Глава 30. Пришел к своим, и свои Его не приняли

    «Пришел к своим, и свои Его не приняли» — утверждает Иоанн ( 1:11).
Фразу Иоанна  следует  понимать , вероятно, так: Иисус "пришёл" в  свою родную страну,Израиль, и всё же «СВОИ», т.е. Его собственный народ,  не принял Его, не принял как  Мессию.
Однако слова  «свои  НЕ ПРИНЯЛИ» не могут относиться ко всему еврейскому народу.
Не говоря о том, что в те времена евреи оказались на земле единственным  народом, среди которого в принципе могли найтись люди,которые  уверовали  в Него, это утверждение не точно, его опровергают сами Евангелия.
Даже до распятия у Иисуса была масса последователей, которые   «приняли» Его.    Очевидно, что  ученики  Иисуса входят в их число;  Никодим, Иосиф Аримафейский, Лазарь и его сестры, множество Его друзей  и  последователей  -также  в числе принявших. Как утверждают  евангелисты,«великое множество народа стекалось к Нему слушать и  врачеваться у Него от болезней своих» (Лк 5:15);  при  въезде в  Иерусалим   «множество  народа» приветствовало Его"  (Мф., 21:8);  « из  всех городов жители сходились к Нему » (Лк., 8:4); «собрались тысячи  народа , так что теснили друг друга»(Лк., 12:1); « множество народа идет  к Нему» (Ин., 6:4–5); «Иисус сказал: велите им возлечь. ..Итак возлегло  людей числом около пяти тысяч» (Ин., 6:10).... «И шло за Ним великое  множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём » (Лк.  23:27)...»…
Однако ,несмотря на это «множество» , факт остаётся фактом: Иисуса  "принял" при Его жизни  и после смерти лишь малый процент иудеев.  БОльшая часть к Его появлению отнеслась либо нейтрально, либо с чисто  обывательским интересом.
       Возможно, что среди  «множества народа»,окружавшего Его,  были  те, кто  вначале "уверовали" в Него как в обещанного пророками Мессию, но  позднее, разочаровавшись, покинули .
Ответ на вопрос: «Почему  Его народ , эти «погибшие овцы дома  Израилева», которых Он пришел «спасать», не приняли Его как Мессию?», в  какой-то мере может дать 8 глава Евангелия от Иоанна, в которой описан  спор Иисуса с «уверовавшими» иудеями.

" Говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за  Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет  иметь свет жизни" (8:12).
Слушающие  враждебно отреагировали на высказанное заявление. Для них оно  звучало, не только как притязание быть Мессией, но и — более того: быть  способным делать то, что способен делать только Бог.Слово "свет" в  иудейском мышлении и языке было особенным образом связано с Богом:  "Господь – свет мой" (Пс. 26,1). "Господь будет для тебя вечным светом.»  (Ис. 60,19).
После этого заявления дискуссия стала становиться все более трудной.  Иисус был настолько уверен в Своей власти учить «истине» тех, среди кого  было немало учителей, отдавших изучению Торы и обучению ей всю жизнь ,-  что считал ненужным еще одного свидетеля для подтверждения   своих  заявлений.Ему вообще не нужно было чье-то подтверждение, Он просто знал,  что Он прав. Иисус исходил из Своей связи с Отцом ,  Его вторым  «свидетелем» был Сам Бог.
      Далее Иисус заявляет, что Его суд не человеческий, а Божий, потому  что Он един с Богом, и наконец, прямо  говорит собравшимся, что они  совсем не знают Бога, а если они будут продолжать отвергать Его, то  умрут во грехах.
«Тогда сказали Ему: кто же ты?» Иисус сказал им: «от начала сущий»..  «как научил меня Отец мой, так и говорю..Отец не оставил меня одного,  ибо я всегда делаю то, что Ему угодно»(Ин 8:25-29)
Эта речь звучала  с такой невероятной убежденностью  в праве   высказывать такие мысли, которые не мог бы позволить себе никто из  людей, что   «когда ОН говорил это, МНОГИЕ УВЕРОВАЛИ В НЕГО» (8:30)
И тут Иисус   обращается к ним с заявлением:«И познаете истину, и  истина сделает вас свободными.» (8:31), на что иудеи реагируют  единственным возможным для них образом: они  были глубоко оскорблены и  возмущены, заявляя, что никогда  не были ничьими рабами.
       Вот на этой фразе хотелось бы остановиться, так как дальнейший  ход дискуссии  предсказуем:   взаимные оскорбления, «уверовавшие» ранее —  разочаровываются в Нем, и все заканчивается тем, что   евреи,шокированные  «богохульными»  и , надо  заметить,довольно  провокационными заявлениями Иисуса, «взяли каменья, чтобы бросить на  Него. Но Иисус скрылся и вышел из Храма» (8:59), Вся сцена оставляет  гнетущее  впечатление  невозможности взаимопонимания и обреченности...
       Вернемся к ответу евреев ,  с гордостью  заявивших что  «не были  рабами никому и никогда» (8:33).   Это было не совсем так: они были в  египетском рабстве, в вавилонском плену , и в тот момент находились под  игом Рима. Но иудеи высоко ценили свободу и считали ее врожденным правом  каждого . В законе говорилось, что никакой иудей, каким бы бедным  он ни был, не должен опускаться до положения раба.
 Когда иудеи сказали, что они никому не были рабами, они выражали  нечто такое, что было основным пунктом их жизненного устава. И даже если  они и бывали время от времени в подчинении у других народов, и несмотря  на то, что даже в тот самый момент они были под игом Рима, верно было  то, что  и в этом подчинении они сохраняли независимость духа, которая  означала, что хотя они рабы внешне, телесно, но не рабы внутренне,  душевно и духовно. Малейший намек иудею на то, что он может считаться  рабом, всегда рассматривался ими  как очень сильное оскорбление.
      Из древних пророчеств  иудеи  знали,  что иго чужеземного  господства, которое является наказанием за их грехи, будет снято с  Израиля, когда придет Царство Небесное. Только с явлением грядущего  Царства , которое неразрывно связано с приходом Мессии, Израиль  освободится от   власти иноземцев. Только Бог должен единовластно  царствовать в Сионе. Эта идея наиболее настойчиво проводилась в эпоху  римского владычества.
     Мессия в религиозном представлении иудаизма - идеальный царь,  потомок царя Давида , могущественный воин и политик, который будет  послан Богом, чтобы осуществить политическое избавление  Израиля из-  под  власти чужеземцев; и только после этого , в грядущем, произойдет  исправление и избавление  всего мира.
После удаления мифических наслоений  предстает вполне  правдоподобный образ «исторического»  Мессии-царя, наподобие Давида,  могущественного воина или политического или религиозного  лидера. Этот  вождь , согласно традиции, должен возглавить борьбу народа  против  чужеземного господства ,   добиться победы над врагом и вернуть евреям    политическое и духовное  избавление  на  земле Израиля. Черты  такого Избавителя прослеживались пророками в образе Моисея- «первого  Избавителя», избавившего народ от египетского рабства. Прототипом Мессии  стал  царь Давид как обладатель исключительных политических и   редигиозно-этических  достоинств.
Позднее мессианская идея приобрела  утопические и  эсхатологические черты, которые получили   поэтическое отражение  в  образе мистического Царства грядущего в  книгах пророков Исайи, Иеремии,  Захарии...
Идея эсхатологического , не «исторического» Мессии получила свое  развитие в эпоху Второго Храма в основном в книге пр Даниила, где  появляется символическая мессианская фигура  Сына Человеческого (Дан  7).Мессианский «титул» этого сверхъестественного Сына Человеческого    относил к себе Иисус, вероятно, представляя себя в этом уникальном  образе.

    В чем же заключалась вера «уверовавших» в Иисуса  иудеев ?
-Можно предположить, что они поверили  в Него как  долгожданного Мессию,  который освободит страну от римлян , восстановит Царство Израиля и   благополучную жизнь евреев на свободной от чужеземцев  своей земле..
Многие из народа говорили:«когда придёт Христос ( т.е. Помазанник,  Мессия) , неужели совершит больше знамений, нежели сколько сей  сотворил?»(7:31)
После совершения чуда, в результате которого Иисус накормил пять  тысяч человек пятью хлебами,множество людей пришло в изумление и   сказали:
«Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.» Однако случилось  следующее: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и  сделать царем, опять удалился на гору один». (Иоан. 6, 14–15)

    Скорее всего, и те «уверовавшие» ( из 8 гл. Евангелия Иоанна),  под  влиянием Его чудес и  проповеди намеревались объявить его царём  (Мессианским) — и вероятно, рассчитывали поднять восстание под его  руководством.
Отчего же Он медлил объявить Себя Царем?
В христианской трактовке это означало Его нежелание быть  царем в ИХ  понимании:   Он будет царствовать позже, когда наступит Царство Божье,  когда  явится Сын Человеческий и Сам  скажет:: «приидите, благословенные  Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мир»а (Мф.  25:34). Но это время еще не пришло….

Евангелия рисуют и другую сцену.
Вести о чудесах, творимых Иисусом, быстро распространялись по всей  Иудее. Но самым впечатляющим было чудо в Вифании,  когда перед глазами  множества людей, Христос воскресил Лазаря, умершего и уже похороненного  за четыре дня до этого. Иисус  триумфально въехал в Иерусалим на осле в  сопровождени ликующей толпы ; вся сцена символизировала въезд в Святой  город мессианского царя из пророчества Захарии . Иудеи, как жители  Иерусалима,так и паломники, пришедшие в Храм накануне праздника, «взяли  пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен  грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12: 13). После  невероятного чуда с Лазарем люди обрели надежду, что наконец-то явился  Тот, кто освободит их страну от римлян и сядет на престол Давида,  поэтому они стали прославлять Иисуса как ЦАРЯ -МЕССИЮ. Даже фарисеи  признали, что народ «идет за Ним» (Ин. 12:19). Однако у Христа, который  прежде скрывал от властей и народа Свое истинное предназначение, это  ликование, видимо, вызвало противоречивые чувства: «Душа Моя теперь  возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на  сей час Я и пришел» (Ин. 12: 27).
Иисус понимал, что как только римляне и их назначенцы увидят в Нем  Мессию, это будет означать конец Его земного пути, ибо тогда для них Он –  «царь иудейский», который должен лишить их власти.
Но  на этот раз ОН не отказался от роли ИХ ЦАРЯ .  Однако,
миссия  Его была  по -прежнему чисто духовной, а не политической :
Иисус предлагал программу трансформации мира на основе любви. Земные   цели, которые ставит любое освободительное движение , были чужды Ему  и в  принципе противоречили  Его миссии, которая полностью была подчинена  одной идее — приходу Царства Божьего.
Иисус проповедовал самоотверженное отрешение от материальных выгод, сурово  осуждал стремление к благополучию и сулил  горькую судьбу  знатным, богатым и власть имущим. Его проповедь , призывавшая : "Не противься злому!" ;«Любите врагов  ваших, благословляйте проклинающих вас...» не могла даже отчасти в те  времена  быть соотносимой с реальностью, с римлянами и найти поддержку  большинства.Согласно Его программе, для обретения "Царства Божьего",  люди должны во всём руководствоваться предлагаемыми Им нормами: обидчика  следует принять и примириться с ним; римский воин, ущемляющий права  простого крестьянина, должен быть встречен им без обиды и возмущения;  враги государства — не враги в глазах Бога, и следует научиться любить  и  их . Главное правило , которым надо руководствоваться в повседневной  жизни, — любовь друг к другу….
       Иисус  вероятно,  мог ощущать себя грядущим Мессией, но Он - не был  Мессией Ветхого Завета с теми задачами, которые приписывала ему  традиция. Основа Его Учения , вся Его «идеологии» — не ОТ МИРА СЕГО и не  ДЛЯ этого мира. Его Учение противоположно идее Царства Давидова , даже  если не углубляться в вопрос, когда наступит это Царство . Оно не  отвечает также описаниям мессианской эры в пророчествах Исайи , где   очерчены главные критерии прихода Мессии .
Да и Сам Иисус был далек от установления «мира во всем мире», которым  грезил Исайя , и говорил прямым текстом, что принёс «меч» и разделение:  «…Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь  против матери» (Луки 12:53).


        Описанное выше частично может рассматриваться как ответ навопрос: Почему большинство иудеев,современников Иисуса , не приняли Его.
      ПРИЛОЖЕНИЕ 8 . "Рабби беседует с Иисусом"


Рецензии