Описание русских монголо-татарами
1б.Оценивая историч.роль Золотой Орды,отечественные исследователи разделились на 2 лагеря,которые условно можно назвать "западниками" и "евразийцами".По мне-нию большинства ученых из стран Европы,их российских сторонников,чья точка зре-ния долгое время доминировала в общественном сознании,монголо-татары были жесто-кими завоевателями,кто крайне негативно относились к населению Руси.В своей кн. "Гумилев сын Гумилева"(Москва,2012 г.)Сергей Беляков написал:"Во времена Батыя монголы не проявляли к русским особого почтения.По версии Гумилева,великий князь владимирский Ярослав Всеволодович был ценнейшим союзником монголов.Значит,монго-лы должны были отнестись к нему с почтением.Между тем,по словам Джованни дель Плано Карпини,с Ярославом в Каракоруме обращались пренебрежительно:"..знатный муж Ярослав,великий князь Русии,сын царя/царицы грузинских и много великих сул-танов..не получали среди них никакого должного почета,но приставленные к ним та-тары,какого бы то низкого звания они ни были,шли впереди их,занимали всегда 1-е и гл.место,наоборот,часто тем надлежало сидеть сзади зада их".Такое отношение к русскому князю-союзнику предполагает,что простых ремесленников и крестьян заво-еватели,вообще,за людей не считали."(ст."Как монголо-татары описывали русских", КИРИЛЛИЦА,2024)ВОЛХА: Снова ну и ну..
1в."Однако условные "евразийцы" во главе с исто-риком Львом Гумилевым(1912-92 гг.)настаивают,что к русским монголы относились вполне лояльно.Например,публи-цист Вадим Кожинов в кн."От Византии до Орды.История Руси и русского Слова"(Мос-ква,2011 г.)отметил,что замеченная в русском фольклоре негативная характеристика татар связана с частыми грабительскими набегами подданных Крымского ханства,а не с действиями представителей Золотой Орды.Так,Владимирский епископ Серапион отме-чал нравственное превосходство монголов над русскими:"Хотя они,писал он,"погании (язычники)бо,Закона Божия не ведуще,не убивают единоверних своих,ни ограбляют,ни обадят,ни поклеплют(оба слова означают "клеветать","оговаривать"),ни украдут,не запряться(зарятся)чужого; всяк поганый своего брата не продаст; но кого в них постигнет беда,то искупят его и на промысл дадут ему;а мы творимся,вернии,во имя Божие крещени есмы и заповеди его слышаще,всегда неправды есмы исполнени и зави-сти,немилосердья; братью свою ограбляем,убиваем,в погань продаем; обадами,зави-стью,аще бы можно,снели(съели)друг друга,но вся Бог боронит..".Сведений мало.Как известно,монголо-татары называли жителей Руси "урусами" или "урусутами",так пе-реиначивая на свой манер этноним "русский".Никаких историч.документов той эпохи, содержащих описание урусов,составленных завоевателями,не сохранилось."(ст."Как монголо-татары описывали русских",КИРИЛЛИЦА,2024)ВОЛХА: Ну и где само описание?
УРУС- это арабское "А-РУС"(арий)..
1г."Лишь в русских летописях приводятся отдельные слова,приписываемые хану Ба-тыю и другим монголам,достоверность которых сложно подтвердить.Например,упорно сопротивлявшийся Козельск внук Чингисхана якобы назвал "злым городом",а стойких русских воинов– железными урусами.Если говорить о монгольских летописях,то с 13 в.завоеватели использовали т.н.старомонгольское письмо,разработанное на основе уйгурского алфавита.Хотя многие официал-документы империи писались и по-китайски ,ведь в администрат.аппарате было много представителей Поднебесной.Науке извест-ны 3 летописи о жизни Чингисхана и его потомков:"Сокровенное сказание монголов", 1240 г.;"Алтан Тобчи"("Золотой свод"),написанный ученым ламой по имени Лубсан Данзан в 17 в.;"Эрдэнийн Эрихэ"("Драгоценные четки")– рукопись сер.19 в.,автор монгольский чиновник Галдан-тайджи.Ни один из этих документов не содержит описа-ния русских/Руси.Летописцам гораздо интереснее были династич.распри,клановая борьба,политические события,происходившие в Китае и у других ближайших соседей, нежели какие-то далекие урусы.А если представители Золотой Орды и вели какие-либо этнографич.записи,отображая внешность и нравы покоренных народов,то они не сохранились,что неудивительно в условиях кочевой жизни.Для изучения историков остались лишь отдельные ярлыки– официал-указы,другие администрат.и юридические документы,дипломатич.переписка ханов Золотой Орды с различными правителями,в ко-торой прибегать к описанию русских тоже не было никакой нужды.Сильные,но разоб-щенные.При таком остром дефиците достоверных источников стоит обратить взор на историч.романы."(ст."Как монголо-татары описывали русских",КИРИЛЛИЦА,2024)
ВОЛХА: Ну,и..
1д."Например,писатель Василий Ян(Янчевецкий)– автор трилогии "Нашествие монго-лов",по общему мнению ученых,как никто другой сумел постичь психологию завоева-телей.В романе "Батый"(Москва,1942 г.)содержится такая характеристика русских: "Киев богатый город.Дома для молитвы имеют крыши высокие,круглые,и покрыты они червонным золотом..Урусов много! Они так сильны,что могли бы нас раздавить,как давит нога верблюда спящую на дороге саранчу.Но у них нет порядка! Их "ко-нази" всегда между собой грызутся.Их войско– стадо сильных быков,кто бредут по степи в разные стороны.Однако у урусов есть свой Джебэ! Его зовут "багатур Мастисляб".. Говорят,что Мастисляб много воевал и до сих пор видел только победы,но у них нет своего Субудай-багатура,чтобы,когда Мастисляб зарвется вперед в опасное место, его поддержать и выручить!" Перед каждым военным походом монгольские стратеги отправляли хорошо обученных шпионов на земли потенциальных противников.Русских эти шпионы,по мнению В.Г.Яна,сочли упорными/стойкими воинами,а Рязань и Влади-мир– хорошо оснащенными крепостями,которые будет нелегко захватить.Младшие бра-тья? Оригинальную версию восприятия русских монголами предложил Тарас Журба в ст."Монгольский Тэнгэр для русских,или сакральная геополитика Святой Руси",2015 г.По мнению автора,наиболее тепло завоеватели относились к китайцам,тибетцам и русским."Монголы происходят от них[белых драконов],более тонких и могущественных духов– их родина Небо,а не Земля,но русские являются их младшими братьями,к ним относятся с родственным чувством."(ст."Как монголо-татары описывали русских", КИРИЛЛИЦА,2024) ВОЛХА: УКРАИЦУ верить(Тарас Журба)??..НЕТ.
1е."То,что понимают монголы своей интуицией,что для них очевидно с 1-го раза, русские,китайцы,тибетцы постигают путем умозаключений,волевых усилий",– отметил Т.Б.Журба.Согласно его выводам,монгольские завоеватели уважительно относились к представителям славянских народов,поскольку ценили в людях верность долгу,Слову, что отличает русских.Что же,сколько людей,столько и мнений.Внешний вид.Если го-ворить о внешности русских глазами монголов,то В.Г.Ян в сочинениях упоминает фразу "длиннобородые урусуты".И неспроста.Поскольку сами завоеватели,по описа-ниям дипломатов/летописцев,не отличались повышенной волосатостью лиц,то традици-онные окладистые бороды русских должны были удивлять кочевников.Так что длинные бороды являлись характерной чертой жителей западной провинции улуса Джучи.Если говорить об одежде,то уже через 15 лет после завоевания Руси многие представите-ли побежденного народа переняли моду своих захватчиков.Об этом в книге "Новая хронология и концепция древней истории Руси,Англии и Рима"(Москва,1996 г.)напи-сал ученый Глеб Носовский.Он привел цитату из кн."Путешествие в восточные стра-ны",написал Гильом(Вильгельм,Вильям)де Рубрук– монах-францисканец/дипломат,посе-тивший империю монголов в 1253-55 гГ.Посол короля Людовика IX отметил:"Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами..усвоили их порядки,а также одежду,образ жизни..Женщины украшают свои головы головными убо-рами,похожими на головные уборы француженок,низ платья опушают мехами,выдрой, белками и горностаем.Мужчины носят короткую одежду: кафтаны,чекмени и барашковые шапки".Т.е.,чисто теоретически,монголы могли примерно так же описать и одежду русских."(ст."Как монголо-татары описывали русских",КИРИЛЛИЦА,2024)
ВОЛХА: Вот ЭТО уже кое-что..даже если учесть: татаро-монголами в Европе называли русов-язычников..
ВЫВОДЫ Волхи: Статья большая,а ИНФОРМАЦИИ содержит мало,жаль.
Свидетельство о публикации №224102400942