Хорошая работа - ЖИТЬ! 46
Глава 10.
Показательный полет
В те самые трудные дни ведущий инженер испытаний пытался говорить Алексею, что их никто не гонит и можно где-то не спешить... На что тот ему по - свойски, как другу, мог ответить - трусах, мол, не включай, машина эта многого стоит, и ждут её.
Конечно, пилота беспокоила тряска. Рассказывая Марку Галлаю о ней, говорил - полетаешь, мол, полчаса, а потом весь день кажется, что глаза вибрируют в глазницах.
Но работа продолжалась.
"12-16 июня. Шли работы по доводке машины.
17 июня. Полет показал, что управление стало приятней, а тряски нет.
26 июня. Машину И-300 Ф - 1 подготовили для первого показательного полёта. Вечером Гринчик продемонстрировал её в полете для генералов и офицеров ВВС.
Полет прошёл успешно, но при посадке из-за повышенной скорости при торможении левая покрышка с камерой протерлись и слетели.
27-29 июня. В течении трех дней производится профилактические осмотр двигателей, после наработки ими 10 часов.
Устранение выявленных недостатков шло до 6 июля.
В это же время провели очередное усиление защитного экрана и переборку колёс основных стоек шасси. Левое колесо пришлось заменить из-за повреждений, полученных при посадке.
7-8 июля. После пробных гонок двигателей самолёт подготовили к дальнейшим испытаниям.
В течении двух следующих дней было выполнено по одному полету по программе заводских испытаний.
После последнего самолёт подготовили к демонстрационному полету для руководства Министерства авиационной промышленности и Военно - Воздушных Сил. "
До двадцатого полёта оставались лишь сутки...
Глава 11.
Выше только небеса
Составляя полетное задание на двадцатый вылет Гринчика, ведущий инженер не испытывал никаких дурных предчувствий.
Самолёт после очередной доводки.
Летчик с ним управляется успешно.
Да и машину в тот день проверяли скрупулезно. Заправку, предполетный осмотр, гонку двигателей делали с особым тщанием.
На аэродром приехали главнокомандующий ВВС К. А Вершинин, министр авиационной промышленности М. В. Хруничев, его заместители В. П. Дементьев, А. С. Яковлев, главный конструктор А. И. Микоян, высшие офицеры, специалисты авиационной промышленности. Они должны были увидеть полёты трех самолетов на реактивной тяге. Сначала немецкий Хейнкель - 152, потом истребитель Як-15, и, наконец, МиГ -9 Гринчика.
Не было только А. И. Шахурина. Наркоматы к тому времени преобразовали в министерства, а бывшего наркома (Героя Социалистического Труда, кстати) репрессировали.
Летчик испытатель Гринчик должен был выполнить: "Демонстрационный полет. Набрать высоту до полутора тысяч метров. Сделать несколько кругов над аэродромом.. Снизиться до четырёхсот метров. Дать горизонтально площадку..."
***
День был ясный. Солнечный. Небо с глубокой июльский синью И настроение у всех было подстать дню, хорошее.
И хотя пилоты обычно не любят такие полёты, но здесь был особый случай. Предстояло показать первенцев советской реактивной авиации. На своих крыльях несли они новую эпоху. Уже одним этим можно было гордиться.
Вот "немец" Хейнкель ~152 под управлением летчика-испытателя Георгия Шиянова сделал несколько кругов и сел.
Пилот истребителя Як - 15 Михаил Иванов мастерски показал новый, без винта, самолёт, вызвав профессиональное одобрение Гринчика и окружающих.
Но МиГ все же обладал неоспоримым достоинством для боевой машины - большей скоростью ( он летал на 910 и на 920 км-час.)
Незадолго до двадцатого полёта Алексей, заходя на максимальную скорость, смог достичь , во время испытаний значения 0,78 от числа Маха (то есть от скорости звука). Что в переводе на привычные цифры составляет 963 км - час.
Заданный параметр для этого истребителя (не менее 900 км - час) был достигнут. И это означало прорыв.
Гринчик, докладывая накануне на совещании высоким гостям характеристики реактивного истребителя, говорил и о новых возможностях, которые давали скоростные качества его самолета.
Достигнутый им показатель по скорости открывал путь за пределы прежних знаний - в дозвуковые, околозвуковые и сверхзвуковые скорости. Ведь ещё никто не представлял, что ждёт человека и машину в таких полёта. Словом, наступало время другой физики.
***
Но вот подошёл черёд Алексея.
Все видели : вот он вышел из машины, что доставила его к старту.
Вот идёт к самолёт своей знаменитой походкой, "по - чкаловски" раскачиваясь.
Парашют на крепкой спине - свисают лямки. Шлем в руке - жарко...
Вот он обернулся, сказал что-то стоящим поблизости... Все увидели смеющееся его лицо...
Вот он уже в кабине. Последние приготовления, взглядом привычно прошёл по приборам слева направо : все в порядке...
Он делает глубокий, полной грудью, вдох и, после секундной паузы, выдыхает - ффф- у-у - у, словно отсекает себя, настоящего, земного, от себя будущего - летящего. Так он делал всегда, и об этом знал каждый в его окружении.
МиГ - 9, управляемый Гринчиком, взлетел легко; набрав высоту, он начал работать, стараясь оставаться в поле зрения людей на аэродроме, что при его скорости было и не так просто.
... Плавно снижаясь, самолёт шёл к аэродрому. Вот он уже несётся над зелёной травой вдоль взлетной полосы.
И вдруг все - люди на крыше ангара, и высокое начальство, и механик, встречавший по обыкновению машину в месте приземления, - увидели: от самолета отделился какой-то предмет, блеснувший в воздухе. И тот стал крениться влево, все больше, больше.. Оказавшись вверх колёсами, он наклонил нос и пошел к земле.
Секунда...
Взрыв.
Шок. Невозможное. Застывшие улыбки на лицах только что смеявшихся людей ещё не стерты.
Смятение...
Помочь... Ничем... Нельзя...
Безумный огонь. Пожирающий огонь.
Мечущиеся фигурки.
Зелёная трава сбоку от взлетной полосы.
Все это внизу. На земле.
Над этим только сияющие небеса...
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224102501135