Русь и Раса

  (ст."Так ли страшен Велес,как его малюют?",Русичи,2024) "Славянских мифов не сохранилось,о роли славянских богов в жизни людей мы можем судить из летописей.А о том,какие у них были характеры и отношения,– из реконструкций сюжетов,сделан-ных учеными.Правда,с одним из самых известных богов– Велесом– получилось,приме-рно как с кардиналом Ришелье в романах Дюма…Назначить виноватого…В американских и европей-ских блогах,статьях,книгах по мифологии,в комиксах,играх и даже в рас-красках то и дело встречается злобное змееподобное чудовище– противник небесного бога-громовер-жца,защитника порядка.Велес.Началось все с полезной и интересной вещи– «теории основного мифа»,изобретателями которой являются советские ученые Вячеслав Иванов и Владимир Топоров.Суть ее заключается в следующем: основным и древнейшим праиндо-европейским мифом является миф о поединке бога-громовержца со змееподобным демо-ническим противником.В ведизме и индуизме этот миф отражен в поединке громоверж-ца,предводителя небесного воинства Индры и демона Вритры.После гибели Вритры на Землю приходит благословенный дождь и процветание.В реконструкции славянской миф-ологии громовержцем и его хроническим противником стали,естественно и соответст-венно,Перун и Велес.Аргументами,кроме прочего,являлись сказки и мифы балтских сла-вян и белорусов: противостояние бога Перкунаса с чертом-вел-нясом,похитившим его невесту,а также преследование и наказание богом-громовержцем хитрого черта.Мало кто станет пытливо доискиваться до корней образа.Неподготовленный читатель даже вряд ли прочтет и собственно «Исследования в области славянских древностей» Топ-орова и Иванова.Теория основного мифа,как и любая нау-чная теория,встречала доста-точное количество критики.Но это как раз нормально для научной гипотезы,тем более– в области мифологии и лингвистики.В отсутствии памятников славянской письменности мы не имеем «железных» доказательств теории,как это было бы в случае с историей или биологией.Также важно помнить, что речь идет об изначальном мифе, а значит, его герои – это прообразы и Индры с Вритрой, и Перуна с Велесом.…и наказать, кого попало.Но «испорченный телефон» было уже не остановить.Все же просто и понятно, разложено по полочкам: есть добро и зло, порядок и хаос, есть Перун и Велес как их воплощения.Так в свое время попали в когорту злодеев египетский бог бальзам-ировщиков Анубис или Аид в диснеевском мультике про Геракла.Один из изобретате-лей теории основного мифа (Иванов) в 1989 г.эмигрировал в США и еще долгие годы работал и преподавал на новой родине.А на Западе с информацией работать,как и распространять ее,умеют и любят(И тут есть,чему у Запада поучиться!).Возможно, так и закрепилась теория в англоязычном сегменте,среди любителей восточно-европ-ейской экзотики,и пошла волной обратно в славянские страны.И уверенность запад-ных любителей мифологии была лишь дополнительным подтверждением.…Как говорится, ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.В украино-словенском сериале «Славяне»(2021)Велес не действует как персонаж и показан не полноценным божест-вом,а скорее неким темным демоном,жрец которого проводит жуткие,кровавые ритуалы и всячески пакостит людям,попутно наживаясь на чужой беде.У нас не лучше.В дов-ольно популярных книгах мы видим отвратительного Велеса, просто исчадие зла.У Марины Вишневецкой в романе «Кащей и Ягда,или Небесные яблоки» в обществе слав-ян-язычников внезапно возникает понятие греха,источником которого(естественно!) является кошмарный,отвратительный Велес.Но здесь он хотя бы умен и хитер,он пле-тет интриги.У Марии Семеновой же (автора,имеющего колоссальный кредит доверия у читателей!)в «Поединке со змеем» Велес низведен до мелочного,мстительного гада, которого назло людям вырастили Чернобог и Морана.Но хуже то,что у Семеновой Вел-ес тупой.Богом он сделался только потому,что стал помогать людям в обмен на под-ношения и поклонения.И было бы это логичной и интересной концепцией отношений языческого бога с людьми,если бы на фоне не светили в глаза фонарем правильный благородный,дружный с людьми Перун,благостная матерь Лада с доченькой Лелей.Хотя ,справедливо будет заметить,что всех затмил Даждьбог,который явил собой чистое добро не только без кулаков,но и без мозга.Все ходы записаны.Но каким же Велес предстает в летописях?Прежде всего, да, он называется «скотьим богом» – в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» и во многих других.В «Повести временных лет» русские, заключая договор с Византией, говорят «будемъ золоти яко золото». Значит, что, нарушив клятву, данную именем бога Волоса, они пожелтеют как золото, т.е. заболеют.В «Слове о полку Игореве» сказитель и сочинитель вещий Баян назван Велесовым внуком.В «Сказании о построении града Ярославля» говорится об игре на гуслях,сопелях и песнях на капище Волоса.В «Сказании о Словене и Русе и граде Словенске», повествующем о происхождении и расцвете славянского народа, говорится,что письмо от Александра Македонского славянским правителям(не спра-шивайте)торжественно повесили одесную в капище Велеса и устроили в начале мая пышное празднество.Чередование имен Велес/Волос не должно смущать– вполне доказ-ано,что речь идет об одном боге.Важно другое– значимость,какую он имел.Какой же перечень обязанностей Велеса мы можем увидеть?Покровитель скота,денег,путешеств-енников,музыки и сказительства,охоты,а логически продолжая этот ряд– и перехода в иной мир,волхвования и колдовства.Вопрос о покровительстве воровству,подобно греческому «коллеге» Гермесу,остается открытым,хотя в том же сказании о постро-ении Ярославля говорится о грабежах,творящихся в «Медвежьем углу» помимо вечер-инок.Исследованием реликтов культа Велеса в «народном православии» занимался,в том числе,и филолог и лингвист Б.А.Успенский в своем труде «Филологические ра-зыскания в области славянских древностей».Среди прочих преемников божества наз-ван Никола Угодник.Реликты культа Велеса сохранились в его образе– видно по мес-там и дням почитания,по делам,о которых рассказывал народный фольклор и пр.Так, Никола Смердович,как звался святой в народе,возвращал мертвых к жизни(порой сов-ершенно шаманскими методами)или помогал успокоиться беспокойным покойникам,ему ставили свечки воры,идущие на дело(за что,конечно,«получали»),он помогал путни-кам,наравне со Святым Власием благословлял домашнюю скотину и помогал в борьбе с ее болезнями.И спорил с Ильей Пророком– преемником Перуна.Однако в сказке мы ви-дим не противостояние непримиримых врагов из разных миров,а дележ одного поля деятельности и,грубо говоря,борьбу за любовь паствы.И Илья(читай– Перун)ее про-игрывает.Илья– он грозный,строгий,он на небе.А Никола– здесь,на земле,среди люд-ей,всегда готов прийти на выручку…Конечно,древний Велес– личность непростая.Как любой языческий бог.Просто смешно и глупо вписывать язычество в христианскую си-стему ценностей и тем более назначать на роль вселенского зла того,кто отвечает за важнейшие сферы человеческой жизни."Любовь{Leo}Паршина,специально для канала "Русичи".
  (ст."Зодиакальные руны славян.3 знак: Инорог и Родник— образы Козерога",А.Асов ,2024) "Руны славян — это изначальные звёздные руны, что родились вместе со Вселенной. В них заключено знание об устройстве Мироздания.Это священные знаки, коими передавались звуки речи.Ими были записаны «Веды».Ими писались гимны,молит-вы, прославления.Заклинание на священном праязыке,переданное сими рунами,много-кратно усиливает воздействие..1) Инорог.Инорог или Единорог — ездовое животное Индрика,сына бога Дыя.Индрик,Индра— даёт победу в бою.Владеет подземными источн-иками.Рождённый землёю,он сам может оделить человека земной,плотской красотой, также сокрытыми в земле сокровищами.Устраивает земные дела.Охраняет источники силы,и источники как таковые.Следит за их чистотой.Весьма щепетилен в вопросах, связанных с чистотой крови.Холоден в любви.Испытывает человека, и если тот не обладает духовной силой, то данное им золото обращается в черепки.2) Родник. Это тот самый Родник-источник который открывал Единорог. То есть Единорог уже открыл сей родник. Единороги в традиции связаны с родниками и любыми источниками воды, — озёрами и реками,морями..Дый— бог ночного неба,родившийся в начале времён от козы Седуни.Потом Дый ударил в Мать Сыру Землю молнией и так зачал великого вои-на,бога Индру.И тогда Мать Сыра Земля родила его,как корова— Быка,напоённого мо-щью.Индра возглавил войско Сварожичей.Его напоил Хомой сам Вышний.Сварог выковал ему палицу.А бог Барма явил из гнева Рудых и бога Сиву,которые окружили Индру. Индрик ездил на Единороге,как бог Индра на слоне..Патар Дый упоминается в «Книге Велеса».В Индии его называют отцом Индры— Дьяусом.В Риме— он Деус Патер,Юпитер (лит.и латыш.Dievas,прус.Deiws,иранск.patat Dywos).Подобен он христианскому Дья-волу(козлиные черты его— от Козы Седуни).Изначально он был богом дождя,выполнял просьбы людей,потакал людским желаниям.Мантические смыслы:Вы находитесь в центре событий.И вы сами их активный участник,вы изменяете окружающий мир,не раздумывая и не задумываясь о последствиях.Вы действуете.Вы— воин,либо на войне,либо на лю-бовном фронте.И сознание ваше чисто,вы бесстрастны и потому побеждаете.Вы заняты чужими делами.Вы работаете не на себя,но в результате и ваши материальные дела устраиваются,хоть это и не волнует вас.Вы обретаете сокрытые в сём роднике силы, знание и делитесь ими с миром."
  (ст."Миф о Хазарии.Развесистая клюква истории",Историик Античности,2024)
"Кн.С.Ю.Соловьёв"Русь КАВерченская,а не Киевская.Сложение государства в 9 веке,
свидетельство Саксона Грамматика".Надо понимать,что такое диво дивное,как иудей-ское государство в Средние века стало бы просто притчей во языцах,почти инопла-нетным феноменом.Однако,что за чудо- Западные хронисты ни словом не обмолвились о Хазарии,да еще и с иудейским вероисповеданием, да еще и владыка государства был иудеем!!Итак,что это был за момент.Некто Хасдай ибн Шафрут написал письмо секретарю(якобы)кагана Хазарии.Существует два списка ответа царя Иосифа:простра-нная(найденная в Египте)и краткая редакции.Но сами они— копии соответственноXIII и XVI вв.Это надо читать,это просто нечто..Не буду приводить полный текст.Ну,ск-орее напоминает стихи «Среди трех богатырей Илья Муромец еврей».Бертинские Анна-лы ничего не говорят о Хазарии:С ними[послами]он[Феофил,император Константинопо-льский]прислал ещё неких[людей],утверждавших,что они,то есть народ(gens)их,назы-ваются рос(Rhos)и что король(rex)их,именуемый хаканом(chacanus),направил их к нему,как они уверяли,ради дружбы.В упомянутом послании он[Феофил]просил,чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться,так как путь,которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свир-епых народов,и он не желал,чтобы они возвращались этим путём,дабы не подвергали-сь при случае какой-либо опасности.Тщательно расследовав[цель]их прибытия,импе-ратор[Людовик]узнал,что они из народа свеонов(eos gentis esse Sueonum),и,сочтя их скорее разведчиками и в той стране,и в нашей,чем послами дружбы,решил про се-бя задержать их до тех пор,пока не удастся доподлинно выяснить,явились ли они с честными намерениями или нет.Имеется в наличии лишь Русский каганат.Бертинские анналы известны по первому точно датированному упоминанию народа русь под 839 г. Откуда они взялись,русы эти? и нги слова о хазарах.То есть логично,что они союз-ники или соседи Византии,то есть из Крымского региона,а не из непонятной дали.
Саксон Грамматик:Рагнар Ладброк 62 король Дании по Саксону Грамматику(РагнарЛод-брог,; погиб в 865 году) легендарный датский короь, представитель скандинавского рода Инглингов,отец Бьёрна Железнобокого,основателя династии Мунсё.Его жена,по Саксону Грамматику-Ладгерда(в преводе-защитница людей.практически калька имени Андромаха).Саксон говорит о ней «Опытная в ратном деле женщина..»(9.4.2)Первый его подвиг был подобен подвигу Геракла-он убил огромных змей короля свеонов Хер-ода.Доспех у Рагнара был тогда войлочный.(9.4.6)Важный фрагмент «Деяния данов», показывающий мифологичность Рагнара:«В третий и четвёртый раз одолев жителейСка-нии и Халландии,он воспылал желанием взять в жёны дочь короля Херода Тору,решив при этом развестись с Ладгердой.4Дело в том,что он не доверял своей супруге,пом-ня о том,что однажды она попыталась убить его,натравив на него двух диких звер-ей.» Хейрод,Херод-в сагах упоминается и как владыка мира Мертвых.»(5,с.319)Раг-нар завоевывет Британию,и побеждает мятежников в Скании.Сыновьями его назыается Ивар,Сивард и Радбард.А потом и Бьерн Железнобокий и другие.Рагнар идет в поход на Геллеспонт,и теперь войско собирает по другому-если ранее глава семьи отправ-лял в войско самого никчемного сына,то теперь Рагнар требует наилучшего сына,ли-бо самого сильного раба в поход.Рагнар идет в поход на Геллеспонт,и теперь вой-ско собирает по другому-если ранее глава семьи отправлял в войско самого никчем-ного сына,то теперь Рагнар требует наилучшего сына,либо самого сильного раба в поход.«2Покончив с этим, он собрал всех своих сыновей от Торы, кроме Уббо, и в нескольких сражениях {Покорение Геллеспонта} полностью разгромил и покорил себе Геллеспонт и его короля Диана. 3В конце концов, постоянно попадая из одной беды в другую, этот [король Диан] и вовсе был убит Регнером.{9. 4. 21} Его сыновья Диан и Даксон33,женатые на дочерях короля рутенов,получив от своего тестя войско в помощь,горя яростью, решили отомстить за своего отца. 2Увидев их бесчисленное войско, Регнер засомневался, хватит ли [его собственных] сил [для того,чтобы одолеть противника], {Новая военная хитрость} и приказал установить либо на колёса,либо на повозки ‘бронзовых коней’ и[во время сражения]изо всех сил вкаты-вать их в самую гущу вражеских войск34.3Они столь успешно опрокидывали вражеский строй,что казалось, будто бы эти махины, чья неудержимая масса сокрушала всё,что стояло у неё на пути,приблизили победу даже сильнее,чем само войско.4Один изпре-дводителей геллеспонтцев погиб,другой обратился в бегство,а всё их войско было разгромлено35.{Побеждены скифы}5 В этом побоище,как говорят,были разбиты также и скифы,с которыми Даксон ‘через свою мать был связан самыми тесными узами родст-ва’36.6Их страна была отдана Видсерку.Неуверенный в своих силах король рутенов, испугавшись войска Регнера,поспешил отступить.» (5,с.320)Итак,Даксон,сын Дия -Диана,и его мать скифская принцесса,и он король русов-рутенов.Здесь,очевидно, под именем Геллеспонта именуется Боспор и Боспор Киммерийский,ну а город,вероят-нее всего-Керчь.Кстати говоря,Шестой Король Дании Хадинг у Саксона так же воюет с королем Геллеспонта Хандваном,и называется город-Дуна.И тут опять параллели с Летописью-Хадинг поджигает город при помощи птиц.к лапам которых привязаны фит-или(1.6.11)Дий(лат.Dian,ср.слав.имя Деян)— легендарный правитель «Геллеспонта», упоминаемый у Саксона Грамматика.Согласно этим источникам,был побеждён и убит легендарным Рагнаром Лодброком.У Дия были сыновья Дий и Даксон(вероятно,Аскольд и Дир),которые продолжили сопротивление,но также были побеждены Рагнаром,кото-рый назначил править «Геллеспонтом» своего сына Хвитсерка.Дий и Даксон были жен-аты на дочерях короля рутенов(русов)(9.4.21).Но,сражение не было легким.Затем Хвитсерк или Видсерк,гибнет,захваченный в плен Даксоном.«5Юноша воспринял это разрешение как большую любезность,{Жестокая казнь}попросив связать его вместе с его воинами и сжечь на костре.6Даксон не замедлил исполнить его просьбу о казни. Проявив свою милость,он позволил ему умереть так,как Видсерк того и хотел45.» (5,с.320)Сын Рагнара,по его же просьбе,был сожжен.Как известно из летописей, Олег ходил войной на Константинополь, но здесь, очевидно, имел место поход на Керчь. Но - есть и отличие. Царствовать Боспором остается Даксон, сын Дия, а не сын Рагнара.То есть, как видно, источники говорят о Боспоре, о Керчи и ни слова о Киеве. Рагнар затем пытается покорить биармов. Саксон Грамматик,описывая поход Рагнара на Биармию,пишет о применении бьярмами магического искусства: «Тогда би-армцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства,дикими песнями напол-нили они свод небесный,и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь,придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрес-тности».Рагнар терпит поражение.Его сын Уббо впадает в мятеж в Светии.Другой сын Ивар,бывший наместником в Ютии,бежал.Рагнар казнит Уббо.Даксон,правитель Геллес-понта-Боспора,уже именуемый правителем «Русции»(Руси)возвращает себе свое коро-левство.Но Рагнар отправился в Русцию Русь:«, и отправился со своим флотом в Русцию. {Взят в плен Даксон} Взяв Даксона в плен, в наказание за его проступок Регнер заковал этого человека в цепи, после чего ‘отправил его в Утгард46, где впредь тот и должен был содержаться под стражей’.»«Вскоре Регнер и вовсе возв-ратил Даксону своё расположение, вернув ему его страну взамен на обещание каждый год приходить к нему босым в сопровождении двенадцати босых же старейшин и плат-ить дань47.5Он считал,что взятого в плен(л.93)||и умоляющего[о пощаде врага]луч-ше наказывать мягко,‘чем обрушивать на него свой окровавленный топор’» (5,с.321) Рагнар идет походом в Гибернию.Надо сказать,что во многих мифах Запад назывался землей смерти,и Рагнар захвачен королем Хелла и брошен в яму.где змеи убивают его.Хелла- вероятно, это Хель,то есть Мир мертвых.здесь смерть Рагнара раскрыта в поэтическом ключе,и то же подобна смерти Олега- по легенде его убила змея из костей умершего коня,то есть убил его умерший конь из Царства смерти,параллели в мифах опять налицо.И ни слова о Хазарии.Русы.скифы.Никаких хазар,никаких евреев и иудеев.Немецкий хронист XI в.Адам Бременский описывал его как крупнейший город на севере Европы,населённый как балтийскими славянами,так и представителями др-угих народов,в том числе саксами и греками.«За лютичами,которых иначе зовут ви-льцами,— сообщает Адам Бременский,— протекает Одер,самая полноводная река в зем-ле славян.В её устье,там,где она впадает в Скифское озеро,расположен знаменитый город Юмна,весьма оживлённое местопребывание варваров и греков,живущих вокруг. Поскольку о великой славе этого города рассказывают многое и не всегда правдиво, мне также хочется упомянуть о нём кое-что заслуживающее внимания.Это,действите-льно,крупнейший из всех расположенных в пределах Европы городов,который населяют славяне вместе с другими народами,греками и варварами.Приезжие саксы также полу-чают возможность там жить на равных с прочими правах,но при условии не испове-довать открыто христианство.Ибо все они до сих пор блуждают в потёмках язычест-ва,хотя в отношении нравов и гостеприимства не найти более честного и радушного народа,чем они.Этот город богат товарами всех северных народов,нет ни одной дик-овинки,которой там не было бы..От этого города коротким путём добираются до гор-ода Деммина,который расположен в устье реки Пены,где обитают руяне.А оттуда— до провинции Земландии,которой владеют пруссы.Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней.Чтобы добраться до Юмны по морю,нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге.От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси.Столица её— город Киев ,соперник Константинопольской державы,прекраснейшее украшение Греции.»[1]Скиф-ское озеро- возможно,все же Азовское море.Германский хронист и христианский мис-сионер Гельмольд из Босау в своей «Славянской хронике»,доведённой до 1170 г.,в частности,сообщает:«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян,которые в древности вандалами,теперь же винитами,или винулами,называ-ются.Из них первыми являются поморяне,поселения которых простираются вплоть до Одры..В устье Одры,где она впадает в Балтийское море,некогда находился знамени-тейший город Юмнета,место,весьма часто посещаемое варварами и греками,живущими в его окрестностях. О величине этого города, про который ходит много, и при этом едва ли заслуживающих доверия, рассказов, следует сообщить кое-что, достойное того, чтобы оно было снова повторёно. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населённый славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, тоже получали право жить в нём,на том только условии,что,живя здесь,не будут слишком явно проявлять своей христианской религии.Потому что все жители этого города до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении.Впрочем,по нравам и гостеприимству— нельзя бы-ло найти ни одного народа,более достойного уважения и более радушного чем они. Этот город,богатый товарами различных народов,обладал всеми без исключения разв-лечениями и редкостями.Рассказывают,что один данский король,сопровождаемый огро-мным морским войском,разрушил этот богатейший город до основания.Памятники этого древнего города сохранились до сих пор.Что за город? Ну,простите,славяне и греки ..Ничего разумнее Керчи или Танаиса на ум не приходит.Ну нету в прибалтике гре-ков,от слово совсем!!И поход данского короля упоминается Саксоном Грамматиком- это поход Рагнара Ладброка на Боспор.И Опять никаких иудеев или хазар.И опять-таки все эти историки не упоминают ни о хазарах,ни о иудеях.Это было всем забав-но,тем более в эпоху Крестовых походах,и обвинить русов в иудействе- это было бы вполне удобно,для оправдания походов в Славянские Земли.Далее,Газневи в своем «Искандар-наме» ни словом не обмолвился о иудействе среди русов,и окрестных племен:
Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни.
Хазранийцы — направо, буртасов же слева
Ясно слышались возгласы, полные гнева.
Были с крыльев исуйцы; предвестьем беды
Замыкали все войско аланов ряды.
Посреди встали русы.Сурова их дума:
Им,как видно,не любо владычество Рума
  вот как описывает уроженец Гянджи войско русов и их союзников,в том числе хаз-ранийцев.А поэма написана в начале 13в.Поэт описывает реальность его же времени, не более и не менее.Четвертая,но не последняя повесть из серии «Русский Детект-ив».Вот и пришла пора жениться полицейскому чиновнику.Сергей Петрович везет свою избранницу в родную деревню.Юйлань Ван попадает в русскую глубинку.Но как отнес-утся к невесте родные? А тут и в деревне неспокойно.Но Сергей Петрович все решит и здесь."
  (ст."Белая Русь,а не Московия",Историк Античности,2024) "Кн.С.Ю.Соловбёв"Русь Керченская,а не Киевская.Сложение государства в 9 веке,свидетельство Саксона Грамматика."Русь в XV в. была недостаточно известна в Центральной, Западной и Южной Европе, о чем свидетельствуют карты середины и второй половины XV в.: Ник-олая Кузанского 1439 г.,Фра Мауро 1459—1460 гг.,Грациозо Бешшкасы из Анконы 1480 г.и карты конца XV в.(1482 и 1490 гг.),составленные в соответствии с господство-вавшей в ту пору птоломеевской традицией.На птоломеевских картах конца XV в.изо-бражались мифические Скифия,Сарматия,Гиперборейские горы,реки Ра(Волга)и Танаис (Дон).На всех этих картах Русь была представлена небольшим государством,изредка указывались ее столица- Москва,а также Новгород.Строго различалась Галицко-Вол-ынская Русь с центром во Львове от Северо-Восточной Руси,хотя названия этих час-тей Древнерусского государства часто путались.Основная же тенденция среди европ-ейцев называть Галицко-Волынскую Русью Красной,а Северо-Восточную Белой сохраня-лась.В этих политико-географических терминах закрепилось государственное раздел-ение русских земель,сложившееся в течение XIV-начала XV в.Процесс формирования национальных государств ставил несколько проблем в международной жизни: террито-рий,экономических и культурных связей и престижа.Для Русского государства все три проблемы были особенно острыми.Территориальный вопрос был наиболее актуален, поскольку многие русские земли в течение XIV—XV вв.перешли в состав Великого кн-яжества Литовского.От колоссального Древнерусского государства,занимавшего все пространство Восточноевропейской равнины,осталась лишь часть.Глава этого госуда-рства должен был получить признание со стороны глав других европейских политиче-ских образований.Эти проблемы составляли ось внешнеполитических отношений Руси с другими странами.В 70—80-х годах XV в. территориальные присоединения Москвы не очень задевали непосредственные интересы Великого княжества Литовского и Короны Польской, оставаясь внутренне русским делом. Правомерность объединения русских земель польскому королю и великому князю литовскому Казимиру трудно было оспо-рить даже силой оружия.К 80-м годам XV в.на смену отдельным русским землям приш-ло Русское государство,отношения с которым рождали новые проблемы.Одна из них— наименование этого государства.В Великом княжестве Литовском и Польше Русскому государству со столицей в Москве присвоили наименование Московского княжества, или Московии,в отличие от Галицко-Волынских земель.Иное самоназвание Руси укреп-илось внутри бывшего Московского княжества.В титуле великого князя преобладала формула «всея Руси»,с 90-х годов XV в.изредка стала употребляться формула:«Рус-ии» или «Руссии».Распространению греческой огласовки русского имени в форме «Ро-ссия»,утвердившемуся в письменности к середине XVI в.,способствовали приезды гр-еков,в том числе с Софьей Палеолог.Собственно на Руси термин «Московская земля» обозначал великокняжеский домен,иногда— центральную часть Русского государства. Он употреблялся наряду с терминами «Новгород», «Псков», «Тверь» и др. Изредка термину «Московская земля» придавалось расширительное значение. В разрядных книгах при описании похода Семена Курбского на Югорскую землю в 1499 г.названы «вятчане, которые живут в Московской земле». В сообщении Типографской летописи о походе немцев на Изборск в 1503 г. район города отнесен к Московской земле. В данном случае могло иметь место умышленное нарушение традиции ради того, чтобы подчеркнуть принадлежность Изборска и Вятки Русскому государству.Собирательным этнографическим названием для жителей Русского государства были русины или руса-ки,русские люди.Обобщенное этнографическое наименование русских чаще всего упот-реблялось в пограничных районах или там и тогда,когда русские приходили в конта-кт с представителями иных народностей.В Литве и Польше жителей Русского государ-ства называли московитами,страну,как указывалось выше,Московией.Это название в начале XVI в.проникло во все страны,которые получали информацию о Русском госуд-арстве из Великого княжества Литовского и Польши,в первую очередь в Италию.В странах же Северной Европы,равно как и при дворе императора,сохранилось правиль-ное этнографическое название— Руссия или Россия.Но как только итальянцы записыв-али сведения о Руси со слов русских же дипломатов, они уточняли, что речь шла о Руси. Традиция наименования Северо-Восточной Руси Белой Россией просуществовала до XVI в. По традиции «белым королем России» был назван Иван III в империи. В нюрнбергской хронике говорится о «могущественном князе в Белой Руси».Приращение титула великого князя за счет слов «всея Руси» в 1479 г.вызвало резкое противо-действие в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском.Провозглашение Иваном III в 1478 г.программы возвращения всех русских земель— Полоцка,Витебска, Смоленска и повторение этой декларации в 1480 г.одновременно с освобождением Ру-си от ордынского ига сопровождалось бурным сопротивлением великого князя литов-ского и короля польского Казимира.В 1483 г.распространился слух,исходивший из Польши,будто Иван III потребовал у папы «королевскую корону во всей Русской на-ции».К этому времени относятся переговоры Казимира с папой с целью предотвратить это.Наименование нового государства Русью рождало особый тип отношения Русского государства с западнорусским православным населением.Для этого населения,в осо-бенности феодального,Русь становилась притягательным центром по мере увеличения неравноправности его положения в Великом княжестве Литовском.Второй проблемой международной значимости в период формирования единого Русского государства стала титулатура его главы.Новый политический организм складывался в форме само-державной монархии.Это нашло выражение в появлении нового термина для обозначе-ния великого князя— «государя» и возглавляемого им политического образования— «государства».Термин «государь» включал понятие верховного владетеля и судьи,по-льзующегося неограниченной властью.Вне Руси он приравнивался к титулу «король», хотя по размерам обозначаемой им власти был более емким.Термин «государь»,прин-ятый большинством стран Европы как законный титул главы Русского государства,вы-звал противодействие со стороны Великого княжества Литовского,разделявшего сепа-ратистские устремления феодалов ранее независимых русских земель.В 1479 г.,ког-да Иван III просил Казимира выдать охранную грамоту Андрею Палеологу для проезда через земли Великого княжества Литовского и Польского королевства,Казимир энерг-ично протестовал против титула «короля»,который якобы присвоил себе Иван III(так расценили в Литовском княжестве применение титула «государь»,принятого в актах внутреннего управления с 1479 г.).В то время,как более дальних странах новый ти-тул московского князя проблем не вызывал.Так,император Максимилиан звал Ивана III «государем всея Руси»,«государем русским» и «своим братом».Представители га-нзейских городов в 1487 г.называли Ивана III «кайзером»,а любекский городской совет в 1489 г.— «императором всея Руси».Вопросы о наименовании нового государ-ства и титуле русского правителя были далеко не праздными.Название Руси,да еще с определением «всея»(утвердившимся внутри государства с 1479 г.,а во внешних сно-шениях— с 1485 г.)скрывало за собой программу воссоединения земель в границах Древнерусского государства." Хорошкевич А.Л.Русское государство в системе международных отношений конца XV–начала XVI в.

  (ст."


Рецензии