Мысли на заметку. 18 мая 2021 года

       Летний день, солнце. Не знаю, за что взяться.
       _________________

       Почему возникает чувство стыда и почему оно исчезает?

       Есть социальный стыд, стыд перед людьми, а есть стыд перед собой. И у человека всегда два пути: либо преодолеть стыд и совершать «стыдное» без стыда, либо «стыдное» не делать. Главное, естественно, — это «стыдное» перед собой. Это ты абстрагируешься от себя того, кто это всё «стыдное» делал. По всей вероятности, без этого не бывает духовного развития.

       Это ещё как-то связано с чеховским вопросом: почему единственно ценное, что у нас есть — жизнь, выливается в такие нелепые и курьёзные формы, за которые невольно становится стыдно?!

       Весь Чехов об этом: «Стыдно же!»

       А всё из-за того, что человек не видит сути, а видит сопутствующие проявления, которые к сути не имеют прямого отношения.

       Ослик идёт за морковкой, которую держит перед ним возница, и думает ослик, что идёт он за морковкой, а по сути — он везёт дрова, и суть в том, чтобы протопить печь и согреть дом, а не в том, чтобы ослику досталась морковка. Но ослик-то думает иначе, ему жизнь тоже должна казаться устроенной нелепо: идёшь-идёшь за морковью, а она от тебя удаляется и удаляется.

       Надо искать суть и смыслы, всё остальное — случайно, а потому нелепо.

       Только вчера, как мне кажется, я понял, во всей её глубине, фразу «всё изменяется». Весь видимый и воспринимаемый каким-то образом мир не только изменяется постоянной рекомбинацией элементов, из которых он состоит, но и сами эти миры и их принципы тоже изменяются, и этому конца нет. Но если всё меняется, как говорил Толстой, то есть нечто такое, что стоит, иначе никто всех этих изменений просто не определил бы. И то, что стоит, — это СОЗНАНИЕ. Сознание, которое мы даже определить никак не можем, а только можем назвать разными словами: всемирная душа, бог, сущность бытия и т. д. и т. п.
       _________________

        Опять к двум часам 31; на градуснике. [...].
       _________________

       У Пришвина та же «морковка». Его «морковка» — это утверждение собственного лица среди себе подобных. То есть он работает на утверждение случайного, а не закономерного. Но это ему только так кажется, закон социальный можно обойти, к законам физического мира можно приспособиться, но не подчиняться закону жизни — невозможно.

       Только «хозяин» знает, куда и чего ты везёшь, напрягая свои жизненные силы.
       _________________

       Побили все рекорды за всё время наблюдений, в центре Москвы было +32;. Дочь [...], написала, что вечер волшебный. И я вышел походить по участку. На самом деле очень хорошо: ласковый теплый ветер порывами. Удивительно хорошо. Над лесом, слева от дома, месяц. Звёзды. Такие моменты восприятия хочется впитывать и впитывать.
       _________________

       [...].

       На улице хорошо, а дома немного душновато. На воле ветер шумит листвой, и мнится там прохлада.

       Благодать благодатью, а всё равно какое-то ощущение неприкаянности, как будто неймётся.
       _________________

       Слушая политические новости, испытал сегодня определённое ощущение, что по выходе из пандемии мир будет совсем другим, нежели был до неё. И тут сложно сказать, причина ли "корона" тому или она просто знаменует собой какой-то рубеж в развитии сообщества людей, но мир определённо поменяется.
       _________________

       У Пришвина прочёл:

       «Действие начинается (где, кто?) и продолжается в умах и сердцах, не знавших начала, и кончается бессмысленной суетой сует людей, никогда не помышлявших о начале. Так огромная масса советских людей давно растратила в суете дневной все чаяния людей, начинавших социалистическую революцию».

       И это 50-й год, жив Сталин, закончилась победой война пять лет тому. Мне думалось, такое осознание, что завязли в повседневности, пришло позже. Но, видимо, оно было всегда: и в 30-е, в 50-е, в 70-е. Это доказывает, что социалистическая революция и коммунизм были мифологической идеологемой. А в жизни совершается объективная реальность, а не реализуются идеологемы. Привет от Льва Николаевича из «Войны и мира»!

       Он сам потом отошёл от своей исторической концепции, а она была, судя по всему, верна. Социум, разделённый на государства, блоки и объединения, развивается по своим внутренним законам, а не по замыслу людей. И Запад сейчас наступает на те же грабли, строит мир на основании своих соображений и «хотелок», а выйдет совсем иное.

       А что мне из того? Да ничего. Жизнь не в этом.


Рецензии