10. У колодца
Приятного вам чтения!
* * *
История 10. У колодца
Папа приехал как всегда поздно и с утра долго спал. Алиса уже и не знала, куда себя засунуть: малину поела, крыжовник поела, смородину тоже поела, а папа всё спит и спит. Папы у Алисиных друзей приезжали пораньше, у Алисы — никогда.
— А ты чего по ночам ездишь? — спрашивала она.
— Дураков на дорогах меньше, — говорил папа.
Уезжал он зато тоже поздно: у всех папы уже уехали, а у Алисы — ещё нет.
По выходным Алиса редко куда-то ходила. Придёт к ней Маринка, посидят на порожке, горох пожуют, да и как-то разойдутся. Маринка вообще не часто приходила в выходные: к ней тоже приезжали. Вот и в этот раз она не пришла. А папа уже встал и пересекал широкими шагами огород, собирал в рот ягоды, смеялся над комарами, которые не могли прокусить его толстую рубашку. Жарко — не жарко на улице: папа всегда одет и обут. Алисе, чтобы в малину залезть, надо было переодеться: в малине крапива и колючки, в сарафане туда не пойдёшь, больно будет. А папа время на это не тратил: он всегда был готов лезть в малину.
Мама папе задания выдаёт: крапиву из малины выдернуть, траву в поле покосить, за водой в колодец сходить. Колодец далеко, на другом конце деревни, но вода там самая чистая и вкусная. Папа выкатывает на тележке бидон с Алису ростом, а Алисе даёт ведро с верёвкой, и они идут.
Тропинка в кочках, кузнечики распрыгиваются в разные стороны, бабушки деревенские сидят на лавочках и смотрят. Алиса от папы старается не отставать, чтобы все видели, что это — её папа. А то вдруг кто не знает? Алиса оборачивается: далеко от дома отошли? Далеко; можно теперь сказать.
— Пап, а на меня мама кричит.
— Ты, наверное, её не слушаешься?
— Я банку разбила, а она сразу кричать. Я же не специально.
— Ну, — говорит папа, — тебе надо понимать маму. Она много дел делает, устаёт и легко расстраивается. Представь, что у тебя сломали какую-нибудь твою вещь. Не любимую, но всё-таки твою. Расстроишься?
— Наверное.
— Вот и мама расстроилась. На маму вообще нельзя обижаться; её надо любить. А то когда меня нет, тут только ты; кто её любить кроме тебя будет?
Пришли к колодцу. Вокруг сыро, лужи, брызги, того и гляди поскользнёшься и нырнёшь головой в камень. Мост к колодцу железный, ржавый, продавленный везде; даже дырка виднеется. В дырке вода течет, с виду такая же железная и ржавая, как сам мост. Папа катит через него тележку, всё громыхает, скрежещет и звонко бомбит. Скрипит дверь колодезного дома, открываются недра холодные. Вода почти недвижимая, тёмная, сливается с каменным кольцом стен, отражает, и кажется, что до дна колодца бесконечно далеко. Если упадёшь, лететь будешь до конца вечности.
— Отойди-ка, — говорит папа и закидывает ведро.
Развеивается покой колодца, разлетается брызгами водяными, и оказывается, что вот она — поверхность воды: совсем-совсем рядом. Рябит, колышется, пока папа переливает воду из ведра в бидон.
— Папа, а что если упасть в колодец?
— Не советую. Ударишься, потеряешь сознание и утонешь. Я тебя даже достать не успею.
— А кто-нибудь тонул тут?
— Тут — не тонул. В других колодцах бывало.
— И что, насовсем тонул?
— Насовсем.
Алисе вдруг непреодолимо захотелось кинуть что-нибудь в колодец, чтобы посмотреть и узнать, как это — на совсем тонуть. Как тонут люди? Человека сюда не кинешь, да и не хорошо это. Ведро не тонет. Может быть, камень?
— Папа, а можно камень кинуть в колодец?
— Лучше не надо. В колодце вода чистая, а камни вокруг — в земле, грязные. Зачем воду пачкать?
— А так хочется.
Папа огляделся вокруг, нашёл небольшой камешек и омыл его из ведра.
— Кидай, — говорит.
— Быль, — упал камень, и нет его. Расплываются по воде быстрые круги, один другого догоняет и всё догнать не может, а камня больше нет. Алиса глядит в тёмную воду, и оттуда на неё глядит кривое, потревоженное отражение.
— Папа, а если человек упадёт, он так же утонет?
— Нет, человек утонет по-другому, — серьёзно сказал папа, и Алисе стало не по себе и сразу расхотелось думать об этом.
— Пойдём, — позвал папа, укрепляя бидон на тележке, — маме надо помочь. Я крапиву подёргаю, а ты посуду помоешь. Только чур банок не бей, не расстраивай маму.
И они пошли. Алиса оглянулась на колодец, и почудилось ей откуда-то из-под его крыши, из самой-самой каменной глубины:
— Быль, — и тишина.
* * *
Читать дальше историю 11 «Малюткин хлеб» — http://proza.ru/2024/10/25/1438
Свидетельство о публикации №224102501425