Высоцкий . 1974


Рецензии