Метамодернизм как уничтожитель экологии культуры

Любая подлинная культура имеет свои чёткие характеристики. И если культуры накладываются друг на друга, и греки заимствуют наследие финикийцев, то эти заимствования видны. Они не размываются и не теряют своей принадлежности.
Культуры начинают деградировать, когда они размываются и утрачивают каноны, традиции и школы. Разрушаясь, они могут отдавать свои элементы другим близким культурам, носители которых могут стать или наследниками уходящих отмирающих культур или их хранителями. Наследники культур могут использовать чужой опыт и развивать его уже в своем историческом времени. Хранители ничего развивать не могут, но они наследие предшественников могут беречь. Так арабизированные потомки древних египтян в сущности не понимают и не чувствуют глубины древнего египетского искусства.
Культуры могут попадать и в рабство, встраиваясь в совершенно чуждые и разрушительные контексты. Но они могут попасть в спящий режим, в заморозку и при благоприятных условиях оттаять. Так профессор Гарник Асатрян подробно говорит об оттаивании оледеневшего под чужеродным игом талышского национального бытия, о процессе ферментации и превращении талышской культуры в геополитический фактор.
До появления в мире либерального фашизма культуры были как человеческие организмы: они проходили свои стадии зарождения, созревания, расцвета и умирания, отдавания своих плодов другим новым культурам. Но либеральный фашизм может не просто уничтожать культуры и цивилизацию, он может делать почву, где могут появиться потенциально новые культуры, непригодной для жизни. Уничтожать саму экологию культуры, без конца культивировать продукты распада и вставлять в эти мертвые матрицы появляющиеся ростки.
Более того он умеет давать псевдонаучное обоснование, наделяя деструктивные процессы распада эффектом новизны и товарного знака. Постмодернизм был в целом излетом высокой культуры, деконструкция разрушала академизм, при этом элементы высоких культур она смешивала в различных комбинациях, без конца увлекая своих последователей на бессмысленный, непродуктивный поиск. Разрушив французский классический роман, деконструкция выдавала его расчлененку за новшество. Но умный человек всегда может проанализировать эти  разорванные связи и обнаружить хаотично смешанные элементы, которые выдаются под видом "творческого эксперимента".      
Метамодернизм опаснее, потому что главным его инструментом становится так называемая осцилляция, которая дает вместо чистой идеи, чистого цвета и смыслов некое колебательное, никуда не направленное движение. Творческий поиск размывается и ваша мысль может просто утратить свой винт и крутиться вхолостую. Высокие смыслы могут через несколько страниц обнуляться иронией, сакральное смешиваться с профанным, отец Флоренский, Бахтин с Дугиным, и так далее.  Смешивать уровни, низкое с высоким, трагическое с комическим, селедку с шоколадом - амплитуда колебаний может раскачаться.
При этом индустрия будет готова доламывать подписанную под уничтожение культуру. Через несколько лет вы даже не вспомните имен этих новаторов, экспериментаторов, которые не давая света и смыслов, водили вас по комнате, наполненной паром, радугой и туманом.


Рецензии