Размышление перед вечностью

«Наверное, трудно сразу понять, что такое вечность. Ведь мы живем во времени и часто видим, как что-то начинается, а затем заканчивается, стало быть, не является вечным. Но есть Господь Бог, Который несравнимо выше нашего тварного мира, не зависит от времени, Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца. Он пожелал, чтобы и созданные Им разумные существа были также причастны вечности. Кстати, в нашем мире как некий образ вечности встречается то, что не имеет ни начала, ни конца – круг, а в христианстве он и является символом вечности.

Вместе с тем необходимо различать вечность, которая принадлежит одному только Богу, и вечность, даруемую тварным существам. Бог был всегда и Его бытие не имеет начала, а поскольку Бог выше времени, то Его бытие не закончится никогда. То есть Его вечность – нетварная, принадлежащая только Ему одному. А вечность, даруемая тварным существам, иного порядка: все тварное имеет начало, когда-то ничего тварного не было, в этом смысле мы не вечны, а точнее, не безначальны. Конечно, существа духовного мира – ангелы, и души людей уже не исчезнут, но только по дару Творца, а не по собственной самодостаточности. Иными словами, Бог вложил в духовную природу тварных существ (ангелов и душ людей) дар безсмертия, поэтому бытие духовно-тварного мира, однажды начавшись, уже не закончится.

В откровении Иоанна Богослова о конечных судьбах мира земного говорится, что со Вторым Пришествием Христа и наступлением Его благодатного вечного Царства времени уже не будет (Откр.10:6). Жизнь будущего века – это тайна, которую мы не можем сейчас постичь полностью. Но мы можем знать, что именно в вечности бытие тварных существ раскроется в полноте своего призвания. Вечность – это не безконечная длительность времени, а некое новое бытие, не стесненное земными, пространственно-временными рамками. Чтобы это понять, заметим, что предначатие этой вечности уже наступает для людей, покинувших мир земной, и мы знаем, что, например, святые способны являть свою помощь людям по их молитве в любой точке мира, и что сколько бы людей одновременно ни молились святому, он слышит искреннюю просьбу каждого, что было бы невозможно в условиях земной ограниченности. Однако постичь вечность более непосредственно мы сможем только вступив в нее. Дай Бог, чтобы в вечности каждого из нас ожидала благая участь».

Иерей Валерий Духанин
 
***
Каждого, взятого в отдельности человека из всего остального человечества, живущего на земле; и всякое животное, и зверя, и птицу – ангелы направляют на добро, а демоны завлекают во зло.
Над человеческим родом кружат бесы более кощунные и коварные, нежели над миром животных.

Борьба идёт везде и во всём творении божием: в стихиях морских и воздушных, в пространствах земных: горных, пустынных, лесных и степных; в пещерах подземных, наполненных водами, острыми льдами, серными газами, мышами летучими и гадами ползучими; в страшных недосягаемых океанских глубинах…

Борьба идёт постоянная или с перерывами, в которых заметен относительный земной покой среди постоянных разрушений природных структур и всех переходящих эпох и времён посредством столкновений…

Идёт противостояние между людьми, зверьми и животными; между птицами и рыбами всех размеров; между всякими существами, будто в сказках рождёнными; в природных явлениях холодных и жарких; бодрых и уставших…

Вечность Господня не знает противодействий: усталости тела и духа здесь нет; и слепость творений исчезла безследно; земное, как бренность, всё осело в туманность земную – всему своё место в различных Божественных твердях…

...но всё стремится в гармонию Жизни.

Июнь 2023.


Рецензии