Рецензия
Назвать роман о современности и будущем «Круть», — у многих вдумчивых читателей это вызвало удивление, больше доказывая верх безумства и цинизма автора. Поэтому книге целесообразно придумать другое название – «Паноптикум» или «Кунсткамера». Следовало бы отлучать от литературы тех, кто возомнил себя властителем дум, и вправе диктовать законы для свободных граждан. Согласно системе искусства, творение должно быть в первую очередь искренним, и толпа читателей от счастья постижения литературы готово кричать – «не верю, но с нами это тоже может быть!»
Сюжет нового романа Виктора Пелевина прост и субъективен. Ни одной ясной линии, но в центре сюжета баночный оперативник «Transhumanism Inc. (организация признана нежелательной на территории РФ)» Маркус Зоргенфрей. Почему он должен разобраться с опасностью, которая нависла над планетой, веских доводов нет.
Как имплант-коррекция «Открытого Мозга» могла превратить женщин в доминантный гендер, автору не известно. Но изменился баланс сил — на вершину уголовной иерархии поднялся фем-блатняк — безжалостные куры-заточницы.
Как же связана «Круть» с классическими романами? Никак. Новомирье и пророческое планетарье, создаваемое год за годом, практически не отличается от политико-мифологического устройства мироздания, которое он описал в книге «Generation П», вышедшей в 1999 году. Видны отсылки только к трудам себя любимого. В. О. Пелевин обнажает перекрестные смыслы ради самих аллюзий, намеков, перверсий, но при особом желании читателю несложно будет собрать разрозненные книги в общую «Пелевин Universe» — своего рода аналитическое рагу последних десятилетий.
Начало этой вселенной логично отсчитывать именно с написания «Generation П». После смерти физического тела мозг помещается в банку, которая хранится под землей в бункере, и, пока проплачено хранение (а прайс посилен только обеспеченным людям), клиент пребывает в виртуальной реальности с возможностью влиять на мир реальный.
Критики сравнивают романы Пелевина с летописью, так как, исчезнув с радаров публичности, писатель общается больше сам с собой, а с народом только через свои произведения, выходящие один раз в год осенью. Каждый такой труд возможно оценить как «газетную утку» за прошлый календарный период. Любые, самые ничтожные новости, мемы, ребусы и головоломки, маркеры сетевого обсуждения объемно сдвинуты в пародийно-фантастический котёл дум и образов.
Автор думает, что исследует и вышучивает постсоветскую историю, а на самом деле думает о будущем иных Вселенных и потустороннего мира. В его представлении Россия — только звено в цепи теории заговора и других направлений конспирологического характера. Да и смысл таков, что, когда захочешь — будет там, где его нет.
Ясно, что мир меняется только в нашем восприятии.
Свидетельство о публикации №224102500147