Толчение и умственное томление...
Многие сочинители считают, что их творческие способы работы - это только их достояние, поэтому не стоит им делиться с другими. Пусть другие сами нащупывают те способы своей творческой работы, которые потом можно постоянно, систематически применять.
Есть и другие сочинители, которые, может быть, и поделились бы своими творческими методами, но им некогда. Они слишком много времени и сил отдают умственному томлению.
Слово "томление" - многозначное. Одни придают ему кулинарное значение. Это определённый температурный режим обработки составляющих кулинарного блюда. А вот творческое, умственное томление - это тягостные творческие мучения. Творческое самоистязание.
Есть литературоведы, которые находят какую-то связь между умственным томлением сочинителя и вдохновением.
Якобы вдохновение - это то, что приходит в голову сочинителя и прерывает его творческое томление.
Те сочинители, которые рассматривают вдохновение как награду, увидев, что хватит уже творчески томиться, записывают то, что пришло в голову. Записывают пришедшее в голову без исправлений и редактирования.
Перфекционисты, то есть сочинители, впустившие в себя чрезмерное стремление к совершенству и своего творческого способа работы, и литературно-художественных произведений, как итогов его, творческого способа работы, применения, могут и не знать, что вдохновение существует.
Когда перфекционист-сочинитель работает над очередным своим литературно-художественным текстом, стороннему наблюдателю может показаться, что сочинитель толчёт воду в ступе. То есть осуществляет лишние, а главное, - многочисленные бесполезные действия.
Конечно, у каждого, среди сочинителей, перфекциониста свой метод или способ сочинительской работы, но, если обобщить, то способ работы перфекционистов состоит в очень долгом толчении, до порошкообразного состояния, первоначального материала и в спрессовывании или спекании полученного порошка в отдельные кирпичи, из которых складывается литературно-художественное произведение.
Для конкретного перфекциониста- сочинителя первоначальным литературным материалом является пришедшая ему в голову определённая идея того, как рассматривать избранную тему.
Перфекционизм стороннему наблюдателю может показаться очень нудной, скучнейшей штукой. Наблюдатель может подумать, что уже хватит, - нашёл сочинитель нужный порошок, то есть необходимые, для предъявления читателям своей идеи, сочетания слов, а сочинитель всё толчёт и толчёт. Не может угомониться в своём толчении!
Как описать такой творческий способ работы, как долговременное толчение идеи, как первоначального литературного материала, сочинителем-перфекционистом? Это очень трудно, но можно попробовать.
Например, пришла в голову перфекциониста-сочинителя такая идея:
"Не только в детективах и приключенческих текстах, но и в серьёзных, то есть в интеллектуальных литературно-художественных произведениях самым важным является главный персонаж. То есть, герой или героиня литературно-художественного произведения.
Герой или героиня произведения - это персонаж произведения, столкновения которого с внешними и внутренними обстоятельствами его жизни должны крайне живо интересовать читательниц и читателей. Если читатель не заостряет своё внимания на обстоятельствах жизни какого-то персонажа, не может повысить градус своего внимания к персонажу, остаётся к нему равнодушным, то данный персонаж не является героем литературного произведения".
Содержательная идея, но, по мнению самого перфекциониста-сочинителя является несовершенно или скучно представленнной сочетаниями слов будущим читательницам и читателям. И перфекционист начинает толочь эту идею, и, например, добился, толчением, следующего её состояния:
"Герой литературно-художественного произведения - это тот его персонаж, за столкновениями которого с обстоятельствами, в разных точках его жизненного пространства, читательницам и читателям наиболее интересно следить. Герой интеллектуального художественно-литературного произведения - это совсем не то, что сыщик или какой-нибудь Рембо, потому что он, герой серьёза, больше, чем с внешними обстоятельствами своей жизни, сталкивается с её внутренними обстоятельствами".
Ну и всё, ну и хватит, ну и остановился бы сочинитель в своём толчении идеи! Но нет, - он продолжает её толчение до мягкого, порошкообразного состояния. Придумывает сочетания слов о ветре, который дует над точками внешнего и внутреннего жизненного пространства героя. О накоплении сил, в каждой из точек внутреннего пространства жизни героя, и о том, как трудно ему, герою, удержать в себе эти силы, если ветер внешнего жизненного пространства гораздо могущественнее этих накопленных героем, но все ещё слабых внутренних сил.
И толчение, осуществляемое перфекционистом-сочинителем, начинает напоминать путь, уходяший в дурную бесконечность.
А ведь литературно-художественное произведение - это не печенье, в пропечённом тексте которого зубы едока наталкиваются на что-то твёрдое, что так и не было истолчено до порошкообразного состояния, и необратимо разрушаются.
Интеллектуальные же зубы читательниц и читателей совсем не напоминают естественные зубы в человеческом рту, они не ломаются , а, наоборот, затачиваются, если натыкаются на нечто твёрдое в абзацах или страницах литературно-художественного произведения.
Если интеллектуальные зубы читателей не разрушаются, а только заостряются, затачиваются от столкновения в тексте с чем-то твёрдым, что автору так и не удалось истолочь, во время своего умственного томления, в мягкий порошок, то, вполне возможно, что счастливыми сочинителями могут стать не перфекционисты. А кто?
Сейчас, в эпоху искусственного сочинительского интеллекта, необратимо уходит в прошлое понятие счастливого сочинителя.
Тем же читательницам и читателям, которые интересуются историей литературно-художественного сочинительства, можно предъявить довольно твёрдую мысль:
Счастливыми сочинителями в прошлом довольно часто становились те авторы, которым приходили в голову алмазы-идеи и которые совсем не томились, не терзались тем, чтобы эти идеи в нечто мягкое истолочь.
P S. Автор данного текста понимает, что среди его, текста, читательниц и читателей, могут оказаться люди, которые будут возмущаться используемыми в нём сочетаниями слов. Не особенно надеясь на то, что какие-то из тех читателей, которые не интересуются эпохой сочинительства, не знакомого с искусственным интеллектом, почерпнут что-то полезное для себя из данного текста, автор просто напоминает читательницам и читателям, что данный его текст - не рассказ, а эссе, размещённое в разделе литературоведения.
Свидетельство о публикации №224102500190
Поэтому просто присоединяюсь к его отзыву и желаю Вам новых творческих успехов, уважаемый Борис!!!
Игорь Тычинин 25.10.2024 19:25 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 26.10.2024 08:01 Заявить о нарушении