Христианский подход к науке реформатская философия
М.Элейн Бота
В кругах христиан-ученых идея христианской или кальвинистской философии является известным понятием. За пределами этих кругов, похоже, существует очень мало знакомства с глубинными мотивами, которые привели к возникновению такого
академического стремления, или с типом проблем, на которых сосредоточен этот подход. Эта статья в первую очередь предназначена для восприятия за пределами реформатских кругов и этого понятия. Более того, она носит популярный характер и не имеет цели дать исчерпывающее изложение этих проблем или обсуждения, касающегося их.
Чтобы понять вклад реформатского мира, его жизненного взгляда и образа жизни в развитие идеала христианской философии и науки, необходимо проследить
исторические корни кальвинистского мира и жизненного взгляда и установить связи между этими историческими корнями и событиями в Южной Африке. Африканерский кальвинизм, особенно его специфическая марка "Gereformeerde"1, не может быть отделен от его исторических связей с голландским кальвинизмом. Если это справедливо для кальвинизма как общего образа жизни, то это, безусловно, справедливо и в отношении кальвинистской мысли, и, в частности, в отношении философской и научной мысли, поскольку южноафриканский кальвинизм в значительной степени был ориентирован в первую очередь на голландский. Эта связь была особенно значима в теологии и философии, но также важна в гуманитарных науках в целом. Фундаментальная идея, которая была типична для голландского кальвинизма и которая характеризовала специфический кальвинистский взгляд на мир и жизнь, была перенесена в Южную Африку через южноафриканские голландские реформатские церкви, одной из которых является "Gereformeerde Kerk" .
Следует отметить, что кальвинизм в Южной Африке развил различные нюансы. В этом отношении типичный «бренд» кальвинизма Реформатской Церкви и сопутствующее ему кальвинистское мировоззрение и взгляд на жизнь, проникшие во многие аспекты южноафриканского общества за пределами официальной сферы Реформатской Церкви как таковой, можно отличить от общего протестантско-кальвинистского подхода к науке, который следует рассматривать как результат особой ориентации на жизнь, в которой религия и жизнь не разделены на различные отсеки , а объединены и интегрированы. Также в области науки и философии кальвинисты подчеркивали и подтверждали важность и актуальность веры. Наука как один из многих аспектов жизни, в которых христианин имеет свои задачи, принимается как Божественное призвание и как таковая она также стимулировала идею научного исследования реальности как призвания.
Историческая связь между голландским и южноафриканским кальвинизмом была изложена более подробно в другом месте, но необходимо дать обзор некоторых из наиболее важных исторических каналов мысли, которые функционировали как связующие исторические связи в процессе трансплантации голландских кальвинистских идей на южноафриканскую интеллектуальную почву. Наиболее выдающейся и важной фигурой в этом отношении является Абрахам Кайпер, которого можно рассматривать как одного из важнейших голландских вкладчиков в эту концепцию, а также одну из главных сил в развитии того, что позже было названо Философией права или Философией идеи космономии, которая оказала глубокое влияние на последующее развитие христианского подхода к науке в Южной Африке.
Разграничение и демаркация роли реформатской кальвинистской философской традиции особенно важны, поскольку эта философия оказала глубокое влияние на сферы за пределами области собственно философии, особенно в области образования. Это стало заметным и узнаваемым в южноафриканской концепции "христианского национального образования". Эта политика исторически связана с кальвинистской идеей о том, что религиозное и научное знание тесно связаны. Значимость исторического обзора и оценки
идеи христианской учености становится ясной, когда принимается во внимание влияние кальвинистского учения о эпистемологическом значении религии на практическую политику спорной концепции христианского национального образования.
. Хотя будет трудно проследить точные линии развития от голландского кальвинизма до зарождения схожих идеалов в Южной Африке, можно утверждать, что пример Gereformeerde Kerk (Реформатской церкви) в Голландии и работа Абрахама Кайпера напрямую повлияли на развитие идеалов христианской науки и кальвинистской философии в Южной Африке через Южноафриканскую реформатскую Церковь.
Помимо этого канала, философия Германа Дойеверда также представляет собой прямую связь в развитии в первой половине этого столетия.
Христианская реформатская философия, от начала ее развития до ее первого систематического выражения в работе Дойеверда, может быть понята только
как плод кальвинистского пробуждения в Голландии с последних десятилетий XIX века, движения, которое возглавлял Абрахам Кайпер. Чтобы дать представление об основных проблемах, с которыми сталкивается кальвинистская философия, будут рассмотрены основные тезисы этой философии. Философия Дойеверда выбрана в качестве отправной точки , и затем будут указаны наиболее важные разработки и отклонения, которые можно проследить в философии идеи творения Герберта Стокера
1926 год знаменует собой веху в развитии так называемой «кальвинистской» философии. В своей инаугурационной речи в качестве профессора юриспруденции в Свободном университете Амстердама на тему " Значение идеи права для юриспруденции и философия права" Герман Дойеверд искал отчетливо христианское основание для своей собственной особой области юриспруденции в соответствии с направлениями, уже разработанными Кайпером. В частности, открытие Кайпером библейского принципа суверенитета Бога как основной идеи философии и обоснование Кайпером всех мыслей в сердце человека как религиозном средоточии человеческой жизни были основными концепциями, которые радикально повлияли на попытку Дойеверда сформулировать такое отчетливо христианское основание. Исповедание универсальности Царства Христа и центральное исповедание суверенитета Бога как Творца над всем космосом являются источниками, из которых можно понять как идеи Кайпера, так и фундаментальные философские разработки Дойеверда . Философия Дойеверда включает в себя идею Кайпера о религиозной антитезе в жизни и мышлении, интерпретируемую не как линию личной классификации , а как линию разделения согласно фундаментальным принципам в мире - линию разделения , которая проходит поперечно через существование каждой христианской личности.2
Чтобы точно сформулировать, что именно является содержанием кальвинистского учения в философии, скажем, что оно прежде всего претендует на устранение векового недостатка калвинизма, а именно, отсутствия кальвинистской философии. В этом смысле, указывает Конради, трудно интерпретировать термин «кальвинистская философия» в смысле философии, основанной на мысли самого Кальвина. Конради указывает, что «кальвинистская философия» означает философию, которая берет свои принципы из Писания. В этой одной фундаментальной идее разнообразные нюансы кальвинистской философии более или менее сходятся. Проблематичным является также термин «неокальвинизм», который приписывается всему движению, развившемуся в результате работы и идеалов Кайпера. Этот термин отвергается последователями Кайпера и традицией Gereformeerde kerke, поскольку фундаментальной целью реформации теологии , науки, церкви и общества была не столько новая форма кальвинизма, сколько возвращение к изначальным принципам, сформулированным Кальвином. Помимо спора о термине неокальвинизм , можно было бы также оспорить вопрос о кальвинистских принципах, переформулированных Кайпером. Идея реформатской философии практически подразумевала радикальную реформацию философии в целом , и это именно то, что имело в виду все движение кальвинистской философии. Эта философия пытается выразить глубокие религиозные мотивы протестантской Реформации .
Непосредственной философской отправной точкой Дойеверда был радикальный разрыв с философским взглядом на реальность, который укоренен в точке зрения имманентности. Отсюда он озабочен тем, чтобы следовать основным реформатским идеям Кайпера и их последствиям для философии и развивать философию с точки зрения трансцендентности. Это вовлекло Дойеверда в более общие философские вопросы, такие как, среди прочего, взаимосвязь различных аспектов реальности, которые составляют область исследования различных наук. Принцип суверенитета сфер, на том этапе уже сформулированный Кайпером, не был применен специально к этому типу вопросов.
Дойеверд развил этот принцип в своей идее суверенитета сфер различных модальных
законов. В этих усилиях Дойеверду с самого начала помогал его коллега Волленховен. Конструктивную критику также осуществлял профессор Х. Г. Стокер, который внес вклад во введение и дальнейшее развитие этой философии в Южной Африке.
Первоначальный идеал Дойеверда о формировании круга единомышленников, которые будут изучать философские проблемы, а также разрабатывать принципы
специальных наук в свете этой философии космономической идеи, тем временем был реализован. Важно отметить, что Дойеверд не желает характеризовать кальвинистскую или христианскую философию как философию с религиозными предпосылками
в отличие от философий с нерелигиозными предпосылками или вообще без предпосылок.
Он желает показать с философской необходимостью, что все философии коренятся в предпосылках религиозного характера. Дойеверд утверждает, что его философия регулируется христианским основным мотивом творения, грехопадения и искупительного дела Христа. Это подразумевает, что в его философии нет места для синтеза
христианской и нехристианской мысли.
Философия Дойеверда уделяет особое внимание проблеме предпосылок. Исследование предпосылок философской мысли имеет решающее значение для
предприятия теоретического исследования реальности. 1 Для Дойеверда некритично предполагать, что научная и философская деятельность может существовать отдельно от необходимых нетеоретических априорных принципов. Дойеверд утверждает, что сам постулат нейтрального и автономного характера теоретической мысли как таковой является предпосылкой не теоретической природы. Философ или ученый, который
не признает этого, является догматиком, и одна из главных забот Дойеверда - бороться с таким догматизмом. Философия по самой своей природе является религиозно
определенным актом, она не может быть нейтральной, поскольку само провозглашение ее нейтральности уже является религиозным выбором.
На этом фоне Дойеверд подходит к проблеме теоретической мысли через ряд
основных проблем, посредством которых он намеревается раскрыть структурные априори, составляющие необходимые условия для всей теоретической мысли. 3. Историческое исследование открывает Дойеверду, что основные религиозные мотивы направляли развитие философии по-разному в разные времена, но ход философской мысли
всегда направлялся триадой трансцендентальных идей, соответствующих трем основным проблемам теоретической мысли. Трансцендентальные идеи касаются связности, тотальности и происхождения всякого смысла. Вопрос о взаимосвязи и связности
модальных аспектов, вопрос об их религиозном корне, выражающем их совокупность смысла, и вопрос о происхождении составляют три аспекта единой проблемы, на которую можно ответить в терминах трансцендентальной основной идеи, основной идеи всей
философии. Содержание последней напрямую определяется религиозным мотивом.4
Каждая система философии направляется такой априорной концепцией происхождения и совокупностью смысла космического порядка. Дойеверд находит
содержание своей идеи cosmonomia (буквально означающей идею законов, управляющих космосом) в центральном мотиве христианской религии, а именно творении, грехопадении и искуплении, совершенном Христом. Архимедова точка философии находится во Христе, новом религиозном корне космоса. Дойеверд выбирает архимедову точку своей философии в более глубоком корне всего нашего человеческого
существования, в сердце человека, которое участвует в совокупности смысла, в Иисусе Христе. В этом отношении Дойеверд снова отходит от понятий после Кайпера и также следует толкованию Кайпера на Еккл. 3:11. Это конкретное толкование было
подвергнуто резкой критике со стороны различных философов и также рассматривается как один из пунктов где философия космономической идеи, скорее всего, включила в себя схоластические философские элементы из философии и теологии Кайпера.5. Сердце человека, рассматриваемое в библейских терминах как точка, где определяется отношение Бога к человеку, рассматривается как глубочайший центр жизни. Сердце человека не может быть нейтральным по отношению к Богу. Оно либо обновляется в Иисусе Христе и, таким образом, принадлежит возрожденному человечеству, либо живет в отступничестве от Бога.
Вышеупомянутые основные проблемы можно рассматривать как важнейшие отправные точки философии космономической идеи, изначально сформулированной
Германом Дойевердом из Свободного университета Амстердама в Нидерландах. В Южной Африке основные принципы кальвинистской философии Дойеверда были представлены профессором Х. Г. Стокером. Хотя Стокер развивал свою собственную кальвинистскую философию независимо от Дойеверда и Волленховена, он выразил свою глубокую признательность этой философии, а также предложил конструктивную критику.
Фундаментальное различие между Дойевердом и Стокером сосредоточено вокруг представления Дойевердом космономической идеи как основной идеи философии.
Стокер утверждает, что идея творения является основной идеей кальвинистской философии. По мнению Стокера, эта идея творения охватывает идею
закона. Он постулирует, что космос в первую очередь является творением Бога. Бог не только Законодатель, но и суверенный Творец космоса. Для Стокера не существует единого принципа, к которому можно свести весь космос. Он различает четыре так называемых космических измерения, с помощью которых он намеревается
охватить все универсальные перспективы разнообразия в реальности, а именно измерения модальностей, индивидуальных и социальных структур, событий или явлений
и ценностей. Четыре перспективы, в терминах которых космическое разнообразие может быть объяснено по Стокеру, предполагают друг друга таким образом, что невозможно абстрагировать какую-либо одну перспективу как конечный принцип единства. Стокер
рассматривает космомическую идею с ее учетом модальных сфер и их отношений как только одну перспективу, в терминах которой космическое разнообразие может
быть объяснено.6
Подробное описание и изложение фундаментальных различий между философией Стокера и Дойеверда можно найти в другом месте. Целью данной статьи не является
подробное изложение этих различий. Несколько наиболее существенных моментов будут упомянуты, чтобы дать общее представление о масштабе проблем, которые фигурируют в рамках системы отсчета этих двух расходящихся философских систем, происходящих
из одного и того же фундаментального мотива радикально библейской христианской философии.
Антропологическая концепция Дойеверда о сердце человека, участвующем в совокупности смысла, Иисусе Христе, и выступающем в качестве религиозного центра всей космической реальности, не принимается Стокером, который утверждает, что такой взгляд слишком антропоцентричен. Стокер утверждает, что человек был создан как
венец творения Бога, но не может функционировать как религиозный центр творения, потому что совокупность творения, помимо человечества, напрямую связана
с Богом и не только находится в отношении к Богу через человечество и его центральную религиозную концентрацию в Иисусе Христе. Эта концепция Стокера в свою очередь вызвала критику со стороны Дойеверда и других, что эта идея будет означать
уступку традиционной идее субстанции, которая в определенной степени подразумевает независимость реальности от Бога.
Другим фундаментальным моментом, от которого отступают концепции Дойеверда и Стокера, является квалификация реальности как «смысла». Дойеверд утверждает, что реальность есть смысл. Это означает, что смысл есть творческий способ бытия
всей реальности, который подразумевает, что вся реальность полностью зависит от источника, который не есть смысл, но Кто есть создатель смысла, т. е. Бог.
Этот взгляд, что сотворенная реальность есть смысл, выражает концепцию areatio ex nihile Писания и подразумевает отказ от всех других представлений о существовании изначальной материи. Стокер отклоняется от этой формулировки, утверждая, что реальность не есть смысл, но имеет смысл, посредством чего он заново вводит тип квалифицированной "субстанции-идеи", которая оставляет место для уже заявленной прямой связи реальности с Богом, помимо промежуточной связи, которую
постулирует в своей философии Дойеверд.
Это лишь некоторые из фундаментальных различий между философией права Германа Дойеверда и философией идеи творения Герберта Стокера. Среди философов, которые внесли вклад в типичную кальвинистскую философскую перспективу в
Южной Африке, Стокера можно считать одним из важнейших представителей реформатской традиции. Более того, его можно назвать философом, чья философия внесла значительный вклад в идеал христианского научного поиска, который исторически сформировался в идее христианского университета. Он, конечно, не был единственным южноафриканским представителем кальвинистской философии, но его можно
считать наиболее важным участником типичной реформатской философии, которая характеризовала кальвинистский подход к науке и которая также повлияла на многих ученых кальвинистских убеждений в Южной Африке.
Когда оценивается вклад Стокера, то вскоре осознаешь тот факт, что он был независимым и в значительной степени также оригинальным вкладом в идею кальвинистской философии. Хейнс утверждает), что философия Стокера также пронизана основополагающим принципом, что вера не ограничивается только церковью и религией
в узком смысле слова, но что она должна быть сделана плодотворной для всех граней жизни и культуры. Это та же основная идея, которая вдохновляла Кайпера и Дойеверда в их попытках сформулироватьхристианское развитие науки и философии. Вопреки атеизму, который не принимает существование Бога, и пантеизму, который принимает всю реальность как Бога, Стокер излагает свой теизм, в котором принимается, что Триединый Бог открыл Себя человеку как Творец, Законодатель и Хранитель неба и земли. Поскольку вся реальность была создана Богом и поддерживается Им, каждое существо должно служить Богу. Это относится и к науке. Там, где в науке служат Богу,
там устанавливается христианский подход к науке.
Значительная часть философских трудов Стокера была посвящена этому идеалу христианской науки и изложению фундаментальных принципов и методов науки в целом. В своей книге Beginsels en metodes in die wetenskap (Принципы и методы науки) он подходит ко всей проблеме христианства и науки с трех точек зрения. С точки зрения познаваемого он рассуждает следующим образом : Ученый может не только принимать
космос или опыт реальности как источник знание. Писание также должно использоваться как такой источник знания. Если свет Писания не принимается во внимание, работа такого ученого ненаучна. Писание открывает истины, которые важны для науки и которые не могут быть найдены только эмпирическим исследованием. По словам Стокера, Писание содержит не только истины , касающиеся искупления и спасения человека, но и соответствующие истины, которые ставят весь космос в правильной перспективе. Он называет свой подход, в котором Писание принимается во внимание как источник знания, перспективным методом. Он предупреждает, что Писание не следует использовать в качестве научного учебника, потому что это не является намерением Писания.
Во втором случае наука практикуется всем человеком. Это подразумевает, что верующий в Писание будет связан с истинами Писания, которые применимы ко всей его жизни. Это означает, что верующий обязан принимать во внимание данные Писания, когда он занят своей научной работой. Если принять во внимание, что все знание сосредоточено на истине, то следует, что истины, которые открывает Писание, и истины, сформулированные в науке, в принципе не должны конфликтовать. Этот поиск единства всех истин отмечает усилия Стокера по формулированию принципов христианского стремления к науке.
Различие между Богом и космосом в третьей инстанции дает основу, на которой Стокер строит свою классификацию наук. Он различает теологию, философию и различные специальные науки. В качестве критерия этого различия он использует перспективу, которую использует ученый. Эта перспектива выводит на первый план определенную область исследований, в случае теологии это Бог, каким Он известен из Его откровения в Писании и природе, в случае философии это согласованность многообразия реальности, где специальные науки концентрируются на одном из разнообразных аспектов творения. Стокер также внес большой вклад в построение основ христианской антропологии. В своей антропологии он также дал обширное обсуждение проблемы человеческой свободы. В области этики Стокер также оставил свой след как философ, который сознательно хочет построить христианскую теорию этики. Очевидно, что Стокер внес большой вклад в продвижение идеалов христианской философии и науки как основы для работы христианского университета. Многие ученые, изучавшие работу Стокера, также внедрили принципы, которые он сформулировал в свои конкретные отрасли наук. В этом отношении он оказал глубокое влияние на формирование корпуса христианского подхода к науке в Южной Африке.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что различные подходы Дойеверда
и Стокера были интерпретированы как две конкурирующие и несовместимые школы философской мысли. Это, безусловно, не было намерением двух философов. Необходимо принять во внимание, что развитие корпуса наук в перспективе философских принципов,
сформулированных двумя философами, демонстрирует расхождение по различным фундаментальным пунктам, в результате чего последователи этих различных нюансов
в идеале христианской философии склонны использовать философскую структуру или систему либо одного, либо другого философа. В свете этих событий можно увидеть заметное расхождение в будущем развитии идеала христианского восприятия науки в Южной Африке.
Помимо двух основных направлений, на первый план вышли и другие нюансы. Это подразумевает, что хотя основная идея христианской академической работы возникла
из величественного взгляда Кайпера на господство Христа над всеми аспектами жизни, эта концепция была направлена в различные философские русла, которые все в той или иной степени несут квалификацию «реформатских», но все же отклоняются от них в
важных моментах. Помимо различных нюансов в философии различных представителей христианской философии, можно утверждать, что был достигнут большой прогресс в реализации изначального идеала, который был инициирован Кальвином, Кайпером и их более поздними сторонниками и введен в Южную Африку через Реформатскую Церковь и ее Теологическую школу, создание Христианского университета Почефструма
и других организаций, таких как «Vereniging vir Christelike Ho;r Onderwys».
В заключение следует отметить последние события, касающиеся
построения корпуса христианских научных знаний и внедрения христианских подходов.
Это философские принципы в образовательной работе университета Почефструма.
Недавние события
Помимо усилий отдельных ученых, PU для CHE сознательно развивал позитивный
христианский взгляд на мир и жизнь, предоставляя студентам возможность посещать специальные лекции, на которых излагаются основные истины кальвинистского взгляда на мир и жизнь. Текущий курс под названием «Межфакультетская философия» представляет собой попытку предоставить студентам общий обзор важнейших культурных и исторических тенденций, основных элементов кальвинистской философии и кальвинистского взгляда на жизнь и мир. Этому курсу, который является обязательным для всех студентов, предшествовало несколько похожих курсов, таких как «Geloofsleer» (Учение о вере), «Принципы и методы науки» и «Studium universale». На этих лекциях студенты знакомятся с основными философскими предпосылками кальвинистского взгляда на мир и жизнь и кальвинистской философии. Этот курс также призван подробно рассматривать философские проблемы, с которыми сталкиваются студенты в различных изучаемых ими науках.
Очевидно, что христианская философия и христианская наука могут преподаваться только в учреждении , которое признает значимость христианских принципов для науки и образования. Этот подход был подвергнут критике многими как идеологическая обработка и как несовместимый с характером как науки, так и университета. Очевидно , что такая точка зрения отходит от иного определения характера науки или задачи университета. Идея христианского университета строится на предположении, что все образование базируется на духовной основе, которая не может быть отделена от образования, которое ребенок получает в своем собственном доме. Если духовные ценности, связанные с религиозными убеждениями родителей, играют роль в повседневном образовании ребенка дома, то эти принципы должны также признаваться в науке как таковой и в образовании, которое дается ребенку и ученику вне его дома. Это подразумевает, что в рамках науки необходимо приобретать и преподавать знания, которые не противоречат основным принципам, заложенным в жизни и мировоззрении студента или ученого.
Конечно, это требование создает множество практических проблем, например, когда мировоззрение и взгляд на жизнь родителей обусловлены не в первую очередь их исповеданием веры, а определенной временной формой такого исповедания, что часто вызывает противоречия с научными утверждениями. В этом отношении типичное геоцентрическое мировоззрение многих библейских авторов может повлиять на христиан, чтобы они не принимали новейшие открытия науки, тогда как такое мировоззрение следует рассматривать в контексте исторического периода, в который были написаны книги Библии. Помимо этой весьма определенной исторической окраски библейского материала, существуют фундаментальные библейские принципы, которые действительны для всех времен и которые также обусловливают то, как христиане интерпретируют человека, мир и историю.
Недавние разработки в отношении курса межфакультетской философии сыграли важную роль в распространении идеи христианской учености и христианской философии в сфере специальных наук. В будущем этот курс, который до сих пор был общим, будет децентрализован, так что каждый отдельный факультет университета возьмет на себя
ответственность за свою собственную межфакультетскую философию. Это создаст возможность начать фундамент различных философий т специальных наук с фундаментальной основы, которая была предоставлена общей христианской
философией. Очевидно, что такое начинание может быть только долгосрочной
программой и что результаты будут видны только после того, как этот практический курс будет реализован в течение достаточно длительного периода времени.
1. "Gereformeerd" с заглавной буквы обозначает церковную конфессию
. Без заглавной буквы dapital оно обозначает реформатскую традицию.
2. Dooyeweerd H, A new crituque of theoretical thought.
Amsterdam, 1953, 523, 524.
3. Dooyeweerd explicitly rejects the name Calvinietia philosophy
and states that his philosophy is meant to be a Christian
philosophy without any other qualification. Vide Dooyeweerd,
A new critique of theoretical thought I, 524.
4. Conradie A L, The neo-Calvinistic concept of philosophy.
Natal, 1960, 2.
5. Stoker H G, Die nuwere wysbegeerte aan de Vrije Universi=
teit. Reprint from: Die Wagtoring, 1932/33, 11 .
6. Conradie, op cit, 2, 9.
7. Ibid, 32.
8. Dooyeweerd, A new critique, I, 41.
9. Young W, Toward a reformed philosophy, Grand Rapids, 1952,
28.
10. Dooyeweerd, op cit. I, 41.
11. Ibid, 68, 69.
12. Young, op cit, 144. Botha M E, Sosio-kulturele metavrae.
Buijten en Schipperheijn, Amsterdam, 1971, 148.
13. Conradie, op cit, 96-98.
14. Malan D J, 'n Kritiese studie van die Wysbegeerte van
H G Stoker vanuit die standpunt van H Dooyeweerd, Amsterdam,
1968.
15. Dooyeweerd, op cit. I, 10.
16. Heyns J A, Denkers deur die eeue. Kaapstad, 1967, 161-174.
Свидетельство о публикации №224102501226