Валерий чкалов- история одной фотографии

 
Рассказ из ИСТОРИИ АВИАГАРНИЗОНА БЕЛЬБЕК.
Я закончил службу в 62 иап им. 50-летия ВЛКСМ. И так получилось, что стал последним начальником политического отдела этого полка и последним старшим политработником авиагарнизона Бельбек. После развала СССР народ выживал как мог. И когда перевалило за 60, я  ушел на заслуженный отдых. А по принципу «дураков работа любит», нашел себе занятие по душе. Начал собирать все материалы по истории авиагарнизона «Бельбек»: текстуальные и фото, брать интервью у старожилов авиагородка, ветеранов авиаполка, создавать небольшие киносюжеты по истории авиагарнизона, авиаполка и о судьбах ветеранов. Многих из них уже нет, ушли в мир иной. Но на экране они продолжают жить и рассказывают свои истории. Всё это мне пригодилось в написании летописи авиаполка. За это им огромное спасибо.
И однажды мне попалась на глаза из семейного архива капитана Апанасенко фотография, где он со своими подчиненными сфотографирован возле бюста летчика.   
Вот эта фотография. Ф1.
 
Установить приблизительную дату снимка нетрудно. Судя по форме одежды, это примерно осень 1961г. – осень 1963 г. Почему? 6 апреля 1960 года полк уходит из ВВС ЧФ и переходит в авиацию ПВО страны. До 1967 г. срочники служили в сухопутных войсках и авиации 3 года. Сержант в морской форме – значит прослужил не менее года. Трава сухая и в зимних шапках – значит осень глубокая. Теперь самое главное… какому лётчику установлен бюст на территории авиагородка? А то, что это авиагородок Бельбек, сомнений нет. На фото слева здание бывшей санчасти, а справа одноэтажки «северного городка». И, конечно, на заднем плане возвышается берег моря. 
С летчиком у ветеранов Бельбека пошли разночтения. Фактически из живых никто не помнил этого бюста и места его установки. Высказывались предположения, что это один из героев 62 иап. Но ни один не подошел по внешнему виду и возрасту. Тогда выбор пал на Валерия Чкалова. Но откуда он на территории авиагородка Бельбек? Пришлось полистать биографию.
Валерий Павлович Чкалов (02.02.1904 — 15.12.1938) – русский летчик-испытатель, Герой Советского Союза (я не просто так подчеркнул ИСПЫТАТЕЛЬ, мы к этому ещё вернемся).
Под его командованием совершен рекордный беспосадочный перелёт на самолете АНТ-25 из Москвы на Дальний Восток, который стартовал 20 июля 1936 года. Путь общей протяжённости 9374 километров был преодолен за 56 часов. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Чкалов в  1931 г. провел государственные испытания истребителя И-5. В январе 1933 г. был уволен в запас с действительной военной службы.
А что могло его связывать с Бельбеком, как испытателя?
Есть ответ на этот вопрос. Летом 1931 г. Чкалов участвовал в испытаниях новых авиабомб в Крыму. Однажды во время испытательного полета с бомбами на самолёте ТБ-1, который пилотировал Чкалов, вышел из строя левый двигатель – лопнул шатун. На одном моторе, перегруженный бомбами и горючим, самолет шел на предельно малой скорости с небольшим снижением. Инженер по вооружению, открыл створки бомболюков и хотел сбросить бомбы, как это полагалось по инструкции. В это время самолет пролетал над дачными участками. Лётчик не мог допустить падения боеприпасов на мирных жителей. Чкалов вынул револьвер и, угрожая им оружейнику, заставил его закрыть люки и лечь в проходе между креслами пилотов. Вскоре закипела вода во втором двигателе. Пришлось выключить и его. На высоте сто метров, уже пролетая над береговой чертой, Чкалов круто повернул самолет, едва не зацепив землю крылом, убрал крен и мягко посадил бомбардировщик на краю обрыва. Здесь не сказано, где это произошло. Предположим, он заходил на посадку. А заход на посадку в Крыму с моря, где существует по курсу посадки обрыв, есть только на аэродроме Бельбек.
Есть и еще подсказка. В ноябре 1930 года Чкалов восстановлен в ВВС и зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За 2 года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей. Первый успешный полёт по программе испытаний «ЗВЕНО» состоялся 4(3) декабря 1931 года. Лётчики: авиаматки ТБ-1 — А. И. Залевский, второй пилот — А. Р. Шарапов. На И-4 — В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. Этот первоначальный вариант, называвшийся «Звено-1», состоял из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях. На каждой плоскости ТБ-1 установили по три фермы из металлических труб. Две передние — для крепления оси шасси И-4, третья, повыше, для удержания хвоста истребителя в горизонтальном положении. Передние крепления имели замки бомбодержателей, которые открывались из кабины бомбардировщика, задние — из кабин истребителей.  В одном из полетов пилот, отвечающий за отцепление истребителей, допустил опасную ошибку – отпустил передние зацепы, удерживающие оси колес самолета Чкалова, раньше, чем замок хвостовой части. И-4 катастрофически быстро начал поднимать нос. Еще мгновение и он, опрокинувшись на спину, погубил бы всю «этажерку». Однако Чкалов не растерялся и мягким, но очень быстрым движением ручки управления, прижал колеса к крылу. Потом освободил хвост и, ловко оторвав И-4 от бомбардировщика, ушел вверх.
Испытания проводились под Москвой и в Крыму. Известен факт прилета Валерия Чкалова на самолете И-16 на аэродром Кача в 1937г. На предельно малой высоте он выполнил все фигуры высшего пилотажа, чам несказанно удивил не только зрителей, но и строевых лётчиков.
Есть еще эпизод из истории аэродрома Бельбек, который косвенно подтверждает, что аэродром мог использоваться для полетов по программе «ЗВЕНО». 2 марта 1938 года, на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. и НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС ЧФ был сформирован 32-й истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. Он был развёрнут на базе 24-й оиаэ и 29-й оиаэ ВВС ЧФ, базирующихся на аэр. Евпатория. Летом 1938 г. 3-я и 4-я АЭ на истребителях И-15бис, под руководством помощника командира полка Н.З.Павлова, осваивали новый оперативный аэродром Бельбек. С 1939 года полк приступил к охране ВМБ Севастополь с воздуха. Дежурные звенья эскадрилий содержались в готовности к вылету №1, при этом одно звено дежурило на аэр. Бельбек. На 25.05.1941 г. часть самолётов 2-й АЭ, которые не использовалась в качестве пикировщиков, размещалась на аэр. Бельбек под Севастополем. 03.10.1941 г. 2 эскадрилья на И-16 (в которую входили звенья СПБ – носитель ТБ-3 + 2 И-16 с бомбами) также вошла во Фрайдорфскую АГ. Т.е. аэродром был готов к выполнению задач по программе «ЗВЕНО».
15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полета на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой и через 2 часа скончался в Боткинской больнице.
Именем Героя были названы многие населенные пункты, улицы (в т.ч. в Ванкувере), суда, школы, аэроклубы, заводы и др. В 1938-1957 г. его имя носил г. Оренбург. По всей России устанавливались памятники Чкалову.  А далее история делает крутой вираж….
25 февраля 1956 г., в последний день работы ХХ съезда КПСС, Никита Хрущёв выступил с закрытым докладом о культе личности Сталина. Вскоре после этого   можно было наблюдать, как буквально на глазах переписывают книги, перемонтируют фильмы, переделывают слова песен и лозунгов. Многие памятники Сталину были демонтированы. Пострадали и приближенные к Сталину, в том числе памятники и бюсты Валерия Чкалова, как любимчика Сталина. Политика партии взяла новый курс, и ошибки недавнего прошлого нужно было не просто забыть, но стереть. Пик сноса памятников Сталину и его сторонникам достиг в 1961г. 
В 1964 году, после прихода к руководству СССР Леонида Брежнева, процесс реабилитации и увековечивания памяти жертв репрессий периода культа личности Сталина фактически прекратился. Вот такая историческая обстановка сложилась в те годы. В авиагородке «Бельбек» же в 1963 году началась активная подготовка к празднованию 9 мая 1965 года 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.  Командир 62 иап подполковник Дюков Ю. М и его заместитель по политической части майор Куницын Н.Г. приняли решение о создании аллеи Героев 62 иап. Были заказаны бюсты Героев (предположительно это одна Киевская мастерская, что выполняла заказы на бюсты для выпускников Качинского училища, которые находятся на аллее Героев в пос. Кача.).
И сейчас самое время вернуться к фотографии (Ф1), на которой бюст Валерия Чкалова. Лётчик в нашем полку не служил. Возможно, и не летал на нашем аэродроме. И неизвестна дата установки бюста Герою. Но 2 февраля 1964 года страна отмечает 60-летний юбилей со дня рождения Валерия Чкалова. Есть повод передать бюст Валерия Чкалова в качестве подарка работникам авиазавода Севастополя. Ныне это филиал ФГУП «Авиакомплект» — производственная площадка ФГУП «Авиакомплект» в г. Севастополь – специализированное авиаремонтное предприятие, которое производит капитальный ремонт, переоборудование и модернизацию различных типов вертолётов, связи и навигации. Основано в октябре 1929 года.
И тому есть подтверждение живых свидетелей. Я связался с одним из старейших работников этого предприятия Ермаковым Иваном Федосовичем – Председателем Севастопольского городского совета 1991-92 гг. Он созвонился с председателем профкома предприятия Александром Зелёнкиным, который подтвердил, что действительно в 1964 году был передан Бюст Валерия Чкалова командованием 62 иап заводу и даже пообещал найти накладную.
Но важно было установить, тот ли это бюст именно Чкалова. Ведь могло быть просто совпадение и бюст будет совсем не похож. Поехал сам на завод и попросил начальника охраны сфотографировать бюст Чкалова со всех ракурсов. Спасибо, что откликнулись и выполнили просьбу. Теперь у меня были фотографии с территории авиагородка и с завода. Осталось их передать криминалистам и ждать ответа. Всё так и произошло. Севастопольские криминалисты установили, что оба изображения на фото с вероятностью 99% это фотографии одного и того же бюста.
Посмотрите сами (Ф2).
 
И место его сейчас совсем рядом с входом, хотя раньше бюст стоял в глубине территории завода.
Здесь тоже интересная история приключилась. И опять вмешалась политика. После развала СССР в Украине стали избавляться от наследия прошлого. И впервую очередь занялись уничтожать бюсты и памятники В.И. Ленину. А так как Севастополь всегда был и остается пророссийским городом, то здесь действовали осторожно. В 1992г. поступила команда от хозяев убрать бюст Ленина с постамента. Его убрали в архив. А на его место водрузили тот самый бюст Валерия Чкалова. Он и поныне стоит в сквере на территории завода на постаменте, где ранее стоял бюст В.И.Ленина.  (Ф3).
 
 

Итак, бюст найден, идентифицирован, но кто автор?
Перешерстил весь интернет, различные художественные мастерские, скульптурные салоны и каталоги многих скульпторов тех времен. Это 1940 – 1960гг. Скульптур Валерия Чкалова много изготовлено, бюстов еще больше. Но! Именно в такой композиции – летная куртка, задранный воротник и развивающиеся волосы – нигде нет. По опыту поисков знаю, что из одной формы могут вылить несколько бюстов. Я был уверен, что рано или поздно найду в Крыму еще такую копию. И она действительно существует и неплохо сохранилась. А находится этот бюст ныне в селе Почтовое, во дворе колледжа.
Фото (Ф5).
   
К сожалению, в Почтовом автора бюста тоже не знают. Поэтому сделал официальный запрос. И вот какой пришел ответ:
Уважаемый Николай Валентинович!
На Ваше обращение по вопросу предоставления информации об авторе (скульпторе) бюста Валерия Чкалова, поступившее через Портал обратной связи, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя сообщаем. В настоящее время объект «Бюст Валерия Чкалова» статуса объекта культурного наследия (федерального, регионального), выявленного, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не имеет. Таким образом, предоставить информацию об авторе (скульпторе) бюста Валерия Чкалова, а также историю появления данного объекта не представляется возможным. Начальник Управления И.Н. Масликова.
На этом можно было бы и закончить, но ход истории не изменить. И то, что произошло, уже не исправишь, а сочинить что-то новое всегда можно. Вот и сочиняют новую историю Украины, обесценивают итоги Великой Отечественной войны, меняют местами победителей на побежденных… А мы стараемся сохранить память о Героях. И только не многие из нас не проходят мимо.
Тому пример судьба другого бюста Валерия Чкалова, что случайно нашли и спасли. Вот как это было.
В январе 2016 года в Бахчисарайском районе крымские летчики откопали памятник Валерию Чкалову на берегу реки. В годы безвременья изваяние легендарного летчика-испытателя было закопано в землю, завалено грязью и гравием. Но бюст отреставрировали и установили в районе аэропорта «Заводское» в Симферопольском районе.
9 апреля 2016г. на территории аэропорта «Заводское» (Перовское сельское поселение), состоялось торжественное открытие памятника-бюста герою Советского Союза лётчику-испытателю Валерию Чкалову.
 
Но этот Бюст не из нашей серии. Здесь работа другого скульптора.
И в заключении задержу ваше внимание ещё на одном историческом факте.,   Аэродром  «Бельбек» и аэродром «Заводское» стали с 1915 года  частью летной школы  Качи. Вот как это звучит в первоисточнике:
«Для подготовки летчиков соответственно требованиям мировой войны в 1915г. школа расширяется и переформируется в три отделения, базирующиеся на постоянных грунтовых аэродромах: — первое — смешанное истребители и бомбардировщики на основном аэродроме на р. Каче; — второе — на аэродроме Бельбек (восемь километров южнее Качи, на полпути к Севастополю) в долине крымской речушки Бельбек. Летное поле после выполнения подготовительных работ аэродромной командой имело ровный хороший грунт, хорошие воздушные подходы, растительность с устойчивой корневой системой отвечало безопасности полетов на легких аэропланах «Моран»; — третье — в пяти километрах южнее Симферополя с левой стороны у железной дороги Симферополь-Севастополь». 
п.с. Поиски скульптора- автора бюста Валерия Чкалова продолжаются. Жду ответа из архива г. Симферополя. А вдруг у них что-то есть ?!

Пришел ответ. По автору бюста у них нет информации. Поиски продолжаются.


Рецензии