Глава 31. За что распяли Иисуса?

    Главная загадка  всего  евангельского повествования: за что распяли Иисуса? Кто виновен в Его  смерти?
Какую опасность  мог представлять мирный проповедник  и учитель,  странствующий философ  и целитель для  еврейских властей, которые "искали  Его смерти"?
Почему Он был казнен  римлянами как политический преступник, хотя  те  цели, которые ставит любое освободительное движение , казалось, были  чужды Ему и   были несовместимы с Его небесной миссией : «Царство Моё не  от мира сего ... Царство Моё НЕ ОТСЮДА (Ин 18:36)?

      В Евангелиях  Иисус  обращался к народу на темы чисто религиозные и  моральные. Евангелисты делают  ударение на деятельности Иисуса в  качестве проповедника, учителя и целителя, но  не упоминают  о Его отношении к политической реальности эпохи, а именно,-к  римской оккупации.  Иисус   учит любви и милосердию,не отвечать злом на зло:  «Возлюби ближнего твоего, как самого себя; ...Любите врагов  ваших..молитесь за обижающих вас и гонящих вас..Блаженны  миротворцы..».Он - сторонник ненасилия, а не антиримский бунтовщик и  мятежник...
      Но мы видим в Евангелии  и другую картину: проповедник и исцелитель  внезапно  совершает политический акт, триумфально вступив в Иерусалим  как  Царь, Мессия , предсказанный пророками.  Затем следует  акция «изгнания торгующих из Храма», которая  явилась одной из основных причин ареста Иисуса.Основная идея Его проповеди- скорое  наступление Царства Божьего(ЦБ) и призыв к людям  покаяться перед этим глобальным событием.

    Иисус  нигде  не объяснял точно, что имеет в виду под ЦБ и лишь "уподоблял"  его в притчах  некоторым земным образам,  Он преподает свое учение о ЦБ  в иносказательной форме, предоставляя самим додуматься до  скрытого в притчах смысла. Но апостолам , которые ради Него оставили все земное , Он говорит, что им, в отличие от прочих,  "дано  знать  тайны Царствия Небесного" (Мф 13:11), другие же " слыша не слышат , видя не видят и не разумеют".
ЦБ — по Его  учению, это новый порядок на земле, в Царстве не может быть  иных правителей, кроме Бога.Как проповедник Царства Божия  Иисус  по существу  возвещал конец римского правления, хотя вопрос о том, как именно наступит этот конец,  оставался тайной.  Из Евангелий можно сделать вывод, что Он был убежден, что не люди должны   насильственными действиями установить Царство, но оно   будет учреждено прямым   вмешательством в земную историю самого Бога...
Однако,  Его ученики и последователи могли понимать  слова о Царстве  не в том смысле, какой, возможно, вкладывал в них Иисус.  По-другому  они могли представлять также и   роль Мессии. Известно, что зелоты воевали  также  за наступление Царства Божьего на земле , в котором единственым правителем будет  Бог.
    Лука так описывает взгляд последователей Иисуса на Голгофскую  трагедию . "Ученики из Эммануса" говорят явившемуся  после распятия и не  узнанному ими Иисусу о том, "что было с Иисусом Назарянином, Который  был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как  предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и  распяли Его. А мы надеялись было,что Он есть Тот, Который должен  избавить Израиля..." (Лук. 24, 19-21).  Ученики ясно определяют , что  они ожидали от  Учителя: избавление Израиля. Они  в отчаянии от того,  что внезапная и бесславная смерть настигла Его прежде, чем Он успел  исполнить свои обещания. Они также  возмущены поведением еврейских  властей, которые не осознали значения Иисуса для освобождения Израиля и  позволили римлянам осудить и распять пророка.
       Кульминация  Его Пути на Голгофу   —  торжественный въезд в Иерусалим, сопровождаемый поистине царскими  почестями. Толпы народа приветствуют своего  Мессию, устилая Его путь  плащами и пальмовыми ветвями, и  главное — приветствуют Его как Царя  Израилева и Сына Давидова (Мк 11:8-10, Мф 21:8-11, Лк 19:37-38, Ин  12:12-13).Иисуса провозгласили своим царем люди, которые шли за ним, и  сам этот факт, что у иудеев появился самозванный царь, был достаточной  причиной для Его устранения: в Него верили как в Избавителя Израиля.
Даже сам способ въезда Иисуса в Иерусалим — на молодом осле —  соответствует ветхозаветному пророчеству Захарии о явлении Царя (Зах,  IX, 9) :  «...се, ЦАРЬ ТВОЙ  ГРЯДЕТ К ТЕБЕ, сидя на молодом осле» ( Мф 21:6; Ин 12:15). Дальнейшее пребывание Иисуса в Иерусалиме  сопровождается не меньшими проявлениями популярности. Лука сообщает , что в Храме «весь народ неотступно слушал Его» (19:20).  Слава Его  распространяется по всей стране.  Он  говорит  о том,что "легче верблюду проити через игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие" , что "горе богатым, так как они уже получили свое утешние" ,  что в Царстве последние будут первыми, а первые - последними.. Он осуждает не только  богатство, которое сосредоточено в руках власть предержащих,  Он всячески критикует и  подрывает авторитет религиозных властей.  Его постоянно сопровождают  огромные толпы  возбужденных людей,  привлеченных , скорее всего, не только и  Его проповедью, но не в меньшей мере -  возможностью  бесплатного лечение,   зрелищем   чудес... Всего этого было  достаточно для того, чтобы на нового лидера обратили  внимание оккупационные власти, чтобы  они  заподозрили в нем мятежника, " обольстителя" народа, внушавшего ему  надежды , противоречащие интересам  как местных, так и римских влатей.
    Евангелия сообщают о нескольких днях между входом  в Святой Город и  казнью, в течение которых Иисус проводил время с людьми,  приветствовавшими Его как Царя.   Если вход был таким, как его описывают Евангелия , почему римлянам  потребовалось столько времени, чтобы арестовать Иисуса и Его учеников?    Когда возникала угроза мятежа, римляне действовали без промедления  и им  не требовался для этого еврейский «суд».Почему же войска Пилата не вмешались ещё тогда, когда Иисус входил в  Иерусалим  как Царь под крики : «Благословен Царь Израиля!»?
Ответом может служить предположение, что в ту Пасху Пилат  отсутствовал в городе и появился лишь тогда, когда получил известия о  начавшемся мятеже и «захвате Храма» «Царём Израиля».  В ночь накануне ареста картина резко меняется: Иисус не в  Храме, а вне Иерусалима, Он тоскует, прeдчувствуя арест, казнь, смерть.
Скорее всего, между проповедями Иисуса в Храме и арестом лежал эпизод,  опущенный в Евангелиях: в город вошли войска Пилата и легионеры изгнали  Иисуса и учеников из Храма…..

         Если бы Иисус ограничивал свою деятельность проповедями и  исцелениями, он никогда бы не вызвал враждебности у Иудейских властей. Саддукеи ,лидером которых он был, представляли  еврейских коллаборационистов, сотрудничавших с Римом ,  которым чисто доктринальные вопросы были глубоко безразличны. Если бы Кайафа считал преступление Иисуса  религиозного характера, возможно, он бы практически никаких крайних мер против Него   не предпринял, опасаясь народа, по крайней  мере,накануне праздника. Если бы Иисус выступил, уверяя, что Он Бог,  Кайафа счел бы его безвредным сумасшедшим. Что же касается критики,  которую Иисус будто бы высказывал в адрес фарисеев, то ее Кайафа, будучи  саддукеем, выслушал бы с величайшим удовольствием.
       Но "обольщать" народ ,т.е.побуждать его к мятежу против  Рима,выдвигать политические притязания на  трон, объявляя себя «Христом  Царем», — именно такие  действия  могли бы  побудить  Кайафу передать  Иисуса римлянам .Скорее всего, собравшиеся члены совета не были с самого  начала настроены казнить Иисуса: они  не знали, как им следует  поступить с этим  проповедником из Галилеи. И тогда у Каиафы возникла ужасная   идея  пожертвовать Иисусом, чтобы предотвратить бедствие, которое грозило  всему народу со стороны римской оккупационной власти.  Эту идею справедливо можно  считать   замыслом  политического убийства.
      В  Синедрионе  Иисуса  спрашивали  об угрозах в адрес Храма,используя  Его собственые слова: "Я разрушу Храм сей рукотворный, и через три дня  воздвигну другой,нерукотворный". Храм-это главное гражданское и  религиозное учреждение иудеев; это главный символ римского господства  над Иудеей. Даже малейшая угроза Храму   не могла не привлечь  внимание  религиозных и имперских властей. За пару  лет до этого , когда два раввина  поделились со своими учениками намерением убрать золотого орла,  которого Ирод Великий водрузил над главными воротами Храма,  сами  учителя и сорок их последователей были  пойманы и сожжены заживо. Иисус  же  окрыто и не один раз высказывал  угрозы в адрес Храма, обещая, что  "все это будет разрушено, так что не останется здесь камень на камне"  (Мк 13:2).
Священники , знавшие  об удивительных  чудесах  Иисуса, могли быть действительно    напуганы  Его действиями и пророчествами о   разрушении Храма.   Они могли  считать, что  если вовремя не вмешаются и   не предпримут первый шаг по устранению  потенциального очага мятежа или  даже восстания,то  вина за это и неизбежную кровавую расправу над народом римлянами  - ляжет на них.  Особенно важно было не допустить  каких-либо стычек с оккупационной властью во время праздников,так как  безжалостность Пилата была хорошо известна.Еврейским властям нужно было  проявлять максимальную осмотрительность, чтобы избежать кровопролития  среди населения, которое уже не раз случалось ранее. Они действительно  могли бы  рассчитывать, что прокуратор возможно, смягчится, если сразу после его  прибытия ему передадут заключенного, обвиняемого в вызывающем поведении и  подстрекательских речах;  тогда решение проблемы всецело легло бы на  плечи римлян.
Так, в общих чертах,согласно Евангелиям, можно предположить  участие  в аресте Иисуса еврейских  начальников.
Однако,присутствие римских солдат во главе с тысяченачальником говорило о  том, что приказ об аресте был отдан вероятно, самим Пилатом, который  собирался судить Иисуса.

     Размышления  священников , которые приводятся в Евангелии от Иоанна (11,  47–50),  обычно  толковались  как фактически смертный  приговор, вынесенный Иисусу верховным советом. Однако даже наиболее  антиеврейские и проримские описания суда над Иисусом, приведенные в  Евангелиях, не игнорируют того факта, что без приказа Пилата и без его  выполнения римскими солдатами Иисус не был бы распят, даже если бы весь  народ Израиля пожелал этого.
Казнь римлянами Иисуса как «царя» не говорит однозначно   о том,  что у Него был вооруженный отряд,  или о том, что римляне Его в этом  подозревали. Для вынесения смертного приговора  Пилату достаточно было  знать, что Иисус говорил о Царстве и возбуждал надежды в народе . Его  чудеса тоже вызывали возбуждение, которое было опасно само по себе.  Он  был казнен как «Царь», хотя скорее всего, ни Он, ни его ученики не  воспринимались как реальная угроза Риму;  учеников после Его гибели не  ловили и не казнили.
Однако, тот, кто говорил о Царстве, высказывался против Храма и имел   многочисленных сторонников, мог быть казнен; и это могло быть даже в том  случае, если никто не считал его военным лидером. Иисус был казнен как «Царь Иудейский», хотя ученики «Царя» остались  на свободе. Это показывает, что римляне считали Его опасным лишь в одном  отношении: Он был опасен как возбуждающий в евреях надежды и мечты, а  не как реальный лидер группы мятежников.Он был казнен римлянами, и, если  евреи имели к этому отношение , зачинщиками его казни могли бы  быть те, кто имел доступ к Пилату. Главными среди них были лидеры  священства. Возможно, сигналы о  провоцирующих дейсвиях Иисуса Пилат  получил именно от них.
        В Евангелии от Иоанна описан скорее всего,   реальный факт :  первосвященник отказался казнить Иисуса, несмотря на соизволение на то Пилата (Ин. 18: 31; 19: 6). Первосвященник имел право казни ( за преступления против религиозного Закона),   при условии, что смертный приговор будет утвержден  (чаще-формально)римским наместником.Но поступать так же в отношении Иисуса первосвященник не  посмел. Скорее всего,из-за страха перед собственным народом, тем   множеством "народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Он знал, что, если бы он осмелился тронуть Иисуса, то был  бы сам забит камнями вместе со своим окружением.Первосвященник МОГ   ТОЛЬКО ЖЕЛАТЬ избавиться от Иисуса... Казнь Христа нужна была  Пилату, реальному Пилату, который отправлял  на казнь  тысячи людей, подозреваемых в выступлениях против Рима: только так он мог избавиться от «Иудейского царя» и Его растущего  влияния на народ, от  того, кого он мог рассматривать  как потенциального врага римской власти в Иудее, не вникая в характер мирных проповедей Иисуса, опасаясь, что «царь Иудейский» может представлять  прямую угрозу римской власти. В случае с Иоанном Крестителем все было проще: римлянам удалось  расправиться с влиятельнейшим проповедником руками самих иудеев  с  помощью тетрарха Ирода Антипы. На этот раз иудейский правитель, несмотря  на свою зависимость от римлян, отказался казнить Иисуса, не найдя в нем  вины (Лк. 23: 15). Отказался это сделать и Каиафа.
Понтию Пилату ничего не оставалось, как осуществить свой план самому и руками римлян подвергнуть Иисуса чисто римской казни – распятию.

         Причину  казни Иисуса  объясняет надпись на кресте:
«И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Марк 15:26);
«и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матфей 27:37);
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоанн 27:19).
    Для Рима всякий, объявивший себя «Царем Иудейским», — враг, поскольку в  самом этом заявлении уже содержится  посягательство на власть цезаря.В  оккупированной Римом Палестине провозглашение кого-либо Христом  (Мессией) и Сыном Давидовым было равносильно провозглашению его  претендентом на царский престол, что в глазах римлян означало мятеж  против Империи.
 Евангелия изображают Иисуса мирным пророком, призывающем  отдавать «кесарю кесарево», и уповающего на Бога, а не на на силу  оружия. Иисус явно не был зелотом, Он  не имел за собой никакой военной  организации, но для  римлян — даже «мирный» Мессия мог стать  катализатором массовых волнений.
Мотивировка их действий могла быть аналогична той, о которой  рассказывает Иосиф Флавий применительно к убийству Иродом Иоанна  Крестителя: «Ирод испугался, что его власть убеждения людей, будучи  столь великой, может повести к бунту, так как они, казалось, были готовы  во всём слушать его совета. И вот он решил, что лучше будет схватить  его и казнить до того, как вызовет он волнения в народе, чем сожалеть о  беспорядках после того, как бунт уже произойдёт».


   Выразительный ответ на  вопрос:  почему был распят Иисус и кто являлся истинным виновником казни,  дает Давид Флуссер .
Указывая на ряд различий в учениях Иисуса и фарисеев, Флуссер пишет: «Учение Иисуса было несомненно несоизмеримо со здравым смыслом» и потому евр. законоучители не могли Его поддержать. Ведь они отвечали за живой, существовавший народ. Но фарисеи и не осудили Его учение! Расходясь с Иисусом во мнении по некоторым широко дискутируемых в то время вопросам , они упрекали Его за «дурное общество», где Он предпочитал проводить дни, на что Иисус отвечал, что «пришёл призвать не праведников,а грешников» (МК 2:16-17)
Нигде в Евангелиях не говорится об участии фарисеев в организации судебного убийства.
     Кто же организовал эту смертельную акцию и почему?
Флуссер предполагает, что политические преследования Иисуса начались ещё в Галилее. Он цитирует слова Флавия об Ироде, который боясь, «как бы Иоанн не поднял мятеж, решил, что лучше предупредить события и покончить с Иоанном, не дожидаясь восстания , а не раскаиваться потом, если случится переворот».
То же, что было сделано с Предтечей, угрожало и Иисусу, в котором Ирод заподозрил воскресшего Иоанна. Тогда именно фарисеи предупредили Иисуса об угрожающей опасности: «Ирод хочет тебя убить»(ЛК 13:31-34).
В Иерусалиме была та же опасность, возникшая из-за разногласий с местными книжниками по поводу исцелений в субботу, прощения грешников и пр.
Сознание своего сыновства, убежденность в своем призвании пророка-провозвестника и предчувствие трагического конца Иисус соединяет в притче о злых виноградарях , которую Он рассказывает в присутствии первосвященников, чем еще больше разжигает конфликт с саддукейской храмовой аристократией.Богословы, сдушая Его , могли скрежетать зубами, приходить в ужас, но реальной угрозы для жизни Иисуса не могло возникнуть.
     Значит, виновна римская власть?
По мнению Флуссера, Иисус не представлял для Рима прямой опасности, хотя и объявлял о наступлении Нового Царства, когда последние станут первыми и первые — последними, когда «мытарь и блудница впереди вас войдут в Царство Божие» (МФ 21:31-32), хотя с приходом «Царства» Римская Империя должна будет как бы испариться сама собой,  "по воле Божьей", без участия людей.
Иисус занимает компромисную позицию, не отрицая Римского владычества над Израилем как следствия греховности народа (история с динарием кесаря).
     Но ведь казнили Иисуса римляне?
И тем не менее , Флуссер не отступает от своей версии.В Его гибели повинны не иноземцы, не светские власти Рима, но те, кто составляет «храмовую» или «культовую» бюрократию- высшие служители Иерусалимского Храма, окружавшие трон первосвященника — вот кто были истинными убийцами Иисуса.
     Но если Иисус был абсолютно невиновен перед Законом, то чем Он довёл их до предступления, ибо осуждение невинного есть грубейшее нарушение Закона?
Храм считался оплотом саддукеев,самых образованных и самых информированных людей в евр. элите. Они трезво оценивали несоизмеримость народного сопротивления с гигантской мощью Рима. Саддукеи пытались хитростью и маневрами предотвратить народное восстание, так как оно угрожало нации безумной катастрофой (которая и случилась через 40 лет).Постоянно сотрудничая с ненавистным оккупационным режимом, обитатели Храма были презираемы народом как любые коллаборанты ( и часто — незаслуженно).
И вот- появляется провинциал-галилеянин, чья учёность в знании Писания под вопросом, с утопическими предсказаниями скорого пришествия Царства (которое они тоже теоретически ждут и в которое верят, но к-рое на сегодня -лишь миф). И Его встречают с ликованием, с криками «Осанна!», как царя-Мессию, бросают под копыта его осла одежды( МФ 21:11)... Он является в Храм и учит там народ как власть имеющий. Одного этого достаточно, чтобы с их наследственным высокомерием возненавидеть Его. Потом случилась история с «очищением Храма» и Его заявление о том, что Он воздвигнет Храм за три дня, если его разрушат (ИН2-19). Возможно, это было последней каплей. Храм — это всё, что у них оставалось в Иудее, и зная об удивительных чудесах, что Он творил, они-испугались...
И тогда — они обратились за содействием к Пилату. Римляне заботились об охране культовых сооружений на территории империи.Значит, в их задачу входило и избавление первосвященников от возмутителя спокойствия……
И тогда ---«...жители Иерусалима и начальники их..не найдя никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его».
Флуссер считает, что в Деян.(13:27) верно отражена историческая ситуация:
 не нашли в Нём вины сами — и попросили об услуге римлянина….
В Синедрионе проваливались попытки провести обвинение в намерении разрушить Храм, т.к. Иисус отказался подтвердить, а проверка выявила бы ошибки в показаниях свидетелей : Иисус не угрожал разрушить, наоборот, Он предлагал восстановить Храм, если его разрушат.И тогда, чтобы избавиться от ненавистного возмутителя спокойствия, первосвященник решил «проработать» другой вариант. До него доходили слухи, что Иисуса считают Мессией (или Он себя сам так представлял). Для римского (но не иудейского! ) суда это был достаточный повод для распятия.
И тогда Каиафа спросил обвиняемого: «Скажи, не Мессия ли ты?»(ЛК 22;69-72)...
Конечно, они не могли осудить Иисуса сами. ….Поэтому им и пришлось не выносить приговор самим, и «поднялось всё множество их и повели Его к Пилату»..А далее- суд и казнь …

   Другой точки зрения придерживается  известный  юрист, знаток древнееврейского права Х.Коэн , который так объясняет причину казни Иисуса Христа:
"По еврейскому праву Иисус не мог быть осуждён.. .
По римскому же праву- несомненно, Он совершил то правонарушение, в котором Его обвинил Пилат: «оскорбление Величества» и наказан был судьёй в соответствии с действующим имперским законом. Это было жестокое, несправедливое, но юридически неотменяемое наказание»


Рецензии
В анализе причин казни, я бы сосредоточился на историческом контексте события, на том политическом фоне, который диктовал властям, те или иные действия. Отмечу, что не верно трактовать, евреев, как порабощённый народ, бесправный, угнетённый, томившийся под игом римского сапога. Иудеи обладали массой привилегий, которыми не могли похвастаться большинство народов империи, во время римского правления. Правление Ирода, было золотым веком процветания и материального благополучия, периодом покоя, культурного и религиозного расцвета. В это время был отстроен Храм, появляется масса мудрецов, учителей и школ, процветает торговля и ремёсла, произошёл резкий рост иудейского населения, как за счёт демографии, но главное ввиду расцвета прозелитизма, который вызвал безумные ожидания и стремления. В народе поселилась странная уверенность ,что «поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима» и все поклонятся народу Божьему, принесут в Иерусалим свои богатства .
Это было опасное безумие.
Поэтому трактовать политическую верхушку Иерусалима, как бессовестных коллаборантов не стоит. Для верхушки главное сохранение иерархии и недопущение беспорядков. А «обманщики и прельстители» во множестве появлялись на почве Folk religion, которую подпитывали своей популяризацией и активным прозелитизмом фарисеи, являются бесспорным злом и угрозой, нормальной жизни. Отсюда неприязнь к фарисеям и любым проповедникам засоряющим головы простолюдинов ненужными чаяниями. С точки зрения саддукеев, втягивание быдла в идеологические конструкции, в сложные религиозно-политические размышления, приведёт только смятению умов и безумию бунта. Точно так же, как случилось, когда высоколобые рассуждения Маркса пошли в массы и стали большевизмом. Когда толстые тома полит-экономии, стали вульгаризированными брошюрками, на дюжину листов. Поэтому весь смысл поведения саддукеев заключён в одной фразе: «Для вас будет лучше, если один Человек умрёт за людей, чем погибнуть целому народу» .
Следует смотреть на произошедшее глазами этой группы и римлян.
С их колокольни Иисус, ам-хаарец(жлоб) из провинции, очередной доморощенный пророк, который возомнил себя кем то великим. Таких равви было немало, их описал Флавий Иосиф, а так уже упоминают Деяния, в монологе Гамлиила, но это единицы упомянутых, наверняка их было намного больше. Флавий говорит, что «Эти лжецы и мошенники, притворявшиеся Богоговдохновенными, на самом деле готовили планы переворота.» Он справедливо придаёт их религиозной деятельности политическую окраску, но об этом ниже. Кстати, Флавий, описывая коллегу Иисуса- Февду использует греческое слово «goes», которое переводится как обманщик, но в том историческом контексте и вероятно для самого Иосифа, оно обозначает мага, странствующего фокусника и лжепророка, ведущего необразованную чернь к губительным заблуждениям. Что, обещал Февда ? Он собирался скопировать Моисея, разделить воды Иордана и пройти реку посуху, что должно пониматься, как начало нового, эсхатологического похода его учеников в Святую Землю, отвоевания ее у язычников, римлян. Или Египтянин, который «собрал около 30 т. простаков и провел их пустынной местностью к Масличной горе, откуда намеревался силой войти в Иерусалим, подавить римский гарнизон и захватить верховную власть, сделав соучастников своими телохранителями.» Не обещал ли Иисус своим апостолам то же самое, поставить их судьями(полит.властью) над коленами Израиля? Египтянин обещал, что стены Иерусалима падут как, как пали стены Иерихона, перед армией И.Навина. То есть, Бог будет воевать на их стороне. Не обещал ли Иисус, что может призвать легион ангелов? То есть Он был с ними в одном контексте. Иначе не могло быть, Иисус сын своего времени, он вырос на той же почве народной религии, он слушал тех же учителей и общался с простолюдинами, которые его бы не поняли, если бы он говорил нечто им не знакомое и непонятное. Иисус отпечаток идей того времени, Он не мог быть другим, как не может огурец, проведшие долгое время в банке с рассолом, с другими огурцами, оставаться свежим огурцом или стать абрикосом. То есть, в глазах современников, он был таким же возмутителем спокойствия. После изгнания бесов, излечения больных, воскрешения мертвецов, которые усилили народную веру в то, что перед ними избранник Божий, было совсем не удивительно, что подобно Флавию, иерусалимские саддукеи, как и римская администрация, усмотрели в нем реальный потенциал бунта.
Саддукеи, которые принимали участие в Его участи, не могли воспринимать Иисуса позитивно, не могли ему симпатизировать.
Для элитаристов-саддукеев Иисус очередной фрик и шут, который устроил для себя свой личный цирк. Который кайфует, когда его экзальтированные адепты, превозносят его до небес. А для напыщенных саддукеев, мнение и аплодисменты черни- это ничто. А Иисус, возможно, вошёл в азарт роста своей популярности. Один рок певец, говорил, что сперва тебя называют учеником Элвиса Пресли, потом почти Элвисом, потом вторым Элвисом, а потом, ты сам ощущаешь себя круче Элвиса. Это обычное для артиста движение вверх, по лестнице тщеславия. Сперва ты, в глазах учеников, просто их раввин, потом ты самый лучший раввин, потом ученик Крестителя, потом ты как Креститель, потом ты круче, ты уже как пророк Илия, потом ты Сын Божий и дальше и выше, круче–круче. И вот, как в анекдоте «а у нас один мальчик смог». И они уже считают тебя богом. Он публичный человек, постоянно на сцене, он живёт овациями, это его пища. Это тщеславие. Но для саддукеев и римлян это не просто популярность –это опасная популярность. Сравните реакцию Палестинской администрации, на теракты Хамас. Они воспринимают это как опасность своему положению, опасность вмешательства Цахал, опасность репрессий, бомбёжек, армейских операций, а римляне панькались с населением куда меньше, чем современный Израиль с арабами-палестинцами. Так же рассуждали и саддукеи и многие здравомыслящие граждане Иерусалима, которым было что терять. Хочу отметить, что согласно Флавию, еврейское население Иерусалима содействовало римлянам в расправе над Египтянином и его адептами. Ничего не изменилось в этом мире.
Не верно, как это делает автор, отделять мистическую, религиозную cоставляющую от политики. Иудаизм того времени – это и есть политика, такая же как современный ислам. Иудаизм предписывал поведение каждого человека отдельно и всего общества в целом. То есть указывал, каков должен быть порядок в общества, какова есть и должна быть politeia. Именно этим словом politeia Флавий именует Тору, так чтобы было понятно его иностранным читателям. Это политическая конституция. Именно для этого Флавий Иосиф изобрёл термин «теократия», чтобы охарактеризовать неразрывность религии и политики. Но и для римлян, политика и религия не были чем то отличающимся. Для них религия было делом гражданским, культ императора был объединяющим. Император сам был божественной фигурой, его власть стоит на основании священного закона, он является «сотером»(спасителем), «евергетом» (благодетелем), Светоний пишет, что после смерти, Цезарь был сопричтен к богам, не только словами указов, но и «убеждением толпы». Цезарь официально именовался «Divus» -божественный. В этом смысле логично, что отказ иудеев поставить статуи Калигуле в Храме был расценен как бунт. Поэтому и для них слова Иисуса «мой царствие не от мира сего»- это не оправдание, а признание вины, её усугубление. Иисус посягает ещё и на божественную власть императора.
А для того, чтобы отделить иудаизм от политики, понадобилось ещё сто лет, после Иисуса. Только тогда мудрецы еврейского народа загнали всю мессианско-политическую составляющую, в глухой чулан и вымарали из своей литературы всё революционное, джихадисское наследие литературы Второго Храма. Мудрецы народа предпочли сконцентрировать идеологические установки на внутренней жизни еврейской общины, оставив решение вопросов всемирной политики одному Богу. В эти сто лет после Иисуса евреи подняли три кровавых и самоуничтожающих восстания: Первая иудейская война, восстание диаспоры и восстание Бар-Кохбы. Все они питались раввинами-популяризаторами, несшими иудейские религиозно-политические идеологии и возглавлялись, похожими на Иисуса «прельстителями», машиахами, раввинами и князьями.
Поэтому, вполне понятно, что саддукеи верно оценивали, какова будет реакции римлян, на очередного машиаха. О их реакции сообщает Иосиф, он пишет о том ,как римляне поступили с «Египтянином», Иудой Галилеянином и Февдой, и доходчиво объясняет простую, политическую логику римлян. Кстати похожая история и с ещё одним персонажем Евангелиий, с Иоанном Крестителем. Флавий так описывает мотивацию властей в его отношении: «Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».То слово которое переводится как «осложнения» это metabole то есть метаморфозы “революции”. Все эти люди революционеры, в контексте той ситуации, в глазах современника событий Флавия, жрецов Храма и римлян. Вся история с арестом Иисуса и его казнью целиком вписывается в контекст. История коллег Иисуса и Его собственная казнь, иллюстрирует отношение римских властей к иудейским харизматическим вожакам.
Мы должны смотреть глазами современников на событие, поскольку важно не то, чем это кажется нам или казалось отцам церкви, а тем, что это был в глазах смотрящих на происходящее.
В глазах современников, если какой-либо очередной равви, учитель праведности, целитель, экстрасенс, апокалиптический проповедник , шоумен-колдун, из какой то иудейской Тьму-Таракани, заявлял, что он «машиах» или «мессия», что одно и то же, то римские военные чиновники логично предпочитали думать, что он знает свои ресурсы, а здравомыслящие иерусалимские горожане знали, чем им это грозит. Потому и поступали сообразно угрозе.

Сергей Дедал   10.12.2024 09:29     Заявить о нарушении
Большое спасибо за Вашу интереснейшую и очень информативную рецензию!
Во многом наши взгляды на причины казни Иисуса совпадают . Я так же считаю, что «трактовать политическую верхушку Иерусалима, как бессовестных коллаборантов не стоит. Для верхушки главное сохранение иерархии и недопущение беспорядков….
Следует смотреть на произошедшее глазами этой группы и римлян.»
Однако последнюю фразу хотел бы уточнить.
Для римлян , безусловно, главным было преступное нарушение Иисусом их закона «об оскорблении величия» , т.е. «посягательство на трон», а претензии на «царство не от мира сего» еще более усугубляло Его вину. Для них Иисус был один из череды «обольстителей», потенциальный мятежник, который рождал в народе ненужные иллюзии и мог привести к бунту. Рано или поздно, но казнь Его римлянами была неизбежна, несмотря на Его мирную проповедь и призыв к любви даже к врагам.
Но саддукеи не только « усмотрели в нем реальный потенциал бунта». Вы пишете, что Он для них « не мог быть другим, как не может огурец, проведший долгое время в банке с рассолом, с другими огурцами, оставаться свежим огурцом ..то есть, в глазах современников, он был таким же возмутителем спокойствия.». Я думаю, что Его нельзя соизмерять с другими "возмутителями" -«мессиями», чьи имена тут же забывались с уничтожением их движения. Чудеса Иисуса были настолько удивительны, что они поражали даже тех, кто в Него не верил.Как пишет Ренан, «самым великим чудом было бы, если бы Он не делал чудес.Он был не властен умерить жадное стремление толпы и своих учеников к чудесному». Думаю, что для саддукеев Он был не просто « очередной фрик и шут,...очередной доморощенный пророк, который возомнил себя кем -то великим» . Они не верили в Его мессианство, но видя колоссальное влияние на народ , не только боялись этого влияния, но не меньше боялись —самих Его чудес, которые,как они считали, Он мог бы обратить против Храма, против них…
И еще хотел бы заметить относительно Ирода. Вы отмечаете, что « правление Ирода, было золотым веком процветания и материального благополучия, периодом покоя, культурного и религиозного расцвета....». Мнение о правлении Ирода зависит от того, с какой позиции его оценивать.
Профессор, историк В.Л. Вихнович так же утверждает , что «реальная судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона...».
Но иудеи считали , что тридцатитрехлетнее правление Ирода «принесло неисчислимые бедствия еврейскому народу». Он был верным гражданином Рима и хотел воссоздать Рим в Иудее, проводя принудительную эллинизацию. Ирод не считался с религиозными чувствами народа,постоянно нарушал законы и традиции иудаизма.Ирод немало потрудился для придания Иудее нееврейского облика. При нем были устроены амфитеатры и цирки, где гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с дикими зверями, с пышностью отмечались римские праздники, во многих городах были построены святилища для богов, а многим греческим городам он раздал богатые дары, причем сделал все это на деньги, собранные в виде налогов с еврейского населения. С одной стороны, Ирод соорудил великолепный Храм, однако, при этом глубоко оскорбил чувства верующего народа, когда желая еще раз доказать свою преданность римлянам, приказал прикрепить над воротами Храма золотого орла — символ Римской империи.А когда группа "прушим" сорвала ненавистного римского орла, и будучи схваченными, признались , что выполнили заповедь Торы, запрещающую изготовлять кумиры, Ирод приказал сжечь зачинщиков, а остальных убить.. А незадолго до своей кончины « этот злодей, повинный в смерти тысяч людей, призвал во дворец самых уважаемых мудрецов Иерусалима и приказал убить их после того, как он умрет, чтобы повергнуть всю страну в глубокий траур.». Описано много примеров его «кровавого правления»... Именно во время правления Ирода зародилось движение зелотов…
С благодарностью и уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   10.12.2024 07:23   Заявить о нарушении
"Я думаю, что Его нельзя соизмерять с другими "возмутителями" -«мессиями», чьи имена тут же забывались с уничтожением их движения. Чудеса Иисуса были настолько удивительны, что они поражали даже тех, кто в Него не верил"

Иисуса не просто можно, но и нужно соизмерять с историческим контекстом, соизмерять с его современниками это есть единственный путь понять Его слова, поступки, а главное: отношение к нему окружающих, глазами которых (авторов предания) мы Его видим.
Он не был уникален, просто потому, что уникальных людей нет. Его поступки и поведение пересекалось с поведением его современников, его коллегам по профессии и вполне совпадало с отношением, к такому поведению, поражённых зрителей.
Сравните биографии тех персонажей, кого мы знаем, по таким же литературным преданиям, как и Иисуса. Но имейте ввиду, что были и сотни тех, кого писатели не удостоили упоминанием, или тех, о ком они просто не знали…Я говорю не о бунтовщиках, которые были такими же коллегами Иисуса(в глазах власти), хотя ни Февда ни Египтянин не совершали насилия, они просто несли опасную чушь, как и Иисус. Я сейчас говорю о раввинах-чудотворцах. Таких «благочестивых Кашпировских», экстрасенсов, фокусников, магов было тогда пруд пруди, сотни или даже тысячи(разной квалификации и известности).
Вспомните талмудическую байку о Ханине-бен- Досе(почти современник Ииуса), которая рассказывает, как он сунул ногу в нору к змее, та его укусила и сдохла, а Ханина отнёс её в школу и там прочёл лекцию, о том, что убивает не яд, а грех. Это та же посылка, что у Марка гл.16 «Будут брать змей». Что праведник сильнее яда, если он победил грех. Или байка про него же, как он излечил сына Гамлиэля, сказав, что я вот поднимусь на чердак и поколдую, а вернувшись сказал, что сын раббана выздоровел. И так и было, в тот же час. Не та же ли это история, что притча о сотнике у Луки, которого Иисус исцелил дистанционно, по тому же методу Кашпировского? Кстати и Ханина промышлял изгнанием бесов, как и Иисус. Это то же демонстративное чудотворство, шоу на публику.
В Вавилонском Талмуде есть фраза, из уст Бога «Весь мир окормляется ради сына моего Ханины» (извините , цитата по памяти).
Ну, или возьмите другого коллегу Иисуса : Хони-а-Миагеля (чертящего круги) он тоже маг и целитель, но жил несколько раньше Иисуса. Мишна описывает, что когда был год засухи и евреи пришли к нему, просить умалить Всевышнего о дожде, мол мы же оголодаем… И он снисходил к их мольбам. Причём история описывает его магию, как баловство ребёнка, он становился в нарисованный им же круг и читал заклинания или молился, если угодно. Когда начинал идти маленький дождь, он капризничал, топал ногами и говорил «мало, я не так просил» дождь усиливался и так несколько раз, пока не пошёл ливень… И тогда глава суда(Бейт-Дина), упрекал его за то, что он неуважительно обращается к Яхве, но сам же разводил руками и говорил, нечто вроде : я бы тебя осудил и проклял( наложил херем), но кто я? Я только Его слуга, а ты Хони для Яхве, как сын… Обратите внимание: Хони именуется, как и Иисус, Сыном Божьим. Между прочим и он тоже погиб по воле евреев, они его убили..
Кстати они оба, и многие другие, нелицеприятно спорили с фарисеями, как и Иисус. Другие раввины , современники(или рядом) Иисуса проповедовали отказ от собственности и раздачу богатств беднякам, третьи учили ,что добрые дела важнее Торы и так далее. Похожие истории, не так ли? Да и вообще если порыться в раввинистической литературе, то исследователи находят там параллели большинству мыслей Иисуса, иногда даже дословные.
Я говорю даже не о том, что похожи персоналии, а в том, что эти истории отражают миропонимание авторов предания и мировоззрение мира, в котором жил Иисус… Их видят так же, как Иисуса. А всё, что мы знаем это литературные памятники, то есть это всё в глазах наблюдателя, который пересказал услышанное, через десять ушей и рук.
Это всё говорит о том, что во всех этих еврейских текстах(Мишна, Евангелия, Талмуд) мы слышим одни и те же голоса современников, отмечаем их миропонимание и их оценки реальности. Никакого эксклюзива для Иисуса нет, он такой же учитель, праведник, целитель, экстрасенс и маг, как многие из его соплеменников, с очень похожей манерой поведения, методами, а главное : отношениями с толпой и восприятием их улицей.
«Но иудеи считали , что тридцатитрехлетнее правление Ирода «принесло неисчислимые бедствия еврейскому народу»

Не «иудеи», а профессиональная каста книжников и толкователей Закона, авторы Талмуда. Они ненавидели Ирода, за то, что он лишил предков этих болтунов политического влияния. А поскольку историю народа писали они, то они и «оттоптались» на костях Ирода. Вообще весьма дискуссионен вопрос, насколько оправдан поиск достоверной политической и исторической информации в раввинистических источниках. Давайте согласимся, что политические реконструкции Талмуда отстоят на века от времён Ирода и отражают время, и ментальность ее создателей, а не реальность описываемой эпохи. Мы вообще не можем утверждать, что талмудисты корректно отражают идеологический портрет храмового иудаизма, не говоря про корректность изложения политической истории.
Но мы знаем, что не было при Ироде, народных восстаний, он не давал для них повода, не было карательных акций римлян, а когда был голод, Ирод кормил евреев из казны, не было повышения налогов, насколько я помню. Его репрессии, которые смакует Флавий, были направлены против политической верхушки и собственной семьи, а про массовое репрессирование простолюдинов нам ничего не ведомо. О том, какая жизнь была на самом деле, могут сказать не столько ругательные тексты, его политических противников, отстоящие на сотни лет, от события, а археология. Она показывает построенные дороги, порты, торговые галереи, всё это было полезно не трепачам-законоучителям(они не работают), которые подстрекали быдло на бунт, а этому самому быдлу, которое извлекало прямую выгоду из созданной инфраструктуры. Мы видим рост городов, ремёсел, явно фиксируется демографический эффект. Иудеи множились, как естественно, так и прозелитированием. А чем ещё определяется качество жизни, если не ростом населения?
Вы описываете, в истории с орлами, поступки фанатиков, как нечто позитивное, против чего возражал злой Ирод. Но посмотрите на это здраво. Эти идиоты провоцировали римскую карательную экспедицию. Можно ли порицать чиновников советской власти, послевоенной, Западной Украины, за то, что они вывешивали красный флаг и ставили памятники Ленину? Или правильнее назвать безумными фанатиками партизан УПА, которые провоцировали безнадёжную войну, убийство и репрессии, без малейших шансов на успех?
А святилища для богов, Ирод строил в городах Декаполиса, где евреи были в незначительном меньшинстве. Что дурного, что он не давил чужую свободу вероисповедания и умиротворял население? Да он строил стадионы и гимназии… Но Иудея это оккупированная территория, и там правит Рим и он заказывает культурную и любую музыку. Разве не очевидно, что иначе нельзя? Ну и так далее…
Не нужно принимать все политические оценки Талмуда, за чистую монету.

Сергей Дедал   11.12.2024 13:53   Заявить о нарушении
Большое спасибо за Ваши замечания!
Мой второй ответ здесь:http://proza.ru/2024/12/12/1369

Желаю удачи в творчестве, во всем !

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   12.12.2024 17:23   Заявить о нарушении