Толчение и умственное томление...

     В литературно-художественном сочинительстве, как и в других видах деятельности, есть свои методы. Или способы работы.

     Многие сочинители считают, что их творческие способы работы - это только их достояние, поэтому не стоит им делиться с другими. Пусть другие сами нащупывают те способы своей творческой работы, которые  потом можно постоянно, систематически применять.

      Есть и другие сочинители, которые, может быть, и поделились бы своими творческими методами, но им некогда. Они слишком много времени и сил отдают умственному томлению.

      Слово "томление" - многозначное. Одни придают ему кулинарное значение. Это определённый температурный режим обработки составляющих кулинарного блюда. А вот творческое, умственное томление - это тягостные  творческие мучения. Творческое самоистязание.

      Есть литературоведы, которые находят какую-то связь между умственным томлением сочинителя и вдохновением.

     Якобы вдохновение - это то, что приходит в голову сочинителя и прерывает его творческое томление.

      Те сочинители, которые рассматривают вдохновение как награду, увидев, что хватит уже творчески томиться, записывают то, что пришло в голову. Записывают пришедшее в голову без исправлений и редактирования.

     Перфекционисты, то есть сочинители, впустившие в себя чрезмерное стремление к совершенству и своего творческого способа работы, и литературно-художественных произведений, как итогов его, творческого способа работы, применения, могут и не знать, что вдохновение существует.

      Когда перфекционист-сочинитель работает над очередным своим литературно-художественным текстом, стороннему наблюдателю может показаться, что сочинитель толчёт воду в ступе. То есть осуществляет лишние, а главное, - многочисленные бесполезные действия.

     Конечно, у каждого, среди сочинителей, перфекциониста свой метод или способ сочинительской работы, но, если обобщить, то способ работы перфекционистов состоит  в очень долгом толчении, до порошкообразного состояния, первоначального материала и в спрессовывании или спекании полученного порошка в отдельные кирпичи, из которых складывается литературно-художественное произведение.

    Для конкретного перфекциониста- сочинителя первоначальным литературным материалом является пришедшая ему в голову определённая идея того, как рассматривать избранную тему.

     Перфекционизм стороннему наблюдателю может показаться очень нудной, скучнейшей штукой. Наблюдатель может подумать, что уже хватит, - нашёл сочинитель нужный порошок, то есть необходимые, для предъявления читателям своей идеи, сочетания слов, а сочинитель всё толчёт и толчёт. Не может угомониться в своём толчении!

     Как описать такой творческий способ работы, как долговременное толчение идеи, как первоначального литературного материала, сочинителем-перфекционистом? Это очень трудно, но можно попробовать.

     Например, пришла в голову перфекциониста-сочинителя такая идея:

     "Не только в детективах  и приключенческих текстах, но и в серьёзных, то есть в интеллектуальных литературно-художественных произведениях самым важным является главный персонаж. То есть, герой или героиня литературно-художественного  произведения.

     Герой или героиня произведения - это персонаж произведения, столкновения которого с внешними и внутренними обстоятельствами его жизни должны крайне живо интересовать читательниц и читателей. Если читатель не заостряет своё внимания на обстоятельствах жизни какого-то персонажа, не может повысить градус своего внимания к персонажу, остаётся к нему равнодушным, то данный персонаж не является героем литературного произведения".

      Содержательная идея,  но, по мнению самого  перфекциониста-сочинителя является несовершенно или скучно представленнной сочетаниями слов будущим читательницам и читателям. И перфекционист начинает толочь эту идею, и, например, добился, толчением, следующего её состояния:

      "Герой литературно-художественного произведения - это тот его персонаж, за столкновениями которого с обстоятельствами, в разных точках его жизненного пространства, читательницам и читателям наиболее интересно следить. Герой интеллектуального художественно-литературного произведения - это совсем не то, что сыщик или какой-нибудь Рембо, потому что он, герой серьёза, больше, чем с  внешними обстоятельствами своей жизни, сталкивается с её внутренними обстоятельствами".

    Ну и всё, ну и хватит, ну и остановился бы сочинитель  в своём толчении идеи! Но нет, - он продолжает её толчение до мягкого, порошкообразного состояния.  Придумывает сочетания слов о ветре, который дует над точками внешнего и внутреннего жизненного пространства героя. О накоплении сил, в каждой из точек внутреннего пространства жизни героя,  и о том, как трудно ему, герою,  удержать в себе эти силы, если ветер внешнего жизненного пространства гораздо могущественнее этих накопленных героем, но все ещё слабых внутренних сил.

      И толчение, осуществляемое перфекционистом-сочинителем,  начинает напоминать путь, уходяший в дурную бесконечность.

      А ведь литературно-художественное произведение - это не печенье, в пропечённом  тексте которого зубы едока наталкиваются на что-то  твёрдое, что так и не было истолчено до порошкообразного состояния, и необратимо разрушаются.

      Интеллектуальные же зубы читательниц и читателей совсем не напоминают естественные зубы в человеческом рту, они не ломаются , а, наоборот, затачиваются, если натыкаются на нечто твёрдое в абзацах или страницах литературно-художественного произведения.

     Если интеллектуальные зубы читателей не разрушаются, а только заостряются, затачиваются от столкновения в тексте с чем-то твёрдым, что автору так и не удалось истолочь, во время своего умственного томления, в мягкий порошок, то, вполне возможно, что счастливыми сочинителями могут стать не перфекционисты. А кто?

     Сейчас, в эпоху искусственного сочинительского интеллекта, необратимо уходит в прошлое понятие счастливого сочинителя.

     Тем же читательницам и читателям, которые интересуются историей литературно-художественного сочинительства, можно предъявить довольно твёрдую мысль:

     Счастливыми сочинителями  в прошлом довольно часто становились  те авторы, которым приходили  в голову алмазы-идеи и которые совсем не томились, не терзались тем, чтобы эти идеи в нечто мягкое истолочь.

     P S. Автор данного текста понимает, что среди его, текста, читательниц и читателей, могут оказаться люди, которые будут возмущаться используемыми в нём сочетаниями слов. Не особенно надеясь на то, что какие-то из тех читателей, которые не интересуются эпохой сочинительства, не знакомого с искусственным интеллектом, почерпнут что-то полезное для себя  из данного текста, автор просто напоминает читательницам и читателям, что данный его текст - не рассказ, а эссе, размещённое в разделе литературоведения.

            

   


Рецензии
Только хотел сформулировать своё мнение, а потом посмотрел оно уже сформулировано в следующем отклике Фомой.
Поэтому просто присоединяюсь к его отзыву и желаю Вам новых творческих успехов, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   25.10.2024 19:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв Вам, Игорь, и за Ваше мнение, состоящее в том, что раньше встречались сочинители, которые и без умственного томления, и, тем более, без длительного толчения, могли "производить" яркие художественные образы и захватывающие алмазы-мысли или алмазы-идеи!

Светлан Туголобов   26.10.2024 08:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.