Бальные танцы и бальная музыка
/ Арт-журнал «Пантеон», 2024.
/ Руслан Богатырев, 2018.
Бальные танцы... Кто не слышал это название? В восприятии широкой аудитории это особые танцы, которые раньше исполняли на балах аристократической знати, а затем уже и в наши дни — на различных турнирах, конкурсах, фестивалях, светских раутах.
Бальные танцы в восприятии как бы противопоставляются более простым, демократичным уличным (street dance) и клубным танцам (club dance), социальным танцам (social dance), танцам для досуга. Претензии на изысканность и аристократизм в противовес обыденной жизни. Фрак против повседневной одежды. Следуя Ницше: Аполлон против Диониса.
Откуда пришло это название? По-английски бальный танец звучит как ballroom dance, а само направление — ballroom dancing. Произошло от ball («бал»), которое в свою очередь, восходит к латинскому слову ballare — танцевать. Для знати прошлых веков то были социальные танцы их сословия и круга общения.
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе.
Сегодня при обсуждении истории танцевального искусства как-то уже позабыли про приоритет итальянцев. Считается, что балет — заслуга французов, а бальные танцы — англичан. Но если разобраться, систематизация и конкретизация танцевальных элементов бальных танцев с целью любительского и профессионального обучения начались именно в Италии. Первые хореографы-теоретики были именно итальянцы: Доменико да Пьяченца, Гульельмо Эмбрео,Фабрицио Карозо.
Доменико да Пьяченца (Domenico da Piacenza, 1390-1470) — мастер танца и композитор эпохи Возрождения при дворе князей Эсте. Он считается первым известным мастером танца, в трудах своего ученика Антонио Корнацано назван «королём искусств». Гульельмо Эмбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro, 1420-1484) — балетмейстер и учитель танцев, танцмейстер при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Фабрицио Карозо (Marco Fabrizio Caroso, 1526-1605) — автор танцевального руководства «Танцовщик» (Il ballarino), опубликованного в 1581 г. в Венеции. Издание посвящалось Великой герцогине Тосканы Бьянке Каппелло из рода Медичи. Расширенное издание под названием «Благородство дамы» (Nobilt; di Dame) было опубликовано в 1605 г. Это один из самых важных источников по истории танца в XVI веке.
Эпоха Возрождения поменяла отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Движения на полную стопу символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение на носках или с прыжком отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» (balli, танцы) или «балло» (ballo, танец). С большой вероятностью название “бальные танцы” пошло именно отсюда, а не от ballare.
Ныне как-то уже позабыто, что в Италии конца XVI — первой половины XVII веков активно развивалось баллетто (balletto), жанр вокальной многоголосной музыки, непосредственно связанной с танцем. Термин balletto также использовался и для обозначения инструментальных сюит из музыки танцевальных жанров. Им предшествовала интрада — торжественное нетанцевальное вступление.
В конце XIX столетия в сфере бальных танцев постепенно стали наводить порядок, вводить чёткую классификацию. Именно в то время в Англии возникли первые организации учителей бального танца, такие как Британская ассоциация учителей бального танца (1892), Альянс Соединенного королевства (1903) и Имперское общество (1904). Уже в 1909 г. прошел первый чемпионат мира. Его организовал в Париже Камиль де Реналь. В программу входило всего четыре танца: Boston, Tur Key Trot, One-step и Tango. Фокстрот был впервые показан в Лондоне в 1914 г., а с 1921 г. фокстрот, наряду с вальсом и танго был признан стандартной программой. Вот так и стал формироваться английский стиль исполнения бальных танцев, который и определил их развитие на последующие десятилетия.
В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный (International and International Latin) и социальный (social dance). В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счёт того, что к ним добавилось пять латиноамериканских.
К настоящему времени в бальных танцах выделяют две программы – европейскую (Standard, Modern или Ballroom) и латиноамериканскую (Latin). В первую входят: вальс, венский вальс, танго, фокстрот и квикстеп. Во вторую — румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв.
В дополнение к двум базовым программам на соревнованиях используют ещё три: American Style, народная и дополнительная. В American Style эти танцы вошли в двух ипостасях: Smooth (вальс, венский вальс, танго, фокстрот) и Rhythm (румба, ча-ча-ча, свинг, болеро, мамбо). В народную: фигурный вальс, краковяк, русский лирический, рилио, украинский лирический. В дополнительную: берлинская полька, модный рок.
Музыка современных бальных танцев имеет вполне определённые требования. Это не просто вальс или танго. Достаточно чётко регламентируется и темп каждого танца.
Поскольку в своих концертных программах мы с Московским камерным ансамблем «Благозвучие» (BELSONECO) активно используем музыку бальных танцев (особенно вальс, венский вальс, танго, румбу), следуя их ограничениям и требованиям имеет смысл дать ей особое название — бальная музыка. Она во многом дополняет и развивает эрмитажную музыку (медитативную, созерцательную, пейзажную лирику).
Свидетельство о публикации №224102400998