Наш мир 92

Наш мир 92

Какие страны безуспешно пытались завоевать Россию
В 1900 году генерал Куропаткин подсчитал, что только «за предыдущие два столетия Россия была в состоянии войны 128 лет». Некоторые конфликты носили лишь локальный характер, угрожая утратой тех или иных территорий, но несколько раз наша страна отражала нападения завоевателей.
Швеция
Сложно найти в русской истории более частого противника, чем Швеция. Интересы государств сталкивались на Балтике, в Финляндии и Ижорской земле, исторической области Ингерманландия, на которой сейчас расположилась Ленинградская область.
Еще в 1240 году шведский ярл Биргер, по рассказам русских летописей, пытался осуществить экспансию на земли Великого Новгорода, рассчитывая на поддержку Ливонского ордена и политическую оторванность республики от русских княжеств.
Уже тогда сказалась главная ошибка, присущая шведским завоевателям: плохое знание местности и недостаточное внимание к базам снабжения и размещения. Беспечность ярла и его рыцарей позволила Александру Ярославичу нанести им сокрушительное поражение и заслужить имя Невского. Такую же оплошность допускали шведские войска и в ходе масштабных столкновений во время Ливонской войны 1558—1583 годов, что не помешало им выйти из войны с территориальными приобретениями.
В ходе Великой Северной войны Карл XII опирался на лучшую армию в Европе. Блестящая подготовка каролинеров и полководческое мастерство короля, однако, не уберегло войско от все той же ошибки. Рассчитывая на поддержку перебежчика Мазепы и желая разделаться с Августом Сильным, Карл увяз в Польше, после чего оказался в настоящей ловушке на Украине.
Русская армия всегда была на два шага впереди: уничтожила главную базу снабжения шведов, Батурин, и предотвратила соединение с резервной армией Левенгаупта, разбив ее при Лесной. В результате к дате решающего сражения у Полтавы, 27 июня 1709 года, преимущество уже было в руках русской армии под началом Петра I.
После Ништадтского мира, подписанного в 1721 году, как считается, Швеция утратила былое значение великой державы Севера. Однако это не мешало ей пытаться еще 2 раза взять реванш за победу Петра.
В 1741 году королевство объявило России войну, якобы выступив в поддержку прав «дщери Петровой» на престол. На вторую попытку решился уже Густав III, рассчитывая, что война с Турцией не даст России защитить свои завоевания в Финляндии. На этот раз Швеции удалось одержать несколько морских побед, однако и это не дало столь желанного возвращения финских земель. Верельский мир, подписанный в 1790 году, подвел итог последней попытке экспансии королевства: оно было уже слишком слабым, чтобы тягаться с могущественной империей.
Турция
Османская империя, хотя и обладала огромной армией и экономическими ресурсами для ведения длительной войны, угрожала только окраинам русских земель. Первое прямое противостояние, начавшееся в 1568 году после завоевания Московским царством Астрахани, показало, что Порта – серьезный противник.
Главную опасность представляли даже не отряды янычар, а орды вассального Турции Крымского хана, беспокоившего русские земли беспрестанными набегами. История русско-турецких войн наглядно демонстрирует, что со временем главной ареной этого противостояния сделался Крым.
Вот именно здесь и лежала главная слабость Турции: у нее не было возможности надежно защищать своего вассала. Крепости в Керчи и на южном побережье полуострова не могли быть достаточной гарантией против русской армии. По мере того как шло целенаправленное освоение Дикого Поля, изматывавшего русские войска по дороге к Перекопу, чаша весов клонилась на сторону России.
Огромная Османская империя в XVIII веке уступала и в военном отношении: многочисленные отряды янычар и тяжелой кавалерии уже не могли тягаться с пехотными каре и превосходной артиллерией. Бесспорное преимущество русской армии стало очевидно в ходе двух русско-турецких войн, 1768—1774 и 1787—1791, когда Суворову удавалось одерживать победу над противником, превосходящим его по численности в 4 раза.
Наполеоновская Франция
Военный гений Бонапарта кардинально изменил характер европейской войны: несколько блестящих побед в генеральных сражениях приносили ключи от городов и акты о капитуляции. Поход Наполеона в Россию не вписывался в казавшиеся такими очевидными рамки. В отличие от австрийских или прусских командующих, военный министр Барклай де Толли последовательно избегал генерального сражения, затягивая Великую армию в глубь страны. Именно стремлением уничтожить русские войска и овладеть важнейшим экономическим центром объясняется стремление Наполеона к Москве и почти полное презрение к столице, Санкт-Петербургу. Именно в Москве император был поражен необъяснимым отличием русских от европейцев: они не жалели своих городов и деревень и, даже потеряв «сердце», не соглашались подписывать мир.
Этот просчет дорого стоил императору: он оказался в центре враждебной и опустошенной страны за тысячи километров от Франции. Это делало уязвимыми линии коммуникации, подход подкреплений и разрушало любые надежды закрепиться на захваченных территориях: таявшей на глазах Великой армии просто не хватало, чтобы поддерживать контроль.
Многие авторы склонны отдавать лавры победы над Великой армией «Генералу Морозу». Однако до Немана французов и их союзников преследовала именно русская армия, спасенная благодаря Барклаю и Кутузову.
Германия
О причинах провала германского вторжения в СССР написано немало серьезных научных статей и книг. Некоторые из них указывают, что исход кампании решился только в июле 1943 года в ходе масштабного сражения под Курском. Действительно, поражения первых месяцев Великой Отечественной войны были сокрушительными.
Однако именно в молниеносном наступлении вермахта заключалась его слабость: удар, согласно плану «Барбаросса», наносился сразу по трем ключевым направлениям, что приводило к распылению сил. Действительно, осенью 1941 года командованию приходилось отвлекать значительные силы для уничтожения «котла» под Киевом, значительных усилий требовал прорыв к Шлиссельбургу и замыкание Блокады.
Так, наступление на главную цель кампании, Москву, откладывалось и в своей решительной фазе проходило уже в тот момент, когда ГКО удалось перебросить с востока страны значительные силы. Поражение вермахта зимой 1941 года означало, что война приобретала затяжной характер, а к противостоянию такого рода Германия не была готова.
Командование вермахта и высшие руководители рейха недооценили мобилизационные способности Советского Союза, возможности экстренной эвакуации промышленных объектов, равно как и стойкость Красной Армии и всего советского народа. С 5-6 декабря 1941 года, когда под Москвой началось масштабное контрнаступление РККА, судьба германского вторжения была предрешена.
Читайте наши статьи
Какие государства нападали на Россию за последние 500 лет с целью ее завоевания и уничтожения?
За последние 500 лет Европа организовывала военные нашествия на Россию каждое столетие, причем все эти походы были очень масштабными и ставили целью полное уничтожение России как государства.
 
За последние 500 лет русские отбили все попытки объединенной Европы завоевать и уничтожить их государство
Историю России как единого государства практически все историки ведут с конца XV века, когда Московский князь Иван III объединил под своим началом все северо-восточные земли Руси. Правда, кто-то считает, что в полноценное государство Россия превратилась только при его внуке – Иване IV Грозном, когда на новую державу начали обращать внимание все главные монархи Европы и заключать с ней серьёзные международные договора – как политические, так и торговые.
Однако вместе с этим интересом в Европе появилась и сильная тревога по поводу того, что быстро ставшее очень мощным восточное государство может, по примеру древних гуннов или более поздних монголо-татар, попытаться захватить всю Европу и сделать ее своей вотчиной. При этом не играло роли то, что Россия была такой же христианской, как и остальная Европа.
 
Политическая карта Европы в XIV веке. Россия тогда была малоизвестной, считалась далекой экзотической страной, и никакой угрозы для Европы не представляла. Как видим, православная Византия к этому времени уже почти исчезла с карты Европы
Но русское христианство очень сильно отличалось от христианства западноевропейского. На Русь христианство пришло из Византии, а, как мы помним, западноевропейские монархи, исповедовавшие христианство римского, а не греческого типа, постоянно ослабляли Византию, одновременно пытаясь ее разрушить полностью. Эти попытки привели к тому, что Константинополь все же пал, правда, под ударами не Запада, а Востока. Но лепта Европы в этом падении была огромной - османам не удалось бы захватить остатки Византии, если бы Европа предварительно не демонтировала ее основы.
Но угроза со стороны мусульманской Османской империи все же была меньше, чем со стороны христианской Византии, так как угроза ислама сплачивала Европу, тогда как греческое христианство могло уничтожить ее изнутри. Опасения римских пап оправдались с возникновением протестантизма в северных землях Европы, когда половина европейцев отреклась от римской религии и приняла протестантизм. Началась 100-летняя религиозная война, которая определила эпоху Реформации. В итоге эта война принесла Европе на порядки больше разорений, чем все мусульманские вторжения вместе взятые.
 
Карта объединенной Руси, доставшейся в наследство Ивану Грозному от его дела Ивана III-го. В Прибалтике отмечен театр военных действий в Ливонской войне, когда Польша, Литва и Россия делили наследство Ливонского ордена
Но вот православная Россия вызывала у европейских монархов и римских пап гораздо больше опасений, даже чем все протестанты и мусульмане вместе взятые. Пока эта огромная восточная страна «дремала», переваривая все свои территориальные завоевания на Востоке, она не была опасна. Но как только Иван Грозный вторгся в восточные пределы Европы, разгромив Ливонский орден и начав войну за передел его наследства, Европе это не понравилось – ни католикам, ни протестантам.
И наступил момент, когда Европе нужно было что-то делать с Россией.
 
На этой карте показан путь турецко-татарского войска к Москве летом 1572 года и конечная точка этого вторжения - деревня Молоди под Москвой, где оно было остановлено
Путем очень сложных и тайных переговоров с турецким султаном папе римскому удалось натравить на Ивана Грозного турецкого султана, который в 1572 году отправил на захват Москвы войско, поддержанное подвластными Османской империи крымскими татарами. Это было первое западное вторжение в Россию с целью ее полного разгрома и уничтожения. Папа полагал, что мусульмане, приступив к перевариванию России, надолго отвлекутся и оставят Европу в покое.
 
Знак в память 430-летия победоносного окончания Молодинской Битвы 1572 г., когда были раз и навсегда пресечены все попытки вторжения Османской империи в пределы России
Но вышла ошибка. 29 июля 1572 года в 50 км от Москвы под деревней Молоди началось сражение между 25-тысячным русским войском и 60-тысячным войском турецко-татарским. 2 августа, то есть через 4 дня, вся турецкая армия погибла, половина татар также была уничтожена, включая всю татарскую верхушку. Большая часть выживших попала в плен, а в Крым вернулось всего несколько тысяч оборванных татар, в основном обозников. С этого момента Османская империя больше никогда не пыталась вторгаться в пределы России, а татары притихли аж до самых времен Смуты в начале XVI века.
Таким образом провалилась первая попытка Европы уничтожить Россию в результате мощного нашествия.
 
Черными и зелеными стрелками показаны пути вторжения польских войск в пределы России с целью ее полного захвата
Второе нашествие случилось уже в следующем столетии - в 1605-м году, когда польский король отправил в поход на Москву войско под предводительством Лжедмитрия. Это стало предисловием к русско-польской войне, случившейся позже. Польская 5-я колонна в Москве последовательно убила двух русских царей – в апреле 1605-го Бориса Годунова, а в июне того же года – его наследника царя Федора.
До самого 1612 года польские войска разоряли Россию, истребляя всю русскую знать и разрушая русские города, пока, наконец, их не вышвырнули обратно в Польшу. Так завершилась вторая попытка Европы уничтожить Российское государство.
 
Вторжение шведского короля Карла XII в пределы России. Основная цель - Москва, но остановить и разбить его удалось под Полтавой
Третья попытка случилась уже в XVIII веке, когда в 1709 году шведский король Карл XII двинулся на Москву с целью ее захвата и уничтожения всего государства. Путь он проложил из Польши через богатую припасами Украину, но до Москвы он так и не добрался, потому что 27 июня 1709 года был наголову разбит армией Петра I-го и убежал из России навсегда.
 
Вторжение в Россию Европы во главе с Наполеоном в 1812 году
Четвертый масштабный поход на Россию свершился в 1812 году, когда французский император Наполеон, фактический завоеватель Европы, во главе более чем 600-тысячной армады снова пошел на Москву, хотя столицей России тогда был Санкт-Петербург. Москва всегда считалась на Западе сакральным центром Руси, и европейцы думали, что достаточно уничтожить ее, как падет вся Россия и уже больше не восстанет.
Однако и тут вышла промашка. Наполеон Москву взял, но вот из России ему пришлось улепетывать в том же году. Чем всё закончилось – мы прекрасно знаем.
Наступил следующий, XX век, и мы видим очередное, пятое нашествие Европы, и опять на Москву. На этот раз его совершил германский «император всея Европы» Адольф Гитлер. И снова вышло фиаско. Объединенная под властью Гитлера Европа опять проиграла, причем подчистую, и обычным поражением тут не закончилось – вся Европа была оккупирована русскими и приплывшими из-за океана американцами.
Но времена меняются, и на дворе уже XXI век. Ждать ли нам очередного нашествия Европы на Россию?


Рецензии