Глава 14. Прощание с Галилеей. За шесть месяцев до

    

    Узнав о том, что Иоанн Креститель отдан под стражу, Иисус покинул окрестности Мертвого моря и Иордана и вернулся в Галилею (Мф.4:12; Мк.1:14; Лк.4:14; Ин.4:3). «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел в день субботний в синагогу» (Лк.4:16).  Синагоги как отдельного здания в Назарете, вероятно, не было, однако жители города в Шаббат собирались в одном из частных домов.
Иисус проповедовал своим землякам, «и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? .... Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем  И не мог совершить там никакого чуда  И дивился неверию их» (Мк.6:2-6).
      Назаретянам трудно было считать пророком того, чью сестру или чьего зятя они видели ежедневно. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости, и вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4:28-29).
После этого Иисус, «оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском» (Мф.4:13; Лк.4:31), то есть бежал из Назарета и переселился в Капернаум, обретя там "второе отечество".
     Иоанн сообщает, что весной 27 года Иисус,  ходил в Иерусалим на праздник Пасхи , где творил чудеса и многие уверовали в Него (Ин 2:23).Галилеяне (вероятно, из Каны Галилейской ), бывшие  там и видевшие Его  "знамения" ,приняли Его (4:45).
Т.о.,  возвращаясь в Галилею, Иисус опять пришел в Кану и  по всей вероятности, пробыв там некоторое время ,   вернулся в Капернаум.
Иисус проповедовал не только в Капернауме (Мк.1:21; Лк.4:31; Ин.6:59), но и в синагогах других селений:в Магдале, Вифсаиде, Хоразине и др. Вероятно, Он никогда не приходил в Тибериаду, населенную большею частью язычниками. Иногда Иисус покидал Галилею, Однако,  всегда, вплоть до последнего путешествия в Иерусалим, возвращался в Капернаум (Мф.17:24; Мк.9:33).

    Проповедь христианства вначале была направлена прежде всего к низшим слоям населения. Апостол Павел пишет: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти..., не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых , и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее» (1 Кор.1:26-28).
Выведенный Цельсом иудей говорит, что Иисус раздобыл себе «десять или одиннадцать приверженцев, отпетых людей, самых низких мытарей и лодочников».   Иоанн признает, что в Иисуса прежде всего уверовали простолюдины (Ин.7:48), но при этом говорит, что и многие люди из аристократов также уверовали в Христа (Ин.12:42; 19:38). Среди учеников Иисуса были не только рыбаки, но и мытари.  Профессия сборщика пошлин  у евреев  считалась даже преступной, ибо налоги собирались для римлян. О мытарях  упоминали наряду с убийцами, грабителями и людьми позорной жизни (Мф.5:46-47; 9:10-11; 11:19..). Евреям, принимавшим эту должность, объявлялся хэрем , однако, Иисус благоволил к ним, ибо имел благосклонность ко всем, отверженным обществом.
   Ученики Иисуса вряд ли понимали Учителя и вряд ли глубоко вникали в Его идеи и планы. Они до самой Его смерти мечтали о восстановлении царства Израиля (Лк.24:21), и  впоследствии  какое-то время упорно противились допущению язычников в христианскую общину.  Христианство по-настоящему стало распространяться и обретать силу и твердую почву в кругах язычников лишь с миссионерскими путешествиями тех людей, которые лично не знали Иисуса и которые ввиду этого все более Его обожествляли. И только в свете этих представлений мы понимаем, почему апостол Павел, не являвшийся прямым учеником Иисуса, обрел такое высокое значение в истории христианства.

      К тому времени у Иисуса изменилось отношение к Иоанну Крестителю. Во-первых, нужно было подтвердить, что Креститель  и был тем самым обещанным Богом предтечей Мессии, а во-вторых, надо было как-то объяснить, почему Иоанн не присоединился к школе Иисуса, а попросту — почему не признал в Нем Мессию.
Иисус сказал, что Иоанн был пророком, «и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”. ... он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:9-14; Лк.7:24-29). Этими словами утверждалось, что Иоанн был предтечей (или даже воскресшим Илией), но он относился к ветхому поколению домессианских служителей Божьих, и потому наименьший в новом Царстве Мессии будет больше Крестителя.

      Не только Назарет отвергал Иисуса, но даже приозерные города, в общем благосклонные к Нему, не все верили  Ему. Иисус часто жаловался на встречаемое Им неверие и жестокосердие: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11:21-24; Лк.10:12-15).
     Все меньше и меньше удовлетворяла Иисуса   реакция на Его проповедь галилеян: никто не думал видеть в Нем Мессию (Мф.16:13-14; Мк.8:27-28; Лк.9:18-19),  Иисус снова отправился в северные районы, в окрестности Кесарии Филипповой (Мф.16:13; Мк.8:27).
     Никто не знает, почему Иисус ушел в Кесарию Филиппову : от Израиля — к язычникам, от своих — к чужим. Может быть, испугался стать царем Иудеи (Ин.6:15)..  или потому, что Иисус осознавал свои неудачи: от Него отпадали даже самые близкие ученики (Ин.6:60,66) — и это не в Иудее, а в родном Капернауме.
     И вот, Иисусу приходится решать вопрос: кто Он? Бог  помогал Ему исцелять больных — значит, Он — Сын Божий. С другой стороны, Сын Человеческий обязан совершить более, нежели пророки.
     Любовь к Иисусу угасала,  надежды на Него как на Мессию разрушались. И тогда  Он  принимает главное решение: возвратиться в центр иудаизма и принять бой от ортодоксов. Ежели Он — Мессия, то Бог  не оставит Его, но  если - нет , тогда  Его, быть может, ждет смерть, позорная смерть.  Но тихое увядание в качестве пророка и чудотворца не устраивало Иисуса...
     Он понимал, что наиболее удобным моментом для этого были праздники, ибо в массе съезжавшихся на Пасху паломников-галилеян Он мог найти себе опору.  Может быть,  Иисус рассчитывал своим учением за время праздников подготовить себе почву в Иерусалиме хотя бы настолько, чтобы можно было остаться там и продолжать добиваться своих целей,   или , возможно, Он решил после Пасхи вернуться в Галилею ....

     В окрестностях Кесарии произошел один из самых знаменитых фактов в жизни Иисуса: Его ученики  наконец-то узнали, что их Учитель — Мессия, и, по-видимому,  и сам Иисус убедился в этом окончательно именно здесь,   в селении  Кесарии Филипповой, когда на Его  с вопрос: " за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты — Христос» (Мк.8:27,29). Теперь, когда прозвучало : "Ты есть Христос(Мессия)" , уже путь до самой Голгофы был предопределен.
Иисус не мог долго находиться среди язычников, Он прежде всего возлагал надежды на евреев, с которыми Его связывал монотеизм. И Он вернулся в Капернаум (Мф.17:24).
Приближался праздник Кущей..тогда и Он пришел на праздник, не явно, а как бы тайно"  » (Ин.7:2,10).
Больше Иисус в Галилею не возвратится...
«Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20; Лк.9:58).
Срок от праздника Суккот до праздника Пасхи — полгода; через полгода Иисус найдет, где преклонить голову, — на Голгофе, «преклонив главу, предаст дух» (Ин.19:30).

Итак, Иисус отправился в Иерусалим — в Святой город , город  великого Царя , который называли «совершенством красоты и радостью земли» (Плач.2:15).


     Согласно Иоанну, Иисус  прибыл в Иерусалим  не перед праздником Пасхи, а  еще во время  праздника Кущей, т.е.  предыдущей осенью.
В Иерусалиме  Иисус вел активную деятельность в течение нескольких месяцев и за это время настроил против себя еврейскую верхушку. Зимой толпа едва не побила Его  камнями (ИН 10:22-31), за Его «богохульные» заявления об «Отце»: «Я и Отец-одно» (Ин 10:30), «Отец во мне и Я в Нем» (Ин10:38) и др.. Тогда «Он уклонился от рук их», после чего  «пошел опять за Иордан..и многие там уверовали в Него» .
       В первый период своей деятельности в Галилее Иисус  по-видимому, не встречал какого-либо серьезного сопротивления и пользовался полнейшей свободой, пока Его Проповедь воспринимал лишь ограниченный круг лиц.
Но когда  Он  достиг общественного  признания и успеха и Его популярность возросла  благодаря чудесам, Ему пришлось несколько раз  скрываться .
До тетрарха Антипы доходили слухи о Его чудесах, но политической агитации не было со стороны Иисуса, и он не стеснял Его.
Однако Учение Иисуса о Царстве Божьем  не было благосклонно принято не только в  родном Назарете , но и в других городах Галилеи, Несмотря на Его чудеса....
       Слова Иисуса вызывали  непонимание, когда Он говорил подобное: «Я есмь хлеб мира...Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня.  Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и  верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его  в последний день...»( Ин 6:35,38-40).
Когда же Он сказал в синагоге Капернаума: «Я-хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей, будет жить вовек; хлеб же ,который Я дам , есть плоть Моя..Ядущий Мою плоть и пиющий Мою  кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Ин 6:51.56), — с этого времени многие ученики отошли от Него…
        Иисус  понимал, что если Он не выйдет за пределы Галилеи, влияние Его будет неизбежно ограниченным. Вероятно, тогда Он и принял решение   «приобрести» Иерусалим, или оправдать пословицу, что  пророк не должен умирать где-либо вне Иерусалима(Лука 13:33)
Приближался праздник поставление кущей.

        Иисус отказался идти на праздник с братьями и остался в Галилее, но затем пришел  в Иерусалим тайно .
Первосвященники отнеслись к Нему скорее с презрением, чем с интересом. Для Иерусалима Он был чужеземец и провинциал, Он чувствовал здесь высокомерие и недоброжелательство аристократов.
«Очень много толков было о Нем в народе:одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, Он обольщает народ»(Ин 7:12).
Иисус вступал в ожесточенные споры , которые всегда заканчивались бурей. В Него бросали камнями ( Ин 8:39; 10:31: 11:8), исполняя правило Закона, предписывавшего побивать камнями  каждого пророка, даже совершавшего чудеса, который стал бы совращать народ  из старой веры ( Второзак.13:1). Его называли безумным, одержимым , самаритянином ,  пытались убить .Однако, «многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит Он более знамений?»   (ИН 7:31). Одни говорили о Нем : «Он точно пророк» , а другие: «Это Христос» (7:41).Услышав такие толки о Нем в народе, первосвященники хотели схватить Его ; власти все более ожесточались.О Нем говорили : «Он одержим бесом и безумствует »(Ин 10:20).
               
        В начале марта  первосвященники созвали  Совет (Ин 11:47) и говорили:   «Что нам  делать?Этот человек много чудес творит.  Если оставим Его так,то все уверуют в Него- и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (11:48). И тогда выступил Каиафа, который был в то время первосвященником, и  произнес свою кровавую аксиому: «Лучше нам, чтобы один человек  умер за людей, нежели, чем весь народ погиб» (11:49-50).
Таково было мнение всей первосвященнической партии, которая всегда старалась арестовывать религиозных энтузиастов, поскольку предвидела, что они доведут своими  возбуждающими проповедями страну до гибели.
Хотя  движение, вызванное Иисусом, согласно евангельским описаниям, не заключало в себе ничего политического,  священники предвидели, что последствием его в конце концов будет обострение римского ига и ниспровержение Храма.   Таким образом, участь Иисуса была предрешена уже в феврале или марте.
На некоторое время Иисус отсрочил  свою гибель, удалившись в городок Ефраим на границе пустыни. Здесь Он прожил с учениками несколько недель, пока  опасность рассеялась.

        За 7 дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию к  своим друзьям Марфе и Марии и их брату Лазарю, которого Он воскресил через четыре дня после смерти (Ин:11)
 После этого  все больше иудеев начинали верить в Него и рассказывать другим о сотворенном Иисусом чуде, но некоторые «пошли к фарисеям и сказали им , что сделал Иисус».
Первосвященники « дали приказание , что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» ( Ин 11:57).
Итак, приближался праздник Пасхи и враги Иисуса ожидали, что Он придет праздновать Пасху в Иерусалим.

         Далее приводятся описания согласно  Евангелиям Марка, Матфея и Луки             У синоптиков  заговор против Иисуса состоялся за два дня до празднования Пасхи.Именно «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафа, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить…» ( МФ 3–4)

       В праздник подобная Иисусовой публичная деятельность была категорически запрещена законом. Однако была и другая причина опасений первосвященников, книжников и старейшин, а именно — популярность Иисуса:
«Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе».( Мк 14:2, Мф 3:5)
     Большинство саддукеев прекрасно понимали,какими страшными последствиями грозит стране и Храму любое военное столкновение с Римом, поэтому старались поддерживать хорошие отношения с римскими наместниками и их гарнизонами.
Первосвященник Каиафа с одной стороны,  не мог ослушаться римлян, с другой – он боялся, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26: 5).(Ин. 11: 47–50)
     Каиафа, страшась всеобщего восстания иудеев На некоторое время Иисус отсрочил  свою гибель, удалившись в городок Ефраим на границе пустыни. Здесь Он прожил с учениками несколько недель, пока  опасность рассеялась.

       
      У синоптиков  заговор против Иисуса состоялся за два дня до празднования Пасхи.Именно «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафа, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить…» ( МФ 3–4)


     В праздник подобная Иисусовой публичная деятельность была категорически запрещена законом. Однако была и другая причина опасений первосвященников, книжников и старейшин, а именно — популярность Иисуса:
«Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе».( Мк 14:2, Мф 3:5)
     Большинство саддукеев прекрасно понимали,какими страшными последствиями грозит стране и Храму любое военное столкновение с Римом, поэтому старались поддерживать хорошие отношения с римскими наместниками и их гарнизонами.
Первосвященник Каиафа с одной стороны,  не мог ослушаться римлян, с другой – он боялся, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26: 5).(Ин. 11: 47–50)
     Каиафа, страшась всеобщего восстания иудеев и беспощадной реакции Рима, решил предотвратить эти несчастья, выдав Иисуса Понтию Пилату. В то же время, нельзя было предпринимать никаких открытых действий против Иисуса, чтобы не толкнуть народ к мятежу: любой шаг мог привести к взрыву.
Согласно всем евангелиям, Иисуса не могли схватить ни в Храме, ни на улицах Иерусалима из-за страха перед людьми, защищавшими Его (Мк12:12;Мф 21:46;Лк 22:2, 19:47-48).
     Тогда у Каиафы и  возникла идея пожертвовать Иисусом, чтобы предотвратить бедствие, которое грозило всему народу со стороны римской оккупационной власти.Верховный совет нёс ответственность за сохранение мира между еврейским населением и оккупационной армией.  Но с др. стороны,эти «размышления» можно толковать как фактический смертный приговор, вынесенный Иисусу советом.
      Однако, следует учитывать и тот факт,  что без приказа Пилата и без его выполнения римскими солдатами Иисус не был бы распят даже если бы весь народ Израиля пожелал это.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ ИЗ ВИФАНИИ


Рецензии