Псалом 50. Помилуй меня, Боже
Тема псалма – мистическое богословие. Оно имеет выражение в определённых понятиях и особенно остро выражается в первых стихах псалма, выражающих простую молитву – «Господи, помилуй». Псалом 50-й это самый читаемый текст на богослужениях, Это центральный из семи покаянных псалмов. Его надо знать наизусть. Он индикатор сознательной церковной жизни.
Надписание: «Руководителю. Псалом Давида. Когда входил к нему пророк Нафан после того, как Давид вошёл к Версавии». Нам сразу предлагается некая интрига, ибо один глагол объединяет в себе два действия: «входил – вошёл». Как Давид проник к чужой жене, так пророк вошёл к нему в душу. Все эти оттенки создают зачин для покаянного псалма. И со стиха 3-го начинается содержательная часть псалма:
«Помилуй меня, Боже, по милости Твоей». Иной перевод: «Облагодатствуй меня, Боже, по милости Твоей». Это связано с двойным значением глагола – «ханан» - помилуй, как проявление расположения в виде даяния и дара. Важно ещё то, что от корня этого глагола есть существительное в значении – «благодать». Со стороны человека смысл глагола – жалеть, от Бога – миловать. Но никогда этот глагол не употребляется в судебной процедуре. А «милость», как понятие, в еврейском языке имеет другой корень – «хесет». В русском и греческом «помилуй» и «милость» слова однокоренные. Поэтому в славянском переводе добавлено уточнение – «по велицей милости». Для точного понимания еврейского слова «милость» есть источники - Христос сказал: «Пойдите, научитесь что есть – милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13). Второй отрывок из 4-го псалма: «Познайте, что отделил Господь милостивого для себя» (Пс.4:4). Это важно понять, потому, что Милость это стержень понятия – святость. Итак, от библейского слова – помиловать - «ханан» выстраивается цепочка понятий: милость - «хесет» и благость - «туф» Выстраивается такой смысл – По милости Твоей вспомни меня, Боже, ради благости Твоей.- Ещё важно то, что в библейских понятиях «помилуй» и «милость» положительный аспект преобладает как - «даяние для…» Где отрицательный был бы – «избавление от…». В этом состоит одна из основ библейского мировоззрения, если вспомнить то, что такое библейская «пустота», ибо она в своей духовной основе всегда заполняется противоположным – отсутствие добра замещается злом. Таким образом, даяние Благодати Божьей, при молитве – «помилуй» приводит к тому, что пустое и злое исчезает. И опять же, к юридической процедуре помилования это прошение не имеет никакого отношения. Это понятие хорошо выражено в греческом языке, ибо «елейсон» - помилуй, того же корня, что и «елей» - олива, масло. Поэтому в прошении «Кирио елейсон» - «Господи помилуй», заключена мольба о врачующей и питающей силе Благодати Божьей, объединяющей и земное, и небесное. Далее, что важно: с глаголом – «помиловать» связан глагол – «жалеть, сострадать». Эти глаголы встречаются рядом в тексте и связаны с именем Яхвэ. В этом имени присутствует элемент тавтологичности. Моисей вопросил об Имени Божьем. Бог назвал Имя (евр.) – «Ехье Ашер Ехье» - «Есмь Кто Есмь». Эта тавтология указывает на самотождественность Божьего бытия. Это первая часть Имени Божьего в отношении к Себе, где Бог абсолютно непознаваем и не именуем. Вторая часть Имени выражена в Его отношении к сотворённому миру. Эта часть опять связана с Моисеем, который просил Бога показать ему Славу Свою. А Бог напомнил ему о благости и помиловании в контексте – «в Имени Моём уже Я помиловал, кого помилую, и уже Я пожалел, кого пожалею». Моисею дано было в особом состоянии постигнуть некий вневременный объём божественной милости и жалости, как если бы он увидел всюду и разом всех, кого Бог помиловал и пожалел. Как Авраам смотрел на звёзды, а видел образ Церкви, так и Моисею дан был вневременный объём познаний, что есть Милость Божья. Итак, о божественном Бытии ничего нельзя даже сказать, оно непознаваемо и Имя не именуемо. В этой ситуации остаётся полная тавтология – Есмь Кто Есмь. Это личная форма глагола. Эта форма исчезла из греческого перевода по особенностям языка, и там получили – «Я Есмь Сущий». Тавтология исчезла, как и личная форма глагола, потому, что «Сущий» это причастие. Вторая часть Имени Божьего, в отношении к сотворённому миру, уже не полная тавтология, а аналогичное ей выражение – «уже Я помиловал, кого помилую, и уже Я пожалел, кого пожалею». Это второе понятие выражено через «посланность» (отношение) от Бога пророков или апостолов, что имеет основание в «Есмь», в самом бытии Божьем. Поэтому от Божьего бытия в пророках и апостолах была такая сила убеждения. В этой посланности суть Божьего замысла о Мире, а именно – миловать и жалеть даже после грехопадения. Христос сказал апостолам: «Вот Я посылаю вас как овец среди волков…»(Мф.10:16) Оказывается, что у овец больше сил, чем у волков, потому, что они связаны с божественным – «Есмь». Ещё сказал Христос: «Когда же будут предавать вас не заботьтесь как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»(Мф.10:19). Он поставил Себя среди апостолов как брат, ибо сказал – «Отец Мой и Отец ваш». Итак, в Имени Божьем должны быть части: «Есмь Кто Есмь» + «помилую и пожалею». Важно то, что эта вторая часть Имени Божьего не имеет под собой никакого мотива или причины, ибо это самое безусловное, что есть на свете. Бытие имеет в Себе только Бог и Его - «помилую и пожалею», и именно поэтому, как утверждает апостол Иоанн - Бог есть Любовь. Бог увенчивает человека Своей милостью и жалостью, а если на нём являются эти божественные свойства, то он уже небезучастен к Божьему – «Есмь». Именно этого и просит Давид – быть причастным Божьему – «Есмь». И это самая дерзновенная молитва, которая только может быть – «Господи помилуй», т.е. возвысь меня до Себя. Апостол Пётр сказал просто – «Человеку возможно стать причастником божественной природы». А чтобы обосновать такую возможность, в православии было разработано учение о нетварных энергиях, что подразумевает под собой Благодать Всесвятого Духа. Святые отцы как раз так и молились, призывая Её, ибо хотели, чтобы Господь их возвысил до Себя. Итак – «Господи помилуй», эта молитва связана с самим бытием Божьим. А многие, произнося её, не знают что просят. Итак, первая фраза псалма: «Помилуй меня, Боже, по милости Твоей, по многой жалости Твоей сотри преступления мои». Слово «жалость» употребляется в еврейском языке только во множественном числе, так же как слова – «Жизнь», «Вода» или «Небо». Что же просит Давид?.. – «по многой жалости Твоей». Но слово «жалость» в еврейском языке во множественном числе, поэтому на славянский перевели как – «щедроты», но в значении «жалость». Т.е. Давид просит об утробном сострадании, о благоутробии, ибо библейское сострадание и жалость указывает на рожающую материнскую утробу. А из утробы рождается человек, а из утробного родильного страдания рождается, как сказал Христос – радость: «Жена, когда рождает, имеет печаль, потому, что пришёл час её. Когда же родит дитя, она уже не помнит скорби от радости, потому, что родился человек в мир» (Ин.16:21). Глаголы «помиловать» и «пожалеть» входят в высший раздел божественного бытия - «Благость». Господь дал это услышать в Своём Имени Моисею, и он постиг все случаи, когда Божья жалость и милость смогла достигнуть человека. Далее, окончание первой фразы – «сотри преступления мои». Это очень сильный глагол – «сотри». Впервые он появляется в истории Потопа. Бог сказал: «Сотру человека, которого Я сотворил от лица земли»(Быт.6:7). Это означает мистическое очищение и физическое истребление а, в конечном счёте – забвение. Бог стирает имя и память о человеке из Книги Своей. Давид просит Бога именно такого забвения и истребления грехов до первозданной чистоты. Всё это очень дерзко, как и молитва – «Господи помилуй» в этом контексте становится дерзкой молитвой. Таким образом, в одном начальном стихе соединяются два прошения – «дай» и «избавь». Бог, конечно же, всё помнит, но может ли Он забыть грех и не вспомнить?.. В книге Исайи Господь говорит: «Я Сам стираю беззакония твои ради Себя Самого и грехов твоих не вспомню» (Ис.43:25). Именно в этом проявляется Божья жалость к человеку. Мы верим в такого Бога, который ради Себя Самого не помнит наш грех. Далее, по поводу слова «преступление» выстраивается цепь существительных, которые означают – грех. Суть преступления – выход за границы, переступание через…
«Многажды омой меня от вины моей и от греха моего очисти меня». «Вина» - это капитальный термин библейского мировоззрения, по-еврейски – «авон». Это был грех Каина и Содома, он всё время стремится достигнуть своих пределов к понятию - «полная вина». Это как бы острие греха, то самое семя змея, что с человеком от грехопадения. Однако, «авон» это и вина, и наказание за вину, т.е. преступление уже есть и наказание, что хорошо понимал Ф.М.Достоевский. Грех уже есть страдание, которое до времени пока не осознаётся. Но грех действует в человеке как побуждение: «остерегусь от вины моей…» (Пс.17) Т.е. остерегусь от побуждения к вине, от виновности. Давид так настойчиво просит Бога омыть его от вины, потому, что такая каинская вина содержит в себе острие греха, кару за грех и первородный грех. Итак, выстраивается цепь синонимов: Помилуй – Сотри - Омой – Очисти. Выстраивается цепь понятий и греха: Преступление – Вина – Грех.
«Ибо преступления мои я знаю, и грех мой предо мною всегда», т.е. постоянно, Но и память о Господе Давид в себе имел постоянно. Возникает тема памяти. Святые отцы всегда говорили, что память о прежних грехах терять не должно, ибо она охраняет душу от будущих его повторений. Пророк Исайя: «Я Сам стираю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не вспомню. Ты напомни, чтобы ты был прав» (Ис.43:25). Грех кающегося стоит пред ним, и он неотступно видит пред собой Господа. Такой человек постоянно делает над собой усилия и тем самым становится ближе к святости и покаянию, которое возрастает как плод богопознания и является как искусство. Но, покаяние это не умозрительный плод учёности, а дар Божий. Пророк Иона, который почти ничего о Боге не знал, был призван Богом на проповедь, и покаялась Неневия. В Новом Завете есть пример распятого разбойника и его покаяния и исповедания Бога. Итак, покаяние даётся тому, кто Господа всегда имеет пред собой.
«Тебе одному я согрешил и злое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен, когда говоришь; Ты чист, когда судишь». Тебе одному – это значит наедине с Тобой согрешил, хотя нет свидетеля, что Урия (муж Версавии, которую забрал себе Давид) убит по интриге Давида. Грех человека есть насилие над Образом Божьим в человеке, а Давид знал, что Бог взыскивает кровь человека с виновного за гибель. Но все эти смыслы не главные. Главный смысл в том, что всякий грех есть грех – «единственно пред Тобою». Ярче всего это видно в истории грехопадения: «Будете как боги», сказал змей. «Ибо преступления мои я знаю…» - познать свой грех, это значит увидеть его как грехопадение в масштабе мирового бытия. Когда человек познал свой грех, и у него нет никаких самооправданий в масштабе миробытия, тогда очевидной становится простая истина – Бог праведен, когда говорит и чист, когда судит.
«Вот я в виновности извержен и во грехе зачала меня мать моя». Это именно та виновность, которую человек приобрёл в первородном грехопадении. «Зачала» - очень редкий глагол в значении – с горячкой и возбуждением. Он обычно применяется только к животным, а здесь единственный раз к человеку. Всё это как бы говорит, что вся жизнь человека от зачатия до смерти проходит в греховном мире. Самооправдания здесь у Давида нет, ибо он видит свой грех в масштабе мирового события, он познал, что его грех такой же, как и грех прародителей.
«Се Ты восхотел, чтобы Истина была во внутренности моей, и в сокровенном Ты дал знать мне премудрость». Это тот случай, когда трудно понять контекст. Внутренность обозначается редким еврейским словом – «тухот». Глагольная его форма означает – покрывать, обкладывать, обмазывать. Слово – «обмазывать» выводит на книгу «Левит», на сюжет о ремонте дома. Когда на камнях стен внутри дома появлялись пятна, то их счищали, призывали священника, «больные» камни заменяли и обмазывали внутренность дома прахом, т.е. глиняным составом. Здесь возникает аналогия – как тело человека это дом для Духа Божия, так и дом – продолжение его тела, за которым полагалось ухаживать как за своим телом, ибо он живой. Так и храм Божий в Иерусалиме – живой. Итак, эта внутренняя обмазка дома символически представляет собой внутренность нашей плоти, которая покрывает дух жизни. Получается, что Господь под внутренние покровы тела туда, где кончается плоть и начинается дух, вложил Давиду свою Истину и Премудрость. Именно на эту тончайшую сферу соприкосновения тела и духа как раз и влияет грех своей разрушительной природой. Давит как бы говорит – я в таком грехе рождён, а Ты захотел, чтоб во мне жила Твоя Истина в той тонкой сфере и дал знать мне Твою Премудрость в сокровенном, т.е. в области ограждённой от соблазнов мира. Ты всё это мне дал… а я грубо согрешил – имеет ввиду Давид. Надо иметь ввиду, что не только Давиду, но и каждому верующему человеку Господь дал Себя знать. Далее, тема очищения души как очищение дома имеет своё развитие:
«Окропишь меня иссопом и буду чист, омоешь меня, и чище снега убелюсь». Глагол «кропить» в основном смысле – грешить. В иной форме – приносить жертву, очищать от греха, а по контексту, в конце – кропить. Ритуал очищения дома в замене камней завершался именно таким окроплением – кровью птицы и водой живой (проточной). А вода и кровь в Новом Завете появляются после смерти Христа, из Его прободенной раны. Это не совпадение, это духовная связь. Т.е. Давид как бы взывает – как излечивают внутренность дома от каменной проказы, так излечи внутренность души моей до сакральной чистоты. И этот образ души как внутренней клети прозвучит в Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в (внутреннюю) комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, который в тайне, и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6:6). Давид был из тех праведников, кто умел входить во внутреннюю клеть души своей. Вопрос: а почему именно иссопом (веничком из особой травы) полагалось окроплять дом?.. Появление иссопа отмечено в книге Исход, когда кровью агнца евреям надо было помазать косяки дверей, чтобы ангел смерти прошёл - «пасах» (отсюда – Пасха – прохождение мимо). Помня всё это, Давид просит Господа – окропи меня кровью и водой, и сакрально очисти дом души моей, ради её спасения. Слово «убелюсь» предполагает участие человека в деле очищения по принципу переплавки металлов. Но создаётся противоречивый образ, ибо кропление иссопом производилось кровью, а Давид просит омыть себя до белизны. Образы не представимые для чувств, поэтому надо искать духовный смысл. В книге Иова воплощение Господа сопоставляется с выпадением снега, инея и града, которое приводит Спасителя к Голгофе. И вот тут становится ясно, что только божественной кровью человек может чище снега убелиться. Пророк Исайя подтверждает: «Если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю…» (Ис.1:18)
«Дай мне слышать радость и веселье…» На символическом языке это значит войти в богообщение. Давид просит больше, чем прощение и очищение. Это важно для покаяния. Кающийся должен знать конечную точку своего пути – прийти к богообщению. Это главная часть молитвы. В этом, кстати, смысл разрешительной молитвы священника на исповеди – присоединение к Церкви, к богообщению. В псалме 7-м Давид просит судить его по его совершенству, т.е. по самой строгой мере. Такая молитва выражает стремление человека к святости. Без этого порыва к святости истинного покаяния не будет.
«Возрадуются кости мои, что Ты сокрушил». Кости поддерживают стройность и связь между душевными силами. На греческом – «кости смиренные…». Не всегда переводчики решаются переводить так, как в еврейском тексте. А почему сокрушил? Понять можно из истории грехопадения. Слова Бога провинившимся людям были нацелены дойти до самого нутра, а Писание показывает, что покаяние идёт из утробы, источника страдания и сострадания и сотрясает человека всего изнутри. Адам дал жене имя Ева – матерь всех. А с рождением связано терпение печали и боли. В этом Адам достиг сострадания к ней. А потом Бог одел их в кожи принесённых в жертву за грех животных. Люди оделись в них именно в покаяние. А Давид именно так воспринял слова пророка Нафана, сказав – «наказывает меня внутренность моя». Поэтому Давид констатирует, что весь костяк его душевных сил был сокрушён, но чтобы отстроиться заново. Мы тоже все через это проходим. Однако всё это нельзя принимать к унынию. В этом сокрушении, признанном Давидом, его нельзя признать праведником и он сам себя тем более не признаёт таковым.
«Дай мне слышать радость и веселье…» Т.е. когда кости будут радоваться, как было сказано, то это будет означать, что человек восстанавливается в своих силах и уже может встать и всё начинать сначала.
«Скрой Лицо Твоё от грехов моих и все вины мои сотри». «Скрой Лицо», как и глагол – «сотри», означает, в конечном счёте – забудь, отвернись от грехов моих, просит Давид, но от меня самого не отвращайся. Здесь звучит капитальная мысль всего библейского мировоззрения – необходимость отделять грешника от его грехов, грех ненавидеть, а грешника любить. Каин когда-то говорил Богу: «От Лица Твоего я скроюсь». Давид же, в противоположность, говорит Богу: «Скрой Лицо Твоё от грехов моих…». Так по-разному устроены богопротивный и боголюбивые миры человеческого духа.
«Сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух незыблем обнови во утробе моей». «Сердце сотвори…». Давид просит о перемене сердца и, как бы, о новом его сотворении, после тяжких грехов. Дух в утробе – это дыхание Жизни, которую человек получил при сотворении. «Дух незыблем». Перевели на греческий – «дух прав». Но дух незыблем - это дух утверждённый, верный, твёрдый, постоянно готовый к испытаниям. Так же как утверждено Богом само Мироздание. У лжеца же всё наоборот, нет в его душе постоянства. В искушениях человек просит этих качеств духа не как душевных сил только, но с опорой на дух, что силой Божьей утверждён.
«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». Та же мысль – скрой Лицо Твоё от грехов моих, но не отвергни меня самого. Когда человек сможет отделять человека от живущего в нём греха, тогда появится у вас и любовь, и смирение, и терпение, и доброжелательность. Здесь Давид кается и просит обновить его, чтобы дух человека, что в утробе, встретился с Духом Святым Божьим.
«Возврати мне радость спасения Твоего и духом ревностным утверди меня». Ревностный – это дух побуждения, усердия, рьяности, желания и благоволения в себе самом. Такой дух может быть дан человеку от Бога. А в человеке есть воля, что поднимает и принимает свою душу и несёт. Это есть дух человека как Образ Божий. Кто знает - что есть в человеке кроме духа человеческого? А Бог даёт утвердиться Духом Своим в человеке по воле человека. Это основа психологических знаний о человеке. Психология без учения о Духе Божьем и духе человеческом не может существовать.
«Научу беззаконных путям Твоим и грешные к Тебе обратятся». Кто через покаяние присоединён к Церкви, тот разделяет движение Церкви в мир к тем, кто не научен и не обращён. Церковь есть – миссия по природе, ибо верующий человек есть источник веры для других людей. Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38) Миссия – неотменяемое состояние Церкви, а учить могут те, кто имеет опыт благодати. Только смиренный достоин стать учителем. Давид понимает, что если он просит у Бога богообщения, то он просит и служения людям.
«Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возликует язык мой о правде Твоей». Урия, погубленный Давидом из-за его жены, был иноплеменник, но принял обрезание и был присоединён божьему народу. Таким образом, он был духовный брат Давиду. А Богом было сказано: «Глас кровей брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Т.е. Давид просит принять его в общение и избавить от этого каинского греха. «…возликует язык мой о правде Твоей», о Божией правде, а не о человеческой, критерием которой является справедливость и равенство. У Бога же Правда есть – милость.
«Господи, губы мои отвори, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо Ты не восхотел жертвы, а я дал бы; всеприношение не угодно тебе». Бога молят о милости, ибо никакая жертва человеческая не искупает грех. Неправильный перевод на греческий язык – «всесожжение», ибо это только лишь земной технический термин. А «Всеприношение» - духовный смысл, ибо это жертва цельная, которая указывает именно на жертву христову. «Ты не восхотел жертвы…» Прощение греха это не изъятие чего-либо, а даяние.
«Жертвы Богу – дух сокрушён; сердце сокрушенно и смиренно Ты, Боже, не презришь». Святые отцы пишут, что кто познал нужду в помощи Божьей, тот много молится, и в какой мере умножает молитвы, в такой и смиряется его сердце, ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться.
На этом псалом заканчивается. Но есть ещё окончание. Это дополнение обычный приём, когда к псалму присоединяют фразы, которые соотносятся с современностью. Находящийся в вавилонском плену народ хочет и стремится в Иерусалим, чтобы приносить положенные по закону жертвы: «Тогда Ты восхочешь жертву правды, возношение и жертву цельную; тогда вознесут на алтаре Твоём тельцов». Таким образом, завершается покаянный псалом прошением о благоустройстве Церкви.
Свидетельство о публикации №224102500584